А.П.Чехов. Знакомство с писателем. "Толстый и тонкий"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Данный урок - начало исопровождается презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.chehov_pervyy_urok.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.П.Чехов. Встреча с писателем. Рассказы Чехова. «Толстый и тонкий»

Цели: организовать «встречу» учащихся с А. П. Чеховым – писателем  и  человеком;  попытаться  раскрыть  природу  смешного  в  рассказах Чехова.

Лекция учителя сопровождается презентацией о Чехове.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя с показом фотографических портретов Чехова 80-х годов и чтением воспоминаний современников о писателе. (презентация №1)

Слайд № 2, 3 «Чехов родился на берегу Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору городе Таганроге 17 (29) января 1860 года. Слайд № 4, 5: «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых Бог благословил многочисленной семьей (из воспоминаний Александра Павловича Чехова, брата писателя). У них было пятеро детей.  

Слайд № 6: Отец был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные – почетные, а потому и бесплатные – должности ратмана полиции, а впоследствии – члена торговой депутации. Слыл он среди граждан за человека состоятельного, но на самом деле сводил концы с концами.  Мать молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой. Отец был  «истовый и строгий», заставлял старших сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучил их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь; требовал с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке. И чаще всего страдал Антоша, – наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться. Единственное оправдание – если бы не было церковного хора, спевок, то не было бы и таких рассказов, как «Святой ночью», «Студент», «Святые горы», «Архиерей», не было бы, может быть, и рассказа «Убийство», в котором видно тонкое знание церковных служб и душ простых верующих. Сидение же в лавке дало Чехову раннее знание людей, сделало его взрослее, так как лавка его отца была своеобразным клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов.

Слайд №7: Конечно, кроме лавки, помогло еще узнать людей и то, что будущий писатель с шестнадцати лет жил среди чужих, зарабатывая себе на хлеб, а затем в Москве еще студентом много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и даже пороки не очень скрываются…  

Слайд № 8: Природа богато одарила чеховских детей. Александр, Михаил и Антон, стали литераторами. Но основная профессия Антона была врач. Чуть ли не с первых курсов Чехов стал летом работать в земских больницах в Новом Иерусалиме, в Воскресенске. Его брат, Иван Павлович, получил место учителя в церковно-приходской школе, квартира была из четырех комнат, и семья Чехова на лето приезжала к нему. Николай и сестра Мария были художниками.

Слайд № 9: Кстати,  сестра Мария, прожившая самую долгую жизнь,  создала и хранила Музей А.П.Чехова в Ялте.

Слайд № 10: первый рассказ появился в журнале «Стрекоза». Чехов сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в жанре короткого рассказа. Уже в первые годы литературной деятельности произведения Чехова заставляли читателей задуматься над прочитанным, учили видеть под маской смешного – печальное и социально опасное.

Слайд № 11: В апреле 1890 г. А.П. отправляется в длительное и тяжелое путешествие на остров Сахалин с целью понять народ и его заботы, его стремления. На слайде мы семью Чехова, когда они провожали его в дальнее путешествие. На обратном пути Чехов побывал в Индии, Сингапуре, на Цейлоне, в Порт-Саиде, Константинополе. Впечатления от поездки были богатыми, сложными и противоречивыми.

Слайд № 12: В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Он никогда не замыкался на сугубо литературной деятельности. Он активно занимался врачебной практикой, обслуживал 25 деревень, четыре фабрики и монастырь. В 1892-93 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге.  

При его восприимчивости и наблюдательности семь лет, проведенные в этих местах, дали ему как писателю очень много. Ведь и «Унтер Пришибеев» оттуда, и «Дочь Альбиона», и «Егерь», и «Злоумышленник», и «Хирургия», и «Налим»…

Воспоминания К. Чуковского (с. 310–311 учебника).

«Я не грешен против четвертой заповеди*…»

И действительно, еще гимназистом… Антоша писал своему двоюродному брату:

«Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук; славные они люди и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни…»

Воспоминания  Л. Н. Толстого (с. 312 учебника).

Беседа по вопросам:

– Какие особенности характера А. П. Чехова помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?

– Каким  человеком  предстает  перед  нами  Чехов по воспоминаниям И. А. Бунина,  К. И. Чуковского и Л. Толстого?

Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. В письме к брату Николаю он изложил требования,  которые в первую очередь неуклонно применял к себе:

  «Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.
    Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
  3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушатели и оскорбляет
    его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим  умам они чаще молчат.

7.        Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

8.        Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в
одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»

Беседа по вопросам:

– Всем известно, что Антон Павлович Чехов первые свои произведения представлял под чужими именами, или псевдонимами.  Вы знаете хотя бы один из них?

«Антоша Чехонте» – один из псевдонимов Чехова. Макар Балдастов, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Грач, Дон Антонио Чехонте, Дяденька, Крапива, Прозаический поэт, Рувер и Ревур, Шампанский  и многие другие. Известно всего свыше 50 чеховских псевдонимов.

- Как вы думаете, почему Чехов не сразу стал подписывать рассказы своим настоящим именем? (Своим именем Чехов стал подписывать произведения лишь спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов. О том, насколько серьезно относился сам писатель к своим юмористическим рассказам, говорит тот факт, что он включил свои ранние произведения в первое собрание сочинений.)

II. Сегодня мы познакомимся с одним шедевром Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий».  Знакомство будет не совсем обычное.

1 этап. Презентация № 2 и прослушивание фонохрестоматии.

2 этап.  Обсуждение рассказа «Толстый и тонкий».

Первые впечатления от увиденного и услышанного.

– Как вы считаете, передают ли эти рисунки своеобразие чеховских рассказов?

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (подключаем работу с учебником)

  1. Кто первый бросается к другу? (Толстый).
  2. Как тонкий называет толстого? («Миша! Друг детства!»)
  3. Как вы оцените состояние обоих ( они приятно ошеломлены).
  4. С чего начинается разговор двух друзей? (монолог тонкого).
  5. Что вспоминает тонкий?  (Как дразнил толстого. «Геростра
    том, а меня Эфиальтом»). За что?  (Ябедничать любил).
  6. Как задает вопросы толстый?  (Восторженно глядя на друга).
  7. Что мы узнаем о материальном положении тонкого?  (Плохое жалование, подрабатывает уроками, пользуется деревянными портсигарами).
  8. А как обстоят дела у толстого?  (Стал тайным советником,
    получил две звезды).
  9. Какие изменения происходят с тонким? Как он теперь вы
    глядит? Как заговорил?   (Проследите по тексту).

(Обратим внимание на последнюю фразу: «Все трое были приятно ошеломлены». Но ведь мы эту фразу уже читали. Что изменилось? Сначала искренняя радость, а теперь все наигранно, притворно, неестественно).

10.        Почему стало противно? И кому? Какое слово находит
толстый, чтобы остановить тонкого?   (Чинопочитание).

Что это плохое слово? Как вы его понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).

  1. Что смешно, а что грустно в рассказе А. П. Чехова?  (Забавны воспоминания детства. А грустно то, что эти воспоминания
    для тонкого теряют магическую власть перед его нынешними
    взглядами на людей исходя из их общественного положения,
    перед рабской угодливостью и чинопочитанием.

Письменный ответ на вопрос: Почему рассказ называется «Толстый и тонкий»? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова?  (Толстый и тонкий — слова, характеризующие не только внешний вид, но и социальное положение героев, что и явилось в итоге причиной конфликта. К тому же, будучи антонимами эти слова задают тему контраста между героями).

Подведение итогов урока:  

– Что имел в виду И. А. Бунин, говоря о Чехове: «сверкнул и исчез замечательный ум»?

Писатель прекрасно знал жизнь, глубоко понимал людей, их психологию, поведение, имел неистощимую фантазию и чувство меры, а главное – высокую требовательность, с которой он рассматривал жизнь и смешное в ней; даже добродушно смеясь, он много требовал от жизни и человека, одновременно  понимая  и  сложность  жизни,  и  слабость  человеческой натуры.

Юмористические рассказы А. П. Чехова доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен.

Домашнее задание: прочитать рассказы Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Смерть чиновника».  Подготовить пересказ прочитанных рассказов. Но пересказы могут быть необычными: 1) инсценирование    эпизодов  понравившегося  рассказа, 2) иллюстрирование рассказа, 3) кроссворды по прочитанному рассказу,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...

А.П. Чехов "Толстый и тонкий"

Разработка урока по литературе. 6 класс...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ А.П. ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» ПАНОРАМНЫЙ УРОК

Конспект панорамного урока по теме "Развитие коммуниктивной компетентности на уроках литературы" основан на содержании рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий!, который изучается в 7 классе, но может бы...

А.П. Чехов «Толстый и Тонкий»

Презентация к уроку литературы...

Урок литературы. 6 класс. А.П. Чехов. "Толстый и тонкий"

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей....

Писатели Толстые

Данную презентацию можно использовать на уроке литературы во время изучения произведений Л.Н.Толстого, А.К.Толстого и А.Н.Толстого....

А.П Чехов. «Толстый и тонкий».

Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора».Цель: раскрыть природу смешного в рассказах А.П. Чехова....