Урок литературы "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
В разработке представлен сценарий урока и презентация к нему. Урок может быть интересен учителям литературы, в первую очередь тем, кто работает в коррекционной школе с детьми, имеющими нарушения слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока литературы (8 класс).
Тема урока «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор».
Тип урока: повторительно – обобщающий
Место в системе уроков по комедии – 17; завершает изучение действия 4.
Цели: Раскрыть в комплексе характерные черты личности героя, показать его роль в развитии действия комедии;
Расширять оценочный этический лексикон учащихся, развивать связность речи при составлении общей характеристики героя;
Воспитывать чёткие нравственно – этические ориентиры, умение работать с товарищем в паре, самостоятельность.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать: ключевые эпизоды для раскрытия образа героя;
приёмы хараткристики героя (внешний вид, речь, отзывы о нём других героев, поведение в диалогах);
оценочную лексику для характеристики героя.
Учащиеся должны уметь: быстро отбирать нужную информацию в тексте;
адекватно отвечать на поставленные вопросы;
отбирать оценочные определения исходя из ситуации;
составлять связную характеристику героя с опорой на план.
ФОПД: фронтальная; парная.
Основные методы: беседа, работа с наглядностью (сопоставление портретов, конструирование сюжета по иллюстрациям), частично – поисковая работа по карточкам, словарная работа по отбору и комментированию оценочныхлексем, составление устного рассказа – характеристики по плану.
Формы контроля: взаимоопрос, контроль учителя, дополнение и рецензирование ответов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Межпредметные связи: живопись, этика
Внутрипредметные связи: приёмы характеристики героя
Оформление доски:
Словарь: Характеристика – описание героя.
Предыстория – жизнь героя до его участия в конфликте комедии.
Монолог – речь одного героя.
Диалог – разговор двух действующих лиц.
Отзыв – оценка, мнение о герое.
План характеристики:
- Предыстория героя
- Внешний вид
- Речь (монолог)
- Отзыв о герое со стороны других действующих лиц
- Поведение героя в диалогах
План урока:
- Проверять д/з
- Сравнивать портреты
- Выстраивать действие по иллюстрациям
- Работать в парах по карточкам
- Составлять характеристику устно
- Разбирать д/з
Вывеска: Хлестаков …………………………………………
…………………………………………
………………………………………..
………………………………………..
………………………………………..
Ход урока:
- Оргмомент. (3 мин.)
Опрос по общим вопросам к предмету изучения: (за экраном)
- Что мы изучаем на уроке?
- Что такое комедия?
- Кто такой ревизор?
- Назови героев комедии.
- О ком из них мы сегодня будем говорить?
Объявление темы и запись в тетрадь.
2. Мотивировка на тему урока. (2 мин.)
- Как вы думаете, почему именно Хлестакову мы посвящаем сегодня целый урок?
Хлестаков является главным героем комедии, так же, как и городничий. Без Хлестакова комедия была бы невозможна.
3.Проверка д/з ( в форме взаимопроса). (5 мин.)
- Что вам было задано на дом?
Подобрать 8 вопросов о Хлестакове до мемента его приезда в уездный город.
Учащиеся задают друг другу вопросы (возраст и внешность, манера говорить, место и отношение к службе, место рождения и проживания).
Вывести на понятие «предыстория героя». Запись понятия в тетрадь.
4. Работа над понятием «Без царя в голове». (3 мин.)
А теперь посмотрите, как сам Гоголь говорит о своём герое. Откройте самое начало комедии – статью «Характеры и костюмы» (стр. 144).
Что значит выражение «Без царя в голове»?
Учащиеся высказываются.
Открывается слайд №2 с толкованием значения фразеологизма. Запись значения в тетрадь.
5.Сравнение портретов. (3 мин.)
Многие художники создавали иллюстрации к комедии Гоголя. Каждый из них по –своему видел образ Хлестакова. Сравните три портрета Хлестакова: Кардовского, Боклевского и Коровина.
- Как вы думаете, какой из этих портретов лучше всех передаёт гоголевское описание Хлестакова?
Выслушивается несколько мнений.
6.Конструирование действия по иллюстрациям (5 мин.)
- Сколько действий в комедии?
- В каких действиях участвует Хлестаков?
Учащимся предлагается устно прокомментировать отдельные ключевые эпизоды с участием Хлестакова, взятые не по сюжетному порядку. Каждый эпизод кратко комментируется одним из учащихся. (Слайд № 4)
- По порядку ли поставлены эти сцены?
- Расставьте их по порядку в соотвествии с развитием действия.
Учащиеся расставляют картинки по порядку.
Затем учитель демонстрирует правильный вариант. Учащиеся путём самоконтроля оценивают свои знания сюжета. (Слайд №5)
- Промежуточный опрос . (за экраном)(1 мин.)
- Поднимите руки, у кого нет ошибок.
- Что мы уже успели сделать?
8. Гимнастика для глаз. (1 мин.) (Слайд №6)
9. Работа в парах по карточкам.(7 мин.)
Учитель предлагает рассмотреть образ Хлестакова через его отношения с другими героями. (Слайд №7). Для этого необходимо объединиться в пары.
1 пара работает по карточке «Хлестаков – Осип» (Слайд №8)
2 пара – «Хлестаков в монологе о Петербурге» (Слайд №9)
3 пара – «Хлестаков – чиновники» (Слайд №10)
4 пара – «Хлестаков – женщины» (Слайд №11)
Пары отвечают в произвольном порядке по мере выполнения работы. Члены пары дополняют друг друга. Один из пары записывает три выбранных определения на доске под вывеской «Хлестаков».
В итоге учитель обращает внимание на полученный под вывеской список.
- Какое слово в списке повторяется чаще других? (легкомысленный)
- Как по – другому можно назвать легкомысленного человека? (Без царя в голове)
Учитель вновь обращается к слайду №2, напоминая о его значении.
- Составление устной характеристики Хлестакова по плану. (5 мин.)
Разбор понятия «характеристика», знакомство с планом описания.Один из учащихся у доски составляет устную характеристику Хлестакова с опорой на оценочный словарь и план описания.
- Разбор д/з (1 мин.)
Инструктаж: написать характеристику Хлестакова письменно в тетради, пользуясь планом.
- Подведение итогов урока (4 мин.) (за экраном)
- Какую тему мы сегодня обсудили?
- Что мы успели сделать на уроке?
- Что на уроке тебе показалось самым трудным?
- Какие новые слова ты узнал сегодня?
- Какое новое выражение запомнил?
- Кто сегодня заслужил оценку «5»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Вступление ( слайд - портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским) Где он? Где друг? Кого спросить?...
Презентация к уроку литературы по изучению комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Презентация содержит фотографии, на которых запечатлены мизансцены из спектакля 1977 года по комедии "Горе от ума"...
Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь
Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...
Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Цель данного урока: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор", познакомить с понятием «хлестаковщина». ...
Сравнительная характеристика Хлестакова и городничего (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")
Этот текст окажет помощь учащимся 8-го класса в подготовке к сочинению на тему "Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...
Конспект урока "В театре музыкальной комедий" 4 класс
По программе Критской...
Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс
Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...