Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе по учебнику Коровина 105 часов
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Кузьмина Зоя Юрьевна

Для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_10_klass.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (105 ч)

№ 
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы минимального

содержания образования

Элементы

дополнительного

содержания

образования

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата
проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ в.

1

Введение. Общая характеристика русской литературы ХIХ в.

1

Урок объяснения нового материала

Общая характеристика
и своеобразие русской литературы конца ХVIII–
ХIХ в. с точки зрения истории и литературы;

значение русской литературы ХIХ в. в развитии русского и мирового литературного процесса

Пути становления реализма в русской

и мировой литературе; выявление эволюции литературных направлений и жанров, русской литературной

критики

Знать: общую

характеристику

и своеобразие русской литературы ХIХ в.

Уметь: доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса

Организация совместной учебной деятельности

Теоретический материал, индивидуальные сообщения

2

Поэтические предшественники

А. С. Пушкина:

Г. Р. Державин,

В. А. Жуковский,

К. Н. Батюшков

1

Урок объяснения нового материала

Литературные направления: классицизм, сентиментализм. Романтизм, элегия, баллада

Различие понятий

«поэты пушкинской поры» и «поэты пушкинской эпохи»

Знать: основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

Организация совместной учебной деятельности

Стихи (чтение), индивидуальное сообщение, теоретический материал


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А. С. Пушкин (10 часов)

3

А. С. Пушкин: личность, судьба, творчество

1

Урок систематизации ЗУН

Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии

Пушкин и европеизация русской культуры

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа, проблемные задания

Читать

поэму

«Цыганы»

4

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной ссылки. Поэма «Цыганы». Лирика дружбы и любви. Новый образ лирического героя. Особые формы метафоризации стихотворений «Друзьям», «XIX октября», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»

1

Урок систематизации ЗУН

Трагизм мировосприятия и его преодоление

Многообразие понимания свободы поэтом: свобода художника, политическая свобода, личная свобода. Анализ воплощения

в стихотворениях образов друга и возлюбленной. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина

с Библией, Кораном

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Наизусть стихотворения (по выбору учителя с учетом уровня обученности школьников класса)

5

Тема поэта и поэзии в творчестве

А. С. Пушкина. Стихотворения

«Поэту», «Пророк», «Памятник»

1

Урок систематизации ЗУН

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения

Сопоставительный анализ произведе-

ний Дж. Байрона

и А. С. Пушкина

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Наизусть стихотворения (по выбору учащегося)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

Эволюция темы свободы и рабства

в лирике поэта

1

Урок систематизации ЗУН

Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения

Сопоставительный анализ произведе-

ний Дж. Байрона

и А. С. Пушкина

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Анализ стихотворений

в группах:

 «Свободы сеятель пустынный…»;

«Из Пиндемонти»; ода «Вольность»

7

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Тема дороги

в лирике поэта.

Р/р. Сочинение по лирике А. С. Пушкина

1

Урок систематизации ЗУН

Аллегорический смысл, словесные образы, анализ лирического стихотворения

Глубина и сложность философских вопросов в лирике поэта,

наблюдения над поэтической структурой стихотворений; прояснение философского смысла произведений

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы

Организация совместной учебной деятельности. Самостоятельная работа

Р/р. Домашнее

сочинение

по лирике А. С. Пушкина

8

Петербургская повесть «Медный всадник»

1

Урок систематизации ЗУН

Человек и история в поэме. Тема «маленького человека»

Развитие реализма

в творчестве поэта

Уметь: раскрыть конкретно-истори-

ческое и общечеловеческое содержание произведения

Беседа, проблемные задания

Письменные ответы на проблемные вопросы

9

Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея.

1

Урок систематизации ЗУН

Диалектика пушкинских взглядов на историю

России

Традиции (творчество Шекспира), новаторство, художественное совершенство трагедии.

Уметь: раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения

Беседа, проблемные задания

Письменные отве-

ты на проблемные вопросы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Проблема народа

и власти

Суть споров современников Пушкина

и критики нашего времени о главных героях романа

10

Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути.

В. Г. Белинский

о романе

А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в произведении: роман как «энциклопедия русской жизни»

1

Комбинированный урок

Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Понятие «лишний человек». Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды; художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Евгения Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны Лариной

Суть споров современников А. С. Пушкина и современной критики о главных героях романа

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

11–

12

Р/р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

2

Урок развития речи

Систематизация знаний

о значении и влиянии творчества Пушкина на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитан-

ному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

Анализ стихотворений

М. Ю. Лермонтова

«Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»

М. Ю. Лермонтов (9 часов)

13

Личность, судь-

ба, эпоха. Худо-

жественный мир

М. Ю. Лермонтова

1

Урок систематизации ЗУН

Жизнь и творчество поэта, его художественный

мир. Многообразие лирической тематики поэзии Лермонтова и ее художественное своеобразие

