урок-диалог по поэме "Мёртвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Новое прочтение поэмы - интерпретация. Дети трудно приходят к Гоголю. Урок в такой форме поможет взгянуть на вечную поэму как на современную, понятную. Им захочется перечитать, понять - поверьте!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter_9_kl_myortvye_dushi_obobshchenie.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Жив ли Чичиков сегодня?
(урок-диалог)
Цель:
образовательная: повторить, обобщить и систематизировать полученные знания о поэме, учиться применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся материалом в конкретной ситуации; учиться отстаивать свою точку зрения; учиться интерпретировать;
развивающая: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, сравнения, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес; развивать способность к самоопределению и самовыражению; совершенствовать устную речь;
воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию; объективно оценивать явления жизни; соотносить собственные цели по самоопределению с нравственными ценностями человечества.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления
Тьма и зло заложены не в социальных оболочках народа,
а в духовном ядре
(Н. Бердяев,
русский философ 19 века)
Вступление
- Ребята, вы уже задумываетесь над тем, кем хотите стать, чего в жизни добиться. Многие из вас уже определились, какие специальности хотят получить. Чем бы вы ни занимались в будущем, вы, конечно, хотите быть успешны, получить признание, благополучие. Так?
- Я понимаю, что вам сегодня (как, впрочем, и раньше, и в будущем) достаточно сложно выбирать. Попробуем сегодня призвать в помощники великого Гоголя с его поэмой «Мёртвые души», содержание которой мы уже знаем.
Фаза вызова
- А какие качества человека сегодня помогут ему стать успешным? (знание дела, предприимчивость, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, умение о себе заявить, постоять за себя, организаторские способности…)
(создаётся список качеств – «корзина идей» - записываются на доске по мере называния)
- Ребята, а ведь нам знаком персонаж, обладающий такими чертами. И не только такими.. (вывешивается портрет Чичикова)
- Кто это? Какой вывод мы сделали об этом литературном типе? (ребята должны вспомнить, что это циничный, бессердечный человек, который в погоне за богатством и положением в обществе потерял все душевные качества)
- Попробуем разобраться, живы ли Чичиковы сегодня? И прав ли Белинский, отмечая, что «Чичиков ..не меньше, если не больше Печорина – герой нашего времени». Только ли герой времени 19 века? (запись темы урока: Жив ли Чичиков сегодня?)
Актуализация на основе повторения
- Ещё раз пройдёмся по галерее помещиков, представленной Гоголем.
- Создайте каждому персонажу рамку к его портрету, которая бы ярко показывала человека, ведь за каждым образом – жизнь, с привычками, характером, условиями (пять групп работают над созданием рамок к чёрно-белым портретам-иллюстрациям П. Боклевского)
Выступление групп (по одному человеку от группы – защита),
в это время на листах крупными буквами выписываются основные черты: от 3 до 5 (Это задание можно дать группам, потом их закрепить на доске около портрета помещика)
После защиты рамки портрет вкладывается в рамку и вывешивается на доске)
- А рамку для портрета Чичикова легко создать? Почему? (он обладает уникальными способностями проявлять все эти черты в нужное время и в нужном ему месте)
- Но ведь и этим чертам есть название: комформизм –умение подстраиваться, приспосабливаться под любые условия и требования общества. Портрет Чичикова помещается в центр
-Таким образом, характеристики и к нему имеют отношение
Составляется схема, в которой отражается взаимосвязь Чичикова со всеми персонажами
- Ради чего он приспосабливается? (чтобы добиться своего успеха, цели)
Сравнительный анализ-исследование (практическая работа: создание вероятностей)
-Предлагаю вновь обратиться к тем качествам, которые востребованы сегодня. Можем ли мы найти их в помещиках?
- Обратите внимание на то, что вы отметили, когда давали характеристику, пользуясь созданными рамками для портретов помещиков. Это в основном отрицательные черты. Посмотрим на них с другой стороны. Если этих персонажей перенести в сегодняшнее время, в каких сферах они бы были успешны? Почему?
(для анализа группам можно дать время 2-3 минуты пообщаться В это время ребята выводят и положительные стороны персонажей, которые учитель также записывает на доске, или группа их записывает крупно на листке, потом лист вывешивается рядом с портретом. Таким образом, получается с левой стороны – «-» качества, с правой – «+»)
Гибкость, общительность, доброта, открытость, щедрость – Манилов (актёр, артист, дипломат, миротворец, занимающийся благотворительностью и т.п.);
Удаль, бесстрашие, умение привлечь внимание, харизма (устроитель шоу, заводчик лошадей, хозяин скачек и т.п.) - Ноздрёв;
Твёрдость, упорство, основательность, внимательность – Собакевич (воинский начальник, руководитель КФХ, основатель строительной компании, начальник производства и т.п.);
Бережливость, хозяйственность, гостеприимство, умение создать уют (хозяйка гостиницы, управдом, начальник в сфере коммунального хозяйства и т.п.)- Коробочка;
Немногословие, умение не переживать по потерянному, хитрость (банкир, основатель финансовой компании (пирамиды) и т.п. – Плюшкин.
