Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе по учебнику Коровина 105 часов
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Для учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_10_klass.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (105 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ в. | ||||||||||
1 | Введение. Общая характеристика русской литературы ХIХ в. | 1 | Урок объяснения нового материала | Общая характеристика значение русской литературы ХIХ в. в развитии русского и мирового литературного процесса | Пути становления реализма в русской и мировой литературе; выявление эволюции литературных направлений и жанров, русской литературной критики | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы ХIХ в. Уметь: доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса | Организация совместной учебной деятельности | Теоретический материал, индивидуальные сообщения | ||
2 | Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков | 1 | Урок объяснения нового материала | Литературные направления: классицизм, сентиментализм. Романтизм, элегия, баллада | Различие понятий «поэты пушкинской поры» и «поэты пушкинской эпохи» | Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | Организация совместной учебной деятельности | Стихи (чтение), индивидуальное сообщение, теоретический материал |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
А. С. Пушкин (10 часов) | ||||||||||
3 | А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество | 1 | Урок систематизации ЗУН | Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии | Пушкин и европеизация русской культуры | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Беседа, проблемные задания | Читать поэму «Цыганы» | ||
4 | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной ссылки. Поэма «Цыганы». Лирика дружбы и любви. Новый образ лирического героя. Особые формы метафоризации стихотворений «Друзьям», «XIX октября», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Трагизм мировосприятия и его преодоление | Многообразие понимания свободы поэтом: свобода художника, политическая свобода, личная свобода. Анализ воплощения в стихотворениях образов друга и возлюбленной. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина с Библией, Кораном | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Наизусть стихотворения (по выбору учителя с учетом уровня обученности школьников класса) | ||
5 | Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина. Стихотворения «Поэту», «Пророк», «Памятник» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения | Сопоставительный анализ произведе- ний Дж. Байрона и А. С. Пушкина | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Наизусть стихотворения (по выбору учащегося) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта | 1 | Урок систематизации ЗУН | Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения | Сопоставительный анализ произведе- ний Дж. Байрона и А. С. Пушкина | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Анализ стихотворений в группах: «Свободы сеятель пустынный…»; «Из Пиндемонти»; ода «Вольность» | ||
7 | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги в лирике поэта. Р/р. Сочинение по лирике А. С. Пушкина | 1 | Урок систематизации ЗУН | Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения | Глубина и сложность философских вопросов в лирике поэта, наблюдения над поэтической структурой стихотворений; прояснение философского смысла произведений | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы | Организация совместной учебной деятельности. Самостоятельная работа | Р/р. Домашнее сочинение по лирике А. С. Пушкина | ||
8 | Петербургская повесть «Медный всадник» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» | Развитие реализма в творчестве поэта | Уметь: раскрыть конкретно-истори- ческое и общечеловеческое содержание произведения | Беседа, проблемные задания | Письменные ответы на проблемные вопросы | ||
9 | Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Диалектика пушкинских взглядов на историю России | Традиции (творчество Шекспира), новаторство, художественное совершенство трагедии. | Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения | Беседа, проблемные задания | Письменные отве- ты на проблемные вопросы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Проблема народа и власти | Суть споров современников Пушкина и критики нашего времени о главных героях романа | |||||||||
10 | Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в произведении: роман как «энциклопедия русской жизни» | 1 | Комбинированный урок | Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Понятие «лишний человек». Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды; художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Евгения Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны Лариной | Суть споров современников А. С. Пушкина и современной критики о главных героях романа | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
11– 12 | Р/р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина | 2 | Урок развития речи | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитан- ному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | Анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…» | ||
М. Ю. Лермонтов (9 часов) | ||||||||||
13 | Личность, судь- ба, эпоха. Худо- жественный мир М. Ю. Лермонтова | 1 | Урок систематизации ЗУН | Жизнь и творчество поэта, его художественный мир. Многообразие лирической тематики поэзии Лермонтова и ее художественное своеобразие | Сравнительный анализ произведений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Дж. Байрона | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Материал из учебника о жизни и творчестве поэта | ||
