Урок свободных мыслей по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Конспект урока, в котором сделаны акценты на ключевых эпизодах, деталях произведения. Урок- анализ содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_svobodnyh_mysley_ne_stoit_selo_bez_pravednika.rar | 10.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: учитель русского языка и литературы Корикова В. П.
Урок: литература
Класс: 9
Тип урока: освоение новых знаний
Форма: урок знакомства с текстом и свободных мыслей
Тема: «Не стоит село без праведника»…
У тех людей всегда
лица хороши, кто
в ладах с совестью своей
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
1. Учитель читает начало рассказа.
«На сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход почти как бы до ощупи. Пассажиры льнули к стёклам, выходили в тамбур: чинят пути, что ли? из графика вышел?»
-Почему машинисты замедляли ход состава на этом участке железнодорожного пути?
(Из-за безалаберности, алчности пролилась кровь, а это не должно исчезать из памяти.)
«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию. Ни в одной точке её никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила».
-Что необычно в стремлениях и планах рассказчика? Как вы понимаете сочетание «нутряная Россия»?
(Его тянет в нутряную Россию. В городе люди разобщены, кругом суета, торопливость. А ему нужны естественные отношения между людьми – тихий уголок России).
-Это желание привело повествователя в глухое село Тальново Владимирской области. Как это характеризует рассказчика?
(Рассказ автобиографичен, сам А.И. Солженицын, учитель физики, после лагеря искал место, где ему можно бы было осмыслить произошедшее, прийти в себя…)
-Какую оценку вы дадите встрече Игнатича с женщиной, торгующей молоком на привокзальном базарчике?
(Незнакомая женщина берёт на себя заботы малоизвестного человека. «Помоги в меру своих возможностей- не откажи!» – вот принцип добрых и открытых деревенских жителей)
2. Вопросы для проблемных высказываний
Судьба человека в государстве, лишённом подлинных демократических основ - при тоталитарном режиме.
1.Почему М. несколько лет не получала пенсию?
(Сначала оказалось, что она работала за трудодни, потом не долго не могла оформить пенсию: документы заполнялись в соседнем селе, а когда она обращалась в сельсовет, то в её документах не хватало «то точки, то запятой»).
2. Какие трудности быта обрушились на Матрёну и других женщин села?
(Плохое снабжение продуктами в магазине, отсутствие дров, непригодные для посадки урожая поля и т.д.)
3. Какова позиция автора, раскрывающего социальный план повествования?
(Что это за страна, в которой так невыносимо живут люди? Само государство толкает людей на преступления. В цивилизованном обществе эти проблемы должны быть решены.)
4. Прав ли автор, назвав Матрёну «праведником»?
(Праведный человек,- это тот, кто живет согласно заповедям, предписаниям нравственных законов, кто во всем руководствуется принципами справедливости, честности, добра. Матрёна бескорыстно помогает сельчанам, она бесхитростна, открыта и довольствуется самым необходимым ( малым) в жизни.)
5. Обстановка в доме Матрёны. Почему Игнатичу здесь было хорошо?
(Фикусы, зеркало, плакаты, тараканы, колченогая кошка, мыши…- всё просто и естественно)
6. Почему Матрёна не заводила поросёнка?
(Она не смогла бы его заколоть и потом съесть- пожалела бы)
7. Что рассказала о себе Матрёна?
(Любовь к Фаддею, единственная на всю жизнь, показывает её порядочность и преданность, поэтому себя принесла в жертву этой семье. Ефим обманул… «Прожито много», и хотя не было счастья, не озлобилась Матрёна, не очерствела её душа. Не сломить нутряную Россию, пока есть такие люди!)
8. Какими душевными качествами обладала эта женщина?
(Внутренняя деликатность, такт, душевная щедрость, скромность, желание быть полезной людям, умение довольствоваться малым)
9. Почему эти качества увидел в ней Игнатич?
(Он сам был деликатным человеком. Душа его была готова к пониманию поступков Матрёны. Эпизод с телогрейкой, которую перед смертью Матрёны он пожалел для неё, показывает, как он раскаивается (Сколько лет камнем на душе будет висеть тот упрёк, который высказал он ей на прощание!)
10. Почему Солженицын не даёт подробного портрета Матрёны?
(Главное не внешняя, а нерастраченная внутренняя красота, мелкими жемчужинками рассыпаны по рассказу детали её портрета: добрые глаза, говорок. Обращение к эпиграфу)
11. Что думают о Матрёне односельчане? Что говорят о ней родственники? Почему?
(Глупая было, за обзаводом не гналась.. Осуждают за непрактичность.)
9. Почему рассказ первоначально был назван «Не стоит село без праведника»? Как вы понимаете слово «праведник»?
(На таких людях держится мир, а встретить их можно в глубинке.)
12. Смысл названия «Матрёнин двор»
(Пространство ограничивается одним двором. Пока мало в России таких, как Матрёна: бескорыстно помогающих людям, искренне радующихся чужому успеху, достатку. Но такие есть, их нужно замечать и брать с них пример.)
13. К какому нравственному выводу приводит нас рассказ?
(Желание хорошо одеваться, иметь деньги, автомобиль, квартиру, награды, титулы, высокий статус и т.д. не должны ослеплять человека. Нужно помнить, что люди будут оценивать по тому, сколько добра, радости, принёс человек в этот мир, жил только для себя или помогал всем. Глубокая философия рассказа в том, что он заставляет нас задуматься о смысле человеческой жизни.)
Человек! Береги свою душу! Умей удовлетворяться немногим! Сохрани в себе естественную праведную суть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"
На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного анализа художественных текстов раскрыв...
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"
Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...
Технологическая карта урока "Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Технологическая карта урока, презентация и самоанализ урока...
Праведничество в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
Технологическая карта урока по литературе "Праведничество в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" 9 класс...
Урок по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"
Краткий комментарий к уроку:Урок состоит из 5 этапов:вызова,анализа идейно-образного уровня рассказа,анализа лексического уровня,рефлексии, домашнего задания.Предполагает групповую работу....
Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").
Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной....