Разработка мероприятия по биологии "Знатоки ботаники" 6 класс
презентация к уроку по биологии (6 класс)
Данный материал будет полезен при проведении внеклассной работы по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_znatoki_botaniki_6_klass.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 76»
г. Саратова
Внеклассное мероприятие по биологии
для 6 класса
«Ботаническое соревнование»
Учитель биологии и экологии
Вавилина Н.А.
Вавилина Н.А. Учитель биологии МОУ «СОШ № 76»
г. Саратов
Внеклассное мероприятие по биологии
Игра «Ботаническое соревнование»
(6 класс)
Цели:
- Развить познавательную деятельность посредством игр, расширить кругозор;
- Повысить интерес к предмету;
- Развить логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи, умения рассуждать и делать выводы;
Оборудование: Корзина с «плодами», мультимедийный проектор, гербарные экземпляры растений, плоды и семена растений.
На сцене или в классе в центре большая корзина в ней лежат разнообразные плоды (плоды вырезаны из картона и раскрашены , например: плоды арбуза, сливы, малины, подсолнечника, томата, гороха, пшеницы, апельсина и т.д.) Участники команд не видят обратной стороны плодов. На обратной стороне плода – написаны названия конкурсов. Команда, победившая в конкурсе имеет право выбрать из корзины любой плод, но при этом команда должна назвать этот плод. ( Томат-ягода; горох- боб и т.д.)
Подготовительный этап.
От каждого класса выбирают команды по 7-8 учащихся, каждая команда готовит визитку (эмблема, девиз, название команды, приветствие жюри, соперникам, болельщикам)
Ход мероприятия
Ведущий приветствует команды и болельщиков и начинает игру.
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
Каждая команда в течение 1-2 минут показывает визитку
Команда, лучше справившаяся с этим заданием по мнению жюри , получает право начать игру и выбрать плод, а следовательно и конкурс.
1 КОНКУРС. «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»
Каждая команда выделяет для этого конкурса 3- х членов команды, они получают от жюри табличку с названием жизненного процесса растений. Например,
а) Испарение
б) Опыление.
В)Всасывание воды корнями
Г)Деление клеток
Д) Листопад
Необходимо проявить творчество и с помощью пантомимы изобразить за 3 минуты жизненный процесс растений , так , чтобы члены команды угадали какой это процесс. Каждый правильный ответ – 3балла.
2 КОНКУРС «4- ЫЙ ЛИШНИЙ»
На экране показывают слайды ( можно написать названия на отдельных карточках) ,командам нужно решить , что в каждой строке лишнее и устно объяснить почему. Правильный ответ дает – 3 балла. Слайды показываются в поэтапно – 3 примера для каждой команды.
А) Чашечка, лепесток, тычинка, корень (корень -это орган растения, а все- перечислены части цветка)
Б) Семянка, Боб, коробочка, стручок (Семянка- односемянный плод, а все- многосемянные)
В) Клен, одуванчик, тополь, лопух (лопух- распространяет плоды и семена с помощью человека и животных, а все- с помощью ветра)
Г) Осина ,шиповник, дуб, липа (шиповник- кустарник, а все- деревья)
Д) Картофель, редис, свекла, репа( картофель- образует клубень, а остальные- корнеплоды)
Е) Подсолнечник, капуста, одуванчик, кукуруза ( кукуруза- однодольное растение ,а все - относятся к классу двудольных)
3 КОНКУРС «Найди ошибку»
Ведущий : Уважаемые ребята, Вам пришло письмо, ваша задача найти как можно больше биологических ошибок в тексте письма. Командам дается 3 минуты, каждая найденная ошибка – 1 балл. Каждая команда получает письмо в конверте.
Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
Члены команды подчеркивают ошибки в тексте и записывают предложения без ошибок.
4 КОНКУРС
«ПУТЕШЕСТВИЯ РАСТЕНИЙ» ( работа с натуральными объектами.)
На 2-х подносах плоды различных растений :
Плоды рябины, орехи лещины ,плод лопуха, коробочки мака, бобы фасоли, крылатки клёна, желуди, семена одуванчика с парашютиками, костянки вишни, плоды вяза.
Задание для 1 команды:
Необходимо выбрать плоды и семена , распространяемые ветром. Объяснить приспособления.
Задание для 2 команды:
Необходимо выбрать плоды, распространяемые человеком и животными. Объяснить приспособления.
Правильность и быстрота выполнения задания оценивается в 3 балла.
5 КОНКУРС
«ЭРУДИТ»
Команды почереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ-1 балл.