14 | Философская лирика. «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире | Понятия «поэзия мысли», психологизм | Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальные сообщения «Адресаты лирики Лермонтова». Наизусть стихотворения, их анализ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
15 | Любовная лирика, ее адресаты. «Я не унижусь пред тобою…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Молитва» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные мотивы лирики: тема любви. Своеобразие любовного чувства в лирике М. Ю. Лермонтова | Анализ и интерпретация художественного произведения с использованием сведений по истории и теории литературы | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Творческая работа | |||
16 | Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Определить основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнета, любовь к Родине, ее народу и природе | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа: эссе по лирике М. Ю. Лермонтова | ||||
17 | Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: «Поэт», «Пророк», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнета, размышления о роли поэта и поэзии в обществе | Анализ и интерпретация художественного произведения с использованием сведений по истории и теории литературы | Поэма «Демон». Роман «Герой нашего времени». Главы «Княжна Мери», «Фаталист» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
18 | Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары | 1 | Урок систематизации ЗУН | Философский смысл поэмы и ее философское содержание: проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Два контрастных мира: холодный и жестокий потусторонний мир и мир земной радости, красоты природы | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Анализ текста поэмы с точки зрения идейно-философского содержания | ||
19 | Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») | 1 | Урок систематизации ЗУН | Анализ композиционного своеобразия романа; признаки реализма и романтизма в романе. Наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Основные положения критических статей о романе и оценка образа Печорина в современном лермонтоведении; сопоставление точек зрения критиков; черты личности Печорина, трагедия одаренной натуры | Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. Литературная критика об образе Печорина | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Конспект критических статей Белинского, подготовка к сочинению |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20– 21 | Р/р. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова | 2 | Урок развития речи | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: аргументированно формулировать свое отноше- ние к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | |||
Н. В. Гоголь (6 часов) | ||||||||||
22 | Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества пи- сателя, его художественный мир. Сборник повестей «Вечера на хуторе…»; «Миргород» | 1 | Комбинированный урок | Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие» | Особенности построения художественного мира | Знать: основные факты жизни и творчества Н. В. Гоголя. Уметь: подтвердить примерами образы фантастики и реальности в про-изведениях писателя | Беседа, проблемные задания | Повесть «Шинель» | ||
23 | «Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель» | 1 | Комбинированный урок | Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения | Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Поэма «Мертвые души»; проработать материал учебника о поэме |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
24 | Поэма «Мертвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков – новое зло, незаметно вторгшееся в пределы России и всего мира, «новый антихрист» буржуазного мира | 1 | Урок систематизации ЗУН | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Мир | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: анализировать эпизод и его место и значение в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Проанализировать тематику лирических отступлений в поэме | ||
25 | Речевая характе- ристика героев. Индивидуальные особенности речи. Роль детали в поэтике Гоголя. Свое- образие гоголевского комизма. Пафос авторских отступлений. Микросюжеты в поэме | 1 | Урок систематизации ЗУН | вещей в «Мертвых душах». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, гоголевского комизма. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя. Повествователь и автор | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Знать: теоретико-литературные понятия: художественный вымысел, фантастика | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | ||
26 | Поэма в русской критике. В. Г. Белинский и К. С. Аксаков о «Мертвых душах» | 1 | Комбинированный урок | Определение высоких гуманистических идеалов Гоголя. Своеобразие их воплощения. Определение роли творчества Гоголя в литературном процессе XIX–XX вв. | Литературная полемика вокруг произведения (В. Г. Белинский и митрополит Филарет). Создание письменных высказываний. | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. Знать: о роли творчества Н. В. Гоголя | Беседа. Самостоятельная работа | Чтение «Выбранных мест из переписки с друзьями» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
27 | «Выбранные мес- та из переписки с друзьями» и их место в творчестве Н. В. Гоголя | 1 | Урок объяснения нового материала | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев | в литературном процессе XIX–XX вв. | Беседа, проблемные задания | Р/р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя | |||
