Разработка мероприятия по биологии "Знатоки ботаники" 6 класс
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Данный материал будет полезен при проведении внеклассной работы по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_znatoki_botaniki_6_klass.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная  школа № 76»

г. Саратова

Внеклассное мероприятие по биологии

для 6 класса

«Ботаническое соревнование»

Учитель биологии и экологии

Вавилина Н.А.

Вавилина Н.А. Учитель биологии  МОУ «СОШ № 76»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Саратов

Внеклассное мероприятие по биологии

Игра «Ботаническое соревнование»

(6 класс)

Цели:

  • Развить познавательную деятельность посредством игр, расширить кругозор;
  • Повысить интерес к предмету;
  • Развить логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи, умения  рассуждать и делать выводы;

Оборудование: Корзина с «плодами», мультимедийный проектор, гербарные экземпляры растений, плоды и семена растений.

На сцене или в классе   в центре  большая корзина в ней лежат  разнообразные плоды (плоды вырезаны из картона и раскрашены , например: плоды арбуза, сливы, малины, подсолнечника, томата, гороха, пшеницы, апельсина и т.д.) Участники команд не видят обратной стороны плодов. На обратной стороне плода –  написаны названия конкурсов. Команда,  победившая в конкурсе имеет право выбрать из корзины   любой плод, но при этом  команда должна назвать  этот плод. ( Томат-ягода; горох- боб и т.д.)

Подготовительный этап.

От каждого класса  выбирают команды по  7-8  учащихся, каждая команда готовит визитку (эмблема, девиз, название команды, приветствие жюри, соперникам, болельщикам)

Ход мероприятия

Ведущий приветствует команды и болельщиков и начинает  игру.

1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

Каждая команда в течение 1-2 минут  показывает визитку

Команда, лучше справившаяся с этим заданием по мнению жюри , получает право начать игру и выбрать плод, а следовательно  и конкурс.

1 КОНКУРС. «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

Каждая команда   выделяет для этого конкурса 3- х членов команды, они получают от жюри   табличку с названием жизненного процесса растений. Например,

а) Испарение

б) Опыление.

В)Всасывание воды корнями

Г)Деление клеток

Д) Листопад

Необходимо проявить творчество и с помощью пантомимы изобразить за 3 минуты   жизненный процесс растений , так , чтобы члены команды угадали какой это процесс. Каждый правильный ответ – 3балла.

2 КОНКУРС «4- ЫЙ ЛИШНИЙ»

 На экране показывают слайды ( можно написать названия на отдельных карточках)  ,командам нужно решить  , что в каждой строке лишнее и устно объяснить почему. Правильный ответ дает – 3 балла. Слайды показываются в поэтапно – 3 примера для каждой команды.

А) Чашечка, лепесток, тычинка, корень  (корень -это  орган растения, а все- перечислены части цветка)

Б) Семянка, Боб, коробочка, стручок  (Семянка- односемянный плод, а  все- многосемянные)

В) Клен, одуванчик, тополь,  лопух (лопух- распространяет плоды и семена с помощью человека и животных, а все- с помощью ветра)

Г) Осина ,шиповник, дуб, липа  (шиповник- кустарник, а все- деревья)

Д) Картофель, редис, свекла, репа(  картофель-  образует клубень, а остальные- корнеплоды)

Е) Подсолнечник, капуста, одуванчик, кукуруза ( кукуруза- однодольное  растение ,а все - относятся к классу  двудольных)

3 КОНКУРС  «Найди ошибку» 

 Ведущий  : Уважаемые ребята, Вам пришло письмо, ваша задача найти как можно больше  биологических ошибок в тексте письма. Командам дается 3 минуты, каждая найденная ошибка – 1 балл. Каждая команда получает письмо в конверте.

Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я   великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.

Члены команды подчеркивают ошибки  в тексте и записывают  предложения без ошибок.

4 КОНКУРС

«ПУТЕШЕСТВИЯ РАСТЕНИЙ» ( работа с натуральными объектами.)

 На 2-х подносах  плоды различных растений :

 Плоды  рябины, орехи  лещины ,плод лопуха, коробочки мака, бобы фасоли, крылатки клёна, желуди, семена одуванчика с парашютиками, костянки  вишни, плоды  вяза.

Задание для 1 команды:

Необходимо выбрать плоды и семена , распространяемые ветром. Объяснить приспособления.

Задание для 2 команды:

Необходимо выбрать  плоды, распространяемые человеком и животными. Объяснить  приспособления.

Правильность и быстрота выполнения задания оценивается в 3 балла.

5 КОНКУРС

«ЭРУДИТ»

 Команды почереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ-1 балл.

