Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 7 классе (35 часов)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Хайрутдинова Маргарита Ильинична

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2011г.).

На изучение курса для учащихся с надомной формой обучения отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_lit_do.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2011г.).

На изучение курса для учащихся с надомной формой обучения отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.
  2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
  3. Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
  4. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  5. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
  6. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
  7. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
  8. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
  3. Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  4. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
  5. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
  6. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
  7. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  8. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
  9. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  10. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  11. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Теория литературы

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения

Дата проведения

План

Факт

1 четверть – 8 часов

1-2

Введение. Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Устное народное творчество. Предания

1+1

самост.

изучение

Лекция, беседа

Работа с книгой

Предание

Знать тексты произведений, жанровые особенности; уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов

6.09

3-4

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». «Садко»

1+1

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Работа с книгой, демонстрация иллюстраций

Былина, гипербола,

эпос

Работа с поэтическими текстами

Знать своеобразие былин ,уметь воспринимать и анализировать поэтику былин

13.09

5

Вн.чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1 самост.

изучение

Урок внеклассного чтения

Работа с книгой, демонстрация иллюстраций

Былина, гипербола

Работа с поэтическим текстом былины

Знать содержание былины; уметь

воспринимать и анализировать поэтику былин

6-7

Карело-финский эпос «Калевала».

Песнь о Роланде

1+1

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстом

Эпос, песня

Ответы на вопросы учебника

Знать своеобразие карело-финского эпоса, уметь воспринимать поэтику эпоса

20.09

8

Пословицы и поговорки. Народная мудрость

1

Рассказ учителя, беседа

Работа с книгой

Пословица поговорка

Знать отличие пословиц от поговорок.

27.09

9-11

Древнерусская лит. «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1+2

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстами

Поучение, летопись

Свободная работа с

текстами;  владение

монолог.  и

диалог. речью

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

4.10

12-13

Из русской лит.XVIIIв   М.В. Ломоносов.

Г.Р. Державин

1+1

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Чтение и анализ оды и стихотворения

Ода,

жанр

Владение

монолог. и

диалог. речью

Знать тексты произведений, жанровые особенности; уметь выразительно читать

11.10

14-16

Из русской лит. XIX в. А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов»

1+2

самост.

изучение

Беседа, анализ

Работа с текстом

Летопись, поэма, баллада, драма, трагедия

Владение

монолог. и

диалог.

речью

Знать основные понятия, содержание произведений, уметь

выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод

18.10

17-18

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Вн. чт. «Повести Белкина»

1+1

самост.

изучение

Урок внеклассного чтения

Работа с текстом

Повесть, сборник, притча

Владение

монолог. и

диалог.

речью

Знать содержание повести, нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа

25.10

2 четверть – 7 часов

1-2

Зарубежная лит.

Дж.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой.…». Р. Бёрнс. «Честная бедность»

1+1

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Анализ стихотворений

Владение монологической и диалог. речью

Знать понятие «вольнолюбивая поэзия», уметь выразительно читать поэтический текст

8.11

3-5

М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Защита нравственных идеалов

1+2

самост.

изучение

Лекция,

Беседа. Сообщения учеников

Работа с текстом

Фольклоризм литературы, жанр поэмы

Владение

монолог. и

диалог. речью

Знать историческую основу, нравственную проблематику, уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

15.11

6-7

 «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»

1+1

самост.

изучение

Лекция, беседа

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Владение

монолог. и

диалог. речью

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

22.11

8-9

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». История создания повести. Характеры главных героев повести

1+1

самост.

изучение

Лекция, беседа

Работа с текстом

Художествдеталь, сравнит. хар-ка героев

Владение

монолог. и

диалог. речью

Уметь сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

29.11

10-11

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев

1+1

самост.

изучение

Беседа, проблемные задания

Работа с текстом

Владение

монолог. и

диалог. речью

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

6.12

12-13

И.С Тургенев. «Бирюк».  Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы»

1+1 самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстом

Рассказ, очерк, стихотв-е в прозе

Владение монологической и диалог. речью

Знать содержание произведений, уметь выразительно читать выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

13.12

14-15

Н.А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». «Размышления у парадного подъезда»

«Вчерашний день…»

1+1

самост.

изучение

Лекция, беседа, проблемные задания

Работа с текстом, анализ стихотворения

Поэма, композиция

Владение монологической и диалог. речью

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

20.12

3 четверть – 10 часов

1

А.К. Толстой.  «Василий Шибанов». «Князь Михайло Репнин»

1

самост.

изучение

Работа с учебником, анализ текста

Ответы на вопросы учебника

Знать содержание баллад, их образную природу, уметь выделять жанровые признаки, выявлять авторскую позицию

2

Зарубежная лит.

Р.Брэдбери «Каникулы»

1

Внеклассное чтение

Чтение и обсуждение

Ответы на вопросы

Владение монол.  и диалог. речью

Уметь выделять ключевые эпизоды, выявлять проблему

10.01

3-4

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Вн. чт. «Дикий помещик»

1+1

самост.

изучение

Лекция, беседа, проблемные задания

Работа с текстом

Гротеск, иносказ-е, аллегория, гипербола, фантастика

Владение монологической и диалогической речью

Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера, самостоятельно делать выводы

17.01

5

Л.Н Толстой. Повесть «Детство». Духовный мир главного героя

1

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстом

Автобиографическая повесть

Владение монологической и диалог. речью

Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

24.01

6-7

А.П. Чехов. «Хамелеон». «Злоумышленник»

1+1

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстом

Говорящие фамилии

Владение монологической и диалог.речью

Уметь самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали

31.01

8-9

«Край ты мой, родимый край…» В. Жуковский.