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40–70-х гг. ХIХ в. (1 час) | ||||||||||
28 | Романтическая литература середины XIX в. Исторические романы А. К. Толстого, А. Ф. Вельтмана, романтические произведения К. С. Станюковича. Литературная критика 1840–1870-х гг. | 1 | Урок объяснения нового материала | Анализ исторической обстановки середины XIX в., ее влияние на развитие русской литературы. Художественные достоинства литературы писателей «второго эшелона». Литературное движение в России 1840–1870-х гг. и натуральная школа. Споры западников и славянофилов. Значение литературно-критической деятельности В. Г. Белинского, революционно-демократической критики, печатных | Борьба за наследие Гоголя. Понятие о детерминизме, об «эстетической», «органической» и «реальной» критике. Проблема народности литературы в критике 40–70-х гг. XIX в. | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы ХIХ в.; о значении литературно-критической деятельности В. Г. Белинского; понятие «романтическая литература» | Беседа, проблемные задания | Материалы лекции, презентации по теме урока с использованием ИКТ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
органов (журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово»). Критика, публицистика славянофилов, «эстетическая критика» | ||||||||||
Политический детектив: роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1 час) | ||||||||||
29 | Политический детектив: роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и революционная агитация в России. «Четвертый сон Веры Павловны» | 1 | Урок объяснения нового материала | Политические и эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского. Понятие «жанр утопии» | Полемика вокруг романа. Чернышевский и современность. Тенденциозность романа | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Беседа, проблемные задания | Анализ глав «Истории одного города», «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина | ||
М. Е. Салтыков-Щедрин (4 часа) | ||||||||||
30 | Жизнь и творчество, художественный мир писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Урок систематизации ЗУН | Основные этапы жизненного и творческого пути сатирика, его художественный мир | Европейские традиции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Развитие жанра антиутопии в ХХ в. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя, иметь представление о своеобразии его сатиры. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Беседа, проблемные задания | Анализ одной сказки (по выбору) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
31 | Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Урок систематизации ЗУН | Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос | Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся) | Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Беседа, проблемные задания | Чтение глав «Истории одного города»: «Опись градоначальникам», «Органчик» | ||
32 | «История одного города»: замысел, история создания, проблематика, художественные принципы, идеи | 1 | Урок объяснения нового материала | Замысел, история создания повести. Композиция и жанр. Анализ концепции произведения, его языковые особенности; понятия антиутопии и гротеска | Сатира в европейской литературе ХIХ в. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия» | Знать: замысел, историю создания повести, композицию и жанр произведения. Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Организация совместной учебной деятельности | Подготовка к дискуссии по вопросам | ||
33 | Способна ли сатира улучшить мир? (На материале сатирического творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина) | 1 | Комбинированный урок | Своеобразие сатиры писателя, социально-политическая и нравственная проблематика сатирических произведений | Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся) | Знать: основные факты жизни и творчества писателя; иметь представление о своеобразии сатиры писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Организация совместной учебной деятельности | Р/р. Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
И. А. Гончаров (6 часов) | ||||||||||
34 | И. А. Гончаров. Основные этапы жизненного и твор- ческого пути | 1 | Комбинированный урок | Биография писателя, его художественный мир, сложная противоречивая натура, русская душа | Традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя в творчестве Гончарова | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Беседа, проблемные задания | Роман «Обломов». Пересказ гл. 9 («Сон Обломова») | ||
35– 36 | Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Образ главного героя. «Обломовщина». «Сон Обломова», его композиционная роль | 2 | Комбинированный урок | Идейное своеобразие романа, его композиция. Выявление авторской позиции в споре. Анализ концепции художественного произведения; центральный образ романа. Понятие «обломовщина» | Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен «Том Сойер») | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Творческое задание | Роман «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца | ||
37 | Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика | 1 | Комбинированный урок | Работа над образом Обломова путем составления сравнительных характеристик героев | Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема националь- ного характера в русской и мировой литературе. Художествен- но-лингвистический анализ отдельных эпизодов романа | Уметь: сопоставлять и анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу; излагать мысли на заданную тему | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Сообщение «Женские образы в романе» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
