Урок по рассказу А.Солженицына "Матрёнин двор"
методическая разработка по литературе (11 класс)
Краткий комментарий к уроку:
Урок состоит из 5 этапов:вызова,анализа идейно-образного уровня рассказа,анализа лексического уровня,рефлексии, домашнего задания.Предполагает групповую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_sayta.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу А. Солженицына «Матренин двор» (11 класс)
Опережающее домашнее задание:
- Прочитать рассказ «Матрёнин двор»
- Перечитать произведения Лескова «Очарованный странник», «Однодум», «Маланья – голова баранья»
- Индивидуальные задания:
- Подготовить сообщения на темы «Праведничество и праведник», «Цикл «Праведники» Н.С.Лескова
Цели и задачи:
- Изучение рассказа как произведения, продолжающего традиции русской литературы
- Повторение темы лесковские герои – праведники
- Развитие навыков сравнительного литературоведческого анализа; совершенствование умений учащихся проникать в подтекст, определять проблемы текста и позицию автора;
исследование языковых средств текста; обучение работе в группах; - Подготовка к экзамену по литературе
- Разобраться в философском смысле рассказа
- Формирование нравственных ориентиров учащихся; актуализация нравственно-ценностных смыслов произведения Солженицына;
1 этап – «вызова» ( стихотворение Булата Окуджавы).
- В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Как можете объяснить цитату из рассказа: «Я тоже видел Матрёну сегодняшнюю, ПОТЕРЯННУЮ СТАРУХУ?
- Даны названия деревень: Тарбагатай, Часлицы, Торфопродукт, Заплатова, Дырявина, Разутова,Знобишина, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово, Неелова, Неурожайка, Тальново, Высокое Поле. Какие названия вам знакомы? О чём они говорят?
От той «кондовой» России, которую обещали названия деревень, от той крестьянской страны, некогда стремившейся к храму, осталось не так уж много.
Первый – Высокое Поле «от одного названия которого веселела душа»- устремлён к Богу: «название не лгало. На взгорке между ложков, а потом других взгорков, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть» В этом мире нет примет современной цивилизации, даже радио - рупора идеологии. Высокое Поле олицетворяет собой иную действительность – высокое духовное начало, которое манит к себе, но которого рассказчик ещё не достиг. Ему, как любому человеку, присуще и земное начало. В Высоком Поле рассказчик удержался ненадолго.
Посёлок –Торфопродукт – такое название говорит что вряд ли может принадлежать тому, что несёт на себе печать одухотворенности. Торф образовывается на месте болот (место обитания), расположен в низине. «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался посёлок – однообразные худо оштукатуренные бараки… над посёлком дымила фабричная труба…Паровозики, тоже густо дымящие, пронзительно свистя, таскали поезда с бурым торфом. Рычали кругом экскаваторы на болотах…» даже цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые. Мрачные тона. Звуки напоминают адские. Недаром Игнатич с сожалением вспомнил далёкий казахский аул, где отбывал ссылку, потому что даже в той азиатской глуши «ночами звёздный свод распахивался над головой» (там он всё-таки соприкасался с вечным)
Воспоминания о звёздном небе помогают вырваться из Торфопродукта: рано утром, чуть свет Игнатич узнает, что рядом стоит деревня с поэтичным названием Тальново. …..Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий.
- Сравните эти названия с Торфопродуктом…..
2 этап Работа по группам. Анализ идейно-образного уровня (технология кластера)
Каждая группа на листе ватмана «собирает» из текста характеристику того образа, который достался группе. По окончании лист вывешивается на доске и «защищается»
- Матрёна «Ключи от счастья женского потеряны, заброшены у Бога самого…»Н.Некрасов
Вопросы для группы:
- У кого из русских писателей XIX века героиня носила такое же имя? (имя героини Солженицына вызывает в память образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а также образы других женщин-тружениц.)
- Что мы узнаём о Матрёне?
- Из каких деталей слагается её жизнь?
- Что было значительного в её жизни? Назовите эти события, оцените их.
Но человеческая жизнь складывается не только из того, что в ней есть, но и из того, чего в ней не было. Чего же не было у Матрёны? (не было денег за работу, а только палочки-трудодни, не было пенсии, детей, мужа) Почему жизнь сложилась именно так?
- С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа? Что общего между этими героинями и героиней Солженицына? В чём видится отличие от них?
