Методическая разработка мероприятия по литературе "Конкурс знатоков поэзии"
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Интересное соревнование между командами 9-11 классов на знание поэзии. Ученики показывают знание изучаемых в школе произведений и самостоятельно прочитанных стихов. Много читают наизусть, показывают артистические способности и знание теории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_znatokov.docx | 51.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Талица Фалёнского района Кировской области
«Во всем мне хочется дойти до самой сути… »
(Б. Пастернак)
Сценарий турнира знатоков поэзии
(для учащихся 9-11 классов)
Сценарий составлен Опушневой Эльвирой
Николаевной, учителем русского языка и
литературы высшей категории МКОУ СОШ
с. Талица Фалёнского района Кировской
области
Домашний адрес: 612510, ул.Профсоюзная,31,
с.Талица, Фалёнский район, Кировская
область
Домашний телефон: 8-(83332)-3-11-45
Тема: турнир между командами
Участники: 9-11 классы
Форма проведения: проведение конкурсов
Цели:
- воспитание у учащихся интереса к поэзии;
- воспитание чувств, умение разобраться в лирическом произведении;
- развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими поэтического текста.
Задачи:
- приобщение детей и подростков к началам подлинной отечественной и мировой культуры; развитие художественного вкуса;
- развитие способности сопереживать героям лирических произведений, чувствовать и понимать образный язык.
Подготовка к празднику:
1) подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения: 2 чтеца от команды;
2) сделать буклет, порекомендовать прочитать стихотворение, познакомить с автором; подготовить рекламу; /См. Приложение 1,2/
3) найти и напечатать плакаты «Высказывания великих людей о поэзии»:
«Поэзия – это душа подвига, обращающего красоту в добро». М.М.Пришвин
«Родник поэзии есть красота». Н.В.Гоголь
«Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства». К.Г.Паустовский
«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает»
Л.Н.Толстой
«Поэзия – удел человека или одарённого, или одержимого». Аристотель
«Поэзия – моя держава. Я вечный подданный её». М.Светлов
4) изготовление элементов костюма, масок разного цвета.
В кабинете литературы поставлены столы, на столах свечи в подсвечниках, книги. На стенах плакаты. Звучат романсы на стихи русских поэтов: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье…» в исполнении И.Козловского, «Я встретил вас…» в исполнении О.Погудина.
Ведущий. Добрый вечер, дорогие любители книги. Новый учебный год – и наша новая встреча. Вы собрались сегодня показать свои знания в области поэзии. В зале встречаются две команды. Интересно, кто же из них окажется победителем?
В конце XX века Лауреат Нобелевской премии Б.Пастернак, размышляя о сути поэзии, написал: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». В этом же стихотворении он призвал: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья». К этому сегодня призываю вас и я. Начнём наш турнир!
Объявляется первый конкурс - конкурс поэтических чувств. Все участники заранее получили задание найти стихи, в которых ярко выражены чувства любви, радости, печали, ненависти, сострадания… Для вас появилась возможность представить понравившееся стихотворение на суд компетентного жюри и зрителей.
Члены команд читают стихи.
Некоторые стихи учитель сам может ученикам заранее порекомендовать. Список прилагается.
Э.Асадов «Трусиха»
Э. Асадов «Эдельвейс»
В.Лифшиц «Баллада о чёрством куске»
А.Дементьев «Баллада о матери»
В.Радкевич «Баллада о банке варенья»
М.Джалиль «Варварство»
А.Ахматова «Я не любви твоей прошу…»
М. Чебышева «Узелки на память» / Этюды о деревенских каникулах; «Сельская школа».
О. Любовиков «Баллада о земляке»
Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Б. Ахмадулина «По улице моей который год…»
Е.Евтушенко «Маше»
М.Цветаева «Мне нравится…»
Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»
Ведущий. Пока жюри оценивает конкурс поэтических чувств, предлагаем командам конкурс на знание литературоведческих терминов. Я называю вам термин, члены команды поднимают руку и дают ответ. Если вы не знаете ответа, возможность ответить на него правильно получают соперники. Если же и они не знают, то ответить могут зрители и подарить любой команде балл. За правильный ответ 1 балл.
Термины:
Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.
Вирши – стихи, но когда-то это были духовные стихи на Украине.
Лейтмотив – ведущий мотив, преобладающее настроение, главная тема, образ, выразительная деталь.
