Разработка урока литературы. 5 класс. В.Г.Короленко "В дурном обществе". Слово о писателе. Знакомство с героями повести.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Первый урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Знакомство с писателем, который всегда жил "по совести", героями его повести-Васей и его отцом, городом, в котором происходят события.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolenko._v_durnom_obshchestve._urok_1.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема «Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

 

  Наш урок   построен по следующему плану:

1.Знакомство с жизнью и личностью В.Г. Короленко.

2.Знакомство с повестью «В дурном обществе»:

а) образ серого, сонного города(1гл.);

б) отношения Васи с отцом (2гл.).

 

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести на материале 1,2 главы – Васей и его отцом.)

В нашей жизни мы встречаем людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди – их мало, и встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступать от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был В.Г. Короленко

Обратите внимание на портрет писателя.

Перед нами взрослый, умудрённый жизненным опытом мужчина. Глядя на портрет писателя мы обращаем внимание на его взгляд.(проницательный)

Каким человеком вы представляете автора повести?

Принципиальным, доброжелательным.)

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921 гг.) родился в 1853 г. в Житомире на Украине (поясним, что Украина в то время входила в состав России). Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой, классической, гимназии в Ровно не было)

те времена в Российской империи были гимназии двух видов: реальные и классические. В классической гимназии изучали древние языки — древнегреческий и латынь, и для поступления в университет необходимо было держать экзамены по этим языкам. После реальной гимназии поступать в университет было нельзя: выпускник мог рассчитывать только на получение реального, как тогда говорили, образования: инженерного, сельскохозяйственного.

Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязев

академии были установлены жесткие полицейские порядки: во всем мире после Парижской коммуны 1871 г. возникали рабочие и социалистические партии, действовал I Интернационал — Международное товарищество рабочих, и царское правительство боялось, что коммунистические идеи из Западной Европы проникнут в Россию. Особые люди доносили обо всем, что делается в академии, студенты которой по традиции ездили на стажировку за границу.

Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодежи. В 1876 г. он подал коллективное прошение от имени студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год Короленко вновь стал студентом и снова был исключен. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя.

Царское правительство считало Короленко «опасным агитатором и революционером», и в 1879 г. Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место — «за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние».

Первое свое серьезное произведение — очерк «Чудная» — Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме. В 1881 г. был убит император Александр

Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал повесть «В дурном обществе» (много лет она печаталась под названием «Дети подземелья»).

Возвратившись в Центральную Россию, Короленко быстро становится известным писателем, сотрудничает со многими журналами и газетами, затем сам становится создателем журнала «Русское богатство». До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами.

Какими принципами обладал Короленко? ( Он был честным, справедливым человеком.)

Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть.

Повесть  один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.

Сюжетная линия  это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.

Повествование ведется от 1 лица, от имени Васи- участника происходящих в повести событий.

Словарная работа.

Перед чтением выясним значение некоторых слов

Часовня- маленькое здание для богослужений.

Убежище – место, где можно укрыться.

Кров – жилище, уют.

Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.

Чтение. Беседа по прочитанному

Кто такой Вася?

Вася- мальчик 7-8 лет, сын судьи. Судья едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке.

Главный герой Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего 3 счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания героя нет в повести. Вася – смелый мальчик, честный, добрый, он умеет держать слово. В этот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрение ради того, чтобы его маленькая подружка могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.

Маруся и Соня В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой. Маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». - Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика….» Вася сравнивал Марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодная. За ней ухаживал брат Валек.

История дружбы После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».

Как описывает автор городок, в котором происходит действие?

Текст В городе царила разруха, он был запущен. 

Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор?

Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки. «Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик.

Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Какие архитектурные сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение?

Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Кто жил в замке?

Бедняки

Почему им пришлось покинуть своё убежище?

Старый Януш, который когда-то был мелким графским служащим, выхлопотал себе нечто звания управляющего и приступил к преобразованиям. Он вместе с целой армией красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка бедняков.

Хочу отметить изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции. « А в стороне стоял молчаливый будочник (полицейский) тоже с увесистой дубиной в руках.»

Где нашли приют несчастные. изгнанники? Кто из них заслуживает особого внимания?

На горе, около часовни, они составили дружное сообщество и занимались мелким воровством в городе и окрестностях. Организатором и руководителем этого сообщества был Тыбурций Драб.

Разговор об этом герое у нас пойдёт на след уроке.

Таким образом развернувшаяся перед нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять характер взаимоотношений, которые сложились между действующими лицами повести.

Прежде всего остановимся на взаимоотношениях, которые сложились между Васей и его отцом после смерти матери.

Обратимся к тексту ( 1 абз. 1главы)

Что в жизни мальчика было самым тяжёлым?

Как складывались отношения Васи с отцом?

Непонимание, отчуждённость. Мать умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным.

Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына?

«Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»;

«между ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др

Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Он воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка, который легко пережил смерть матери и отдавал всё своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам.

Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васе? Если нет, докажите свою точку зрения.

Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.

Любит ли Вася своего отца?

Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал.

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как тяжело было отцу Васи переносить смерть любимого человека, каким одиноким он себя чувствовал. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нём раздражение и неприязнь к сыну, он не мог подозревать о сложных чувствах мальчика

Урок милосердия и любви к людям 

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменилось. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятием справедливости, верности и человеческой любви. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

Какие эпизоды повести вам понравились, особенно взволновали?

Подведение итогов урока.

 Таким образом, сегодня познакомились с таким гениальным писателем как Короленко, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам.Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Задачи урока:Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологичес...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№2

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы по рассказу В.Г.Короленко "В дурном обществе"№3

Задачи урока: Образовательные: помочь учащимся  осознать и осмыслить идейное содержание повести. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монол...

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...