1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД | Тема «Диалог математики и музыки»
Цитата: Музыка – это радость души, которая вычисляет, сама того не замечая. ( Лейбниц) |
Организационный момент.
СЛАЙД 2
| - У. Здравствуйте ребята! Мы, начиная с февраля месяца в рамках недели математики, провели исследования связей математики с различными науками. Делали проекты Математика+Литература, Математика+ИЗО, Математика+Физ-ра, Математика+История, Математика+Природоведение (учитель обращает внимания учащихся на выставочные проекты). На протяжении этой работы мы убедились в том, что математика – царица наук. И сегодня мы еще раз докажем это утверждение, рассмотрев связь математики и музыки. Это будет необычный урок, а интегрированный. Для этого нам помогут знания по теме «Обыкновенные дроби». |
Разминка.
СЛАЙД 3 | - У. М. Для того чтобы начать любое дело нужно настроиться. В музыке для этого используют инструмент под названием КАМЕРТОН. Если стукнуть им обо что-нибудь, то услышишь нежное и тихое «Ля – а – а». Звук ЛЯ (в музыке) словно маяк, по которому ориентируются композиторы, дирижеры, певцы и многие другие.
- МАТЕМАТИКА – точная наука, любит во всем порядок! А музыка не переносит фальши!
- У. Итак, настроились на работу, проведем небольшую разминку. Назовите дроби.
- Назовите неправильные дроби.
- Назовите дроби, которые можно заменить натуральным числом.
- Назовите дроби половинки.
- Назовите дроби четверти.
- Назовите дробь, означающую восьмую часть целого. |
Постановка цели урока.
СЛАЙДЫ 4,5
| - У. Тема нашего урока «Диалог математики и музыки» (Заполнить бланки)
- Что такое диалог? (Диалог – это взаимосвязь двух или нескольких объектов и их отношения)
- Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. Давайте, путем несложных вычислений узнаем фамилию ученого, который с помощью математических умозаключений доказал связь двух наук.
- Перед вами таблица с числовым рядом.
Ф
| Б
| О
| Г
| М
| П
| И
| А
| 6
| 2005
| 80
| 62
| 1790
| 70
| 27
| 24
|
Данному числовому ряду соответствует буквенный, который поможет нам узнать фамилию ученого. Но использовать мы будем не все буквы, а только те, которые соответствуют следующим числам: (устный счёт)
Одна пятая от 350
| 70
| П
| 1% от 2700
| 27
| И
| Две третьих от 9
| 6
| Ф
| Три четвёртых от 32
| 24
| А
| Две десятых от 310
| 62
| Г
| Одна девятая от 720
| 80
| О
|
- Да, таинственный незнакомец – древнегреческий философ-математик Пифагор Самосский.
А какое математическое правило помогло нам это узнать? (Чтобы найти часть от числа – нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель).
- Пифагор Самосский жил в 6 веке до нашей эры. Он изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками, он развил учение о врачевании болезней при помощи музыки.
-Он считал, что определённые мелодии могут избавить человека от ревности, зависти и гордыни.
- Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».
- А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы! |
Изучаем длительности
СЛАЙДЫ 8,9 | - У: Ребята, при записи мелодии , звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма. Длительности получаются также как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли.
У. Муз.: (говорит о счете в музыке)
У:. Поэтому длительности можно подсчитывать как дробные числа. (рассмотрим схему и заполним таблицу на бланках).
музыка
| математика
| Длительности
| Целая нота
| 1
|
| Половина целой ноты - половинная
|
|
| Делим целую ноту на 4 части - четвертная
|
|
| Делим целую ноту на 8 частей - восьмая
|
|
| Делим целую ноту на 16 частей - шестнадцатая
|
|
|
- Сколько в целой ноте половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?
- Сколько в половинной ноте четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?
|
Выполнение заданий
СЛАЙДЫ 10-13
| Выполняем задания на бланке.
- Поставьте знаки
- Каждую из сумм переведите на язык длительностей.
- Запишите с помощью чисел равенства и объясните их справедливость.
- Представьте данную запись в виде суммы и найдите ее значение.
|
Стучим ритм (физ. минутка)
СЛАЙДЫ 14,15
| - У. М. В любом музыкальном произведении указывается в каком темпе и с какой скоростью его нужно исполнять. Еще в 17 веке существовал прибор, позволяющий с абсолютной точностью исполнять произведение в заданном темпе. Прибор МЕТРОНОМ (греч. «метрос» - мера, «номос» - закон).
- Задание «Прохлопай ритм»
1 ряд – целая нота
2 ряд – половинная нота
3 ряд – четвертная нота
4 ряд – восьмая нота |
Слушаем музыку ритма
СЛАЙДЫ 16,17
| - У. М. Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.
(Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).
Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.
У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?
Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.
У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).
У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?
Д: Ритмичное.
У: А ритм состоит из чего?
Д: Из длительностей. |
Делим на такты
СЛАЙД 18 | - У. М. Разделим ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна быть одинаковая!)
ЗАДАНИЕ № 5 на слайде и бланках. |
Диезы и бемоли
СЛАЙД 19 | -У. Нотные записи звуков могут повышаться или понижаться. Для этого используются ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ (лат. слово «изменять» ).
# Диез повышает на половину
b Бемоль понижает на половину
Соединим числа и знаки альтерации, вот что получим:
4 # -3b +7 # = 4 + ½ - 3 + ½ + 7 + ½ = 9 ½
4 # = 4 + ½
7# = 7 + ½
3b = 3 - ½
Ответ: 9 ½ .
ЗАДАНИЕ №6
1 вариант 2 вариант
5b + 8 # - 6# 10b – 2# + 5b
Ответы: 6 целых ½, 11 целых ½. |
Д/з
СЛАЙД | творческое задание: придумать математические выражения используя знаки альтерации, схему длительности. |
Итог. Рефлексия
СЛАЙД 20 | - Чему мы научились на уроке?
Д: Изучили длительности, научились разделять мелодию на такты, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей, изучили знаки альтерации.
- Где мы сможем применить полученные знания?
Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д.
У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)
Д: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.
Доволен
|
| Не понравилось
|
| Безразлично
|
|
У: В бланке ответов поставьте плюс удовлетворены ли вы уроком?
|
Заключение
СЛАЙД 22 | У. М. Недавно нам посчастливилось побывать на сцене нашего РДК и поучаствовать в ежегодном концерте «Аленький цветочек».В заключении нашего урока давайте исполним фрагмент песни «Далеко ли, близко ли».
У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Спасибо за урок! |
Дополнительное задание
СЛАЙД 24 | ЗАДАНИЕ №7 - Сколько прямых углов в слове «НОТЫ»?
|