Ода – торжественное стихотворение, «песнь», истоки оды – хоровая лирика древних греков.
Перифраза – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения. (Легкая атлетика – «королева спорта»).
Рубаи – одна из самых распространённых стихотворных форм лирической поэзии народов Востока.
Сонет - стихотворение из 14 стихов, построенное по строгой строфической схеме: абба – абба – ввг – дгд. (Данте, Петрарка, Шекспир, Пушкин).
Тавтология – то же самое, повторение тождественных слов («плачет – слезами заливается»).
Эпилог – заключительная часть, рассказывающая о судьбе героев.
Дифирамб – гимн в честь кого-либо.
Ведущий. Традиция деления литературы, в частности поэзии, на роды, жанры была заложена ещё Аристотелем. И вы, я думаю, прекрасно знаете жанры поэзии. Сейчас вы услышите несколько поэтических произведений. Вы должны определить жанр и сделать запись на листочке в том порядке, как стихи будут звучать.
Слушаем фонограммы: Записи команд
1. А.С.Пушкин «Безумных лет угасшее веселье…» Элегия
2. В.А.Жуковский «Людмила» баллада
3. А.С.Пушкин «Всё пленяет нас в Эсфири» эпиграмма
4. М.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» басня
5. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывок) поэма
6. Про Пугача народная историческая песня
Ведущий. А сейчас проведём конкурс «Продолжи чтение». Уважаемые команды, предлагаем вам очень простое задание: я читаю первые строки стихотворения, а вы должны продолжить его. За правильный ответ начисляется 1 балл. Итак, продолжите строки:
1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин», гл. 4.
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало…
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
2. И.А.Крылов «Свинья под дубом»
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала…
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». –
«Пусть сохнет,- говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».
3. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Моё оружье… Он завыл…
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
4. С.Есенин «Письмо матери»
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,…
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
5. А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
6. Н.А.Некрасов «Железная дорога»
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе!
Ведущий. Участники показали свои знания в области поэзии. А мы объявляем новый конкурс для команд. Называется он «Поэтическое лото». Вручаем командам по 2 набора карточек. На одних написаны настоящие имена поэтов, на других – их псевдонимы. Необходимо как можно быстрее правильно соотнести их. За каждое правильное сочетание даётся 1 балл.
Горенко | А.А.Ахматова |
Брюсов | Москвитянин |
П.А.Вяземский | Адель |
И.В.Лотарёв | И.Северянин |
Крылов | Нави Волырк |
А.С.Пушкин | Сверчок |
Б.Н.Багаев | Андрей Белый |
Ф.Сологуб | Тетерников |
А.М.Гликберг | Саша Чёрный |
А.Голиков | Гайдар |
Ведущий. Переходим к следующему конкурсу «Поэты-маски». Сейчас перед вами пройдут поэты в масках:
С.Есенин
А.Ахматова
А.Блок
О.Бергольц
О.Мандельштам
М.Лермонтов
А.Пушкин
М.Цветаева
Каждый из них прочитает своё стихотворение. Ваша задача угадать, кто за какой маской скрыт, то есть написать авторов стихотворений в том порядке, в котором они прочитаны. Учтите, что будут прочитаны стихи не всех перечисленных выше авторов. (В конкурсе могут быть использованы элементы костюма: русская вышитая рубаха, широкая шляпа с вуалью, гусарский ментик с галунами, широкая черная плащ-накидка и котелок, старая вязаная кофта и панама, френч).
1. С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
2. А. Ахматова «Я научилась просто мудро жить»
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
3. М.Лермонтов «И скучно и грустно, и некому руку подать»
И скучно и грустно! - и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья... что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить - но кого же? - на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно...
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,
И радость, и муки, и все там ничтожно.
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка,
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка!
4. А.Пушкин «19 октября» 1925 г. / «Друзья мои, прекрасен наш союз…»/
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
5. М.Цветаева «Семь холмов – как семь колоколов»
Семь холмов — как семь колоколов!
На семи колоколах — колокольни.
Всех счётом — сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом — пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землёй московскою!
6. А.Блок «На поле Куликовом» / «Река раскинулась. Течёт, течёт…» 1 часть/
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега́.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога.
Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснёт святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови́!
Закат в крови́! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несётся вскачь!