Сравнительный анализ произведений

М. Ю. Лермонтова,

А. С. Пушкина,

Дж. Байрона

Знать: основные факты жизни

и творчества писателя

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Материал из учебника о жизни и творчестве поэта

14

Философская

лирика. «Дума»,

«Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно

и грустно…», «Когда волнуется желтеющая нива…»,

«Выхожу один

я на дорогу…»

1

Урок систематизации ЗУН

Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире

Понятия «поэзия мысли», психологизм

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальные

сообщения «Адресаты лирики Лермонтова». Наизусть стихотворения, их анализ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

Любовная лирика, ее адресаты. «Я не унижусь пред тобою…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Молитва»

1

Урок систематизации ЗУН

Основные мотивы лирики: тема любви. Своеобразие любовного чувства

в лирике М. Ю. Лермонтова

Анализ и интерпретация художественного произведения с использованием сведений по истории и теории литературы

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Творческая работа

16

Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина»

1

Урок систематизации ЗУН

Определить основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнета, любовь к Родине, ее народу и природе

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа: эссе по лирике М. Ю. Лермонтова

17

Тема поэта и поэзии в лирике

М. Ю. Лермонтова: «Поэт», «Пророк», «Есть речи – значенье…»

1

Урок систематизации ЗУН

Основные мотивы лирики: пафос вольности и протест против гнета, размышления о роли поэта и поэзии в обществе

Анализ и интерпретация художественного произведения с использованием сведений по истории и теории литературы

Поэма «Демон». Роман «Герой нашего времени». Главы «Княжна

Мери», «Фаталист»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары

1

Урок систематизации ЗУН

Философский смысл поэмы и ее философское содержание: проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Два контрастных мира: холодный и жестокий потусторонний мир и мир земной радости, красоты природы

Создание устных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Анализ текста поэмы с точки зрения идейно-философского содержания

19

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия

характера героя

(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»)

1

Урок систематизации ЗУН

Анализ композиционного своеобразия романа; признаки реализма и романтизма в романе. Наблюдения за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Основные

положения критических статей о романе и оценка

образа Печорина в современном лермонтоведении; сопоставление точек

зрения критиков; черты личности Печорина, трагедия одаренной натуры

Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина. Литературная критика об образе Печорина

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию в произведении

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Конспект критических статей Белинского, подготовка к сочинению


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

20–

21

Р/р. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

2

Урок развития речи

Систематизация знаний

о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь: аргументированно формулировать свое отноше-

ние к прочитанному

произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

Н. В. Гоголь (6 часов)

22

Н. В. Гоголь. Очерк жизни

и творчества пи-

сателя, его художественный мир.

Сборник повестей «Вечера на хуторе…»; «Миргород»

1

Комбинированный урок

Личность писателя, его творческий путь и художественный мир. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность

в произведениях. Гоголевское «двоемирие»

Особенности построения художественного мира

Знать: основные факты жизни и творчества Н. В. Гоголя.

Уметь: подтвердить примерами образы фантастики

и реальности в про-изведениях писателя

Беседа, проблемные задания

Повесть «Шинель»

23

«Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель»

1

Комбинированный урок

Принципы создания характера «маленького человека». Пафос произведения

Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Поэма «Мертвые души»; проработать материал учебника о поэме


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

24

Поэма «Мертвые души». Образ дороги в поэме. Чичиков – новое зло, незаметно вторгшееся в пределы России и всего мира, «новый антихрист» буржуазного мира

1

Урок систематизации ЗУН

Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их

роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Мир

Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы

Уметь: анализировать эпизод и его место и значение

в тексте, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Проанализировать тематику лирических отступлений в поэме

25

Речевая характе-

ристика героев. Индивидуальные особенности речи. Роль детали в поэтике Гоголя. Свое-

образие гоголевского комизма.

Пафос авторских отступлений. Микросюжеты в поэме

1

Урок систематизации ЗУН

вещей в «Мертвых душах». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, гоголевского комизма. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера.  Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя. Повествователь и автор

Создание устных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем

и ключевых проблем русской литературы

Знать: теоретико-литературные понятия: художественный вымысел, фантастика

Организация совместной учебной деятельности

Комплексный анализ текста

26

Поэма в русской критике.

В. Г. Белинский

и К. С. Аксаков

о «Мертвых душах»

1

Комбинированный урок

Определение высоких гуманистических идеалов

Гоголя. Своеобразие их воплощения. Определение роли творчества Гоголя в литературном процессе XIX–XX вв.

Литературная полемика вокруг произведения (В. Г. Белинский и митрополит Филарет). Создание письменных высказываний.

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы.

Знать: о роли творчества Н. В. Гоголя

Беседа. Самостоятельная работа

Чтение «Выбранных мест

из переписки с друзьями»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

27

«Выбранные мес-

та из переписки

с друзьями» и их место в творчестве Н. В. Гоголя

1

Урок объяснения нового материала

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Христианская позиция писателя. Особенности построения художественного мира его героев

в литературном процессе XIX–XX вв.

