методическая разработка урока "Следствие ведут знатоки"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок систематизации знаний по теме "Химические реакции" с использованием игровых технологий, по учебнику О.С. Габриеляна "Химия . 8 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sledstvie_vedut_znatoki_dlya_pechati.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ.
Добрый день. Меня зовут Светлана Александровна. Я рада приветствовать вас, уважаемые знатоки. Да, да, вы не ослышались. Сегодня вам, ребята, предстоит побыть в роли детективов – знатоков и за короткий школьный урок расследовать дело о зашифрованном химическом понятии.
Распутать это дело, то есть расшифровать понятие, не смогли знаменитые сыщики мира: Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Даже братья Колобки вынуждены были признать своё поражение.
Говорят: «Один в поле не воин». Поэтому работаем сегодня в командах – следственных группах. На столах у каждой группы лежат рабочие материалы, содержащие разнообразные задания для вас. При детальном изучении и правильном выполнении этих заданий вы получаете подсказку, которая позволит определить зашифрованное понятие.
Итак, приступаем. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего занятия в своих рабочих материалах : «Дело о зашифрованном понятии»
I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»
Чтобы первоначально знать, кого или что мы ищем, надо составить его словесный портрет, чем мы и займёмся сейчас. В рабочих материалах найдите задание 1.«Словесный портрет», выполните его. По окончании результаты вашей коллективной работы поместите на доску. (выполнение задания 1)
1. Реакция соединения | А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ |
2. Реакция замещения | Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество |
3. Реакция разложения | В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества |
4. Реакция обмена | Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество |
Занесите ответы в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
Б | Г | А | В |
Право представить на свой вариант ответов предоставляем команде, первой выполнившей задание. Зачитайте, какие определения у вас получились.
(Проверка правильности выполнения работы, комментарий одной из команд).
Молодцы, справились с этим заданием и получаете первую подсказку (раздача буквы Ц).
- «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»
После того, как получено описание объекта, необходимо приступить к составлению его фоторобота.
В рабочих материалах выполните задание 2.«Составление фоторобота». Предложенные правые части наклейте в соответствующие ячейки. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций. Лист с выполненным ответом расположите на доске.
Fe(NO3)2 + 2NaOH → | Fe(OH)2 + 2NaNO3 |
2Na + Cl2 → | 2NaCl |
2HgO → | 2Hg + O2 |
Hg(NO3)2 + Zn → | Hg + Zn(NO3)2 |
(Проверка правильности выполнения работы {слайд})
Молодцы, юные следователи – знатоки, справились и с этим заданием. Получайте вторую подсказку. ( раздача буквы Е).
- «ВИДЕОУЛИКА»
В материалах дела есть и видеозапись, которая поможет расшифровать наше понятие. Познакомимся с видеофрагментом и после просмотра выполним задание 3.«Видеоулика» из рабочих материалов.
Составить уравнение химической реакции из видеофрагмента «Вулкан», расставить коэффициенты: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O
(Проверка правильности выполнения работы {слайд}, раздача буквы Р).
- «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод. У вас на столах находится всё необходимое для проведения эксперимента. Соблюдайте правила работы с нагревательными приборами (ВОПРОС ДЕТЯМ), растворами кислот, солей и щелочей; работу проводите только над лотками. Задание 4.«Криминалистическая лаборатория» для каждой группы индивидуальное, найдёте его в рабочих материалах. Результаты исследований записать на доске.
- Пробирку, содержащую небольшое количество свежеприготовленного гидроксида меди (II), закрепите в пробиркодержателе. Осторожно нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.
- Небольшое количество оксида кальция осторожно поместите в пробирку, прилейте 2-3 мл воды, добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.
- Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора сульфата меди (II), внесите небольшое количество порошка железа или железную скрепку. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.
- Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (III), добавьте к нему такой же объём раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Запишите уравнение химической реакции, определите её тип.
(Проверка правильности выполнения работы {слайд}, , раздача буквы И).
