Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dialog.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.
«Мучительный дар даровали мне боги»
Цели урока:
Через анализ поэтических произведений В.Брюсова создать образ поэта, выявить причины, повлиявшие на формирование творческой программы Брюсова.
Вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, формировать умение давать оценку полученным результатам.
Оборудование: стихи В.Брюсова; фотопортреты А.Белого, А.Блока, А.Волошина, музыкальные записи С,Рахманинова, Рапсодия Паганини; интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, карточки с заданиями.
Эпиграф к уроку:
Мои упованья пред миром преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны!
(«Мучительный дар»
В.Брюсов)
Примечание: класс разбит на 3 группы.
В каждой группе ноутбук, карточки с заданием, тексты необходимых стихотворений, высказываний о поэте В.Брюсове.
Ход урока.
*Слайд-тема, цели урока, эпиграф
Учитель открывает урок чтением стихотворения «Мучительный дар»(1985).
И ношусь, крылатый вздох,
меж землёй и небесами.
Е.Баратынский
Мучительный дар даровали мне боги,
Поставив меня на таинственной грани.
И вот я блуждаю в безумной тревоге,
И вот я томлюсь от больших ожиданий.
Нездешнего мира мне слышатся звуки,
Шаги эвменид и пророчества ламий …
Но тщетно с мольбой простираю я руки,
Невидимо стены стоят между нами.
Земля мне чужда, небеса недоступны,
Мечты навсегда, навсегда невозможны.
Мои упованья пред миром преступны,
Мои вдохновенья пред небом ничтожны.
Учитель: это стихотворение о трагическом одиночестве поэта: он-человек, поэтому никогда не сможет достичь небесных сфер; он-поэт, поэтому никогда не обрести ему гармонии в мире людей.
Объявление темы урока и проблемы, которую необходимо решить: рассмотрим тему творчества в лирике Брюсова. Для этого обратимся к стихотворениям о поэзии, зададим вопросы самому Поэту.
Первая группа находит ответы на вопросы:
каким видится вам образ пота? Что отличает его душевную организацию?
Как, с вашей точки зрения, поэт воспринимать окружающих его людей и событий эпохи? Чему должен служить поэт?
Вы анализируете стихи: «Юному поэту»(1896), «Поэту»(1907), «Поэт-Музе»(1911), фрагмент поэмы «Замкнутые» В искусстве важен искус строгий»(1900-1901). Во время чтения заполняйте таблицу. ( на слайде графы таблицы: образ поэта,отношение к себе; поэт и его окружение; поэт и время; во имя чего творит поэт).
Помните: вы должны ответить на вопрос «Случайно ли возникает мотив трагического одиночества поэта в творчестве Валерия Брюсова?»
Вторая группа работает над вопросом «Какие обстоятельства повлияли на формирование творческой программы Брюсова?»
Вы работаете над высказываниями поэтов начала века о творчестве Брюсова: А.Белого, М.Волошина, П. Антокольского, Ю.Айхенвальда.
Проанализируйте стихотворение «Мы» Брюсова, используйте для презентации портреты А.Белого, М.Волошина, А.Блока; прослушайте музыку Рахманинова, Паганини.
Вывод сформулируйте как ответ самого поэта.
Третья группа (работает в парах по карточкам) отвечает на вопрос «Что утрачивал и обретал В.Брюсов, теряя своих единомышленников?»
Анализируют стихи: «К.Д.Бальмонту» (1902), «Андрею Белому»(1903), «Бальдеру Локи»(1904).
1пара — карточка№1
*прочитайте стихотворение «К.Д.Бальмонту» и проследите динамику переживаний лирического героя;
*в каких строках читается скрытое пртивостояние Брюсова и Бальмонта?
*какие творческие принципы поэтов лежат в основе этого противостояния?
2пара — карточка№2
*прочитайте стихотворение «Андрею Белому», проанализируйте его.
*сравните позицию молодого поэта и лирического героя.
3пара — карточка№3
*прочитайте стихотворение «Бальдеру Локи», подумайте,какими
средствами поэт создаёт образ Бальдера, соотносимый с образом
Андрея Белого;
*чья победа предсказывается в стихотворении, почему Брюсов запечатлел
себя в образе порождения тьмы?
Создание творческого продукта.
Социализация (представление полученного материала)
Первая группа представляет заполненную таблицу, выводят её на экран.
Образ поэта, отношение его к себе | Поэт и его окружение | Поэт и время | Во имя чего творит поэт? |
«Юноша бледный со взором горящим», «со взором смущённым», «сам себя полюби беспредельно» | «Никому не сочувствуй» | «Не живи настоящим», «грядущее-область поэта» | «Поклоняйся искусству, безраздумно, бесцельно» |
«Ты должен быть гордым», «ты должен быть острым», «из терний поэтов заветный венок» | «Всего будь холодный свидетель», «в минуты невольных объятий к бесстрастью себя приневоль» | «Всё в жизни есть средство для стихов» | «Лови, что шепнёт тебе рок» |
«Изменял многому и многим», «труд бросал», «отрывал уста от ласки страстной» | «Покидал в час битвы знамёна» | «Душа тебе (Музе) быть верной не устала, тебе, одной» |
«Души мертвящий плен», «твоя душа-мир бездонный» | «Не будь окован любовью» | «Выйди к потоку вечных перемен» | «Во имя лиры и стиха», «искусство жаждет самовластья и души черпает до дна» |
Это поэтическая программа Брюсова.