Беседа, проблемные задания

Р/р. Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40–70-х гг. ХIХ в. (1 час)

28

Романтическая литература середины XIX в. Исторические романы

А. К. Толстого,

А. Ф. Вельтмана,

романтические произведения

К. С. Станюковича.

Литературная критика 1840–1870-х гг.

1

Урок объяснения нового материала

Анализ исторической обстановки середины XIX в., ее влияние на развитие русской литературы. Художественные достоинства литературы писателей «второго эшелона». Литературное движение в России 1840–1870-х гг. и натуральная школа. Споры западников и славянофилов. Значение литературно-критической деятельности

В. Г. Белинского, революционно-демократической критики, печатных

Борьба за наследие Гоголя. Понятие о детерминизме, об «эстетической», «органической» и «реальной» критике. Проблема народности литературы в критике 40–70-х гг. XIX в.

Знать: общую

характеристику

и своеобразие русской литературы

ХIХ в.; о значении литературно-критической деятельности В. Г. Белинского; понятие «романтическая литература»

Беседа, проблемные задания

Материалы лекции, презентации по теме урока с использованием ИКТ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

органов (журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово»). Критика, публицистика славянофилов, «эстетическая критика»

Политический детектив: роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1 час)

29

Политический детектив: роман

Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и революционная агитация

в России. «Четвертый сон Веры Павловны»

1

Урок объяснения нового материала

Политические и эстетические взгляды

Н. Г. Чернышевского.

Понятие «жанр утопии»

Полемика вокруг романа. Чернышевский и современность. Тенденциозность романа

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы

Беседа, проблемные задания

Анализ

глав «Истории одного города», «Сказок»

М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин (4 часа)

30

Жизнь и творчество, художественный мир писателя

М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

Урок систематизации ЗУН

Основные этапы жизненного и творческого пути сатирика, его художественный мир

Европейские традиции в творчестве

М. Е. Салтыкова-Щедрина. Развитие жанра антиутопии

в ХХ в.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя, иметь представление о своеобразии его сатиры.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Беседа, проблемные задания

Анализ одной сказки (по выбору)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

31

Проблематика

и поэтика сказок

М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

Урок систематизации ЗУН

Своеобразие фантастики в сказках. Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика

в сказках. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос

Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся)

Знать: проблематику и поэтику сказок, иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Беседа, проблемные задания

Чтение глав «Истории одного города»:

«Опись градоначальникам», «Органчик»

32

«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, художественные принципы, идеи

1

Урок объяснения нового материала

Замысел, история создания повести. Композиция и жанр. Анализ концепции произведения, его языковые особенности; понятия антиутопии

и гротеска

Сатира в европейской литературе ХIХ в.

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Знать: замысел,

историю создания повести, композицию и жанр произведения.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Организация совместной учебной деятельности

Подготовка к дискуссии по вопросам

33

Способна ли сатира улучшить мир? (На материале

сатирического

творчества

М. Е. Салтыкова-Щедрина)

1

Комбинированный урок

Своеобразие сатиры писателя, социально-политическая и нравственная проблематика сатирических произведений

Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору учащихся)

Знать: основные факты жизни и творчества писателя;

иметь представление о своеобразии сатиры писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

Организация совместной учебной деятельности

Р/р. Сочинение

по творчеству

М. Е. Салтыкова-Щедрина


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

И. А. Гончаров (6 часов)

34

И. А. Гончаров.

Основные этапы

жизненного и твор-

ческого пути

1

Комбинированный урок

Биография писателя, его художественный мир, сложная противоречивая натура, русская душа

Традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя

в творчестве Гончарова

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

Беседа, проблемные задания

Роман «Обломов». Пересказ гл. 9

(«Сон Обломова»)

35–

36

Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. Образ главного героя. «Обломовщина». «Сон Обломова», его композиционная роль

2

Комбинированный урок

Идейное своеобразие романа, его композиция. Выявление авторской позиции в споре. Анализ концепции художественного произведения; центральный образ романа. Понятие «обломовщина»

Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен «Том

Сойер»)

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала

Творческое задание

Роман «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

37

Обломов и Штольц.

Сравнительная характеристика

1

Комбинированный урок

Работа над образом Обломова путем составления сравнительных характеристик героев

Обломов и представления автора о национальных идеалах. Проблема националь-

ного характера в русской и мировой литературе. Художествен-

но-лингвистический

анализ отдельных

эпизодов романа

Уметь: сопоставлять и анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу; излагать мысли на заданную тему

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Сообщение «Женские образы

в романе»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

38

Обломов и Ольга Ильинская, Обломов и Агафья Матвеевна («Обломов» как роман

о любви)

1

Комбинированный урок

Женские образы в романе; анализ взаимоотношений центрального героя

с женскими персонажами произведения

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения

по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему

Конструирование предложений

Конспект

статьи

Н. А. Доб-

ролюбова «Обломов»

и других критических статей

о романе

39

Роман Гончарова «Обломов» в русской критике

(Н. А. Добролюбов, А. В. Дружинин и Д. И. Писарев о романе и его герое)

1

Комбинированный урок

Анализ противоречивости оценок романа; сопоставление оценок критиков со своим восприятием романа. Подготовка к домашнему сочинению

Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала

Конструирование предложений

Р/р. Сочинение

по творчеству

И. А. Гончарова

А. Н. Островский (8 часов)

40

Художественный мир А. Н. Островского. Русский

театр.

