Конспект открытого урока по литературе "Образ Хлестакова"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Чернова Ирина Валентиновна
Личностно-ориентированный урок обобщения с применением приёмов ТРКМ и средств концептуального анализа через исследовательскую работу в малых группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_hlestakova_v_komedii_n.v.gogolya_revizor.docx130.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект конкурсного урока литературы в 8 классе с применением приёмов

ТРКМ по теме:

 «Наивный мечтатель, опасный обманщик или беззастенчивый хвастун?»

( Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Тип и вид урока: личностно-ориентированный урок обобщения с применением приёмов ТРКМ  и средств концептуального анализа через исследовательскую работу в малых группах

Цель урока:

- исследовать центральный образ драматического произведения, применяя  средства концептуального анализа 

Задачи:

1) дать характеристику образа Хлестакова, выявить связь с понятием «хлестаковщина»;

2) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или  разворачивать, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

3) подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения по комедии «Ревизор»;

Словарная работа: ревизор

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги, маркеры для составления кластеров; учебник литературы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (создание образа иллюстраторами), экранизация.

Метапредметные связи: способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Ход урока

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым.

                           Н.В.Гоголь

  1. Оргмомент. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Зовут меня Ирина Валентиновна, и сегодня я проведу у вас урок литературы.

- Я вижу вас впервые, но вы мне уже понравились. Думаю, наша с вами работа на уроке будет успешной.

- Скажите, пожалуйста, а когда вы видите человека,  на что вы обращаете внимание в первую очередь? (манера поведения, речь, жесты, внешность)

2. Вызов.

- А как бы вы охарактеризовали этих людей, глядя на них? (слайд 2: Городничий – А.А.Сквозник – Дмухановский, слуга Осип, Пётр Иванович Бобчинский – Добчинский – городские помещики) Кто они? (герои комедии) Что самое главное можно о них сказать? Какими их показал Гоголь?  (взяточники, плуты, лицемеры)

- Ведь сам Н.В. Гоголь писал (слайд 3): «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России …и за одним разом посмеяться над всем».

- А что бы вы сказали об этом человеке? Какое впечатление он производит? (слайд 4) (Хлестаков Иван Александрович)

- За кого его принимают в пьесе? (за ревизора)

- А кто такой ревизор?

- Какое значение имеет этот персонаж в пьесе? (главное)

4. Определение темы. Целеполагание.

- Итак, о  ком же мы будем говорить на уроке? (о Хлестакове)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (слайд 5)

- Какие задачи  предстоит вам решить на данном уроке? (слайд 5)

5. Постановка проблемного вопроса.

6. Осмысление.

а) Актуализация знаний 

- Какими средствами может создаваться портрет литературного героя? (самохарактеристика, речь, поступки, характеристика другими персонажами, авторская характеристика) (слайд 6)

- Мы с вами рассматриваем драматическое произведение, а для него не свойственна авторская характеристика персонажей. Но откуда мы всё-таки узнаём об особенностях …….? (из «Замечаний для господ актёров»)

б) Исследовательская работа в группах

- Я предлагаю вам поработать в групах, чтобы охарактеризовать Хлестакова, используя определённые средства создания образа. Возьмите карточки, прочитайте задания, приступайте к работе (5 мин). Если будут вопросы – спрашивайте

Физминутка (слайд 7)

- Закончили работу, давайте встанем и отдохнём.  Я буду читать фразы, а вы выполняйте действия, записанные на экране.

Пьесу «Ревизор» читали? (киваете головой)

Про неё друзьям сказали? (поворачиваете голову влево - вправо)

Начинаем отвечать, (потёрли руки, улыбнулись)

Получаем сразу «пять»! (показываете «класс»)

1группа (слайд 8)

Дать характеристику героя по его поведению и поступкам. Сделать вывод: какой это человек.

  1. Поведение в трактире
  2. Встреча с городничим
  3. Встреча с чиновниками
  4. Отношения с женой и дочерью городничего
  5. Рассказ о своём высоком положении в Петербурге

Вывод: всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль чином выше своего собственного. Поведение  Хлестакова — только реакция на предлагаемые обстоятельства.

