Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения), развитии коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 веков..
В соответствии с концепцией модернизации российского образования элективный курс направлен на профилизацию обучения с дальнейшей специализацией, что позволит существенно расширить выбор школьником индивидуальной образовательной программы и удовлетворить свои интеллектуальные потребности.
Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.
Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
В ходе курса используются следующие методические и дидактические приемы:
· лекция с элементами беседы;
· практическая работа (закрепление навыков);
· тренировочные упражнения (с предоставлением разного уровня помощи: наводящие вопросы, рекомендации по выполнению задания, пример выполнения задания, вариант выполнения задания);
· работа со справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы, дополнительный материал, помещенный в курсе в виде словаря, отрывков критических статей);
· написание творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части сочинения на предложенную тему, написание творческой работы по предложенному плану, в определенном жанре и т.д.);
· защита творческих работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с основами ораторского искусства и другие);
· творческие чтения;
· проверочная работа (разного уровня сложности: от простого к сложному).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_klass_shashkova.docx | 43.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Рассмотрена на заседании ШМО. Протокол № _____ от « » _________ 2016 г. Руководитель ШМО: __________ Л.В. Моташнёва | Согласовано. Зам. директора по УР __________ В.В. Коптева « » _________ 2016 г. | Утверждаю. Директор МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина» __________ И.Н. Кухаренкова « » _________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ТЕХНИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ»
11 КЛАСС
Общее количество часов: 33
Количество часов в неделю: 1
Учитель: ШАШКОВА Валентина Васильевна
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса разработана на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М.: Просвещение,1990).
Предлагаемый курс ставит перед собой следующие цели:
1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;
2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;
3) систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
4) развивать творческие способности.
Достижение поставленных целей предполагает решение ряда задач:
➢ помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию сочинения;
➢ совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание;
➢ формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
➢ совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
➢ совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
➢ формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и другими, связанный с оформлением (изложением) учащимися собственных мыслей на определенную тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет – впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе. Однако каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелегкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьезной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения), развитии коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 веков..
В соответствии с концепцией модернизации российского образования элективный курс направлен на профилизацию обучения с дальнейшей специализацией, что позволит существенно расширить выбор школьником индивидуальной образовательной программы и удовлетворить свои интеллектуальные потребности.
Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.
Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
В ходе курса используются следующие методические и дидактические приемы:
- лекция с элементами беседы;
- практическая работа (закрепление навыков);
- тренировочные упражнения (с предоставлением разного уровня помощи: наводящие вопросы, рекомендации по выполнению задания, пример выполнения задания, вариант выполнения задания);
- работа со справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы, дополнительный материал, помещенный в курсе в виде словаря, отрывков критических статей);
- написание творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части сочинения на предложенную тему, написание творческой работы по предложенному плану, в определенном жанре и т.д.);
- защита творческих работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с основами ораторского искусства и другие);
- творческие чтения;
- проверочная работа (разного уровня сложности: от простого к сложному).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 33 часа как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании курса учащиеся должны:
- знать основные понятия теории сочинений разных жанров,;
- уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением;
- обладать навыками работы со справочным материалом;
- обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать;
- владеть коммуникативными навыками;
- владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка;
- уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров;
- оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности.
Критерии оценивания. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачёт\ незачёт. Итоговая оценка складывается из всех текущих.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. «Введение».
Цели и задачи факультативного курса «Техника написания сочинения». Анализ направлений тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
Тема 2. «Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений».
Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.
Тема 3. «Выбор темы и ее анализ».
Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесенность композиционных частей.
Тема 4. «План сочинения. Типы планов.
Раскрытие понятий логичность, последовательность речи».
План-набросок, развернутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.
Тема 5. «Композиционная организация сочинения».
Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.
Тема 6. «Проблемно-тематическая типология сочинений».
Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Тема 7. «Сочинения-характеристики,
сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему».
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.
Тема 8. «Жанровая классификация сочинений».
Жанровая классификация сочинений.
Тема 9. «Сочинение-литературный портрет».
Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа. Сочинение – литературный портрет, приемы создания портрета героя, деталь портрета.
Тема 10. «Знакомство с эссе как жанром литературного произведения».
Жанр эссе.
Тема 11. «Сочинение-эссе, особенности написания,
отбора материала, выражения позиции учащихся».
Позиция пишущего и способы ее выражения.
Тема 12. «Сочинение-рецензия. Особенности жанра.
Требования к написанию рецензии».
Сочинение-рецензия.
Тема 13. «Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра».
Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания.
Тема 14. «Сочинение-анализ эпизода».
Понятие эпизода как части целого произведения. Эпизод как часть целого, роль эпизода.
Тема 15. «Стилистические ошибки в сочинениях».
Стилистические нормы, нарушение норм.
Тема 16. «Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок».
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.
