Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Каспирская Надежда Олеговна

Технологическая карта урока по литературе "Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова" 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы  в 8 классе

Основные сведения об уроке

Дата

23.01.2017

Количество учащихся на уроке

5

Раздел ФГОС по русскому языку

Из русской литературы XIX века

Тема урока

Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова

Тип урока

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

Вариант урока

Урок формирования умений и навыков

Вид урока

Цель деятельности учителя

Образовательные: помочь обучающимся целостно представить образ Хлестакова путем знакомства и анализа сцены встречи с городничим, сцены вранья;

Развивающие: способствовать  развитию умений критического анализа информации, созданию ситуации успеха;

Воспитательные: способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;  формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Метапредметные: Коммуникативные:

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Основные понятия на уроке

Характеристика героя, ревизор, лестница славы

Методы обучения

Проблемный, эвристический, поисковый, наглядный, словесный, практический

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Аудиовизуальные средства

презентация

Оборудование

ПК; мультимедийный проектор; экран

Образовательные ресурсы

Другое

Технология развития критического мышления


Организационная структура урока

Этап

урока

Обучающие

компоненты.

Виды заданий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Контроль

на уроке

  1. Организация начала занятия (1 мин)

Словесный

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь.

Настрой на урок

фронтальная

личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку

  1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Словесный, проблемный

На слайде эпиграфы: «Он добрая душа, по-своему мечтатель, и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы…» - В.В. Набоков

«Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца». – Ю. Манн

Как вы думаете, о ком сказал Набоков?

О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

О Хлестакове

О Хлестакове

Фронтальная, коллективная

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя

  1. Вызов (5 мин)

Словесный,

С героями произведения мы уже знакомы. Каким известием потрясены все герои?

Кого больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?

Какие советы дает городничий своим подчиненным и в чем смысл этих советов?

Давайте найдем эти слова в тексте и прочитаем по ролям.

Приходилось ли вам наблюдать когда-нибудь подобные картины в нашей жизни?

Почему Гоголь  не сразу дает встречу Хлестакова и городничего?

Тогда что же мы должны узнать на уроке?

«К нам едет ревизор!»

Городничего, потому что он отвечает за порядок в городе, за все службы. И если там не все хорошо, то главный спрос с него.

Ролевое чтение (Землянике – надеть чистые колпаки, надписать на латыни всякую болезнь, когда кто заболел, какого числа; Ляпкину-Тяпкину – «принять» арапник из здания суда и убрать гусей; Хлопову – предупредить учителей, чтоб не корчили рожи и не ломали стулья; квартальным – вымести улицу. Все распоряжения направлены не на устранение непорядков, а исключительно на то, чтобы прикрыть дурное состояние дел, создать впечатление внешнего порядка.)

Отвечают.

Предоставляет читателю узнать, что Хлестаков – не ревизор.

Кто такой Хлестаков.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Осмысление содержания (10 мин)

Поисковый, эвристический

Чтобы вам было проще дать характеристику,  вы в течение урока составляете себе опорный конспект.

Что вы знаете о Хлестакове?

Кто же он? Что он собой представляет?

Какая реплика дает возможность принять его за ревизора?

Каким образом Хлестаков оправдывает сове требование обеда? Почему его просительный тон сменяется наглостью?

Какое впечатление создается у окружающих Хлестакова героев?

Давайте с вами посмотрим, как происходит первая встреча городничего и Хлестакова.

Запишите, как ведут себя оба действующих лица, чего ждут они от этой встречи.

Хорошо, ребята.

Читают монолог Осипа, отвечают на вопрос.

«в столовой сегодня по утру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще кой-чего…»

Завистливое внимание к содержимому чужих тарелок принято за прозорливую наблюдательность.

Хлестаков утверждает, что он «не такого рода», как другие, намекая на какую-то свою избранность. Просительный тон сменяется грубым, потому что он уже поел и нет угрозы остаться без обеда.

Чиновники от этого выглядят еще смешнее и глупее, потому что боятся «пустейшего» человека и пресмыкаются перед ним.

Просмотр фрагмента из фильма.

Оба – и городничий, и Хлестаков – ждут от этой встречи решения своей судьбы, каждый герой видит перед собой противника, облеченного властью и поддерживаемого законом.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Физминутка (3 мин)

Наглядный

А теперь немного отдохнем с вами. Я включаю вам зарядку, а вы повторяете все движения. Присаживайтесь.

Выполняют физминутку

Групповая

Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками

  1. Осмысление содержания (10 мин)

Эвристический, поисковый

Продолжаем нашу работу.

О чем говорят ремарки 7 и 8 явлений?

Когда устанавливается взаимопонимание между героями?

Чтобы разгадать характер и намерения ревизора, городничий повез его осматривать город и предложил комнату в своем доме.

Доволен ли Хлестаков осмотром города и почему?

Давайте посмотрим, как ведет себя Хлестаков в доме городничего. Посмотрите фрагмент фильма и выделите главные ступеньки служебной лестницы и ступеньки светской славы (занятия, развлечения, сто, дом).

Что вы выписали?

Автором каких произведений, по словам Хлестакова, он является? О чем говорит этот набор?

Что дает Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице славы?

От чего кружится голова у городничего?

Какую оценку дают чиновники Хлестакову?

Ну а теперь давайте подведем итог. Какие главные характеристики можно назвать?

Отвечают на вопрос.

Когда городничий дал Хлестакову денег «взаймы». Каждый получил, что хотел: Хлестаков – деньги, городничий – надежду, что его деятельность останется без нареканий и все ему сойдет с рук.

Доволен, удовлетворено его тщеславие и любопытство.

Просмотре фрагмента, заполнение таблицы.

Зачитывают записи.

Хлестаков слышал имена авторов и названия произведений, но даже не знает, о чем речь: в одном ряду оказываются и оперы, и проза, и драматургия, и литературный журнал. Не стесняется присваивать себе произведения гениев.

Страх слушателей, они верят каждому его слову.

От страха, что чиновник высокого ранга заглянул в уездный городок с ревизией, от того, что этот чиновник в его доме и, следовательно, невольно приближает городничего к высшим кругам.

«Вот оно, что значит человек!»

Читают записи в таблице.

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

познавательные:

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

  1. Рефлексия (7 мин)

Практический, словесный

Вы сегодня очень хорошо поработали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока.

Что у вас получилось?

 Ребята, что вам понравилось сегодня на уроке?

Со всеми задачи мы справились?

Что нового узнали?

Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок!

Составляют синквейн.

Зачитывают синквейны. Отвечают на вопросы.

групповая

Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы.

Проверка по эталону.

  1. Домашнее задание (1 мин)

Словесный

Домашнее задание:

Подготовить ролевое чтение сцен «Чиновники у ревизора»

Записывают домашнее задание.

коллективная

Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель данного урока: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор", познакомить с понятием «хлестаковщина». ...

Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании художественных образов

Данная презентация предназначена для урока в 7 классе....

Конспект открытого урока по литературе "Образ Хлестакова"

Личностно-ориентированный урок обобщения с применением приёмов ТРКМ и средств концептуального анализа через исследовательскую работу в малых группах...

Урок литературы "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

В разработке представлен сценарий урока и презентация к нему. Урок может быть интересен учителям литературы, в первую очередь тем, кто работает в коррекционной школе с детьми, имеющими нарушения слуха...

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор».

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»....