38 | Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна («Обломов» как роман о любви) | 1 | Комбинированный урок | Женские образы в романе; анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами произведения | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему | Конструирование предложений | Конспект статьи Н. А. Доб- ролюбова «Обломов» и других критических статей о романе | |||
39 | Роман Гончарова «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, А. В. Дружинин и Д. И. Писарев о романе и его герое) | 1 | Комбинированный урок | Анализ противоречивости оценок романа; сопоставление оценок критиков со своим восприятием романа. Подготовка к домашнему сочинению | Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности | Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Конструирование предложений | Р/р. Сочинение по творчеству И. А. Гончарова | ||
А. Н. Островский (8 часов) | ||||||||||
40 | Художественный мир А. Н. Островского. Русский театр. Т/л.: комедия, мелодрама как жанр | 1 | Комбинированный урок | Своеобразие драматургии А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Жизнь и творчество А. Н. Островского; новаторский характер его драматургии | Островский и европейский театр его времени. Генрик Ибсен. Социальная значимость сатиры Островского | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Тематический диктант | Чтение первого действия пьесы «Гроза» анализ сцен |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
41 | Комедии Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!» | 1 | Объяснения нового материала | Создание комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей | Эволюция русского театра. Островский и европейский театр XIX в. Генрик Ибсен | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Чтение второго действия пьесы, анализ сцен | ||
42– 43 | Драма «Гроза». Обитатели города Калинова. Система образов, приемы характеристики героев пьесы | 2 | Комбинированный урок | История создания пьесы; художественное и жанровое своеобразие драмы. Сопоставление образов «тиранов» и «жертв» | Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся), исполь- зование изученных правил | Знать: содержание произведения. Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Чтение третьего действия, анализ сцен, рассказ о Катерине (по группам) | ||
44 | Протест Катерины против «темного царства». Трагедия героини. Т/л.: драматургический конфликт. Кульминация и развязка пьесы «Гроза». Т/л.: художественное пространство. Символизм пьесы | 1 | Комбинированный урок | Составление характеристики героини; рассмотрение причин конфликта героини с «темным царством». Определение художественно-стилистических приемов создания образа | Проблема патриархальности, свободы и греха. Театральная история пьесы, современные драматургические и кинематографические интерпретации пьесы А. Н. Островского | Знать: содержание произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Организация совместной учебной деятельности | Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; чтение 4–5-го действий |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
45 | Оценка пьесы «Гроза» русской критикой | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с противо- речивыми суждениями критиков о пьесе; составление развернутого пла- на критических статей Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Подготовка к классному сочинению по творчеству Н. А. Ост- ровского, систематизация материалов | ||
46– 47 | Р/р. Классное сочинение по творчеству Н. А. Островского | 2 | Урок развития речи | Систематизация знаний о значении, влияние творчества Н. А. Островского на творчество писателей последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | ||||
И. С. Тургенев (11 часов) | ||||||||||
48 | Личность и судьба И. С. Тургенева. Художественный мир писателя | 1 | Комбинированный урок | Основные этапы жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественный мир | Особенности художественной манеры писателя | Знать: основные факты жизни и творчества писателя Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с использованием ИКТ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
49 | Своеобразие цик- ла рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Образы русских крестьян и помещиков | 1 | Урок систематизации ЗУН | Анализ художественного своеобразия цикла «Записок охотника», положительные и отрицательные стороны русской жизни в представлении Тургенева | Освещение проблемы «человек и природа» в «Записках охотника» | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с использованием ИКТ | ||
50 | «Стихотворения в прозе», их идейно-художественное своеобразие | 1 | Урок систематизации ЗУН | Особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; своеобразие лирического дневника писателя | Особенности поэтики И. С. Тургенева. Искусство Тургенева-психолога. Восприятие музыки в романе – своеобразный эквивалент восприятия жизни | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Чтение романа «Отцы и дети», гл. 1–10; индивидуальное задание: «Исто- рия написания романа» | ||