Героиня схожа со многими русскими святыми - с Сергием Радонежским. Епифаний Премудрый о добродетелях: « …труды телесные, память о смерти, терпение, спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простота без ухищрений. Он никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался…» Любое из названных качеств применимо и к М. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо («У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»)
- Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
«Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».
- Как относится Матрена к работе?
Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.
Примерные цитаты для составления кластера (по 1 части рассказа)-ребята выписывают кто-то определения, кто-то мотивы, действия и т.п.:
-Одинокая женщина лет 60-ти
-В запущи живёт, болеет
-Ниоткуда не зарабатывала М.В. ни рубля. Потому что пенсии ей не платили…
-Вставала в 4-5 утра…тихо, вежливо, стараясь не шуметь
-Много было у М. обид… Наворочено было много несправедливостей с М.
- …было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа
-извиняющаяся полуулыбка
-М. не могла отказать…
- Все мешки мои были по 5 пудов, тижелью не считала
- грехов было меньше, чем у её колченогой кошки и т.п.
Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других
богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
- Рассказчик
- Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком? ( Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем).
Примерные цитаты для кластера:
- из пустыни возвращался наугад
-хотелось затесаться и затеряться в нутряной России
-тянуло учительствовать
- милей этого места мне не приглянулось во всей деревне
-видел, что жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе…
- свыкся с шорохом тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи…
Для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.
Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: «Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...» Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.
- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
- Фаддей
- Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?
- На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый эпитет.
- Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
«Ненасытный старик», человек, чья жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, в отличие от М., затаил злобу на судьбу, вымещая на своей жене и сыне. Как бы ни тяжела и неотвратима была судьба, она проявляет меру человеческого в каждом из людей. Фаддея действительность искалечила, сделала из него человека равнодушного, бесчувственного.
-глаза деловито поблескивали
-ловко лазил, живо суетился
Дайте оценку суждению Виктора Чалмаева: « Такое ли страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое брёвнышко, свозящий остатки горницы с переезда чуть ли не в день похорон? В XIX веке он, вероятно, сошёл бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча» или хозяина притынного кабака в «Певцах»…При Столыпине он стал бы цивилизованным фермером»
- Остальные герои (жена председателя, сестры Матрёны и т.п. - на выбор ребят: кого, по их мнению, необходимо рассмотреть, чтобы понять авторскую позицию)
- Как помогают понять характер героини немногочисленные её родственники?
- Как используют ее труд окружающие люди?
Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.
«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.
Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: «Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!», «Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать».
Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.
Примерные цитаты для кластера:
-Слетелись три сестры, захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили 200 похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрёне близкие…
Традиционной народной нравственности с ее незлобивостью противопоставлена разъединяющая людей потребительская, прагматическая мораль ( цитата о добре…)
3 этап Анализ лексического уровня (с целью экономии времени на уроке уч-ся не самостоятельно выписывают слова - работа в технологии «двойной дневник» -, а объясняют слова из списка, предложенного учителем. Список, в зависимости от желаний уч-ся, можно расширять, дополнять)
Задание: Вспомнить, в каком контексте употреблены данные слова и попытаться их объяснить
- Нутряная (Россия) – тихий уголок России, если такая где-то была. Даль: внутри либо в глубине находящийся, противоположн. Наружное, внешность. Нутро человека – душа его, духовный человек.
Комментарий учителя: В «нутряную» Россию, в «серединную» деревенскую Русь Игнатича ведёт потребность в «идеальном», м.б. даже не вполне осознаваемая им самим ностальгия по утраченному раю. Интуитивное влечение к вечному истоку, не огрязненному ни техническим прогрессом, ни идеологией. В нутряной России Игнатич ищет самого себя, здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору.
- Кондовая (Россия) Ожегов: с плотной мелкослойной древесиной, очень прочный. ДАЛЬ: кондовый(арх.влгд.вят.сиб. о лесе) – крепкий, плотный, здоровый
- Просветлённая (о Матрёне, когда возвращалась после работы…) Ожегов: полный ясности, радостный, успокоенный
- Растепленная (после прослушивания романсов Глинки)
- Ломатели (не строители и не предполагают, что Матрёне ещё долго пришлось здесь жить)
- Плач, плакальщица – старинная обрядовая жалобная песня на похоронах…; женщина, оплакивающая покойника
- «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше.