Тема 17. «Написание сочинений разных жанров на заданную тему».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные вопросы, понятия | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала |
1 | Введение. | 1 | Вводный | Цели и задачи факультативного курса «Техника написания сочинения». Анализ направлений тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений. | Составление плана, опорной таблицы. | Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения как текста. Уметь выделить основные признаки теста. |
2, 3 | Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений. | 2 | Комбинированный | Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог. | Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала. | Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь определить их роль. |
4, 5 | Выбор темы и ее анализ. | 2 | Комбинированный | Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесенность композиционных частей. | Заполнение таблицы «Типы тем сочинений». | Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины. |
6, 7 | План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий логичность, последовательность речи. | 2 | Комбинированный | План-набросок, развернутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи. | Работа по тренировочным карточкам. | Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал. |
8, 9, 10 | Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. | 3 | Комбинированный | Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность. | Практическая работа. | Знать виды вступлений, требования к написанию основной части сочинения. Уметь писать вступления к сочинениям. |
11, 12 | Проблемно-тематическая типология сочинений. | 2 | Комбинированный | Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. | Проверка конспекта, защита творческих работ. | Уметь обдумывать основной тезис, определять объем и содержание темы, составлять план. |
13, 14 | Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему. | 2 | Комбинированный | Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика. | Проверка конспекта, защита творческих работ. | Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра. |
15, 16 | Жанровая классификация сочинений. | 2 | Комбинированный | Жанровая классификация сочинений. | Проверка конспекта. | Знать жанровую классификацию сочинений. |
17, 18 | Сочинение-литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа. | 2 | Комбинированный | Сочинение – литературный портрет, приемы создания портрета героя, деталь портрета. | Практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая). | Уметь писать сочинение литературный портрет. |
19, 20 | Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. | 2 | Урок изучения нового материала | Жанр эссе. | Письменный опрос. | Уметь писать сочинение-эссе. |
21, 22 | Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся. | 2 | Комбинированный | Позиция пишущего и способы ее выражения. | Защита творческих работ. | Уметь писать сочинение-эссе. |
23, 24 | Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии. | 2 | Комбинированный | Сочинение-рецензия. | Домашняя самостоятельная работа. | Уметь писать сочинение-рецензию. |
25, 26 | Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра. | 2 | Комбинированный | Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания. | Проверка творческой работы. | Уметь писать сочинение-сравнительную характеристику. |
27, 28 | Сочинение-анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения. | 2 | Комбинированный | Эпизод как часть целого, роль эпизода. | Защита творческих работ. | Умение писать сочинение-анализ эпизода. |
29 | Стилистические ошибки в сочинениях. | 1 | Комбинированный | Стилистические нормы, нарушение норм. | Проверочная работа (тест). | Уметь находить стилистические ошибки в сочинениях. |
30, 31 | Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок. | 2 | Комбинированный | Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи. | Проверочная работа (тест). | Знать виды грамматических ошибок и уметь их находить. |
32, 33 | Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум). | 3 | Обобщающий | Написание творческой работы. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М.: Просвещение, 1986.
- Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. – М.: Школа-пресс, 2004.
- Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2005.
- Богданова, О. Ю., Овчинникова, Л. В., Романичева, Е. С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному / под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997.
- Васильева О.В., Пахомова С.И. Как написать экзаменационное сочинение. – СПБ.: СПБУ, 1996.
- Воронкевич, А. С. Как писать вступительное сочинение. Пособие для поступающих в вузы (Из опыта экзаменов в МГУ им. М. В. Ломоносова). – М.: Молва, 1993.
- Иванченко Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. Уроки повторения русской классики в 11 классе. – М.: Просвещение, 2001.
- Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе: Рекомендации для поступающих в вузы. – М.: Школа-пресс, 1995.
- Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям / Беляева Н.В., Новикова Л.В., Зинин С.А., Зинина Е.А. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.
- Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. 9-11 класс. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2001.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. – М.: Дрофа, 2002.
- Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2004.
- Коган И. И., Козловская Н. В. Сочинения по русской литературе. Все темы 2014 г. – М.: ЭКСМО, 2014.
- Козловская, Н. В., Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб.: Паритет, 2000.
- Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Крундышев А.А. Как работать над сочинением. – СПб.: Просвещение, 1992.
- Крундышев А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. – М.: Высшая школа, 1987.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М.: Просвещение, 1990.
- Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. – М., 1990.
- Леонов С. В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М.: Флинта, 1994.
- Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. – М: Флинта: Наука., 2001.
- Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе. - 2003. - № 4.
- Обернихина Г. А. Как писать сочинение. – М.: Издательство РИПКРО, 1989.
- Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему. – М.: Аркти, 1998.
- Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. – М.: АПК и ПРО, 2000.
- Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990.
- Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку. Пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В.Г. – СПб.: Специальная литература, 1996.
- Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Деком, 1994.
- Сочинение: практическое пособие. – М.: Московский лицей, 1996.
- Сочинение: секреты успеха / Сост. М.И. Мещерякова. – М.: Мегатрон, 1998.
- Трубина Л.А. Готовимся в вуз: сочинение и устный экзамен по литературе. М.: Библиомаркет, 1997.
- Францова Н.В., Доронина Т.В., Генералова Н.С. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Штейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1994.
Электронные ресурсы
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
- ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на две группы. За од...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.
Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык» - &laq...