1.Почему у заборов чаще всего растут растения , семена которых распространяются ветром? (Забор сдерживает порыв ветра, и семя падает около забора)
2.Английский ученый Джозеф Пристли посадил мышь под стеклянный колпак . Через некоторое время она задохнулась. Почему? И как сделать так, чтобы мышь не задохнулась?( Недостаток кислорода. Необходимо рядом с мышкой поставить растение и поставить на свет. )
3.Почему в середине кочана капусты листья белые и светло- зеленые?
( В центр кочана не попадает солнечный свет и не вырабатывается хлорофилл)
4.Почему насекомые - вредители огорода высасываю соки растений с нижней поверхности листьев?( Нижняя кожица у листьев тоньше и в ней есть устьица , через которые легче высасывать соки растений)
5.В ночное время не рекомендуется спать в комнате около растений. Почему? ( У растений в темноте происходи только дыхание, а следовательно растения , как и человек поглощают углекислый газ.)
6.Как-то раз запоздали с севом пшеницы. Верхние слои почвы оказались без влаги ( она выветрилась) , а без неё семена не прорастут. Можно ли в этом случае посеять пшеницу глубже, т.е. в те слои почвы . где ещё сохранилась влага?(Нет. Если посеять семена глубже, то им не хватит питательных веществ для выхода проростка к свету)
7.Почему повышается урожай огурцов в теплице , если в неё впустить по трубам очищенный от копоти заводской дым?(Этот дым содержит углекислый газ , он нужен для образования органических веществ , а чем больше органических веществ- быстрее созревают плоды)
8.Взрослое мужское растение кукушкина льна обычно выше , чем женское растение кукушкина льна. Как вы можете объяснить подобный факт?
( Оплодотворение мха происходит с помощью капельки воды. Капля воды, стекая с высокого мужского растения переносит на женское сперматозоиды)
6 КОНКУРС «КАПИТАНСКИЙ»
Каждый капитан по жребию выбирает роль: «Подсолнечник» и «Капуста».
Каждому капитану необходимо доказать от имени «Капусты» или «Подсолнечника» , что именно он – самая важная культура.
Тот капитан, который по мнению жюри привел больше аргументов победитель и получает 3 балла.
7 КОНКУРС «УЗНАЙ ДЕРЕВО»
На экране появляются выражения о деревьях. Командам необходимо угадать о каком дереве идёт речь. Если название дается с первого раза, команда получает 20 баллов, за второе – 15, третье – 10, четвертое – 5.
1.
- У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
- Оно «забирает » отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
- Оно быстрее всех заселяет гари.
- Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина.)
2.
- Оно может жить до 2000 лет.
- В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
- Из него делают бочки и паркет.
- Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб.)
3.
- Оно всегда зеленое или голубое.
- Из него делают струнные музыкальные инструменты.
- Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
- На Новый год наряжают дети. (Ель.)
4.
- Оно выделяет вещества фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
- Из него лучшие дрова.
- Из его коры делают много полезных вещей.
- Это самое любимое русское дерево. (Береза.)
5.
- Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
- Про нее сложено много песен.
- Кора целебнее ягоды.
- В русской песне она в саду со сладкой ягодой малиной. (Калина.)
6.
- С его цветков лучший мед.
- Из него делают ложки и лапти.
- Цветет летом и очень душистое.
- Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)
8 КОНКУРС «Ботанический аукцион»
В этом конкурсе участвуют по одному игроку от каждой команды.
Ребята, Вам предстоит продемонстрировать знания и эрудицию в области биологии. По очереди каждый из учеников приводит примеры , иллюстрирующие значение растений в природе и жизни человека. Например,
1.Насыщают воздух кислородом
2.Многие растения используют , как лекарственные;
3.Употребляет в пищу человек;
4.Корм для животных;
5.Участвуют в образовании перегноя и т.д.
Побеждает и получает 3 балла , тот ученик, кто назвал последнее значение растений.
9 КОНКУРС «Черный ящик»
Задание 1 команде.
За правильный ответ команда получает -3 балла
В черном ящике гербарный экземпляр растения, очень распространенного в нашей стране, в корне которого, содержится каучук? Что это за растение? ( Одуванчик )
В одуванчике , его корень содержит от 16%-20% каучука, азиаты называют его «кок-сагыз»- зеленая жвачка
Задание 2 команде
В черном ящике гербарный экземпляр растения. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок , а при умывании кожа становится нежной и бархатистой. Какое растение в черном ящике? (Ромашка аптечная)
Задание для 1команды . Правильный ответ – 3 балла
В черном ящике фрукт, употребляемый в сыром виде , он признан самым питательным в мире, а испанцы из-за зелёной пупырчатой шкурки прозвали его «аллигаторовой грушей» ( Авокадо: в 100 г.- 163 кал)
Задание для 2 команды
В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари ,ему приписывали чудесное свойство :якобы он способен защитить воина то стрел от ударов мечей. Философы древности , разрезая это загадочный объект поперек .объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии.(Лук. Луковица)
Жюри подводит итоги. Победителей награждают призами .