- «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»
Мы почти у цели – ещё один рывок, и дело раскрыто, понятие расшифровано. Перед решающим этапом необходимо отдохнуть. Поиграем в «крестики – нолики». Результаты вашего отдыха попрошу разместить на доске.
(Проверка правильности выполнения работы {слайд}, раздача буквы А).
- «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».
Мы выполнили очень большую работу, изучили большой объём материала. Осталось получить последнюю подсказку, так необходимую для раскрытия нашего дела. Не будем долго говорить – лучше выполним быстро задание 6.«Аналитический отдел».
Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.
- Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.
2NaNO3 → 2NaNO2 +O2
- Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.
Mg + O2 → 2MgO
- Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.
2Na + 2H2O → H2 + 2NaOH
- При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.
Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4 + 2NaNO3
(Проверка правильности выполнения работы {слайд}, раздача букв К, Я).
Итак, уважаемые сыщики – знатоки. Вы отлично справились со всеми заданиями, получили все возможные буквы – подсказки. Теперь сложите из них слово, которое и будет нашим зашифрованным понятием. Что же это за понятие? Конечно, это реакция! Но не просто реакция, а химическая реакция. Что за сегодняшний урок мы повторили о химических реакциях?
- Понятие химической реакции.
- Типы химических реакций.
- Признаки химических реакций.
- Написание уравнений химических реакций.
- Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.
Большое вам спасибо за сотрудничество! В завершение урока попрошу вас поделится со мной капелькой вашего настроения. Выберите смайлик, больше всего характеризующий ваше настроение сейчас и при выходе из кабинета наклейте его на лист, расположенный на двери. Всем спасибо, урок закончен!
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Группа №1
Тема урока _________________________________________________________________
Дата урока _______________ класс ____________________________________________
ФИ обучающегося __________________________________________________________
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»
Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.
1. Реакция соединения | А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ. | |
2. Реакция замещения | Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество. | |
3. Реакция разложения | В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества. | |
4. Реакция обмена | Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество. |
Занесите ответы в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
- «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»
Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.
Левая часть уравнения | Правая часть уравнения | Варианты ответа |
Fe(NO3)2 + NaOH → | NaCl + H2O | |
Na + Cl2 → | Hg + O2 | |
HgO → | Fe(OH)2 + NaNO3 | |
Hg(NO3)2 + Zn → | FeCl3 + NaNO2 | |
NaCl | ||
Hg + Zn(NO3)2 | ||
Hg(OH)2 + NaCl |
- «ВИДЕОУЛИКА»
Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O .
- «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.
- Пробирку, содержащую небольшое количество свежеприготовленного гидроксида меди (II), закрепите в пробиркодержателе.
- Осторожно нагрейте в пламени спиртовки.
- Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________
__________________________________________________________________________________
- Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________
__________________________________________________________________________________
- «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»
Определите выигрышный путь для реакций замещения.
NaOH+HCl = NaCl+HOH | Zn+2HBr=ZnBr2+H2 | BaO+H2O=Ba(OH)2 |
S+O2=SO2 | Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2 | CO2+H2O=H2CO3 |
Fe+S=FeS | 2K+2HOH=2KOH+H2 | 2K2CO3+HCl=2KCl+H2CO3 |
- «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».
Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.
- Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.
____________________________________________________________________________
- Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.
____________________________________________________________________________
- Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.
___________________________________________________________________________
- При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.
____________________________________________________________________________
Группа №2
Тема урока _________________________________________________________________
Дата урока _______________ класс ____________________________________________
ФИ обучающегося __________________________________________________________
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»
Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.
1. Реакция соединения | А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ. | |
2. Реакция замещения | Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество. | |
3. Реакция разложения | В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества. | |
4. Реакция обмена | Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество. |
Занесите ответы в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
- «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»
Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.
