Урок литературы в 5 классе на тему: М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов или «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе на тему: М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».
Мастерство поэта в создании образов или «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.docx | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 5 класс на тему:
М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов или «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов».
Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Задачи: - создать условия для видения особого мира лермонтовской поэзии и целостного представления о Лермонтове-поэте;
- прийти к пониманию противоречий во внутреннем мире и поэзии поэта;
- способствовать формированию навыков анализа поэтического текста, развитию исследовательских умений учащихся, речевых навыков;
- воспитание любви к поэзии, живописи, музыке, чувства национальной гордости.
Технология: мастерская, диалоговая.
Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”
Эпиграф урока:
Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал,
И не ставил в грош свою карьеру.
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Что в себе хранили те страницы.
Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.
Андрей Дементьев
1. Слово учителя. - Нельзя не заметить удивительной закономерности: чем дальше во времени отдаляется от нас гений, тем ближе и интереснее он для нас становится. «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов». Он до сих пор остаётся наиболее загадочным, «тёмным», «спорным». Лермонтов – всё ещё спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко–литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества. Всё, что связано с именем Лермонтова, вызывает споры. Спорят и о его внешности, и об отношениях с людьми, и о сути его творчества.
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес.
Что ж он?
- Это и является сегодня темой нашего урока, на котором мы должны провести исследовательскую работу и прийти к пониманию противоречий во внутреннем мире и поэзии Лермонтова. Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.
2. Работа с портретами. Взгляни на это лик…
- Кого вы узнаёте на этих портретах? А это кто? Постарайтесь понять, что так старательно пытались передать художники и всё-таки не сумели уловить? (выражение глаз)
(Слайд 2). И как непохожи портреты Лермонтова те, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры.
Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете.
(Слайд 3). Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.
(Слайд 4). Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта.
(слайд 5) Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели...
А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.
Какой же он - ваш Лермонтов?
- Вывод: Убеждаемся в сложном и противоречивом внутреннем и внешнем облике М.Ю.Лермонтова. Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургских гостиных, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. (Читаю эпиграф урока).
Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал,
И не ставил в грош свою карьеру.
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Что в себе хранили те страницы.
Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.
Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат листы. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
2. Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.
Выразительное чтение стихотворения.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
- Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?
(Чувства заполняем ассоциативной таблицей)
“Ангел”
Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
- Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.
Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.
Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан
3. Работа с печатной тетрадью.
Стихотворение | Строфа | Основная мысль | Настроение |
По небу полуночи ангел летел | 1 | Ангел летел и пел. | Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти |
Он пел о блаженстве безгрешных духов | 2 | Песня ангела о Боге. | Печальное, легкая грусть, |
Он душу младую в объятиях нес | 3 | Ангел несет на землю душу | Теплое. Уютное, немного тревожное |
И долго на свете томилась она, | 4 | Душа помнит песню ангела | Печаль о прошлом. |
- С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)
Метафоры: месяц, звезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
- Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.
4. Культуроведческий аспект.
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благословляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируется приблизительно 1472 годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?
Прочитайте высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)
- И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученик, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В справочном материале вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.
5. В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи”. Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
- В каком случае человек обращается к молитве?
- Давайте посмотрим толкование этого слова.
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?
(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).
Работа в группах
6. Свяжите репродукции с темой урока.
- Как во всякой душе, в душе Лермонтова жило «Священное с порочным»
- Какие ассоциации? Что изображено?
«Московский дворик» - девочка, собачка, солнце, яркие краски, любовь, счастье, мир, покой, тишина, радость. Над всем эти церковь. Жизнь с богом.
Врубель «Демон» - жестокость, злость, чёрные краски, неустроенность жизни, разочарование, одиночество, горды вызов миру.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
- Что священное - «Московский дворик», так должен жить человек.
-Что порочное – Демон, нельзя всех обвинять, видеть во всём зло.
-Священное и порочное в человеке привело к смерти. Над могилой крест (успокоилась душа). Смирение.
-Примирился ли с богом? (да)
-Какая деталь говорит об этом? (крест) Могила Лермонтова
- Таким образом, 2 источника поэтического вдохновения: Светлое начало – от Бога есть в душе поэта и другое начало – от Демона.
Но к какому бы полюсу он не стремился – он всё равно несовместим с веком, с «сегодняшней толпой».
-Что должно быть в семье? (Раздражение, тревога, нет настроения.--- Нет, мир, покой, уважение, любовь).
- «К Портрету». К ПОРТРЕТУ M. Ю. ЛЕРМОНТОВА. В Брюсов
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
- Согласны ли вы с мнением Брюсова. (Да). Обоснуйте ответ.
-Обращение к эпиграфу. Так кто же он? Хоть немного удалось разгадать Лермонтова.
-Обращение к эпиграфу. Так кто же он? Хоть немного удалось разгадать Лермонтова. СИНКВЕЙН
Итак, как только произносится имя М.Ю.Лермонтов, слышатся созвучья его стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря на множество друзей.
Но а почему он такой? По-моему, мы вполне провели исследование и разгадали его.
ВЫВОД: 1. Тема одиночества остаётся одной из главной в лирике Лермонтова, она связана с личностью поэта, его конфликтом с обществом, властью. Поэзия Лермонтова оказала большое влияние на живопись, музыку. Мы должны быть благодарны за то, что его творчество заставляет трепетать сердца
2. От соприкосновения с данной поэзией читатель испытывает искреннее и глубокое сострадание герою от невозможности преодолеть одиночество, вырваться из его трагического круга, обрести родную душу от одиночества невозможно избавиться, одинокий герой противостоит миру, толпе, Богу.
- Какой вечный конфликт? (ощущения своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятность, обвинение Бога, мотив грусти и тоски, ответы на вечные вопросы.
Итог урока. – Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами. – А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?
- Какое открытие вы сегодня сделали в себе?
В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.
Лермонтов! Восторг, романтика, бунт, смертельная тоска…
Смотрит грустно и внимательно
В нашу жизнь его строка.
Н.Гончарова
- Какой в вашем представлении – гордый, с богатым духовным миром, горячее сердце, патриот, но одинокий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок в 5 классе по теме: "М. Ю. Лермонтов "Бородино""
Технологическая карта урока....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....
Конспект вводного урока литературы в 8 классе Тема: М.Ю.Лермонтов «ПОЭМА МЦЫРИ». Мультимедийная презентация.
Цели урока:1. Познавательные:·...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор».
Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»....