51 | Роман «Отцы и дети». История создания романа. Смысл заглавия. Идейно-художест- венное своеобразие. Проблематика. Композиция | 1 | Комбинированный урок | Особенности романа как жанра и причины его развития в середине XIX в. Жанр романа в творчестве И. С. Тургенева | Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и художественные детали в романе. Особенности психологизма и воспроизведения действительности в романе | Знать: содержание произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении | Органи- зация сов- местной учебной деятель- ности | Читать гл. 11–15 романа; составить характеристику Н. П. Кирсанова |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
52 | Мир «отцов» в романе. Оценка мира «отцов» русскими критиками | 1 | Комбинированный урок | Образ жизни русского дворянства. Оценки мира «отцов» русскими критиками | Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и художественные детали в романе. Особенности психологизма и воспроизведения действительности в романе | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; использовать выразительные средства языка, решая коммуникативную задачу | Беседа, проблемные задания | Характеристика Е. Базарова | ||
53 | Образ Базарова в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль П. Кирсанова и Е. Базарова | 1 | Комбинированный урок | Образ главного героя; сущность внешнего конфликта Базарова; художественные особенности создания образа | Творческая работа | Перечитать главу 27 и эпилог, ответить на вопросы | ||||
54 | Любовь и счастье в романе «Отцы и дети». Четыре взгляда на проблему любви в романе | 1 | Комбинированный урок | Четыре взгляда на проблему любви в романе. Анализ сущности внутреннего конфликта героя | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Проанализировать сцены, наизусть: «Есть небольшое сельское кладбище…» | ||
55 | Смерть Е. Базаро- ва. Эпилог рома- на. Размышления на тему «Философский смысл финала романа» | 1 | Комбинированный урок | Сущность внутреннего конфликта героя рома- на. Обобщение по образу главного героя. Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка произведения | Организация совместной учебной деятельности | Статья Д. И. Писарева «Базаров» (конспект) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
56 | Роман «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа | 1 | Комбинированный урок | Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка произведения | Возможность неоднозначной трактовки образов романа | Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Подготовка к сочинению по творчеству И. С. Турге- нева | |||
57– 58 | Р/р. Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева | 2 | Урок развития речи | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества И. С. Тургенева на развитие литературного процесса XIX в. и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | |||
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. (1 час) | ||||||||||
59 | Русская поэзия второй половины ХIХ в. А. Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама…»; А. К. Тол- стой «Средь шумного бала….»; «История государства Российского…»; А. Н. Плещеев «Вперед, без | 1 | Комбинированный урок | Отслеживание наметившегося кризиса лирической поэзии в 1840 г.: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданского пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины XIX в. | Русская поэзия конца ХIХ в. и приближение декаданса в европейской культуре | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
страха и сомненья!», «Сельская песня»; С. Я. Надсон «Друг мой, брат мой…»; А. Н. Апухтин «Ночи безумные...» (по выбору – сочинения Козьмы Пруткова) | ||||||||||
Ф. И. Тютчев (3 часа) | ||||||||||
60 | Очерк жизни и творчества Ф. И. Тютчева. Своеобразие его художественного мира. Основные темы поэзии | 1 | Комбинированный урок | Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, особенности ми- ровосприятия Тютчева, представление о философских основах произведений поэта. Полная драматизма и сложнос- тей внешняя жизнь. Внутренний мир: раздумья о жизни, размышления о тайнах бытия. Поэзия Тютчева – прежде всего поэзия мысли. Основные темы поэзии; способы раскрытия в любовной лирике драматических | Тютчев и европейская лирика второй половины ХIХ в., зарождение символизма. Творчество А. Рембо | Уметь: анализировать и интерпретировать поэтичес- кое произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Анализ стихотворений по группам: «Не то, что мните…»; «Еще земли печален вид…»; «Природа – сфинкс…» | ||
61 | Тема поэта и поэзии («Нам не дано предугадать…»); место человека в мире («Цицерон», «Два голоса»), тема России | 1 | Комбинированный урок | Органи- зация сов- местной учебной деятель- ности | Анализ стихотворений по группам: «Эти бедные селенья…»; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
(«Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…») | переживаний человека. Особенности поэтики текстов в их сопостав- лении | «Нам не дано предугадать…»; «Умом Россию не понять…» | ||||||||
62 | Философия природы в лирике Тютчева («Silentium», «Не то, что мните вы, природа…»). Любовная лирика («Я помню время золотое…», «К. Б.»). Сопоставительный анализ стихотворений | 1 | Комбинированный урок | Философский характер и символический подтекст стихотворений Ф. И. Тютчева | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Письменный анализ стихотворения Тютчева (по выбору учащегося) | |||
А. А. Фет (2 часа) | ||||||||||
63 | Художественный мир А. А. Фета, его особенности. Основные темы поэзии (тема поэта и поэзии: «Поэтам», «Муза»; любви: «Сияла ночь…», | 1 | Комбинированный урок | Особенности художественного мира поэта. Тематическое многообразие поэзии Фета, художественное своеобразие языка: сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого | Импрессионизм поэзии Фета | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Материал учебника о жизни и творчестве поэта |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
