урок-диалог по отрывку из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - "Мальчики"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок-диалог. Тема: "Путь к состраданию". Урок, завершающий изучение данного отрывка, предполагает обобщение исследовательской работы с текстом, которую проводили учащиеся в течение двух уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.dostoevskiy_malchiki.doc | 50.5 КБ |
urok-dialog.dostoevskiy_._malchiki.zip | 530.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики»).
Форма урока. Урок-диалог.
Цели: - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;
-актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);
- сформировать навык характеристики героя;
- познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.
Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.
Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.
Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.
Ход урока
- Организационный момент.
- Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.
Объявление темы урока
2. Работа с эпиграфом 1.
- Обратимся к эпиграфу к уроку.
Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой…
Ф.М.Достоевский
Запись в тетради 1880–1881 гг.
- В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?
(Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).
Работа с эпиграфом 2.
Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Ф.М.Достоевский
- Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?
(Тема детства, роли детей в жизни человека).
- Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.
…ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи, и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Ф.М. Достоевский
«Дневник писателя», 1873г.
- О чем же писал Достоевский?
(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)
3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.
- А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?
(Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)
- Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)
- Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?
(Путь до Илюшиного камня.)
- Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?
(Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)
Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)
4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?
– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.
- Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?
(Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).
- Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:
Илюша и Алеша Карамазов
| У постели Илюши
|
- Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?
(Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;
открытие радости, светлых чувств и переживаний,
осознание прощения, счастья прощения и любви)
- Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой?
( Такие детали портрета мальчика…
… как глаза: темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей
… как интерьер, с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях
… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения, его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)
- Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.
Камень
- познание истины, которая «пришибла» мальчика,
- познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь
5. Характеристика образа Коли Красоткина.
- А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?
- Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)
Перед встречей с Алешей -самолюбие -самодовольство -самолюбование -самовластие | У Илюшиного камня -доброта -великодушие -самоанализ -способность к самоосуждению |
- Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?
(Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)
6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?
(Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!
Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),
Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)
- Нужно ли участие старших в делах детей?
7. Подведение итогов.
- Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?
(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)
- И к чему еще ведет этот путь?
(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)
- Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.
…и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
…ребенок что цветок, что листок, завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…
(Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)
8. Домашнее задание.
Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».
Подписи к слайдам:
Урок-диалог Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»)
Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой… Ф.М.Достоевский Запись в тетради 1880–1881 гг.
Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский
… ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка. Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», 1873г .
… и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский … ребенок что цве-ток , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи… Ф.М. Достоевский
Характеристика литературного героя 1. Выбрать эпизоды, в которых наиболее полно выступают главные качества героя, его характер. 2. Обратить внимание: 1) на описание портрета героя, 2)на окружающую героя обстановку, время и место действия, 3)на то, какие грани характера героя и как раскрываются в этих эпизодах (поведение, внешний вид, жесты, речь, интонация, манера говорить, взаимоотношения с другими персонажами), 4)как оценивает героя автор. 3. Определи свое отношение к герою: к его поступкам, поведению, взглядам, жизненной позиции.
Образ Илюши Илюша и Алеша Карамазов - - - У постели Илюши - - -
Образ Илюши Илюша и Алеша Карамазов один, злоба – отражение неправедности жизни взрослых, познание милосердия У постели Илюши окружен людьми (неравнодушными, любящими), добро, облегчение мук совести, сочувствие, сострадание
Образ Коли Красоткина Перед встречей с Алешей - - - У Илюшиного камня - - -
Характеристика литературного героя 1. Выбрать эпизоды, в которых наиболее полно выступают главные качества героя, его характер. 2. Обратить внимание: 1) на описание портрета героя, 2)на окружающую героя обстановку, время и место действия, 3)на то, какие грани характера героя и как раскрываются в этих эпизодах (поведение, внешний вид, жесты, речь, интонация, манера говорить, взаимоотношения с другими персонажами), 4)как оценивает героя автор. 3. Определи свое отношение к герою: к его поступкам, поведению, взглядам, жизненной позиции.
Образ Коли Красоткина Перед встречей с Алешей -самолюбие -самодовольство -самолюбование -самовластие У Илюшиного камня -доброта -великодушие -самоанализ -способность к самоосуждению
… и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами… Ф.М.Достоевский … ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка. Ф.М. Достоевский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест на знание содержания отрывка из романа Д. Дефо "Робинзон Крузо"
Тест с выбором правильного ответа можно предложить в 5-ом классе при проверке домашнего чтения отрывка из романа Дефо "Робинзон Крузо". Тест расчитан на 5-7 минут и служит для актуализации знаний пере...
Инсценировка по отрывку из романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Интерес школьников к произведениям А. С. Пушкина неиссякаем. Для сценического воплощения прозаического произведения мне показался любопытным опыт создания мини-пьес по мотивам рассказов русского...
Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Объектом моего исследования стал отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Сложная структура содержания романа...
Лингвистический анализ отрывков из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», объединенных темой «Осень»
Изучение языка художественных текстов – область филологии, отмеченная многими значительными исследованиями. Работы многих русских и советских филологов (как литературоведов, так и лингвистов) посвящен...
Тест по отрывку из романа "Война и мир"
Тест по отрывку из романа "Война и мир" Л.Н. Толстого "Петя Ростов" для 5 класса....
Сопоставительный литературоведческий анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна»
Материал представляет собой образец полного сопоставительного литературоведческого анализа и может быть использован при анализе данных произведений на уроках литературы или при выполнении подобных зад...
Урок по отрывку из романа Д.Г.Костанова «Слияние рек»
Задачи урока:1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д.Г.Костанова. 2. Развивать творческие способности учащихся. 3.Развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь....
Комментарии
Урок, посвященный
Урок, посвященный произведению, где героями являются дети-ровесники учащихся, очень актуален в настоящее время, когда дети часто теряют ориентиры в выборе своей модели поведения. Милосердие, неравнодушие, дружелюбие, великодушие - качества, которые очеловечивают души не только героев рассказа, но и учеников, присутствующих на уроке. Думаю, для оживления урока хорошо также очень хорошо использовать видео-материал - кадры из одноименного фильма.
Спасибо! Насчет видео Вы
Спасибо! Насчет видео Вы правы: оживит урок, несомненно