Т/л.: комедия, мелодрама как жанр

1

Комбинированный урок

Своеобразие драматургии А. С. Грибоедова,

Н. В. Гоголя. Жизнь и творчество А. Н. Островского; новаторский характер его драматургии

Островский и европейский театр его времени. Генрик Ибсен. Социальная значимость сатиры Островского

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

Тематический диктант

Чтение первого действия пьесы «Гроза»

анализ сцен


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

41

Комедии Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!»

1

Объяснения нового материала

Создание комического эффекта в пьесах, особенности речевой характеристики и типизации персонажей

Эволюция русского театра. Островский

и европейский театр XIX в. Генрик Ибсен

Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения

по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Чтение второго действия пьесы, анализ сцен

42–

43

Драма «Гроза». Обитатели города Калинова. Система образов, приемы характеристики героев пьесы

2

Комбинированный урок

История создания пьесы; художественное и жанровое своеобразие драмы. Сопоставление образов «тиранов» и «жертв»

Самостоятельная работа с текстами художественных произведений (по выбору

учащихся), исполь-

зование изученных правил

Знать: содержание произведения.

Уметь: выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Чтение третьего действия, анализ сцен, рассказ о Катерине (по группам)

44

Протест Катерины против «темного царства». Трагедия героини. Т/л.: драматургический конфликт. Кульминация и развязка пьесы «Гроза».

Т/л.: художественное пространство. Символизм пьесы

1

Комбинированный урок

Составление характеристики героини; рассмотрение причин конфликта героини с «темным царством». Определение художественно-стилистических приемов создания образа

Проблема патриархальности, свободы

и греха. Театральная история пьесы, современные драматургические и кинематографические интерпретации пьесы

А. Н. Островского

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала

Организация совместной учебной деятельности

Статья

Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; чтение 4–5-го действий


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

45

Оценка пьесы «Гроза» русской критикой

1

Комбинированный урок

Знакомство с противо-

речивыми суждениями

критиков о пьесе; составление развернутого пла-

на критических статей

Н. А. Добролюбова

и Д. И. Писарева

Создание устных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных» тем

и ключевых проблем русской литературы

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Подготовка к классному сочинению по творчеству

Н. А. Ост-

ровского, систематизация материалов

46–

47

Р/р. Классное сочинение по творчеству Н. А. Островского

2

Урок развития речи

Систематизация знаний

о значении, влияние творчества Н. А. Островского на творчество писателей последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

И. С. Тургенев (11 часов)

48

Личность и судьба И. С. Тургенева. Художественный мир писателя

1

Комбинированный урок

Основные этапы жизненного и творческого пути

И. С. Тургенева, его художественный мир

Особенности художественной манеры писателя

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Уметь: выявлять авторскую позицию

в произведении

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с использованием ИКТ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

49

Своеобразие цик-

ла рассказов

И. С. Тургенева «Записки охотника». Образы русских крестьян

и помещиков

1

Урок систематизации ЗУН

Анализ художественного своеобразия цикла «Записок охотника», положительные и отрицательные стороны русской жизни в представлении Тургенева

Освещение проблемы «человек и природа» в «Записках охотника»

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с использованием ИКТ

50

«Стихотворения

в прозе», их идейно-художественное своеобразие

1

Урок систематизации ЗУН

Особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; своеобразие лирического дневника писателя

Особенности поэтики И. С. Тургенева.

Искусство Тургенева-психолога. Восприятие музыки в романе – своеобразный эквивалент восприятия жизни

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Чтение романа «Отцы

и дети»,

гл. 1–10;

индивидуальное задание: «Исто-

рия написания романа»

51

Роман «Отцы и дети». История создания романа. Смысл заглавия. Идейно-художест-

венное своеобразие. Проблематика. Композиция

1

Комбинированный урок

Особенности романа

как жанра и причины его развития в середине XIX в.

