Использование исследовательского метода на уроках литературы (на материале рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор»)
статья по литературе на тему


Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподавание русской литературы в национальной школе имеет ярко выраженную специфику, заключающуюся в том, что русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации и национального предметного мира, национальных традиций развития культуры, особенности художественного видения мира и т.п.

Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися. Проблема различного восприятия литературного произведения в родной или неродной культурной среде неоднократно привлекало внимание  исследователей.

Нерусские учащиеся, воспитанные на эстетической традиции родной культуры, труднее воспринимают художественную  систему русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Поэтому в процессе преподавания русской литературы в национальной школе необходимо учитывать национальные особенности, духовные, эстетические различия людей разных национальностей.

И поэтому содержание и структура программы по русской литературе для национальных общеобразовательных учреждений определяются ведущими принципами и задачами литературного образования учащихся на современном этапе и ныне действующей системой обучения.

Учет выше названных факторов находит отражение прежде всего в отборе программных литературных произведений, в расширении межпредметных связей с дисциплинами гуманитарного цикла, прежде всего с родной литературной, в условиях «диалога культур».

По программе для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г.Кутузова в разделе «Литература второй половины XX века»   учащиеся знакомятся с современным литературным процессом, с понятием «возвращенные имена».  Здесь ученики знакомятся с творчеством А.И.Солженицына,  на выбор даются повесть «Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матренин двор».  Основное внимание уделяется  русскому  национальному характеру в изображении Солженицына.

В программе для национальных школ творчество А.И.Солженицына изучается в разделе «Из русской литературы второй половины XX века», где рассматривается развитие русской литературы в новых условиях: на рубеже 50-60-х годов (период «оттепели»); в 80-е годы (период перестройки), наряду с такими писателями как В.Гроссман, К.Симонов, В.Распутин, Ч.Айтматов, В.Астафьев, В.Шаламов, В.Тендряков, А.Твардовский и В.Шукшин. Всех этих писателей связывает то, что они в своем творчестве рассматривали проблемы нравственности, социально-философские и морально-этические аспекты человека.

А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и призвание всего мира. Неподдельный интерес читателей к фигуре и творчеству Солженицына определили его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию прежде всего нравственных причин кризиса того периода. В своих произведениях автор обращается к проблеме изображения русского национального характера, тем самым  являясь продолжателем традиции русских классиков XIX столетия.  

         Изучение творчества А.И.Солженицына в полной мере началось с 90-х годов. С этого же периода произведения писателя (фрагментально роман «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор») вошли в школьные программы. В связи с недавним включением в школьные программы, в методическом плане проблема изучения произведений А.И.Солженицына рассмотрена не так полно.  В национальной школе, данная проблема еще не получила достаточного практического освещения, в то время как произведения писателя требуют наиболее глубокого изучения.  

Так как изучение творчества Солженицына происходит в старших классе, когда учащиеся теоретически подкованы, научились выражать свои мысли, определять идею, основную мысль изучаемых произведений, в общем,  могут сами добывать знания, в это этот этап обучения, на наш взгляд необходимо отступить от традиционных методов и найти новый подход обучения литературе. На наш взгляд,  таким новым методом является исследовательская работа (проектная деятельность).

Великий художник слова эпохи Возрождения Рабле сказал, что «ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд который надо наполнить». Это высказывание имеет очень глубокий смысл. Ребенок тоже человек и его внутренний мир огромен, разнообразен и богат. И он имеет неограниченную власть над своим внутренним миром. Вот только богатство своего внутреннего  мира он не всегда реализует.

Именно в школе складывается система жизненно важных для человека ценностей, формируется  ум и  невозможно ограничиваться одними лишь изменениями в учебных планах, введением новых предметов и изменением статуса школы.  И поэтому здесь необходим новый взгляд на ученика и на сам процесс обучения. Надо отказаться от навязывания детям, каких бы то ни было готовых решений, учить детей высказывать свое мнение, использовать такие технологии, которые предполагают самостоятельный поиск, самостоятельное мышление.

Известно, что интеллектуальный потенциал школьников в полной мере развивается, если они приобретают знания в ходе самостоятельной деятельности, то есть учатся обрабатывать информацию и добывать знания.

В связи с этим в  Государственный образовательный стандарт по литературе для старших классов (10-11-х) классов гуманитарного профиля включена учебно-исследовательская работа в качестве обязательной.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Целью является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.

Основными задачами использования исследовательского метода являются:

  • Определение учащимися научного исследования как единой системы;
  • Формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
  • Пробуждение интереса учащихся к изучению предметных вопросов.