А.К. Толстой.  И. Бунин

1+1

самост.

изучение

Урок-концерт

Анализ стихотворений

Владение монологической и диалог. речью

Знать особенности поэтического текста, уметь анализировать поэтический текст

7.02

10-11

И.А. Бунин. «Цифры». Вн.чт. «Лапти»

1+1

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстом, проблемные вопросы

Владение монологической и диалог. речью

Уметь выявить авторское отношение

14.02

12-14

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести

1+2

самост.

изучение

Лекция, беседа,

Работа с текстом

Автобиография

Владение монологической и диалогической речью

Знать автобиографический характер повести, нравственную проблематику, уметь участвовать в диалоге по прочитанному

21.02

15

«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль

1 самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстом, анализ

Легенда, романтизм реализм

Владение монологической и диалог. речью

Знать нравственный мотив поступка литературного героя

16

Л.Н. Андреев. «Кусака»

1

Рассказ учителя, беседа

Работа с текстом, анализ

Владение монологической и диалог.речью

Осознавать сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

28.02

17-19

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…». «Хорошее отношение к лошадям»

1+2

самост.

изучение

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Работа с текстом

Гиперболазвукопись

Владение монологической и диалогической речью, чтение наизусть

Знать взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, уметь воспринимать художественное новаторство Маяковского

7.03

20

А.П. Платонов. «Юшка». 

1

Слово учителя

Работа с текстом

Рассказ, притча

Владение монологической и диалогической речью

Знать изображение мира и человека в рассказе, уметь

анализировать поступки и характер главного героя, проблематику рассказов

14.03

4 четверть – 9 часов

1

Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

1

самост.

изучение

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Рассказ

Владение монологической и диалог. речью

Знать содержание рассказа, уметь анализировать

2-3

Подготовка к соч. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»?

2 самост.

изучение

Урок развития речи

Свободная работа с текстами, поиск информации

Сочинение-рассуждение

Знать строение письменного высказывания, уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал

4-5

Б.Л. Пастернак. Своеобразие лирики.

А.Т. Твардовский. Философские проблемы

1+1

самост.

изучение

Комбинированный урок

Беседа, обсуждение, интерпретация произведений

Ответы на вопросы учебника

Знать факты биографий поэтов, уметь анализировать стихотворения, знать способы создания поэтических образов

4.04

6

Час мужества

1

самост.

изучение

Аналитическая беседа

Чтение и анализ стихотворений о войне

Владение монологической и диалог. речью

Уметь читать и анализировать поэтический текст

7

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади»

1

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Владение монол. и диалог.речью

Знать содержание рассказа, уметь анализировать проблему

11.04

8

Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя»

1

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Владение монологической и диалог. речью

Знать особенности рассказов Носова, уметь читать и анализировать проблематику

18.04

9

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

1

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Владение монологической и диалог. речью

Знать психологизм рассказа, нравственный выбор, уметь анализировать поступки героев

25.04

10

Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи

1 самост.

изучение

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Владение монологической и диалогической речью

Знать публицистику, публицистические произведения

11

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе

1

Комбинированный

Беседа,  обсуждение, работа с учебником

Владение монологической и диалогической речью

Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов. Уметь находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко.

2.05

12-14

«Тихая моя Родина…»

Стихотворения о родной природе. Песни на слова русских поэтов ХХ века

1+2

самост.

изучение

Аналитическая беседа

Анализ стихотворений и интерпретация

песен

Эпитет, метафора, сравнение, тропы

Владение монологической и диалогической речью

Знать особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, уметь анализировать

9.05

15

Из литературы народов России.  

Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия»

1

Комбинированный

Беседа, работа с учебником, анализ и интерпретация произведения

Ответы на вопросы учебника

Знать особенности художественной образности дагестанского поэта

16.05

16-17

Зарубежная литер. 

Японские трехстишия (хокку). О. Генри. «Дары волхвов»

1+1

самост.

изучение

Рассказ учителя, беседа

Анализ произведений

Хокку

Владение монологической и диалогической речью

Знать образ-настроение, образ-представление, жанры японской поэзии, уметь выразительно читать поэтический текст, выделять ключевые эпизоды

23.05

18

Итоговый урок. Рекомендация книг для чтения летом

1

Беседа

Работа с текстом

Владение монологической и диалог. речью

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-лит.понятиями

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 5 классе (35 часов)

Рабочая программа по литературе для 5 класса для учащихся с надомной формой обучения составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образован...

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе для учащихся с надомной формой обучения (35 часов)

Курс литературы в 5 классе для учащихся с надомной формой обучения рассчитан на 35 часов. Календарно- тематическое планирование по данному учебному предмету составлено с учетом планируемых результатов...

Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 9 классе (35 часов)

Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-9 кла...

Рабочая программа по литературе для учащихся с надомной формой обучения в 10 классе (35 часов)

Рабочая программа курса литературы в 10 классе для учащихся с надомной формой обучения разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся с надомной формой обучения в 7 классе (35 часов)

Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (2007) и Программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), которая п...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся с надомной формой обучения в 9 классе (35 часов)

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (надомная форма обучения) создана на основе на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе базового уровня (Русский ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся с надомной формой обучения в 10 классе (35 часов)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса для учащихся с надомной формой обучения создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и средн...