Жанр романа в творчестве И. С. Тургенева

Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и художественные детали в романе. Особенности психологизма и воспроизведения действительности в романе

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию

в произведении

Органи-

зация сов-

местной учебной деятель-

ности

Читать

гл. 11–15 романа; составить характеристику

Н. П. Кирсанова


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

52

Мир «отцов» в романе. Оценка мира «отцов» русскими критиками

1

Комбинированный урок

Образ жизни русского дворянства. Оценки мира «отцов» русскими критиками

Возможность неоднозначной трактовки образов. Роль пейзажа и художественные детали в романе. Особенности психологизма и воспроизведения действительности

в романе

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; использовать выразительные средства языка, решая коммуникативную задачу

Беседа, проблемные задания

Характеристика Е. Базарова

53

Образ Базарова

в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль П. Кирсанова и Е. Базарова

1

Комбинированный урок

Образ главного героя; сущность внешнего конфликта Базарова; художественные особенности создания образа

Творческая работа

Перечитать

главу 27

и эпилог, ответить

на вопросы

54

Любовь и счастье

в романе «Отцы

и дети». Четыре

взгляда на проблему любви в романе

1

Комбинированный урок

Четыре взгляда на проблему любви в романе. Анализ сущности внутреннего конфликта героя

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала;

выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Проанализировать сцены, наизусть: «Есть

небольшое сельское

кладбище…»

55

Смерть Е. Базаро-

ва. Эпилог рома-

на. Размышления

на тему «Философский смысл финала романа»

1

Комбинированный урок

Сущность внутреннего конфликта героя рома-

на. Обобщение по образу

главного героя. Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка произведения

Организация совместной учебной деятельности

Статья

Д. И. Писарева «Базаров» (конспект)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

56

Роман «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа

1

Комбинированный урок

Представление о многостороннем подходе критиков к роману. Собственная оценка произведения

Возможность неоднозначной трактовки образов романа

Уметь: анализировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Подготовка к сочинению по творчеству

И. С. Турге-

нева

57–

58

Р/р. Классное сочинение по творчеству И. С. Тургенева

2

Урок развития речи

Систематизация знаний

о значении и влиянии творчества И. С. Тургенева на развитие литературного процесса XIX в. и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. (1 час)

59

Русская поэзия второй половины ХIХ в. А. Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама…»; А. К. Тол-

стой «Средь шумного бала….»; «История государства Российского…»; А. Н. Плещеев «Вперед, без

1

Комбинированный урок

Отслеживание наметившегося кризиса лирической поэзии в 1840 г.: связь между социальной проблематикой и повествовательной прозой. Поиски нового языка русской лирики, освоение гражданского пафоса, философских тем. Роль пародии в создании поэтического языка второй половины XIX в.

Русская поэзия конца ХIХ в. и приближение декаданса в европейской культуре

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальные сообщения

о жизни

и творчестве

Ф. И. Тютчева


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

страха и сомненья!», «Сельская песня»; С. Я. Надсон «Друг мой, брат мой…»; А. Н. Апухтин «Ночи безумные...» (по выбору – сочинения Козьмы Пруткова)

Ф. И. Тютчев (3 часа)

60

Очерк жизни

и творчества

Ф. И. Тютчева.

Своеобразие его

художественного

мира. Основные

темы поэзии

1

Комбинированный урок

Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, особенности ми-

ровосприятия Тютчева, представление о философских основах произведений поэта. Полная

драматизма и сложнос-

тей внешняя жизнь. Внутренний мир: раздумья

о жизни, размышления

о тайнах бытия. Поэзия

Тютчева – прежде всего поэзия мысли. Основные темы поэзии; способы раскрытия в любовной лирике драматических

Тютчев и европейская лирика второй половины ХIХ в., зарождение символизма.

Творчество А. Рембо

Уметь: анализировать и интерпретировать поэтичес-

кое произведение,

используя сведения

по истории и теории

литературы

Организация совместной учебной деятельности

Анализ стихотворений по группам:

«Не то, что мните…»;

«Еще земли печален вид…»;

«Природа –

сфинкс…»

61

Тема поэта и поэзии («Нам не дано предугадать…»); место человека в мире («Цицерон», «Два голоса»), тема России

1

Комбинированный урок

Органи-

зация сов-

местной учебной деятель-

ности

Анализ стихотворений

по группам: «Эти бедные селенья…»;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

(«Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…»)

переживаний человека. Особенности поэтики текстов в их сопостав-

лении

«Нам не дано предугадать…»;

«Умом Россию не понять…»

62

Философия природы в лирике Тютчева («Silentium», «Не то, что мните вы, природа…»). Любовная лирика («Я помню время золотое…», «К. Б.»). 

Сопоставительный анализ стихотворений

1

Комбинированный урок

Философский характер и символический подтекст стихотворений Ф. И. Тютчева

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Письменный анализ стихотворения Тютчева (по выбору учащегося)

А. А. Фет (2 часа)

63

Художественный мир А. А. Фета, его особенности. Основные темы поэзии (тема поэта

и поэзии: «Поэтам», «Муза»; любви: «Сияла ночь…»,

1

Комбинированный урок

Особенности художественного мира поэта. Тематическое многообразие поэзии Фета, художественное своеобразие языка: сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого

Импрессионизм поэзии Фета

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Материал учебника о жизни и творчестве поэта


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«Шепот, робкое дыханье...»)

восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева

и А. А. Фета. Обучение интерпретации стихов

и сопоставительному анализу лирических произведений

64

Философия природы в лирике Фета

(«Еще майская

ночь…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта...» и др.)

1

Комбинированный урок

Импрессионизм поэзии Фета

Организация совместной учебной деятельности

Анализ стихотворений, наизусть (по выбору учащегося)

Н. А. Некрасов (7 часов)

65

Личность и судьба

Н. А. Некрасова. Художественный мир поэта. Основные темы и идеи лирики:

– о назначении поэта и роли поэзии

в жизни общества («Поэт и гражданин», «Муза»,

1

Комбинированный урок

Основные этапы жизни

и творческого пути поэта; своеобразие художественного мира Некрасова. Анализ стихотворений

Н. А. Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка; своеобразие некрасовской лирики. Соотношение гражданствен-

Журнальная полеми-

ка вокруг поэзии

Н. А. Некрасова.

Творчество

Н. А. Некрасова

в русской критике второй половины XIX в.

Статьи

В. Г. Белинского,

А. В. Дружинина

о творчестве

Н. А. Некрасова.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать мысли на заданную тему

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с использованием ИКТ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

66

«Элегия», «Умру

я скоро…»);

– тема Родины и народа («Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре...»);

– вольнолюбивая лирика («Рыцарь

на час», «Пророк»);

– идеал общественного деятеля («Памяти Добролюбова», «Сеятелям»);

– Некрасов-сатирик («Колыбельная», «Нравственный человек»);

– любовная лирика («Мы с тобой бестолковые люди…», «Зине», «Тяжелый крест достался ей…»,

«Я не люблю…»)

1

Комбинированный урок

ности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта

Современная критика об особенностях лирики поэта

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: излагать

мысли на заданную тему

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальные сообщения учащихся

с использованием ИКТ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

67–

68

Поэма «Кому

на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция.

Анализ глав «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка». Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме

2

Комбинированный урок

Творческая история поэмы, особенности жанра и композиции. Социальная трагедия крестьянства. Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей; сатирические принципы изображения помещиков. Определение истоков сильного

характера русской женщины; место фольклорных элементов в языке поэмы. Влияние творчества

А. Н. Некрасова на дальнейшее развитие русской поэзии

Н. А. Некрасов и социальные мотивы

в европейской поэзии. Влияние творчества

Некрасова на русскую поэзию.

Н. А. Некрасов и социальные мотивы

в европейской поэзии. Влияние творчества

Некрасова на русскую поэзию

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать

мысли на заданную тему; выявлять ав-

торскую позицию в произведении, приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы

Беседа, проблемные задания

Презентации с использованием ИКТ

69

Образы крестьянок. Женская доля на Руси

1

Комбинированный урок

70–

71

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысла жизни

2

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания

Р/р. Сочинение

по творчеству

Н. А. Некрасова

Ф. М. Достоевский (7 часов)

72

Личность, судьба, художественный мир писателя-философа и психоло-

1

Комбинированный урок

Идейно-нравственная проблематика романа, его главный конфликт. Смысл столкновения

Христианская концепция Достоевского. Значение деталей

в романе (символы

Знать: основные факты жизни и творчества писателя

Беседа, проблемные задания

Материал учебника о жизни и творчестве поэта


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

га Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, проблема «наполеонизма». Главный конфликт.

Т/л.: полифония

«правды» Сонечки и «правды» Раскольникова, идея страдания и очищения

крови, креста, Воскресения). Критическая полемика вокруг романа

73

Петербург Достоевского – одно из главных действующих лиц романа.

Система образов героев романа.

Тема «униженных

и оскорбленных».

Т/л.: художественное время

1

Комбинированный урок

Специфика Петербурга Достоевского; сопоставление с Петербургом Пушкина, Гоголя, Некрасова

Художественные открытия Достоевского; мировое значение творчества писателя

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Беседа, проблемные задания

Подготовить ответ по теме «Петербург Достоевского»

74–

75

Родион Раскольников, его учение

и бунт; взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского и христианские ценности

2

Комбинированный урок

Суть теории Раскольникова, разбор ведущих мотивов преступления (какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за ту идею, которой он руководствуется).

Вывод о страшной опасности, которую таит для

Христианская концепция Достоевского. Значение деталей

в романе, использование цветописи. Критическая полемика вокруг романа

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала

Беседа, проблемные задания

Читать

I часть романа; ответы на вопросы (с ис-

пользованием цитат)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

человека осуществление индивидуалистических идей и теорий

76

Тема совести

и веры. Образы Свидригайлова

и Лужина

1

Комбинированный урок

Система персонажей романа, значение каждого

из них для понимания позиции главного героя

Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Чтение II,

III частей

романа. Индивидуалистический бунт Раскольникова (поведение героя проследить по тексту)

77

«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа

1

Комбинированный урок

Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова; идея страдания и очищения

Значение деталей

в романе (символы крови, креста, Воскресения). Критическая полемика вокруг романа