2 группа (9, 10)

Используя приём «Фишбоун» (рыбий скелет), дать характеристику героя, опираясь на высказывания других персонажей, замечания автора, на высказывания героя о себе. Сделать вывод: какой это человек.  (слайд)

1. Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С приезжающими знакомится, а потом в картишки, - вот тебе и доигрался! (Осип)

 2. Другую уж неделю живёт, из трактира не едет, забирает всё на счёт и ни копейки не хочет платить. Такой наблюдательный: всё обсмотрел… да, так  он в тарелки к нам заглянул. (Бобчинский.)

 3. Несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. (Н.В.Гоголь)

4.Врёт, врёт – и нигде не оборвётся. А ведь какой невзрачный, низенький, кажется – ногтем бы придавил его (Городничий)

 5.  Хорошо бы было, чёрт побери, приехать домой в карете,  подкатить этаким чёртом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади одеть в ливрею.       6. Я люблю поесть. Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия (Хлестаков)

3 группа (11, 12)

Рассмотреть  иллюстрации разных художников (П.Боклевского, Д.Кардовского, Ю.Коровина).  Выбрать, к какой иллюстрации относятся предложенные группы опорных слов, характеризующие  качества Хлестакова, подчеркнутые  каждым иллюстратором. Сделайте вывод: какой это человек.  

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/245/244944/244944_html_6fba68f7.jpg

Хлестаков. Акв. Д.Н.Кардовского

Воинственная наглость Хлестакова, стремление казаться хоть на ступеньку выше того положения, которое он занимает. Выражение беспечности, глупости героя, который способен порисоваться перед другими.

Все смягчено, неопределённо. Полуприкрытые глаза Хлестакова затуманились от сознания собственного великолепия. Иллюстратором осмеяны претензия и неуклюжее франтовство Хлестакова, который с его желанием порисоваться, произвести впечатление, как будто спрашивает зрителя: "Ну, как? Не правда ли, я очень недурно выгляжу?"

http://www.proza.ru/pics/2013/03/24/1985.jpg

Беспечность в позе, в выражении  лица - простодушие, внутренняя пустота.

Вывод: Несмотря на разную трактовку, есть что-то общее – это фамилия героя, неслучайно  Гоголь дал именно эту фамилию: в словаре Даля слово Хлыст или хлыщ  -  щеголь и повеса, шаркун и волокита, а хлестать – пустословить, врать

- Ребята, вы увидели сейчас глазами художников вот такого Хлестакова. Но нам интересно и режиссёрское видение этого персонажа. Давайте посмотрим отрывок из фильма, в котором показана сцена вранья Хлестакова в доме городничего.

Просмотр видеоролика «Сцена вранья» (слайд 13)

- Какую черту характера больше всего иллюстрирует данный эпизод? (враньё и хвастовство)

- А каким  ещё бывает Хлестаков в различных ситуациях, об этом нам расскажет 4 группа.

4 группа

Составить  речевую характеристику Хлестакова, используя реплики героя в различных ситуациях, «Замечания для господ актёров» Н.В.Гоголя.(от чего зависит манера речи?)

Н.В.Гоголь: «Говорит без всякого соображения. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно»

В разговоре с Осипом: (грубит, оскорбляет)

-А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это.

- Как ты смеешь, дурак!

В разговоре с трактирным слугой до подачи обеда (заискивает, неискренне вежлив):

- Здравствуй, братец! Ну, что ты, здоров?

- Послушай, любезный, там мне до сих пор обеда не приносят, так, пожалуйста, поторопи, чтоб поскорее

В разговоре с трактирным слугой после подачи обеда (грубит, требует, выражает  недовольство по поводу пищи):

- Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина!

- Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать. (Наливает суп и ест.) Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкусу нет, только воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого.

С городничим при первой встрече:

-(сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать? ..я не виноват…Я, право, заплачу…Мне пришлют из деревни.

- Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Я служу в Петербурге. (бодрится) Я,я,я…

С Марьей Антоновной и Анной Андреевной:

- А ваши глаза лучше, нежели важные дела... Вы никак не можете мне помешать, никаким образом не можете; напротив того, вы можете принесть удовольствие.

- Нет, я влюблен в вас. Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей.

- Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй... Руки вашей, руки прошу!

Вывод: Манера речи зависит от ситуации: переходы от грубости до заискивания, от лживой вежливости вновь до грубости, ложь является преобладающей частью его высказываний.

5 группа

Составить  кластер «Образ Хлестакова», используя текст критической статьи Белинского В.Г. о Хлестакове (учебник):

Пустейший, франт, щёголь,трус,не умеет думать, врун, дурак, столичный житель, глупец, денди, мот

6 группа

Составить  «Колесо фортуны»  под названием «Путь Хлестакова к успеху» (подобрать к каждой букве черту характера Хлестакова, выбрав подходящую из списка, исключив ненужное, буквы расположить в порядке следования в фамилии героя). Вывод: это путь какого человека?

Хитрость, лицемерие, любовь, единоличие, самонадеянность, авантюризм, обман, выдумка, ехидство, коварство, тщеславие, хвастовство,изворотливость,

агрессивность, ветреность, верность, амбициозность, лживость, легкомыслие,трусость, самоконтроль,невежество, любознательность, сдержанность, хозяйственность, щегольство, корысть

Лицемерие - поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Аванюризм - поведение, деятельность кого либо, характеризующаяся рискованными беспринципными поступками ради достижения легкого успеха, выгоды;

Ехидство - злая насмешливость; язвительность

Коварство - черта характера, свойство человека, состоящее в склонности к злым, хитрым умыслам, прикрытым наружной доброжелательностью

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию

Самонадеянность – чрезмерная уверенность в себе, в своих силах

Амбициозность - высокомерие, заносчивость, самолюбие

в) Афиширование ответов учащихся

г) Знакомство с понятием «хлестаковщина»

- Так кто же такой И.А.Хлестаков на самом деле? Наивный мечтатель? Опасный обманщик, гений вранья, беззастенчивый хвастун? (и то, и другое, и теретье, он пустейший, ничтожный человек)

- Дети, а какие буквы у вас остались? Добавьте их к фамилии Хлестаков. Что у вас получилось? («хлестаковщина») Что же это такое – «хлестаковщина»? А может - это лицемерие, ложь, тщеславие? (да)

- Таким образом,  «хлестаковщина» - это целое социальное явление, которое характеризуется вышеперечисленными чертами.

«Хлестаковщина» - это желание быть не тем, кто ты есть; желание власти и славы; желание почестей, похвал, в основном незаслуженных; желание внимания ото всех и т.д. Особо «хлестаковщиной» грешат те, кто высот не достиг, трудолюбием не обладает, талантов не имеет, а мечты имеет огромные.

- Ребята, как вы помните, «Ревизор» - это комедия. А над чем смеётся Гоголь? Какие черты человеческого характера высмеивает? (глупость, ложь, пустословие, лицемерие)

  1. Обращение к эпиграфу. Социализация.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым». Н.В.Гоголь.

- А есть ли в вас частичка Хлестакова? Я желаю вам, как можно быстрее избавиться от Хлестакова внутри вас!

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».

- Давайте вернёмся к задачам, которые мы поставили перед собой на данном уроке. Достигли их?

- Закончите, пожалуйста, предложения:

Сегодня на уроке я…/ узнал …; открыл для себя… ; могу одобрить работу…

  1. Самооценка. 

-А теперь я попрошу вас оценить свою работу в группе по 5-бальной шкале (слайд):

я

активно работал на уроке

я

понял материал

я

научился новому

  1. Домашнее задание (слайд). По выбору: написать сочинение - рассуждение «Есть ли «хлестаковщина» в наши дни?» или «Живёт ли во мне Хлестаков? »

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...