Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Крюкова Наталья Викторовна
Цель данного урока: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор", познакомить с понятием «хлестаковщина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_gogolyu_revizor.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Иван Александрович Хлестаков, из Петербурга, прикажите принять?»

Цель: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Задачи:

  1. Охарактеризовать Хлестакова как центральный образ комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  2. Познакомить с понятием «хлестаковщина».
  3. Раскрыть роль «сцены вранья» в комедии.
  4. Развить умение словесного рисования, связной речи.
  5. Воспитать отрицательное отношение к вранью, мошенничеству.

Методические приемы: беседа по вопросам, составление таблицы, просмотр сцен из спектакля, чтение по ролям.

Оборудование: кинофрагменты из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» режиссера В.Петрова («Мосфильм», 1952 г.), таблица (выполнена дома), учебник-хрестоматия, иллюстрации к произведению.

Эпиграф:                

Хлестакову принадлежит главная роль в

действии, около него обращаются все прочие

          лица, как планеты вокруг солнца.  

                                Ю.Манн

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

        Городничий отправляется в гостиницу, чтобы «разнюхать» и «приручить» ревизора. Но особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты.

        Тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает об этом и не предпринимает никаких попыток обмануть впавших в заблуждение чиновников. Именно так, по мнению городничего и других чиновников, и должен вести себя петербургских ревизор, сохраняющий строгое инкогнито.

        Давайте и мы познакомимся с Хлестаковым.

3.Работа над III действием комедии.

Беседа по вопросам.

Вопрос: Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым?

Предполагаемый ответ: Из монолога Осипа, крепостного слуги, мы узнаем об ошибке Бобчинского и Добчинского. В гостинице живет не ревизор, а «елистратишка простой», чиновник последнего, четырнадцатого класса, т.е. занимает самую низкую ступеньку на лестнице чинов.

Вопрос: Что дает этот монолог для понимания характера Хлестакова?

Предполагаемый ответ: Из этого монолога мы узнаем, что барин Осипа едет в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по проспекту, в картишки играет», живет явно не по средствам, любит «показать себя», покутить.

Вопрос: Расскажите, как впервые встретились городничий и Хлестаков.

Вопрос: Почему городничий, «очень неглупый по-своему человек», как говорит о нем Гоголь, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?

4.Реализация домашнего задания.

Комментарии: к уроку было задано выписать авторские ремарки к репликам городничего, а также высказывания вслух и в сторону, про себя, оформив в виде таблицы.

Примерная таблица

Ремарки

Речи про себя, в сторону

Говорит вслух

«Робея»

«Все рассказали проклятые купцы»

«Извините, я право не виноват»

«Вытянувшись и дрожа всем телом»

«О, тонкая штука!..»

«Помилуйте, не погубите!»

«Дрожа»

«нужно быть посмелее…»

«Благое дело изволили предпринять…»

«С лицом, принимающим ироническое выражение»

«Прошу посмотреть, какие пули отливает…»

«Осмелюсь ли я просить вас… но нет, я не достоин…»

 

Вопрос: Чем объяснить расхождение между тем, что говорит и что думает городничий?

Предполагаемый ответ: Внутреннее состояние городничего очень выразительно передают авторские ремарки, а также высказывания вслух и в сторону про себя. Из таблицы видно, что то, что думает (реплики в сторону), и то, что говорит городничий не совпадает. Городничий думает, что «ревизор» видит тонкую игру, но даже в гневе не проговаривается о своей должности, о цели приезда. Городничий и «не знает», с какой стороны подступиться к  «ревизору», но подступиться надо, и Хлестакову предлагает деньги. «Ревизор» деньги взял. Антон Антонович облегченно вздохнул.

Вопрос: А что таится за словами Хлестакова? Почему в речи Хлестакова совсем нет реплик в сторону?

Предполагаемый ответ: Трусливый и нахальный одновременно, Хлестаков не слушает речей городничего, не видит его явной робости и неуверенности. Заикаясь от страха, Хлестаков начинает обороняться жалобами на трактирщика. Каждую реплику городничего перепуганный Хлестаков воспринимает совсем в ином смысле. Так, предложение переехать на другую квартиру Хлестаков понимает как намек на арест, тюрьму за неуплату. У него в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. Этого Хлестакову и не требовалось: у него, что на уме, то и на языке.

5.Продолжение анализа произведения.