«Шепот, робкое дыханье...») | восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Обучение интерпретации стихов и сопоставительному анализу лирических произведений | |||||||||
64 | Философия природы в лирике Фета («Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта...» и др.) | 1 | Комбинированный урок | Импрессионизм поэзии Фета | Организация совместной учебной деятельности | Анализ стихотворений, наизусть (по выбору учащегося) | ||||
Н. А. Некрасов (7 часов) | ||||||||||
65 | Личность и судьба Н. А. Некрасова. Художественный мир поэта. Основные темы и идеи лирики: – о назначении поэта и роли поэзии в жизни общества («Поэт и гражданин», «Муза», | 1 | Комбинированный урок | Основные этапы жизни и творческого пути поэта; своеобразие художественного мира Некрасова. Анализ стихотворений Н. А. Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка; своеобразие некрасовской лирики. Соотношение гражданствен- | Журнальная полеми- ка вокруг поэзии Н. А. Некрасова. Творчество Н. А. Некрасова в русской критике второй половины XIX в. Статьи В. Г. Белинского, А. В. Дружинина о творчестве Н. А. Некрасова. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с использованием ИКТ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
66 | «Элегия», «Умру я скоро…»); – тема Родины и народа («Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре...»); – вольнолюбивая лирика («Рыцарь на час», «Пророк»); – идеал общественного деятеля («Памяти Добролюбова», «Сеятелям»); – Некрасов-сатирик («Колыбельная», «Нравственный человек»); – любовная лирика («Мы с тобой бестолковые люди…», «Зине», «Тяжелый крест достался ей…», «Я не люблю…») | 1 | Комбинированный урок | ности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта | Современная критика об особенностях лирики поэта | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальные сообщения учащихся с использованием ИКТ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
67– 68 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция. Анализ глав «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка». Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме | 2 | Комбинированный урок | Творческая история поэмы, особенности жанра и композиции. Социальная трагедия крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей; сатирические принципы изображения помещиков. Определение истоков сильного характера русской женщины; место фольклорных элементов в языке поэмы. Влияние творчества А. Н. Некрасова на дальнейшее развитие русской поэзии | Н. А. Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии. Влияние творчества Некрасова на русскую поэзию. Н. А. Некрасов и социальные мотивы в европейской поэзии. Влияние творчества Некрасова на русскую поэзию | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять ав- торскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Беседа, проблемные задания | Презентации с использованием ИКТ | ||
69 | Образы крестьянок. Женская доля на Руси | 1 | Комбинированный урок | |||||||
70– 71 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысла жизни | 2 | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | Р/р. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова | |||||
Ф. М. Достоевский (7 часов) | ||||||||||
72 | Личность, судьба, художественный мир писателя-философа и психоло- | 1 | Комбинированный урок | Идейно-нравственная проблематика романа, его главный конфликт. Смысл столкновения | Христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе (символы | Знать: основные факты жизни и творчества писателя | Беседа, проблемные задания | Материал учебника о жизни и творчестве поэта |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
га Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, проблема «наполеонизма». Главный конфликт. Т/л.: полифония | «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова, идея страдания и очищения | крови, креста, Воскресения). Критическая полемика вокруг романа | ||||||||
73 | Петербург Достоевского – одно из главных действующих лиц романа. Система образов героев романа. Тема «униженных и оскорбленных». Т/л.: художественное время | 1 | Комбинированный урок | Специфика Петербурга Достоевского; сопоставление с Петербургом Пушкина, Гоголя, Некрасова | Художественные открытия Достоевского; мировое значение творчества писателя | Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Беседа, проблемные задания | Подготовить ответ по теме «Петербург Достоевского» | ||
74– 75 | Родион Раскольников, его учение и бунт; взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского и христианские ценности | 2 | Комбинированный урок | Суть теории Раскольникова, разбор ведущих мотивов преступления (какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за ту идею, которой он руководствуется). Вывод о страшной опасности, которую таит для | Христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе, использование цветописи. Критическая полемика вокруг романа | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Беседа, проблемные задания | Читать I часть романа; ответы на вопросы (с ис- пользованием цитат) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
человека осуществление индивидуалистических идей и теорий | ||||||||||
76 | Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина | 1 | Комбинированный урок | Система персонажей романа, значение каждого из них для понимания позиции главного героя | Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Чтение II, III частей романа. Индивидуалистический бунт Раскольникова (поведение героя проследить по тексту) | ||