Левая часть уравнения | Правая часть уравнения | Варианты ответа |
Fe(NO3)2 + NaOH → | NaCl + H2O | |
Na + Cl2 → | Hg + O2 | |
HgO → | Fe(OH)2 + NaNO3 | |
Hg(NO3)2 + Zn → | FeCl3 + NaNO2 | |
NaCl | ||
Hg + Zn(NO3)2 | ||
Hg(OH)2 + NaCl |
- «ВИДЕОУЛИКА»
Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O
- «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.
- Небольшое количество оксида кальция осторожно поместите в пробирку, прилейте 2-3 мл воды, добавьте 1 каплю фенолфталеина.
- Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________
__________________________________________________________________________________
- Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________
__________________________________________________________________________________
- «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»
Определите выигрышный путь для реакций соединения.
NaOH+HCl = NaCl+HOH | 2K2CO3+HCl=2KCl+H2CO3 | BaO+H2O=Ba(OH)2 |
Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2 | S+O2=SO2 | CO2+H2O=H2CO3 |
Fe+S=FeS | 2K+2HOH=2KOH+H2 | Zn+2HBr=ZnBr2+H2 |
- «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».
Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.
- Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.
____________________________________________________________________________
- Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.
____________________________________________________________________________
- Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.
___________________________________________________________________________
- При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.
____________________________________________________________________________
Группа №3
Тема урока _________________________________________________________________
Дата урока _______________ класс ____________________________________________
ФИ обучающегося __________________________________________________________
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»
Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.
1. Реакция соединения | А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ. | |
2. Реакция замещения | Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество. | |
3. Реакция разложения | В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества. | |
4. Реакция обмена | Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество. |
Занесите ответы в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
- «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»
Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.
Левая часть уравнения | Правая часть уравнения | Варианты ответа |
Fe(NO3)2 + NaOH → | NaCl + H2O | |
Na + Cl2 → | Hg + O2 | |
HgO → | Fe(OH)2 + NaNO3 | |
Hg(NO3)2 + Zn → | FeCl3 + NaNO2 | |
NaCl | ||
Hg + Zn(NO3)2 | ||
Hg(OH)2 + NaCl |
- «ВИДЕОУЛИКА»
Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O
- «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.
- Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора сульфата меди (II), внесите небольшое количество порошка железа или железную скрепку.
- Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________
__________________________________________________________________________________
- Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________
__________________________________________________________________________________
- «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»
Определите выигрышный путь для реакций обмена.
NaOH+HCl = NaCl+HOH | Zn+2HBr=ZnBr2+H2 | BaO+H2O=Ba(OH)2 |
Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2 | 2K2CO3+HCl=2KCl+H2CO3 | CO2+H2O=H2CO3 |
Fe+S=FeS | 2K+2HOH=2KOH+H2 | CuCl2+2LiOH=2LiCl+Cu(OH)2 |
- «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».
Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.
- Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.
____________________________________________________________________________
- Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.
____________________________________________________________________________
- Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.
___________________________________________________________________________
- При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.
____________________________________________________________________________
Группа №4
Тема урока _________________________________________________________________
Дата урока _______________ класс ____________________________________________
ФИ обучающегося __________________________________________________________
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
I. «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»
Соотнесите понятия из левого столбика с определениями из правого столбика.
1. Реакция соединения | А) Вступает одно сложное вещество, образуется несколько простых или сложных веществ. | |
2. Реакция замещения | Б) Из нескольких веществ в ходе реакции образуется одно сложное вещество. | |
3. Реакция разложения | В) В реакцию вступают два сложных вещества, образуются два новых сложных вещества. | |
4. Реакция обмена | Г) В реакцию вступает одно простое вещество и одно сложное, образуются новое простое и новое сложное вещество. |
Занесите ответы в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 |
- «СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОРОБОТА»
Для представленных левых частей химических уравнений выберите правые части из вариантов ответов, запишите в соответствующей ячейке. Расставьте коэффициенты в химических уравнениях, определите тип химических реакций.