Учебное исследование способно «осветлить» атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Скажем, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину, в некоторых случаях и на уровне оригинальной концепции произведения. И даже чисто репродуктивная работа – подбор цитат, изобразительного материала, заучивание – делается не со скукой, не с внутренним сопротивлением, а увлеченно и потому относительно легко, если понимается как этап на пути к заманчивой цели, к работе ответственной и желанной, позволяющей утвердить свою личность каким-то добрым и полезным делом.        

Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников.

Н.И.Кудряшев в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» подчеркивал, что исследование может применяться  на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более  реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Для того, чтобы в старших классах школы ученики могли выполнять исследовательскую работу сравнительно самостоятельно, в средних классах их этому надо научить, то есть дать понятие о специфике, этапах работы, путях социализации ее результатов.

Успех во многом зависит от выбора темы, предложенной учителем для ученического исследования. Удачная тема должна соответствовать следующим требованиям: 1) быть посильной для учащегося; 2) быть ориентированной на  самостоятельную интерпретацию художественного текста; 3) быть узкой, так как широко сформулированная тема затрудняет конкретизацию материала. В целом, деятельность по организации ученического исследования можно представить в виде последовательного ряда взаимосвязанных этапов.

Предварительный этап – этап формирования мотивации деятельности, то есть осознания предпосылок, ставших толчком к началу исследования.

Следующий этап – вместе с учениками-исследователями необходимо четко сформулировать проблему. Определить цели и задачи предстоящего исследования.

Далее собственно следует этап исследования художественного материала. Здесь также выделяем несколько относительно самостоятельных шагов:

- Сбор материала, то есть, во-первых, целенаправленное перечитывание текста. Во-вторых, изучение литературоведческого материала.

- Составление картотеки по исследуемой теме.  Главная задача учителя в данном случае – показать ученикам приемы составления карточек, оформления и правильного использования карточек с тем, чтобы они стали максимально эффективным источником информации при работе.

- Структурирование будущей работы, определение ее плана.

- Осмысление собранного материала – самый важный по значимости шаг в исследовательской работе. Он представляет собой проблемное погружение в материал, определение основной мысли исследования, осмысления концепции работы, осваивание приемов анализа художественного текста или сопоставление нескольких текстов. Этот этап имеет прямой выход на создание собственно текста исследования.

- Создание текстовой версии исследования.

Заключительным этапом исследования является – социализация результатов.

М.Г.Качурин отмечал: «Самое существенное, что может внести учебное исследование в процессе преподавания литературы, - это помощь в формировании самосознания школьника, в преодолении отчужденной «школярской» позиции, в обретении заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроках литературы»

Исследовательский метод применяется на уроках, но особенно на семинарских занятиях, литературных конференциях.  З.Я.Рез выявляет следующие приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам, учитель консультирует учащихся, стимулируя на поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы.

Виды деятельности учащихся при исследовательском методе: самостоятельный анализ части изучаемого произведения; анализ целого, не изучаемого произведения; сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи, теле- и радиопостановки; краеведческие изыскания и другие работы.

 Результатом всей исследовательской деятельности учащихся, его логическим завершением является проектная деятельность.

Известно, что проектная деятельность способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Данная технология предусматривает наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предполагает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного, но организации процесса достижения этого результата. Применение проектной технологии по русской литературе весьма перспективно, поскольку позволяет решать целый комплекс образовательных, развивающих и, что следовало бы поставить на первое место, воспитательных целей учебного процесса как на уроках, так и во внеурочное время.

Проектная деятельность учащихся реализуется через  следующие виды работ:

-   работа с материалами, поиски информации в Интернете,  работа с библиографией, документами, справочниками, словарями;

- разработка мультимедийной презентации, стендов и газет;

- составление тематических, сравнительно-сопоставительных таблиц, опорных схем;

-  подготовка докладов;

- анализ языковых, композиционных, литературоведческих особенностей.

В процессе выполнения вышеуказанных   работ школьники в большей степени овладевают методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства учителя. При исследовательском методе надо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений учащихся.     Применение исследовательского метода на уроках должно развивать у школьников умения пользоваться каталогами, находить книги, нужные для выполнения задания, уметь их просматривать, выбирать интересующий материал, конспектировать, цитировать, составлять планы своих устных и письменных выступлений и сочинению; формировать навыки литературоведческого анализа, умения выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение и отстаивать его.  

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Урок литературы в 9 «Б» классе. По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цели урока:1. Приобщение обучающихся  к творчеству А.И. Солженицына2. Формирование нравственных ориентиров, воспитание честности, доброты.3. Развитие навыка анализа произведения, прочитанного сам...

"Не стоит село без праведника": урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Презентация и план-конспект урока рассчитан на учащихся 9 и 11 классов. Урок чтения и анализа текстапозволяет поразмышлять о нравственных качествах человека, об утраченных ценностях....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)...