- Праведник
Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)
Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)
Праведник
- У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
- Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.
По Солженицыну, праведник – тот, в ком воплотился высокий этический идеал русского народа, совпадающий по своим основным параметрам с идеалом христианским.
(В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: « Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу. В чём суть праведности Матрёны? (В жизни НЕ ПО ЛЖИ)
- Вспомните судьбу библейских городов Содома и Гоморры: ведь в них не оказалось и десяти праведников, только Лот с женой и дочерьми. Какие новые смысловые глубины обретает рассказ при таком сопоставлении?
-Кто из русских писателей обращался к этой же пословице, создавая свою галерею праведников? Назовите известные вам произведения? В чём проявляется чисто внешнее-формальное-сходство между произведениями Лескова и рассказом Солженицына?
С позиций автора, главная заслуга «праведников» заключается в том, что они сберегают духовность, которая оказалась в России 20 столетия «анахронизмом»( духовная миссия)
4 этап Рефлексивный (Обобщение, выводы урока) После ответов на вопросы ребятам предлагается подобрать самостоятельно название урока. (Например, «Не стоит село без праведника», « Судьба, принесённая в жертву…», « Без чего не стоит ни село, ни город, ни земля….?», « Есть такие прирождённые ангелы…», «Душа и судьба человека в рассказе Солженицына «Матренин двор» в свете христианских традиций» и т.п).
-В чём состоит впечатляющая сила рассказа, чем она достигается?
- Кто виноват в судьбе Матрёны? Вопрос кажется простым, ведь автор не скрывает имён виновных. Фаддею надо было захватить участок земли, горницу. Трактористу хотелось самому получить плату за перевоз, потому он и доказывал, что можно обойтись и без другого трактора. К тому же он взял его тайком, поэтому мог сделать лишь один рейс. Чтобы успеть поставить к утру трактор на место.
То есть Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу: «Если б то не брат мой родной – я бы вас порубил обоих!» Ударил всё-таки не только по Матрёне, по своей родной дочери, по сыну, но и по душе своей, утратившей покой из-за жалких брёвен старой горницы. Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шестерых детей, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, Матрёна не скопила за жизнь богатства. Грязно-белая коза, хромая кошка, фикусы… «Она тот самый праведник, без которого не стоит село…», - убеждает нас писатель.
-Какие представления о русском народном характере заявлены в повествовании Солженицына?
- Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы, утверждаемые писателем?
Рассказ “Матренин двор” раскрывает путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также причины нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне. В “черных” образах, окружающих праведницу Матрену, проявился тот страшный процесс деградации, о котором по отношению к героям Шукшина напишет В.Ф.Горн: “… неслышно выгорает душа”.
И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, а может, и русскому сознанию вообще. Вера в возрождение национального характера и духа звучат в словах Ю.И.Мальцева: «Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души»
Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника».
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава .(продолжение ст-ния Б.Окуджавы, прозвучавшего в начале урока)
- Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.
Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.
И знаете, к какой мысли я пришла? Добро - это особый, не изученный пока вид энергии, которая не исчезает из мира, а накапливается... Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны... Прожить жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос:
- задание обязательное для всех: Объяснить название рассказа
-задание выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет: Найти и объяснить символические детали в рассказе
- задание творческое (по желанию) Почему Солженицын видел идеал праведного человека в деревенской старухе? (проведите сравнение между героиней рассказа «Матренин двор» и бабушкой из «Последнего поклона» Астафьева или «Прощание с Матёрой» Распутина?)
Использованная литература:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Изд-во «Русский язык», 1999
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.:Сост. И.П.Карпов, Н.Н.Старыгина.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
- Русская литература XIX – XX веков: в 2-х т. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2008.
- Русская литература XX века.11 класс: Метод.рекомендации для учителя./ В.В. Агеносов,Э.Л.Безносов, Н.С.Выгон и др. –М.:Дрофа, 2001
- Солженицын А.И. Рассказы.-М.: ООО «ИздательствоАСТ»,2004.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984
- Урманов А.В. Рассказ «Матренин двор» А.И.Солженицына в контексте русского религиозного искусства/ в книге Карпов И.П, Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе.-М.: Московский Лицей, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")
Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....
"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)
Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....
Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"
Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....
Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"
Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...
Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"
На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного анализа художественных текстов раскрыв...
Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».
Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....