77 | «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа | 1 | Комбинированный урок | Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова; идея страдания и очищения | Значение деталей в романе (символы крови, креста, Воскресения). Критическая полемика вокруг романа | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | История жизни Раскольникова и Сони Мармеладовой: ч. III, гл. 5; ч. VI, гл. 2; ч. VI, гл. 5–6 | ||
78 | «Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскре- шение человека в Раскольникове | 1 | Комбинированный урок | Символический смысл романа | Творчество Ф. М. До- стоевского и европейская литература | Уметь: анализировать художественное произведение | Организация совместной учебной деятельности | Р/р. Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Л. Н. Толстой (12 часов) | ||||||||||
79 | Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого, его художественный мир. «Севастопольские рассказы». Суровая правда войны. Героизм и патриотизм солдат. Проблема истинного и ложного героизма | 1 | Комбинированный урок | Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого: духовные искания в годы юности; начало творческой деятельности; военный опыт: участие в обороне Севастополя; процесс становления взглядов, художественного мира. Идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов». Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат | Толстой-публицист: статья «Не могу молчать» | Знать: основные этапы, факты жиз- ни и творчества Л. Н. Толстого, особенности его художественного мира; идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов» | Беседа, проблемные задания | Презентации с применением ИКТ | ||
80 | Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Проблемы. Композиция | 1 | Комбинированный урок | Творческая история романа «Война и мир», жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Понятие «роман-эпопея», черты эпопеи в романе. Своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души» | Эпопея «Война и мир» – синтез художественных исканий русской литературы ХIХ в. | Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения | Беседа, проблемные задания | Чтение тома I, части I. Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
81 | Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова | 1 | Комбинированный урок | Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Презентации с применением ИКТ | ||
82 | Изображение войны 1805–1807 гг. Сцена смотра под Браунау. Николай Ростов. Шенграбенское сражение. (Жерков, штаб-офицеры, Тимохин и Тушин). Аустерлицкое сражение. Кутузов и император Александр; бегство русских войск | 1 | Комбинированный урок | Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как отечествен- ная война (главы 2–4, 8, 15–16) | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Презентации с применением ИКТ | ||
83 | «Мысль семейная» в романе Толстого (именины у Ростовых; Лысые Горы; сцены охоты, | 1 | Комбинированный урок | «Мысль семейная» в эпопее. Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и тео- | Организация совместной учебной деятельности | Пересказ сцен I тома: «Именины у Ростовых», «В имении |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
святочных развлечений. Любовь героев) | ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | рии литературы | Болконских». Сообщения о семьях Ростовых и Болконских | |||||||
84 | Нравственные искания А. Болконского | 1 | Комбинированный урок | Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова, Андрея Болконского | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Органи- зация сов- местной учебной деятель- ности | Творческая работа – эссе | ||
85 | «Любимый герой» Толстого Пьер Безухов | 1 | Творческая работа – эссе | |||||||
86 | «Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой | 1 | Комбинированный урок | Женские образы романа: Наташа Ростова, Марья Болконская. Их судьба и роль в романе | Беседа, проблемные задания | Творческая работа – эссе | ||||
87 | Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. Анализ сцены «Переправа через Неман», отступление русских войск. Бородинское сражение. Пьер Безухов. Настроение | 1 | Комбинированный урок | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Презентации с применением ИКТ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
французского лагеря. Батарея Раевского. Поведение Наполеона и Кутузова в битве. Ранение князя Андрея | 1812 г. как отечественная война (главы 20, 22; 26–29; 33–35) | |||||||||
88 | «Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон | 1 | Комбинированный урок | Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Знать: содержание произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Беседа, проблемные задания | Чтение IV тома: анализ сцен партизанской войны | ||
89 | «Мысль народная» в романе. Платон Каратаев. Жизненная философия героя. Партизанское движение. Тихон Щербатый, Долохов, Петя Ростов, Денисов | 1 | Комбинированный урок | Беседа, проблемные задания | Презентации с применением ИКТ | |||||
90 | Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. Л. Н. Толстой, нравственные искания русской литературы и ее место в мировой литературе | 1 | Комбинированный урок | Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира | Художественное мастерство Толстого в создании индивидуального человеческого характера | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Р/р. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Н. С. Лесков (3 часа) | ||||||||||
