Праведничество в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Каспирская Надежда Олеговна

Технологическая карта урока по литературе "Праведничество в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 9 классе

Основные сведения об уроке

Дата

20.02.2017

Количество учащихся на уроке

5

Раздел ФГОС по русскому языку

Из русской литературы XIX века

Тема урока

Праведничество в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вариант урока

Урок наблюдений и сбора материала

Вид урока

Урок исследовательского типа

Цель деятельности учителя

Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А.И. Солженицына;

Развивающие: способствовать  развитию умений самостоятельно добывать знания, формулировать тему и идею произведения; логического мышления, умений мыслить, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию добра, милосердия, любви к людям, ответственности за происходящее вокруг нас.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;  формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Метапредметные: Коммуникативные:

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Основные понятия на уроке

Праведник, грех, добро, зло

Методы обучения

Наглядный, словесный, практический, поисковый, эвристический

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная

Аудиовизуальные средства

презентация

Оборудование

ПК; мультимедийный проектор; экран

Образовательные ресурсы

Другое


Организационная структура урока

Этап

урока

Обучающие

компоненты.

Виды заданий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Контроль

на уроке

  1. Организация начала занятия (1 мин)

Словесный

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь.

Настрой на урок

фронтальная

личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку

  1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Словесный

На слайде эпиграфы: «Все мы жили рядом с ней

и не поняли, что есть она тот

самый праведник, без которого,

по пословице, не  стоит  село.

    Ни  город.

    Ни  вся земля наша».

                     А. И.  Солженицын

Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать людям.

Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева.

Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника».

Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

Объясним лексическое значение слова «праведник» по толковому словарю С.И. Ожегова:

«Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный».

Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Итак, что же сопровождает жизнь праведника?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заполним таблицу.

Такого, который верит в Бога, любит людей…

Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопрос.

Фронтальная, коллективная

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя

  1. Целеполоагание

 (5 мин)

Словесный,

Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли согласиться с писателем, что героиня рассказа Матрена Григорьева – праведник?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока по проблеме.

А цель урока?

Да, добрая, бескорыстная, жила для людей, благородство души.

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

Проследить за судьбой русской женщины, доказать, что мы можем считать ее праведником.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Актуализация знаний (10 мин)

Поисковый, эвристический

Мы с вами еще не изучали творчество Александра Исаевича Солженицына. Кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, затем исчезло на многие года.

Сейчас вы поработаете в парах с биографией писателя. Первая пара работает по биографии, вторая – по творчеству. Затем ваши выступления.

А теперь обратимся к рассказу «Матренин двор», написанному в 1959 году, а действие в рассказе происходит в 1956 году.  Произведение во многом автобиографичное. Известно, что Солженицын, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.

Итак, тема урока вами определена.

Работают с учебником, выступают.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Физминутка (3 мин)

Наглядный

А теперь немного отдохнем с вами. Я включаю вам зарядку, а вы повторяете все движения. Присаживайтесь.

Выполняют физминутку

Групповая

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками

  1. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

Эвристический, поисковый

Ребята, сейчас вы будете работать с текстом рассказа.

Как изображена в рассказе религиозность героини? Найдите в тексте.

Расскажите, что еще узнал Игнатич о Матрене? Найдите в тексте.

О чем еще поведала Матрена? Что рассказала о себе постояльцу? Найдите в тексте.

Какие художественные детали создают картину быта Матрены? Найдите в тексте.

Понаблюдаем за речью героини. Найдите в тексте.

Ребята, есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему?

Но на каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль деталей?

Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

А какой мы видим героиню в работе?

А чем отличается мир людей, живущих радом с Матреной?

Работают с текстом.

Работают с текстом.

Работают с текстом.

Работают с текстом.

Работают с текстом.

В описании внешности Матрены Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции.

Автор  отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет.

Отвечают на вопрос.

Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке.

Отвечают на вопрос.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)

Практический

Давайте подведем итог нашего анализа.

Как же сама Матрена принимает свою судьбу? Держит ли она обиду на людей?

Как заканчивается судьба Мартены?

Кто виноват в смерти героини?

Лучше всего о своей героине сказал автор: «все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это и есть идея рассказа.

Матрену Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть… ее не понимали ни сестры, ни жители села – не похожая на других. Несмотря ни на что, она не ожесточилась; эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить…

Трагически

Матрену убила чужая корысть, жадность, алчность.

групповая

Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы.

Проверка по эталону.

  1. Домашнее задание (1 мин)

Словесный

Домашнее задание:

Мини-сочинение «Можно ли Матрену Григорьеву считать праведницей?»

Записывают домашнее задание.

коллективная

Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.

  1. Рефлексия (2 мин)

Словесный

Продолжите предложения

Я узнал, что …

Мне бы хотелось …

У меня не получилось …

Спасибо вам за урок!

Продолжают фразы

Фронтальная

Познавательные: проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания

регулятивные: оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий.

личностные: представление о причинах успеха в учебе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...

Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»

Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»...