1.Почему у заборов  чаще всего растут  растения , семена которых распространяются ветром? (Забор сдерживает порыв ветра, и семя падает около забора)

2.Английский ученый Джозеф Пристли  посадил мышь  под стеклянный колпак . Через некоторое время она задохнулась. Почему? И как сделать так, чтобы мышь не задохнулась?( Недостаток кислорода. Необходимо  рядом с мышкой поставить растение и поставить на свет. )

3.Почему в середине кочана капусты  листья белые  и светло- зеленые?

( В центр кочана не попадает солнечный свет и не вырабатывается хлорофилл)

4.Почему насекомые - вредители  огорода  высасываю соки   растений с нижней поверхности листьев?( Нижняя кожица  у листьев тоньше и в ней есть устьица , через которые  легче высасывать  соки растений)

5.В ночное время не рекомендуется  спать   в комнате  около растений. Почему? ( У растений в темноте происходи  только дыхание, а следовательно растения , как и человек поглощают углекислый газ.)

6.Как-то раз запоздали с севом пшеницы. Верхние слои почвы  оказались без влаги ( она выветрилась) , а без неё семена не прорастут. Можно ли в этом случае  посеять пшеницу глубже, т.е. в те слои почвы . где ещё сохранилась влага?(Нет. Если  посеять семена глубже,  то им не хватит питательных веществ для выхода проростка к свету)

7.Почему повышается урожай огурцов в теплице , если в неё впустить по трубам очищенный  от копоти заводской дым?(Этот дым содержит углекислый газ , он нужен для образования органических веществ , а чем больше органических веществ- быстрее созревают плоды)

8.Взрослое мужское растение кукушкина льна обычно выше , чем женское растение кукушкина льна. Как вы можете объяснить подобный факт?

( Оплодотворение мха происходит с помощью капельки воды. Капля воды, стекая с высокого мужского растения переносит на женское сперматозоиды)

6 КОНКУРС  «КАПИТАНСКИЙ»

Каждый капитан по жребию выбирает  роль: «Подсолнечник» и «Капуста».

Каждому капитану необходимо доказать от имени  «Капусты» или «Подсолнечника» , что именно  он – самая важная  культура.

Тот капитан, который по мнению жюри  привел больше аргументов  победитель и получает  3 балла.

7 КОНКУРС «УЗНАЙ ДЕРЕВО»

На экране появляются выражения о деревьях. Командам необходимо угадать о каком дереве идёт речь. Если название дается с первого раза, команда получает 20 баллов, за второе – 15, третье – 10, четвертое – 5.

1.

  1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
  2. Оно «забирает » отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
  3. Оно быстрее всех заселяет гари.
  4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина.)

2.

  1. Оно может жить до 2000 лет.
  2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
  3. Из него делают бочки и паркет.
  4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб.)

3.

  1. Оно всегда зеленое или голубое.
  2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
  3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
  4. На Новый год наряжают дети. (Ель.)

4.

  1. Оно выделяет вещества фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
  2. Из него лучшие дрова.
  3. Из его коры делают много полезных вещей.
  4. Это самое любимое русское дерево. (Береза.)

5.

  1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
  2. Про нее сложено много песен.
  3. Кора целебнее ягоды.
  4. В русской песне она в саду со сладкой ягодой малиной. (Калина.)

6.

  1. С его цветков лучший мед.
  2. Из него делают ложки и лапти.
  3. Цветет летом и очень душистое.
  4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)

8 КОНКУРС  «Ботанический аукцион»

В этом конкурсе участвуют по одному игроку от каждой команды.

Ребята,  Вам предстоит продемонстрировать  знания  и эрудицию в области биологии. По очереди каждый из учеников приводит примеры , иллюстрирующие  значение растений в природе и жизни человека. Например,

1.Насыщают  воздух кислородом

2.Многие растения используют , как лекарственные;

3.Употребляет в пищу человек;

4.Корм для животных;

5.Участвуют в образовании перегноя и т.д.

Побеждает и получает  3 балла , тот ученик, кто  назвал последнее значение растений.

9 КОНКУРС  «Черный ящик»

Задание 1 команде.

За правильный ответ команда получает  -3 балла

В черном ящике гербарный экземпляр растения, очень распространенного  в нашей стране,  в корне которого,  содержится каучук? Что это за растение? ( Одуванчик )

В одуванчике ,  его корень содержит от 16%-20% каучука, азиаты называют его «кок-сагыз»- зеленая жвачка

Задание 2 команде

В черном ящике гербарный экземпляр растения. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают  золотистый оттенок , а при умывании кожа становится нежной и бархатистой. Какое растение в черном ящике? (Ромашка аптечная)

Задание  для 1команды . Правильный ответ – 3 балла

В черном ящике фрукт,  употребляемый в сыром виде , он признан самым питательным в мире, а испанцы из-за зелёной пупырчатой шкурки прозвали его «аллигаторовой грушей» ( Авокадо: в 100 г.- 163 кал)

Задание для 2 команды

В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари ,ему приписывали  чудесное свойство :якобы он способен защитить  воина то стрел от ударов мечей. Философы древности , разрезая это загадочный объект поперек .объясняли своим ученикам  строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии.(Лук. Луковица)

Жюри подводит итоги. Победителей награждают призами .

