Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"
статья по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva_elena_viktorovna_g._cheboksary.docx | 610.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание электронных учебных пособий к урокам литературы
Автор: Николаева Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50 г. Чебоксары»
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практически по всем предметам, создаются собственные электронные ресурсы.
Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. С этим бороться бесполезно, это надо принять как данность и использовать ее в своих интересах. А самый главный наш интерес – дать ученикам необходимые знания, научить их самим искать новые знания, пользоваться ими.
Одна из возможных форм организации обучения – создание электронного учебного пособия, которое можно использовать как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся дома. Электронная форма пособия позволяет совместить биографический материал, учебные статьи, избранные научные работы по некоторым частным проблемам истории литературы, хрестоматию, практические задания, вопросы. И самое активное участие в этой деятельности должны принимать сами ученики, оформляя найденный материал не в виде традиционных докладов и сообщений, а в виде компьютерных презентаций.
Их применение позволяет повысить не только интерес к предмету, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому ученику независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Школьники начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов.
К тому же ученик из простого слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Учащиеся самостоятельно подбирают биографический материал, находят иллюстрации, формируют план работы и готовят публичное выступление. Такая работа способствует формированию многих языковых компетенций: умение анализировать текст, выделять основные мысли, выбирать интересные факты и делать выборочное изложение, совершенствовать ораторское мастерство и навыки публичных выступлений.
Самая, пожалуй, сложная часть уроков литературы – изучение биографии писателя, поскольку личный жизненный опыт художника, условия его жизни, переживания, выпавшие на его долю, отражаются в художественных произведениях. Также встреча с писателем должна подготовить ученика к восприятию творчества писателя, к анализу текста. Биография служит своеобразным ключом к творчеству, помогает услышать голос писателя, увидеть своеобразие личности, характера и судьбы, дает возможность почувствовать дыхание эпохи, понять обстановку, которая способствовала появлению его произведений.
Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искусства переплавляются художником в его произведении.
Встреча с писателем должна подготовить ученика к восприятию его творчества, выявить концепцию жизни писателя, философскую основу бытия, процесс мышления, результатом которого является художественное произведение, включиться в сложнейший диалог с автором. Без этих знаний школьники не смогут подойти к объективному пониманию художественного текста.
Для того чтобы биографический рассказ был четким, занимательным, эмоционально ярким и привлекал внимание читателей к произведению, была разработана форма повествования о жизни и творчестве писателя в виде компьютерной презентации. К тому же презентация дает возможность не только рассказать о писателе, но и проиллюстрировать важные этапы его жизни и творчества.
Благодаря систематической работе учителя и учащихся накопился огромный материал, который в 2009 году позволил выпустить первый диск наших работ: Мультимедийное приложение к урокам литературы в 11 классе «Изучение биографии писателя на уроках литературы».
Работа выполнена в конструкторе школьных сайтов и состоит из следующих разделов:
- Литература начала ХХ в. «Серебряный век»
- Реализм (Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн)
- Символизм (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый)
- Акмеизм (Н. Гумилев)
- Футуризм (И. Северянин)
- Романтизм (М. Горький)
- Литература 20-х годов (А. Ахматова, А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А. Толстой, М. Цветаева).
- Литература 30-х годов (М. Булгаков, О. Мандельштам, А. Платонов, М. Шолохов)
- Литература периода Великой отечественной войны.
- Образ фронтовика в произведениях о Великой отечественной войне.
- Поэзия (О. Бергголльц, Ю. Друнина, С. Гудзенко, А. Сурков, К. Симонов, А. Твардовский)
- Проза (Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, С. Смирнов, А. Фадеев, М. Шолохов)
- Литература второй половины ХХ века.
- Поэзия (Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий)
- Деревенская проза (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин)
- Городская проза (Ю. Трифонов)
- Возвращенная литература (А. Солженицын, В. Шаламов)
- Авторская песня (И. Бродский, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Б. Окуджава)
- Драматургия (А. Вампилов)
- Литература на современном этапе (Т. Толстая, В. Пелевин)
- Приложение. В данный раздел включены творческие работы учащихся по русской литературе за 10-11 класс, с которыми они выступали на зачетах, экзаменах, конференциях.
