Урок литературы в 5 классе на тему: М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов или «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ходкова Татьяна Александровна

Урок литературы в 5 классе на тему: М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».

Мастерство поэта в создании образов или «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 5 класс на тему:

М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов или «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов».

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Задачи: - создать условия для видения особого мира лермонтовской поэзии и целостного представления о Лермонтове-поэте;

- прийти к пониманию противоречий во внутреннем мире и поэзии поэта;

- способствовать формированию навыков анализа поэтического текста, развитию исследовательских умений учащихся, речевых навыков;

- воспитание любви к поэзии, живописи, музыке, чувства национальной гордости.         

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”

Эпиграф урока:

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал,
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Что в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

Андрей Дементьев

1. Слово учителя. - Нельзя не заметить удивительной закономерности: чем дальше во времени отдаляется от нас гений, тем ближе и интереснее он для нас становится. «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов». Он до сих пор остаётся наиболее загадочным, «тёмным», «спорным». Лермонтов – всё ещё спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко–литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества. Всё,  что связано с именем Лермонтова, вызывает споры. Спорят и о его внешности, и об отношениях с людьми, и о сути  его творчества.

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес.

Что ж он?

- Это и является сегодня темой нашего урока, на котором мы должны провести исследовательскую работу и прийти к пониманию противоречий во внутреннем мире и поэзии Лермонтова. Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.

2. Работа с портретами. Взгляни на это лик…

- Кого вы узнаёте на этих портретах? А это кто? Постарайтесь понять, что так старательно пытались передать художники и всё-таки не сумели уловить? (выражение глаз)

(Слайд 2). И как непохожи портреты Лермонтова те, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры.

Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете.

(Слайд 3). Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.

(Слайд 4). Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта.

(слайд 5) Таким художник Петр Заболоцкий  увидел Лермонтова в год гибели...

А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.

Какой же он - ваш Лермонтов?

- Вывод: Убеждаемся в сложном и противоречивом внутреннем и внешнем облике М.Ю.Лермонтова. Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного  к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургских гостиных, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. (Читаю эпиграф урока).

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал,
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.

Но особый риск таился в том,
Что в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат листы. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

2. Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

- Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей)

“Ангел”

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

- Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью.

Стихотворение

Строфа

Основная мысль

Настроение

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

1

Ангел летел и пел.

Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

2

Песня ангела о Боге.

Печальное, легкая грусть,

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой

3

Ангел несет на землю душу

Теплое. Уютное, немного тревожное

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

4

Душа помнит песню ангела

Печаль о прошлом.

- С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, звезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

- Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

4. Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благословляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируется приблизительно 1472 годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

Прочитайте высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

- И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученик, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В справочном материале вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье, 
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5. В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”.  Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

- В каком случае человек обращается к молитве?

- Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

Работа в группах

6. Свяжите репродукции с темой урока.

- Как во всякой душе, в душе Лермонтова жило  «Священное с порочным»

- Какие ассоциации? Что изображено?

«Московский дворик» - девочка, собачка, солнце, яркие краски, любовь, счастье, мир, покой, тишина, радость. Над всем эти церковь. Жизнь с богом.

Врубель «Демон» - жестокость, злость, чёрные краски, неустроенность жизни, разочарование, одиночество, горды вызов миру.

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

- Что священное - «Московский дворик», так должен жить человек.

-Что порочное – Демон, нельзя всех обвинять, видеть во всём зло.

-Священное и порочное в человеке привело к смерти. Над могилой крест (успокоилась душа). Смирение.

-Примирился ли с богом? (да)

-Какая деталь говорит об этом? (крест) Могила Лермонтова

- Таким образом, 2 источника поэтического вдохновения: Светлое начало – от Бога есть в душе поэта и другое начало – от Демона.

Но к какому бы полюсу он не стремился – он всё равно несовместим с веком, с «сегодняшней толпой».

-Что должно быть в семье? (Раздражение, тревога, нет настроения.--- Нет, мир, покой, уважение, любовь).

- «К Портрету». К ПОРТРЕТУ M. Ю. ЛЕРМОНТОВА. В Брюсов

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

- Согласны ли вы с мнением Брюсова. (Да).       Обоснуйте ответ.

-Обращение к эпиграфу. Так кто же он? Хоть немного удалось разгадать Лермонтова.

-Обращение к эпиграфу. Так кто же он? Хоть немного удалось разгадать Лермонтова. СИНКВЕЙН

Итак, как только произносится имя М.Ю.Лермонтов, слышатся созвучья его стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря  на множество  друзей.

Но а почему он такой? По-моему, мы вполне провели исследование и разгадали его.

ВЫВОД: 1. Тема одиночества остаётся одной из главной в лирике Лермонтова, она связана с личностью поэта, его конфликтом с обществом, властью. Поэзия Лермонтова оказала большое влияние на живопись, музыку. Мы должны быть благодарны за то, что его творчество заставляет трепетать сердца

2. От соприкосновения с данной поэзией  читатель испытывает искреннее и глубокое сострадание герою от невозможности преодолеть одиночество, вырваться из его трагического круга, обрести родную душу от одиночества невозможно избавиться, одинокий герой противостоит миру, толпе, Богу.

- Какой вечный конфликт? (ощущения своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятность, обвинение Бога, мотив грусти и тоски, ответы на вечные вопросы.

Итог урока. – Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами. – А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

- Какое открытие вы сегодня сделали в себе?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Лермонтов! Восторг, романтика, бунт, смертельная тоска…

Смотрит грустно и внимательно

В нашу жизнь его строка.

Н.Гончарова

- Какой в вашем представлении – гордый, с богатым духовным миром, горячее сердце, патриот, но одинокий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор».

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»....