Задания для болельщиков.

Эти ведущий предлагает болельщикам в то время пока команды выполняют задания конкурсов. Каждый правильный ответ болельщиков приносит  1 балл  его команде.

1 задание

Превратите  выражение , содержащее  термины и понятия биологии, в известную  пословицу или поговорку.

  1. Корневище крестоцветного содержит  глюкозы не более , чем другой представитель этого семейства.( Хрен редьки не слаще).
  2. Сбился с маршрута среди  трех голосеменных.(Заблудился в трёх соснах)

2 задание

Выполняют задание по одному болельщику из каждой команды.

На каждый шаг болельщики команд называют кустарник( смородина. Крыжовник , шиповник, можжевельник и т.д.). Приносит  1 балл команде болельщик,  продвинувшийся дальше.

3 задание

К прямопротивоположным по  смыслу названиям  несуществующих  растений подберите названия хорошо известных вам растений, например

Здоровоголов- Болиголов ( названия высвечиваются на экране)

1.Василий-да-Ольга- ( Иван-да-Марья)

2.Огородник- пустырник

3.Забывалка- незабудка

4.Варенка- Сыроежка

5.Марья-кофе- Иван-чай

6. Зверолюб-  зверобой

7.Позднецвет- первоцвет

4 задание

Отгадайте следующие загадки:

1.Шарик бел, весь мир одел.(Хлопок)

2.Берега зелены, вода красная , рыбки черные.(Арбуз)

3.Сидит на палочки  в красной рубашечке, брюшко сыто,  камешками набито (Шиповник)

4.Что не сеяно родится.( Трава)

5.Удивительное солнце

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник)

6.Постарайтесь угадать , кто такие – братьев пять : двое бородаты , двое безбороды, а последний пятый – выглядит уродом, только справа борода, слева – нету и следа.( Чашелистики у  розы и шиповника)рисунок или фото цветка шиповника проецируется на экран.

5задание

Переставьте буквы таким образом . чтобы получились названия цветов.

( ребусы на экране)

1.АУБЗЕНАДК (незaбудка)

2. ГОТНОИК(ноготки)

3.НОИП (пион)

4.РАТАС (астра)

5.ИЯЛИЛ (лилия)

6.КЁАСЛВИ (василёк)

6 задание

Из букв, входящих в слово « подсолнечник» необходимо составить как можно больше слов. Время на выполнение- 1 минута

Литература:

  1. Биология в вопросах и ответах.

Москва. Мирос- “Международные отношения”1993 г.

  1. М. А. Кузнецова А. С. Резникова “Сказания о лекарственных растениях”

Москва “Высшая школа” 1992г.

  1. В. С. Моложавенко “Тайна красоты”

Москва издательство “Педагогика –пресс”1993 г.

  1. В. В. Петров “Лесные тайны”

Москва “Лесная промышленность” 1989 г.

  1. В. Рохлов, А. Теремов “Занимательная ботаника”
    Москва “АСТ – ПРЕСС” 1998 г.
  2. Д. И. Трайтак “Сборник задач и упражнений по биологии”
    Москва “Мнемозина”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внекласного мероприятия для 8-9 классов по теме "Вероятность и статистика"

Данное мероприятие может быть проведено на неделе Теории вероятности и статистики для 8-9 классов. В работе представлена текстовая разработка с подробным описанием и ответами, а также презентация, соп...

Разработка мероприятия в 9-х классах в рамках недели английского языка

Данное мероприятие проводилось в рамках недели английского языка среди учащихся 9-х классов. От каждого класса была представлена команда из пяти человек. Были даны разнообразные задания по лексике, гр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике 5 класс

Данная разработка позволяет заинтересовать пятиклассников в предмете "Информатика". Развивать информационную культуру учащихся....

"Сильное звено". Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса

«Сильное звено» (разработка предметного мероприятия) Мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры, включающей в себя лексические задания и вопросы страноведческого характера.Ц...

Разработка мероприятия к празднику " День Святого Валентина" для 5-7 классов

Данное внеклассное мероприятие можно провести на классном  или школьном вечере с некоторыми возможными поправками....

Методическая разработка мероприятия для 1-х классов на тему: "Синичкин день"

Цель:  Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых, формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе....

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...