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

История жизни Раскольникова и Сони Мармеладовой:

ч. III, гл. 5;

ч. VI, гл. 2;

ч. VI, гл. 5–6

78

«Их воскресила любовь». Эпилог романа. Воскре-

шение человека

в Раскольникове

1

Комбинированный урок

Символический смысл романа

Творчество Ф. М. До-

стоевского и европейская литература

Уметь: анализировать художественное произведение

Организация совместной учебной деятельности

Р/р. Сочинение

по творчеству

Ф. М. Достоевского


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Л. Н. Толстой (12 часов)

79

Жизненный

и творческий путь

Л. Н. Толстого, его художественный мир. «Севастопольские рассказы». Суровая правда войны. Героизм

и патриотизм солдат. Проблема истинного и ложного героизма

1

Комбинированный урок

Основные этапы жизненного и творческого пути

Л. Н. Толстого: духовные

искания в годы юности;

начало творческой деятельности; военный

опыт: участие в обороне

Севастополя; процесс становления взглядов, художественного мира. Идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов». Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат

Толстой-публицист: статья «Не могу молчать»

Знать: основные

этапы, факты жиз-

ни и творчества

Л. Н. Толстого, особенности его художественного мира;

идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов»

Беседа, проблемные задания

Презентации с применением ИКТ

80

Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Проблемы. Композиция

1

Комбинированный урок

Творческая история романа «Война и мир», жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Понятие «роман-эпопея», черты эпопеи в романе. Своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души»

Эпопея «Война и мир» – синтез художественных исканий русской литературы ХIХ в.

Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения

Беседа, проблемные задания

Чтение

тома I,

части I.

Индивидуальные сообщения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

81

Светское общество Петербурга

и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова

1

Комбинированный урок

Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Художественное мастерство Толстого

в создании индивидуального человеческого характера

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Презентации с применением ИКТ

82

Изображение войны 1805–1807 гг. Сцена смотра под Браунау. Николай Ростов. Шенграбенское сражение. (Жерков, штаб-офицеры, Тимохин и Тушин). Аустерлицкое сражение. Кутузов и император Александр; бегство русских войск

1

Комбинированный урок

Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. как отечествен-

ная война (главы 2–4, 8,

15–16)

Художественное мастерство Толстого

в создании индивидуального человеческого характера

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Презентации с применением ИКТ

83

«Мысль семейная» в романе Толстого (именины у Ростовых; Лысые Горы;

сцены охоты,

1

Комбинированный урок

«Мысль семейная» в эпопее. Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной

Художественное мастерство Толстого

в создании индивидуального человеческого характера

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и тео-

Организация совместной учебной деятельности

Пересказ сцен I тома: «Именины у Ростовых»,

«В имении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

святочных развлечений. Любовь героев)

ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

рии литературы

Болконских». Сообщения о семьях Ростовых и Болконских

84

Нравственные искания А. Болконского

1

Комбинированный урок

Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова,

Андрея Болконского

Художественное мастерство Толстого

в создании индивидуального человеческого характера

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Органи-

зация сов-

местной учебной деятель-

ности

Творческая работа – эссе

85

«Любимый герой» Толстого Пьер Безухов

1

Творческая работа – эссе

86

«Что есть красота?» Образ Наташи Ростовой

1

Комбинированный урок

Женские образы романа:

Наташа Ростова, Марья Болконская. Их судьба

и роль в романе

Беседа, проблемные задания

Творческая работа – эссе

87

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. Анализ сцены «Переправа через Неман», отступление русских войск. Бородинское сражение. Пьер Безухов. Настроение

1

Комбинированный урок

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе.

Осуждение войны. Война

Художественное мастерство Толстого

в создании индивидуального человеческого характера

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Презентации с применением ИКТ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

французского лагеря. Батарея Раевского. Поведение Наполеона и Кутузова в битве. Ранение князя Андрея

1812 г. как отечественная война (главы 20, 22; 26–29; 33–35)

88

«Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон

1

Комбинированный урок

Исторические личности на страницах романа.

Кутузов и Наполеон

как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Картины войны

в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война

Художественное мастерство Толстого

в создании индивидуального человеческого характера

Знать: содержание произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала

Беседа, проблемные задания

Чтение

IV тома:

анализ сцен

партизанской войны

89

«Мысль народная» в романе. Платон Каратаев. Жизненная философия героя. Партизанское движение. Тихон Щербатый, Долохов, Петя Ростов, Денисов

1

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания

Презентации с применением ИКТ

90

Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. Л. Н. Толстой, нравственные искания русской литературы и ее место в мировой литературе

1

Комбинированный урок

Богатый и сложный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира

Художественное мастерство Толстого

в создании индивидуального человеческого характера

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Р/р. Сочинение

по творчеству

Л. Н. Толстого


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н. С. Лесков (3 часа)