- Можем ли мы сегодня считать эти специальности востребованными? (да)
- Так что же сделало их такими отвратительными? (жажда наживы)
- А Чичиков? (он объединяет в себе все эти качества, значит – может быть любым из них)
- Если бы мы сегодня попробовали увидеть его профессиональные способности, то кому бы он был близок? (психолог). Значит, в его характере тоже заложено что-то положительное
- Таким образом, мы видим, что сегодня за этими благородными чертами тоже может быть спрятан Чичиков!
-Сегодня он может выглядеть как вполне безобидный жулик, он может быть предпринимателем, который подберёт нужные слова, применит холодный расчёт, он блестяще обеспечивает себе поддержку сверху, может проявить своё обаяние и крайний цинизм. Гоголь пишет о своем герое: «Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек... и все были бы радёшеньки и приняли бы его за интересного человека».
Фаза осмысления
- Как же превратились герои поэмы Гоголя в бездушных «хозяев жизни»?
Их жизнь и жизнь Чичикова подчинена одной цели - обогащению ради достижения комфорта, «всех довольств», «всяких достатков»: экипажей, отличного дома, вкусных обедов... Примитивная мечта Чичикова и питает неутомимую энергию «подлеца», который отлично помнит отцовский наказ «больше всего беречь и копить копейку».
Замыслом Гоголя было очистить душу Чичикова во втором томе своей поэмы. Но он ведет к этому нас, читателей, уже в первом: хотя автор показывает «отталкивающие» качества Чичикова, он все же говорит о нем с надеждой.
Если бы его отец дал другие наставления в детстве, то он был бы, возможно, другим человеком. С его положительными чертами, которые мы назвали, он бы принёс обществу только пользу.
Чичиков – человек новой исторической эпохи; точнее сказать, переходный тип, вобравший в себя все основные качества «старого» и уже имеющий целый ряд «новых» достоинств. Чичикова сформировала социальная среда, в которой все его положительные задатки приобрели подлую направленность.
Подведение итогов.
-Какие уроки вы извлекли из прочтения поэмы? Какой главный урок преподал вам Гоголь? (Чичиковы сегодня живы, но они не герои, поэтому в стремлении добиться своего места под солнцем надо помнить о том, чтобы не потерять духовность, не подличать, сохранять человечность)
-Гоголь дает напутствие в 6-й главе, в главе о Плюшкине: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Потому что очень быстро мчится жизнь-тройка. На такой бешеной скорости бойтесь не разглядеть главного. А споткнувшись, можно погубить себя навсегда.
Рефлексия
- Помог вам Гоголь сегодня на уроке? (да)
- Оцените сегодняшние результаты урока по таблице:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Верхняя строка – уровень (глубина, объём) знаний по теме, имевшийся до урока, нижняя строка - уровень (глубина, объём) знаний по теме по окончании урока.
Домашнее задание:
В чём современность поэмы «Мёртвые души»? (сочинение-эссе)
Заключение
- Мы начинали урок с красок, которые вы использовали, чтобы разрисовать рамки. Цвета вы тщательно выбирали в соответствии с тем, что знаете о героях поэмы Гоголя. Помните,
что мы сами раскрашиваем свою жизнь, и от нас самих зависит, какая рамка будет у нашего портрета:
У того, кто жизнь рисует, нет ни красок, ни мелков,
Перед ним листы бумаги по числу его годов,
Он проводит только схему на листе карандашом,
А рисунок сам цветами заливается на нём.
Здесь мышление не властно, только сердце и душа
На таких листах способны оставлять свои цвета.
Если в сердце гнев и злоба, то рисунки все черны,
И зальются грязным цветом даже небо и цветы.
Если ж в сердце человека есть дыхание любви,
То любой рисунок станет небывалой красоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"
В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....
урок-диалог по отрывку из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - "Мальчики"
Урок-диалог. Тема: "Путь к состраданию". Урок, завершающий изучение данного отрывка, предполагает обобщение исследовательской работы с текстом, которую проводили учащиеся в течение двух уроков....
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....
Открытый урок "Диалог математики и музыки" 5 класс
Материал предназначен для проведения открытого интегрированного урока математики и музыки в 5 классе...
Урок-диалог «Чем ты несчастлив?-…я человек». Философская лирика М. Ю. Лермонтова.
Разработка урока литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова ( 9 класс)Тип урока: урок-диалогЦель урока: актуализация диалогической позиции учащихся при изучении художественно-смысловых особенностей лир...
Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»
Урок-диалог на тему: «Когда еще снится радуга…»...