91– 92 | Жизнь и творчество Н. С. Лескова, его художественный мир. Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина – героя-правдоискателя. Сюжет. Поэтика произведения | 2 | Комбинированный урок | Личность и судьба писателя, этапы его творческого пути, художественный мир. Идейно-художественное своеобразие произведения; значение темы проповедничества в творчестве Н. С. Лескова (на примере образа Флягина) | Лесков и православие. Роль Лескова в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Организация совместной учебной деятельности | Чтение «Очарованного странника», задания 4–9 | ||
93 | «Две Катерины»: «Гроза» Н. А. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова | 1 | Комбинированный урок | Освещение темы женс- кой судьбы в творчестве Островского и Лескова (на сопоставлении образов и судеб двух героинь) | Лесков и православие. Роль Лескова в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа – эссе | ||
А. П. Чехов (8 часов) | ||||||||||
94 | Художественный мир А. П. Чехова. Основные черты чеховской поэтики. | 1 | Комбинированный урок | Представление об общественно-политической жизни 80–90-х гг. ХIХ в. Роль творчества А. П. Чехова. Личность | Жанр рассказа и искусство европейской новеллы эпохи реализма. Рассказ «Пышка» Ги де Мо- | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализи- | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с применением ИКТ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Рассказы Чехова начала 80-х гг. XIX в. Анализ рассказов «Не в духе», «Цветы запоздалые» | и судьба писателя, особенности художественного мироощущения Чехова. Изображение картины пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, отвечающее высоким нормам нравственности в рассказах 80-х гг. | пассана. Искусство психологической детали. Формы выражения авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием паро- дирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность – средства их создания | ровать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;подтверждать главную мысль Чехова: «Не теряйте в себе человека» – примерами из его произведений | |||||||
95 | Рассказы Чехова 90-х г. XIX в. («Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином») | 1 | Комбинированный урок | Проблема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателях | Жанр рассказа и искусство европейской новеллы эпохи реализма. Ги де Мопассан «Пышка». Искусство психологической детали. Формы выражения авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность – средства их создания | Знать: содержание изученного произведения. Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала | Организация совместной учебной деятельности | Презентации с применением ИКТ | ||
96 | Душевная дегра- дация человека в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа. Лингвостилистический анализ | 1 | Комбинированный урок | Образы людей, которых «можно уважать, и мир, который окружает и не губит их». Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч» | Беседа, проблемные задания | Творческая работа – эссе |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
97 | Драматургия А. П. Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». Анализ первого акта. Своеобразие конфликта в комедии | 1 | Комбинированный урок | Характеристика драматургического творчества Чехова; основные принципы «новой драмы», особенности сюжетного построения пьесы; пространственно-временная организация пьесы. Способы организации сценического действия в пьесе. Теоретико-литературное понятие «подтекст», способы его создания. Анализ особенностей рече- вой характеристики персонажей, художественной природы главного образа пьесы. Особенности писательской манеры Чехова | Своеобразие чеховской драматургической условности | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Беседа, проблемные задания | Чтение и анализ эпизодов пьесы «Виш- невый сад» | ||
98 | Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога | 1 | Комбинированный урок | Глубокий смысл малозначительных эпизодов и реплик | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности | Чтение и анализ эпизодов пьесы | |||
99 | Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы (сад как символ комедии) | 1 | Комбинированный урок | Чехов и приближение эпохи модерна | Организация совместной учебной деятельности | Чтение и анализ эпизодов пьесы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
100– 101 | Р/р. Классное сочинение по творчеству А. П. Чехова | 2 | Урок развития речи | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества А. П. Чехова на формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать текст сочинения различных жанров | Самостоятельная работа | |||
102 | Русская литература XIX в. (обобщение) | 1 | Урок обобщения ЗУН | Обобщение знаний о русской литературе ХIХ в. | Нравственные уроки русской литературы ХIХ в. | Уметь: выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы | Совместная учебная деятельность | |||
103– 105 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов)
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов) Стандарты второго поколения....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Мерки...
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...
Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной
Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной. ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год к учебнику "Литература" 6 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, "Просвещение", 2013г...
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс (по учебнику Коровиной В.Я.)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по учебнику Коровиной В.Я. ФГОС...