Представленный материал по литературе ХХ века собирался в течение 2007-2008 учебного года учащимися 10-11-х классов из различных источников: биографической литературы, различных энциклопедий, учебников, интернета. Все работы, выполненные учащимися, представлены в виде презентаций с использованием программы PowerPoint. Каждая работа представляет собственный взгляд ученика на биографию того или иного автора, характеризуется творческим подходом в изложении материала и претендует на оригинальность. Но несмотря на это, все работы строятся примерно по одной схеме: знакомство с личностью писателя, его детские годы, период учебы, начало творчества, личная жизнь, характеристика основных произведений, итоги жизни, значение творчества писателя в истории страны и литературе.
Весь ХХ век от модернизма в самых разных его проявлениях до литературы последних десятилетий – таково содержание: всего 80 презентаций. Все это поможет ученикам, познакомившимися с этими материалами, глубже и полнее понять художественный мир писателя, а учителям – подготовить современный урок литературы в 11 классе с применением новых технологий при минимальных затратах времени.
Данная работа рецензирована зав. кафедрой русского языка и литературы ЧРИО, доцентом Домрачевой В. А. и получила одобрительную оценку учителей республики, которые активно использовали ее на своих уроках.
Работа по созданию биографий писателей была продолжена в следующем 2009 году уже с учащимися другого 10 класса, которые привнесли новый взгляд на жизнь и творчество писателя, рассматривая связь биографии не только с творчеством писателя, но и с местом, где он жил, с людьми, которые его окружали. Создавались презентации по местам жизни писателей, собирался аудио и видеоматериал. Благодаря этому в 2011 году была создана вторая часть электронного пособия для 10 класса. Энциклопедия «Изучение биографии писателя на уроках литературы» охватывает жизнь и творчество писателей XIX века (15 имен) и является продолжением мультимедийного приложения к урокам литературы для 11 класса, выпущенного в 2009г.
Страница каждого писателя состоит из следующих разделов:
- Биография
- Музеи
- Произведения
- К уроку
- Медиа-ресурсы
Конечно, главный раздел энциклопедии – это биография писателя, созданная в программе PowerPoint. Для полного представления учащихся о жизни и творчестве писателей разработаны виртуальные экскурсии по писательским местам (раздел «Музеи»). Полезность заочной экскурсии объясняется тем, что она вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, помогает прикоснуться к эпохе писателя.
Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках музыки, живописи, кино. В разделе «Медиа-ресурсы» можно найти аудио и видеофайлы художественного исполнения произведений, фильмы о жизни и творчестве писателей, отрывки из кинофильмов и мультфильмы. Все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.
Также для удобства учителя при подготовке к уроку в энциклопедию включены разделы: «Произведения», где приводятся полные тексты произведений, изучаемых в курсе литературы 10 класса, и раздел «К уроку», где размещена литературная критика, статьи о творчестве писателей, работы учащихся и поурочные разработки уроков литературы в 10 классе под редакцией В. И. Коровиной.
Энциклопедия выполнена в конструкторе сайтов «Websiteevolution 8», для ее воспроизведения достаточно иметь веб-браузер, аудио и видеоплеер, программы MSOffice.
Все работы, представленные в энциклопедии, выполнялись учениками под руководством учителя и были представлены на уроках литературы.
Мультимедийное приложение «Изучение биографии на уроках литературы» может оказать большую помощь учителю и учащимся в подготовке к современному уроку литературы в 10-11-х классах. Презентации можно использовать как готовый материал, так и частично, привнося свои изменения, но в любом случае урок литературы только выиграет и никогда не будет скучным.
Заказать диски можно по адресу: evn2102@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание электронного пособия по истории России в рамках проектной технологии
Описание работы по созданию электронного пособия К теме "Отечественная война 1812г." Цели, задачи, исследовательский характер, социальная направленность....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ: ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одн...
Тезисы к докладу «Изучение биографии писателя на уроках литературы с использованием ИКТ»
Тезисы к докладу "Изучение биографии писателя на уроках литературы с использованием ИКТ"...
Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"
Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение». В нём охватывается изучение теоретических сведений и практическая работа, что по...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Аннотация на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».
В работе представлено описание методической разработки "Литературные персонали. Цикл урокоы литературы в 10-11 классах, посвящённых биографиям писателей"...
Тема: «Создание электронного пособия «Школьная Красная книга»
Оглавление I.Введение. Значение красной книги. II.Главная часть . 2.1 Как устроена «Красная книга ». 2.2 «Красная книга» - документ временного действия. 2.3 «Красная книга» МСОП - межд...