Левая часть уравнения | Правая часть уравнения | Варианты ответа |
Fe(NO3)2 + NaOH → | NaCl + H2O | |
Na + Cl2 → | Hg + O2 | |
HgO → | Fe(OH)2 + NaNO3 | |
Hg(NO3)2 + Zn → | FeCl3 + NaNO2 | |
NaCl | ||
Hg + Zn(NO3)2 | ||
Hg(OH)2 + NaCl |
- «ВИДЕОУЛИКА»
Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? Расставить коэффициенты в предложенном уравнении: (NH4 )2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O
- «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Какое же расследование обходится без помощи криминалистов. Нам сейчас предстоит побыть на их месте, провести необходимое исследование, сделать вывод.
- Прилейте в пробирку 2-3 мл раствора хлорида железа (III), добавьте к нему такой же объём раствора гидроксида натрия.
- Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать? _________________________________
__________________________________________________________________________________
- Запишите уравнение химической реакции, определите её тип. ____________________
__________________________________________________________________________________
- «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»
Определите выигрышный путь для реакций разложения.
NaOH+HCl = NaCl+HOH | Zn+2HBr=ZnBr2+H2 | H2CO3= CO2+H2O |
Sn(NO3)2+Fe=Sn+Fe(NO3)2 | 4HNO3=4NO2+O2+2H2O | BaO+H2O=Ba(OH)2 |
2NaNO3=2NaNO2+O2 | 2K+2HOH=2KOH+H2 | CuCl2+2LiOH=2LiCl+Cu(OH)2 |
- «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ».
Записать уравнения химических реакций, о которых идёт речь в задании, расставить коэффициенты, определить тип химических реакций.
- Нитрат натрия разлагается при нагревании на нитрит натрия и кислород.
____________________________________________________________________________
- Магний взаимодействует с кислородом с образование оксида магния.
____________________________________________________________________________
- Натрий при растворении в воде вытесняет водород. Помимо этого ещё образуется гидроксид натрия.
___________________________________________________________________________
- При сливании растворов нитрата бария и сульфата натрия образуется нерастворимый сульфат бария и нитрат натрия.
____________________________________________________________________________
- «СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ»
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа |
NaCl + H2O |
Hg + O2 |
Fe(OH)2 + NaNO3 |
FeCl3 + NaNO2 |
NaCl |
Hg + Zn(NO3)2 |
Hg(OH)2 + NaCl |
Левая часть уравнения | Правая часть уравнения |
Fe(NO3)2 + NaOH → | |
Na + Cl2 → | |
HgO → | |
Hg(NO3)2 + Zn → |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знатоки".
Игра проводится между командами 5-7 классов и посвящена 65-летию Сахалинской области. Игра организуется как конкурс, включающий несколько этапов с различными заданиями. Итоги подводятся по сумме ...
Методическая разработка конкурса "Краеведы-знатоки"
Нельзя не гордиться краем, в котором ты живешь.Береги и люби его.Сделай все для того, чтобы он стал еще краше. Краеведение – имеет значение – «краем ведать». Получение зна...
Методическая разработка урока-турнира «Знатоки информатики и логики» в 5 классе.
Цели:обучающие: способствовать формированию у школьников информационной и коммуникативной компетентностей; закреплять знания по темам – «Устройство ПК», «Клавиатура», «Исправление ошибок в тексте»; за...
Методическая разработка по ПДД "Знатоки дорожного движения"
Для проведения интерактивной игры "Знатоки дорожного движения" необходимы две команды. Перед игроками игровое поле, состоящее из шести блоков, содержащих по 4 вопроса. Выбрав задание и отв...
Методическая разработка элективного курса "Знатоки английского языка"для 9-х классов.
Методическая разработка элективного курса " Знатоки английского языка"для 9-х классов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знатоки пернатых"
Материал может быть использован для проведения мероприятий к "Дню птиц" или при проведении предметной недели биологии....
Методические разработки к конкурсу знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России": вопросы заочного-очного туров, сценарий кукольного театра об Александровской слободе
Ежегодный конкурс знатоков Отечественной истории - один из самых любимых для детей и взрослых. В 2016-2017 учебном году он был посвящён 50-летнему юбилею туристического маршрута ...