Вопрос: В чем заключается комизм этой сцены?

Предполагаемый ответ: Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем по-другому. После каскада отчаянных выкриков Хлестакова: «Я прямо к министру!... Что вы! Что вы!...», который признается, что ему нечем заплатить, оттого и сидит он тут, городничий же все это расценивает как тонкую дипломатию и даже намек на взятку.

В этом и состоит комическое впечатление: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и городничий возвел «фитюльку» на пьедестал важной особы.

6.Реализация домашнего задания.

Комментарий: (для сильных учащихся) к уроку было задано подготовить краткий рассказ о Хлестакове по плану:

А.Прошлое Хлестакова.

Б.Характер.

В.Жизненные идеалы.

Примерный ответ:

        О жизни и занятиях Хлестакова в Петербурге мы знаем лишь в общих чертах: служил чиновником, ничего не выслужил, прокути, что было, и теперь отец требует его домой, в Саратовскую губернию.

        Хлестаков не способен остановиться мыслью на своем  горемычном положении, надеется на случай. К провинции полон презрения. А потому важничает. Трусоват. Быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному; защищаясь, горячится, храбрится. Получив деньги, чувствует себя в безопасности, успокаивается и даже доверительно рассказывает о себе с простодушием.

        Любит порисоваться. Главная же его черта – «несколько приглуповат», «без царя в голове», «пустейший».

7.Вывод.

Комедийный конфликт основан на промахе, ошибке городничего. Столкнулись в борьбе за свое спасение тончайший мошенник и непроходимая глупость. Мы смеемся не только над городничим, но и над простодушием, с которой принимает Хлестаков «преданность и уважение». В эту минуту он уже готов к той роли, на которую обрекли его чиновники города.

8.Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» режиссером В.Петровым.

Задание (перед просмотром)

 Посмотрите сцену вранья Хлестакова и ответьте на вопрос:

Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? В чем комизм этой сцены?

Предполагаемый ответ: Комизм этой сцены заключается в том, что чем дальше Хлестаков от истины, тем вдохновеннее и убедительнее для чиновников звучат его слова. Вместе с возвышением его положения в обществе, стремительным взлетом его чина растет панический страх чиновников и восторг перед ним.

        Упоенный своим величием, Хлестаков хочет быть еще выше и потому встает, произнося слова: «Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…» Но «поскальзывается и чуть-чуть не шлепнулся на пол…». Гоголь говорит «не упал», а «шлепнулся», чтобы подчеркнуть, как смешон Хлестаков. Однако чиновники не видят комизма позы Хлестакова. От страха они не могут вымолвить ни слова.

Вопрос: Какое место в композиции занимает «сцена вранья»?

Предполагаемый ответ: Это высшая точка в развитии действия комедии, т.е. кульминация. Ибо цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона.  Дело идет о судьбе городничего, и выход только один: поставить заслон из Держиморды и Свистунова – и всех взашей, кто идет к ревизору с просьбою-доносом. А самого ревизора умаслить взятками.

9. Постановка проблемного вопроса.

Н.В.Гоголь говорил: «Хлестаков вовсе не надувает: он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит…». Согласны ли вы с писателем?

        Учащиеся высказывают свои мнения.

Использованная литература:

  1. Еремина О.А.Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
  2. Золотарева И.В., Крысова Т.А.Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004.
  3. Кутейкина Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эволюция образа Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье представлено исследование эволюции образа Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», осмысление причин сходства и различия в трактовк...

Конспект открытого урока по литературе "Образ Хлестакова"

Личностно-ориентированный урок обобщения с применением приёмов ТРКМ и средств концептуального анализа через исследовательскую работу в малых группах...

Сравнительная характеристика Хлестакова и городничего (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Этот текст окажет помощь учащимся 8-го класса в подготовке к сочинению на тему "Что общего между Хлестаковым и городничим в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"...

Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова

Технологическая карта урока по литературе "Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова" 8 класс...

Урок литературы "Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

В разработке представлен сценарий урока и презентация к нему. Урок может быть интересен учителям литературы, в первую очередь тем, кто работает в коррекционной школе с детьми, имеющими нарушения слуха...

Урок литературы в 9 классе.Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Молчалин как неоднозначный персонаж комедии. . Различные взгляды на героя. Психологические аспекты образа. Сопоставление нравственных принципов героев Грибоедова и Пушкина....

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор».

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»....