Урок литературы 9 класс. Тема: "Перекрёсток нравственных дорог жизни" (по рассказу А. Солженицына "Матрёнин двор").
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Францева Оксана Валерьевна

Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». Знакосмтво с Матрёной Васильевной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока.«Матренин двор» А. И. Солженицына – перекресток нравственных дорог жизни.

ХОД УРОКА.

3.Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор».

        Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: «Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области». Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии («на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани»). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название – «Не стоит село без праведника»; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан в «Новом мире», 1963, №1. Первым из рассказов подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем был  Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт («… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его,Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область).

–Итак, мы поняли, что в основу рассказа положены достоверные факты из жизни А. И. Солженицына.  Обратимся к началу рассказа, прочитаем два отрывка из него.

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни  я возвращался наугад – просто в Россию… Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары с лиственным рокотом леса. Мне хотелось записаться и затеряться в самой нутряной России, если  такая где-то была… И вдруг дали мне местечко  – Высокое Поле. От одного названия  веселела душа. Название не лгало. На взгорке между ложков, потом других взгорков, цельно – обомкнутое  лесом, с прудом и плотинкой, Высокое поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть».

«…за бугром – деревня, и деревня эта – Тальново, испокон она здесь, « еще когда была барыня – «цыганка». И кругом лес лихой стоял. А дальше  целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово–все поглуше, от железной дороги подале, к озерам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».

- Объясните значение слова « кондовый» (означает «крепкий, прочный»)

- Внешний сюжет нам открыт: «легла» дорога повествователя в « кондовую» Россию», т. е.  в глубь ее, в деревню.

        В центре рассказа А. И. Солженицына – горемычная жизнь простой русской женщины, в доме которой   и поселился Игнатич.

Давайте , анализируя рассказ , постараемся пройти по дороге жизни Матрены Васильевны

5.Знакомство с Матреной Васильевной.  

-  Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

        Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло-голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка.” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”. Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью

                                      В чем особенность ее речи?

        Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. обилие просторечной, диалектной лексики,архаизмов (“приспею, два -дни, три - дни,кужоткому, иззаботилась, теперича, летось, пособить, тижель, молонья, вопрятаешь,неуладкой; не знато, бегма, кому часу”). изречения (“трогацать, дуель (метель, разведка (розетка), порция (порча), картовь, картонный суп; “не умемши, не варемши - как утрафишь”). Автор говорит, что так выговаривали всев деревне. Глубоко народна и манера речи Матрены: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием , как у бабушек в сказках».

                                         -Опишите быт Матрены.

Матрены поражает своей неустроенностью. “В запущи она живет”, “кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”, “часть избы была уставлена по табуреткам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.” В смысле всего остального: она “не имела”, у нее “не было”, она ни за чем “не гналась.” Хозяйка равнодушна к бытовым удобствам, ей чужд дух накопительства, она склонна к самоограничению. Несмотря на такие бытовые условия Матрены, постоялец ощутил в ее избе нечто родственное своему сердцу. Поэтому ее нехитрый быт становится и его бытом. “Комнату мы не делили.”

5.Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время? Кризис русской деревни  50-годов          Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства в тоталитарном государстве. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето 1956 - зима 1957 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что все происходящее в ее жизни  связано так или иначе с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию.Ее судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском,  хотя « рычали кругом экскаваторы», а « только везли начальству, да тем, кто при начальстве, да по машине – учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было – и спрашивать о нем не полагалось…» «  Новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города.

     Вывод.

     Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека в тоталитарном государстве. Основа отношений - ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей, их права ничем и никем  не были защищены. Жизнь деревенской, «кондовой», «нутряной  России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью.

- Расскажите,что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?

           Жизненный путь Матрены Васильевны труден. Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть ей на своем веку. Она потеряла на фронте мужа, похоронила шестерых детей, “чужая сестрам, золовкам”, она  живет тихо и одиноко. “Пенсии ей не платили, родные помогали мало. “Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. А в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика.”( трудодень —Это была форма оплаты труда в колхозах. Собственно, трудодень — это один выход на работу, за что учетчик колхозной конторы записывал ”палочку”. За них труженики села часто получали зерно ). “В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию”. Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.

- Что объединяет героиню и рассказчика?

        Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности.

- В чем смысл жизни Матрены Васильевны?

Труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.” Работа, физический труд занимают центральное место в жизни героини: она не мыслит своего существования без труда.“… приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело …” Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью, будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она всегда готова прийти на помощь ближнему. “Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене … “; “Завтра, Матрена, придешь мне пособить, картошку будем докапывать …”; “тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода …”.

Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена - безмерно добрая, трудолюбивая, бескорыстная старающаяся всем угодить, в том числе и постояльцу.

-Как рассказчик открывает перед нами духовный мир героин?

Матрена способна по достоинству оценить искусство, уходящее корнями в народное творчество. Она не принимает исполнение народных песен Шаляпиным, чувствуя несовместимость классической оперной манеры певца и народной певческой традиции: “Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует.” Зато романсы Глинки глубоко волнуют ее, трогая до слез.

- Расскажите об отношении героини к православной вере.

. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна,потому что интимна,целомудренна. “Может быть, она и молилась, но не показно”, - говорит Игнатич. Религии, христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.

-Что рассказала Матрена своему постояльцу о себе?

Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я …На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден.”У Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый” Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью.

-Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?

“Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.

Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница ! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, и кошка накануне пропала, видится ей дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.

                                                          .Анализ эпизода « На переезде».

-Перечитаем  эпизод из текста от слов « На переезде – горка, въезд крутой»  до слов «Нет Матрены. Убит родной человек»

- Рассказ « Матренин двор» - это рассказ – притча. Попытаемся разобраться в смысле произошедшего на переезде.

- Где находился переезд, на котором произошла страшная трагедия? (На горке, « въезд крутой», «шлагбаума нет».

-Как же идти поездам по такому пути? ( Трудно и опасно).

- Как жилось людям , каков был их жизненный путь? Найдите ответ на стр. 261 и зачитайте. (« Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.»

- Как вы понимаете эти слова? ( Людям жилось очень трудно.На их долю в 20 веке выпало очень много испытаний).

- Обратимся опять к переезду. Посмотрим на детали: « С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани , самодельные, на переезде застряли и разваливаться начали…» «…от станции нашей, шли два паровоза сцепленных – без огней и задом… Налетели – в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями. Трактор изувечили, сани в щепки, рельсы вздыбили, и паровоза оба набок».

-О чем говорят эти детали в иносказательном смысле? ( О жизни человеческой, о том трудном пути , по которому шла Россия до хрущевской оттепели, о том, к чему этот путь приведет – катастрофе)).

- Что произошло с бревнами и досками, которые везли на вторых санях? ( «Рассыпались вблизи переезда», ремонтники  «для обогрева», «для света» раскладывали костры.

А что произошло с людьми? ( Они погибли).

Вывод.  Разрушена горница, погибла Матрена. С ее гибелью рушится особый мир, Матренин мир – мир праведника, мир духовности, добра, милосердия. Переезд – это перекресток жизненных дорог, столкновение духовного и бездуховного.  Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным  20 веком, с железной хваткой корысти. И рассыпается она, раскатывается по бревнышку.

- Какими в рассказе предстали перед нами Фаддей Миронович, родня Матрены? Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Рисуя портрет Фаддея, автор несколько раз повторяет эпитет “черный”, противопоставляя его облик светоносности Матрены. Человек, чья жизнь тоже была по - своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены затаил на судьбу и на людей злобу. И если Матрену работа просветляла, Фаддея и его подельников, наоборот, ожесточала. “Все работали как безумные ….в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили. …С жестоким лицом вышел тракторист…”. “Глаза …деловито поблескивали”, “ловко лазил”, “живо суетился”. Корысть, жадность заставляют его рушить дом Матрены. И даже накануне похорон Матрены, тогда, когда “дочь его трогалась разумом,над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда - то”, Фаддей думал лишь о том, чтобы “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”На похоронах родственники Матрены (ее сестры и золовки) - даже в ритуальных плачах - ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга, пекутся о бренном, а не о вечном. Похоронный плач у них ненастоящий, “подменный”: “в смерти мы ее не виноваты, а насчет избы еще поговорим” На поминках о самой Матрене никто не говорит. Типичность подобной нравственной позиции подтверждает и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но

не забыла, однако, прихватить обещанную ей “вязаночку”, “ что добром нашим,народным или моим, странно называет язык имущество наше”, - замечает писатель.

Именно так понимает добро Матренина родня. Совсем иначе героиня Солженицына. Для нее добро - неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит писатель духовный кризис, который охватил Россию.

- А.И. Солженицын назвал свою героиню праведником, что это слово означало, какой смысл в него вкладывал писатель? 

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка;) “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 6 классе на тему: "Любовь к жизни"( по рассказу Д.Лондона)

Урок изучения рассказа Д.Лондона "Любовь к жизни" и сопоставление его с повестью Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"....

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Урок литературы по теме: «Осмеяние глупости и невежества в рассказе А. П. Чехова "Хирургия"» (5 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в расска...