Ведущий. Переходим к конкурсу литературного перевоплощения. Для этого конкурса из каждой команды приглашаются по 2 человека (юноша или девушка). Девушкам для перевоплощения предлагается образ Татьяны Лариной, для юношей – Александра Андреевича Чацкого. За определённый срок (5-7 минут) они должны переодеться и восстановить письмо Татьяны к Онегину или монолог Чацкого. (Можно предоставить книгу или положить отпечатанный эпизод).
Итак, она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей,
Дитя сама, в толпе детей
Играть и плакать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Пока ведущий зачитывает отрывок, помощники выносят 2 свечи в подсвечниках, накидывают узорную шаль на спинку стула, бумагу, гусиные перья, портрет или зеркало. Звучит тихо вальс Г.Свиридова к драме А.Пушкина «Метель». (В данной с цене оценивается артистичность, выразительность, умение перевоплотиться).
Сцена 1.
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Ведущий
Кто так чувствителен, и весел, и остёр,
Как Александр Андреич Чацкий!
Он славно пересмеять умеет всех,
Болтает, шутит, мне забавно,
Делить со всяким можно смех.
С Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом.
Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
Вот об себе задумал он высоко…
Появляется Чацкий в белой рубашке, жабо,в плаще-накидке, котелке, с тростью, в белых перчатках. Звучит музыка Е.Крылатова из фильма «Горе от ума», 1977 год
Сцена 2.
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Ведущий. Пока члены жюри подводят итоги конкурсов, мы проведём конкурс со зрителями на знание выученных вами стихотворений. Начнём со вступления к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Каждый из зрителей читает по одной строке. Если вы не помните строку, то чтение продолжает следующий.
У лукоморья дуб зелёный; Члены жюри подводят итоги конкурсов. В это время члены команд вручают каждому участнику и зрителю в зале буклеты, которые они делали при подготовке к конкурсу. Подведение итогов, награждение победителей. |
Список использованной литературы:
1. Пушкин А.С. Стихотворения Александра Пушкина.- М.: Детская литература. 1978
2. Пушкин А.С.Евгений Онегин.- М.: Детская литература. 1976
3. Некрасов Н.А. Избранное. Стихотворения и поэмы.- М.: Издательство «Правда». 1978
4. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад.- М.: Художественная литература. 1977
5. Блок А.А. Стихотворения и поэмы.- М.: Художественная литература. 1969
7. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы.- М.: Художественная литература.1976
8. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. М.: Педагогика,1989
9. Цветаева Марина. - Сочинения. В 3 томах – М.: 1993
10. Грибоедов А.С. Горе от ума. М. Издательство «Наука». 1969
11. Асадов Э.
12. Джалиль М. Красная ромашка. Избранное. Казань.1984
13. Крылов И.А. Басни. М.: Художественная литература.1983
14.«Времена не выбирают…»: Русская поэзия XX века. – М.: Издательский дом «Синергия», 2006. – 2 Т.
14. Чебышева М. Территория любви. Стихи разных лет. / Антология вятской литературы.-
Т.7. Киров. 2007
15. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. Художественная литература. 1990
16. Именем хлеба: Поэтический сборник/ Сост.: Л.В.Сушкова. – М.: Московский рабочий. 1984
17. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник. - М.: Просвещение. 2015
Фонохрестоматия к данному учебнику.
18. Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учебник. – М.: Просвещение.2015
Фонохрестоматия к данному учебнику.
19. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник. – М.: Просвещение. 2015. Фонохрестоматия к данному учебнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка брейн - ринга: "Юные знатоки физики".
Сценарий брейн - ринга: "Юные знатоки физики"....
Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс
В течении урока учащиеся знакомятся с японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся с творчестом японских поэтов....
Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.
Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт"....
методическая разработка урока "Следствие ведут знатоки"
Урок систематизации знаний по теме "Химические реакции" с использованием игровых технологий, по учебнику О.С. Габриеляна "Химия . 8 класс"...
Методическая разработка мероприятия "Знатоки географии"
Викторина «Знатоки географии»Цели: 1. Выяснить фактические знания по географии. 2.Формирование интереса ...
Разработка мероприятия по биологии "Знатоки ботаники" 6 класс
Данный материал будет полезен при проведении внеклассной работы по предмету....
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием методического комплекса «Лаборатория безопасности» Интерактивная игра «Знатоки ПДД»
Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием методического комплекса «Лаборатория безопасности» Интерактивная игра «...