91–

92

Жизнь и творчество Н. С. Лескова, его художественный мир. Повесть «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина – героя-правдоискателя. Сюжет. Поэтика произведения

2

Комбинированный урок

Личность и судьба писателя, этапы его творческого пути, художественный мир. Идейно-художественное своеобразие произведения; значение темы проповедничества

в творчестве Н. С. Лескова (на примере образа Флягина)

Лесков и православие. Роль Лескова

в развитии русской литературы. Его позиция в литературной полемике

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала

Организация совместной учебной деятельности

Чтение

«Очарованного странника», задания 4–9

93

«Две Катерины»: «Гроза»

Н. А. Островского и «Леди Макбет Мценского

уезда» Н. С. Лескова

1

Комбинированный урок

Освещение темы женс-

кой судьбы в творчестве

Островского и Лескова

(на сопоставлении образов и судеб двух героинь)

Лесков и православие. Роль Лескова

в развитии русской

литературы. Его позиция в литературной

полемике

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы русской литературы

Организация совместной учебной деятельности

Творческая работа – эссе

А. П. Чехов (8 часов)

94

Художественный мир А. П. Чехова.

Основные черты чеховской поэтики.

1

Комбинированный урок

Представление об общественно-политической жизни 80–90-х гг. ХIХ в. Роль творчества

А. П. Чехова. Личность

Жанр рассказа и искусство европейской новеллы эпохи реализма. Рассказ «Пышка» Ги де Мо-

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализи-

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Рассказы Чехова начала 80-х гг. XIX в. Анализ рассказов «Не в духе», «Цветы запоздалые»

и судьба писателя, особенности художественного мироощущения Чехова. Изображение картины пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, отвечающее высоким нормам нравственности в рассказах 80-х гг.

пассана. Искусство психологической детали. Формы выражения авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием паро-

дирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность – средства их создания

ровать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;подтверждать главную мысль Чехова:

«Не теряйте в себе человека» – примерами из его произведений

95

Рассказы Чехова 90-х г. XIX в.

(«Попрыгунья»,

«Палата № 6»,

«Студент»,

«Дом с мезонином»)

1

Комбинированный урок

Проблема истинных

и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателях

Жанр рассказа и искусство европейской новеллы эпохи реализма. Ги де Мопассан «Пышка». Искусство психологической детали. Формы выражения авторской позиции: сценический диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Принцип пародирования письма, лиризм и экспрессивность – средства их создания

Знать: содержание изученного произведения.

Уметь: излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию

в произведении, приемы систематизации материала

Организация совместной учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ

96

Душевная дегра-

дация человека

в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа. Лингвостилистический анализ

1

Комбинированный урок

Образы людей, которых «можно уважать, и мир, который окружает и не губит их». Трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч»

Беседа, проблемные задания

Творческая работа – эссе


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

97

Драматургия

А. П. Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». Анализ первого акта. Своеобразие конфликта в комедии

1

Комбинированный урок

Характеристика драматургического творчества Чехова; основные принципы «новой драмы», особенности сюжетного построения пьесы; пространственно-временная организация пьесы. Способы организации сценического действия в пьесе.

Теоретико-литературное понятие «подтекст», способы его создания. Анализ особенностей рече-

вой характеристики персонажей, художественной

природы главного образа

пьесы. Особенности писательской манеры Чехова

Своеобразие чеховской драматургической условности

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Беседа, проблемные задания

Чтение

и анализ

эпизодов

пьесы «Виш-

невый сад»

98

Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога

1

Комбинированный урок

Глубокий смысл малозначительных эпизодов и реплик

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной учебной деятельности

Чтение

и анализ

эпизодов

пьесы

99

Система образов

в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы

(сад как символ комедии)

1

Комбинированный урок

Чехов и приближение эпохи модерна

Организация совместной учебной деятельности

Чтение

и анализ

эпизодов

пьесы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

100–

101

Р/р. Классное сочинение по творчеству А. П. Чехова

2

Урок развития речи

Систематизация знаний

о значении и влиянии творчества А. П. Чехова на формирование литературного процесса и духовного мира читателей

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать текст сочинения различных жанров

Самостоятельная работа

102

Русская литература XIX в. (обобщение)

1

Урок обобщения ЗУН

Обобщение знаний о русской литературе ХIХ в.

Нравственные уроки русской литературы ХIХ в.

Уметь: выявлять «сквозные» темы

и ключевые проблемы литературы

Совместная учебная деятельность

103–

105

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов)

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс к учебнику под редакцией Б.А. Ланина (105 часов) Стандарты второго поколения....

Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе.  8 класс.       По программе—105 часов , 3 часа в неделю     (Автор учебника Г.С. Мерки...

Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа

Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...

Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной

Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс к учебнику В.Я.Коровиной. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 2014-2015 учебный год к учебнику "Литература" 6 класс. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, "Просвещение", 2013г...

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс (по учебнику Коровиной В.Я.)

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по учебнику Коровиной В.Я. ФГОС...