Задания для болельщиков.
Эти ведущий предлагает болельщикам в то время пока команды выполняют задания конкурсов. Каждый правильный ответ болельщиков приносит 1 балл его команде.
1 задание
Превратите выражение , содержащее термины и понятия биологии, в известную пословицу или поговорку.
- Корневище крестоцветного содержит глюкозы не более , чем другой представитель этого семейства.( Хрен редьки не слаще).
- Сбился с маршрута среди трех голосеменных.(Заблудился в трёх соснах)
2 задание
Выполняют задание по одному болельщику из каждой команды.
На каждый шаг болельщики команд называют кустарник( смородина. Крыжовник , шиповник, можжевельник и т.д.). Приносит 1 балл команде болельщик, продвинувшийся дальше.
3 задание
К прямопротивоположным по смыслу названиям несуществующих растений подберите названия хорошо известных вам растений, например
Здоровоголов- Болиголов ( названия высвечиваются на экране)
1.Василий-да-Ольга- ( Иван-да-Марья)
2.Огородник- пустырник
3.Забывалка- незабудка
4.Варенка- Сыроежка
5.Марья-кофе- Иван-чай
6. Зверолюб- зверобой
7.Позднецвет- первоцвет
4 задание
Отгадайте следующие загадки:
1.Шарик бел, весь мир одел.(Хлопок)
2.Берега зелены, вода красная , рыбки черные.(Арбуз)
3.Сидит на палочки в красной рубашечке, брюшко сыто, камешками набито (Шиповник)
4.Что не сеяно родится.( Трава)
5.Удивительное солнце
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник)
6.Постарайтесь угадать , кто такие – братьев пять : двое бородаты , двое безбороды, а последний пятый – выглядит уродом, только справа борода, слева – нету и следа.( Чашелистики у розы и шиповника)рисунок или фото цветка шиповника проецируется на экран.
5задание
Переставьте буквы таким образом . чтобы получились названия цветов.
( ребусы на экране)
1.АУБЗЕНАДК (незaбудка)
2. ГОТНОИК(ноготки)
3.НОИП (пион)
4.РАТАС (астра)
5.ИЯЛИЛ (лилия)
6.КЁАСЛВИ (василёк)
6 задание
Из букв, входящих в слово « подсолнечник» необходимо составить как можно больше слов. Время на выполнение- 1 минута
Литература:
- Биология в вопросах и ответах.
Москва. Мирос- “Международные отношения”1993 г.
- М. А. Кузнецова А. С. Резникова “Сказания о лекарственных растениях”
Москва “Высшая школа” 1992г.
- В. С. Моложавенко “Тайна красоты”
Москва издательство “Педагогика –пресс”1993 г.
- В. В. Петров “Лесные тайны”
Москва “Лесная промышленность” 1989 г.
- В. Рохлов, А. Теремов “Занимательная ботаника”
Москва “АСТ – ПРЕСС” 1998 г. - Д. И. Трайтак “Сборник задач и упражнений по биологии”
Москва “Мнемозина”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внекласного мероприятия для 8-9 классов по теме "Вероятность и статистика"
Данное мероприятие может быть проведено на неделе Теории вероятности и статистики для 8-9 классов. В работе представлена текстовая разработка с подробным описанием и ответами, а также презентация, соп...
Разработка мероприятия в 9-х классах в рамках недели английского языка
Данное мероприятие проводилось в рамках недели английского языка среди учащихся 9-х классов. От каждого класса была представлена команда из пяти человек. Были даны разнообразные задания по лексике, гр...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике 5 класс
Данная разработка позволяет заинтересовать пятиклассников в предмете "Информатика". Развивать информационную культуру учащихся....
"Сильное звено". Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса
«Сильное звено» (разработка предметного мероприятия) Мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры, включающей в себя лексические задания и вопросы страноведческого характера.Ц...
Разработка мероприятия к празднику " День Святого Валентина" для 5-7 классов
Данное внеклассное мероприятие можно провести на классном или школьном вечере с некоторыми возможными поправками....
Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"
Цель: Познакомить учащихся с многообразием пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе....
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...