Даётся вывод:
поэт должен быть одинок, он должен уйти из мира людей, он
должен оставаться безучастным к проблемам настоящего.
Только искусству, исключительно искусству, должен служить он.
Всё в жизни поэта, всё, без остатка, должно быть принесено в
жертву искусству.
Вторая группа знакомит с высказываниями поэтов начала века о творчестве Брюсова. Оформление композиции: фотопортреты А.Белого, М.Волошина, А.Блока;музыкальный фон- С.Рахманинов, Рапсодия Паганини.
(Ученики обращают внимание на противоречивость оценок творчества В.Брюсова, на особую эмоциональную окрашенность высказываний, порой на скрытую агрессию поэтов и критиков ).
Вывод в форме ответа самого поэта:
На оформление моей собственной программы не в последнюю очередь повлияла атмосфера литературной борьбы начала века. Чтобы остаться собой, я должен был больше всего дорожить своим правом на независимость творчества, прислушиваться только к своей собственной оценке своих творческих опытов.
Третья группа знакомит с результатами своей творческой работы и делают вывод.
Возможный вариант слова поэта:
Каждый волен выбирать свой путь. Я выбрал свой, мои друзья,- свой. Я твёрдо стою на земле, они продолжают свой полёт. Мой удел — чёрная работа, их сферы — горные вершины, облака, звёзды. Всё это было в моей душе; да и сейчас есть. Но я каждый день, каждое мгновенье преодолеваю себя, потому что считаю, что нельзя сегодня жить только этим. Они же ничего не хотят менять. Недобрые чувства — обида, раздражение, отчаяние — омрачают мою жизнь. Слишком многое и многих я потерял. А стоит ли все мои обретения этих потерь? Как бы то ни было, в потерях мы обретаем себя. И я верю, что путь, который я продолжаю,- это путь непременно ввысь.
Учитель завершает урок чтением стихотворения «Путь к высотам».
Путь к высотам, где музы пляшут хором,
Открыт не всем: он скрыт во тьме лесов.
Эллада, в свой последний день, с укором
Тайник сокрыла от других веков.
Умей искать; умей упорным взором
Глядеть во тьму; расслышь чуть слышный зов!
Алмазы звёзд горят над тёмным бором,
Льёт ключ бессонный струи жемчугов.
Пройди сквозь мрак, соблазны все минуя,
Единую бессмертную взыскуя,
Рабом склоняется пред своей мечтой,
И, вдруг сожжён незримым поцелуем,
Увидишь ты дорогу пред собой.
Учитель: лишь несколько произведений Брюсова, высказывания его современников открыли мы для себя и познакомились с творческой программой поэта; мы задавали ему вопросы и внимательно вслушивались в его ответы. Поэт стал нам ближе, понятней. Это означает, что мы своими чувствами ответили на его чувства, внутренним слухом уловили его слова, обращённые к нам.
Какие мысли открыл нам поэт Валерий Брюсов? Напишите творческую работу «Дар судьбы, мучительный дар»...
Литература, использованная на уроке.
Айхенвальд Ю. Валерий Брюсов // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994
Антокольский П.Г. Валерий Брюсов // Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7т., Т.1. М., 1973
Белый А. Воспоминания. Брюсов и я // Белый А. Избранная проза. М., 1988
Брюсов В.Я. О искусстве // Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7т., т,6 М., 1975
Брюсов В.Я. Русские символисты //Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7т., т.6. М., 1975
Бурлаков Н. Валерий Брюсов: очерк творчества. М., 1975
Волошин М. Валерий Брюсов. «Пути и перепутья»// «Средоточье всех путей». М., 1989
Козловский А. Путь поэта // Брюсов В.Я. Сочинения. М., 1987
Максимов Д. Брюсов: поэзия и позиция. Л., 1969
Минц З.Г. Граф Генрих фон Оттергейм и «Московский ренессанс». Символист А.Белый в «Огненном ангеле» В. Брюсова // А.Белый. Проблемы творчества. М., 1988
Волошин М. Эмиль Верхари и Валерий Брюсов //Волошин М. «Средоточье всех путей». М., 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).
Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством ко...
Урок литературы в 11 классе по теме "Н.Гумилёв. Футуризм. Поэзия серебряного века"
Урок рассчитан на 2 часа, содержит теоретический материал по футуризму, поэзии Серебряного века, сведения из биографии Н. Гумилёва. Знакомит с лирическим героем поэзии Гумилёва, с экзотическим в...
М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике поэта. Стихотворение «Парус».
Открытый урок по литературе в 6 классе...
Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»
Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений "Вот уж вечер. Роса...", Гой ты, Русь моя родн...
М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта.
М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта....
Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"
Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"...
Краткие сведения о поэте. Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950-60-х годов. Творческая работа №8. Классное сочинение-рассуждение по творчеству Н. Заболоцкого
Маршрутный лист дистанционного урока по творчеству Н. Заболоцкого...