Открытый урок "Диалог математики и музыки" 5 класс
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Бекшаева Мария Николаевна

Материал предназначен для проведения открытого интегрированного урока математики и музыки в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_matematiki_i_muzyki.doc139.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Еткульская СОШ

Конспект интегрированного урока математики и музыки

учителя математики

Бекшаевой Марии Николаевны (2 категория)

и учителя музыки Ярушиной Елены Алексеевны (1 категория)


Тема: «Диалог математики и музыки»

5 класс

Тип урока: новый материал, обобщающий.

Цель:   а) обучающие:  повторить понятия обыкновенные дроби, доли целого, закрепить навыки нахождения части от целого;     

               б) развивающие: способствовать развитию умения  анализировать и делать выводы, развивать внимание, мышление, познавательный интерес;

               в) воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету через интеграцию дисциплин музыка-математика, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Оборудование:  мультимедийная презентация «Диалог математики и музыки», индивидуальные бланки ответов учащихся, плакат «Длительности», музыка Свиридова «Время вперёд!», минус песни «Далеко ли, близко ли».

Ход урока:

1. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД

Тема «Диалог математики и музыки»

Цитата: Музыка – это  радость  души, которая  вычисляет, сама  того  не  замечая.  ( Лейбниц)

Организационный момент.

СЛАЙД 2


- У. Здравствуйте ребята! Мы, начиная с февраля месяца в рамках недели математики, провели исследования связей математики с различными науками. Делали проекты Математика+Литература, Математика+ИЗО, Математика+Физ-ра, Математика+История, Математика+Природоведение (учитель обращает внимания учащихся на выставочные проекты). На протяжении этой работы мы убедились в том, что математика – царица наук. И сегодня мы еще раз докажем это утверждение, рассмотрев связь математики и музыки. Это будет необычный урок, а интегрированный. Для этого нам помогут знания по теме «Обыкновенные дроби».

Разминка.

СЛАЙД 3

- У. М. Для того чтобы начать любое дело нужно настроиться.  В музыке для этого используют инструмент под названием  КАМЕРТОН. Если стукнуть им обо что-нибудь, то услышишь нежное и тихое «Ля – а – а». Звук ЛЯ (в музыке) словно маяк, по которому ориентируются композиторы, дирижеры, певцы и многие другие.

- МАТЕМАТИКА – точная наука, любит во всем порядок! А музыка не переносит фальши!       

- У. Итак, настроились на работу, проведем небольшую разминку. Назовите дроби.

    

- Назовите неправильные дроби.

- Назовите дроби, которые можно заменить натуральным числом.

- Назовите дроби половинки.

- Назовите дроби четверти.

- Назовите дробь, означающую восьмую часть целого.

Постановка цели урока.

СЛАЙДЫ 4,5

- У. Тема нашего урока «Диалог математики и музыки» (Заполнить бланки)

- Что такое диалог? (Диалог – это взаимосвязь двух или нескольких объектов и их отношения)

- Люди  уже  очень  давно  задумывались о  связи  музыки  и  математики.  Давайте, путем несложных вычислений узнаем фамилию ученого, который с помощью  математических  умозаключений доказал связь двух наук.

- Перед вами таблица с числовым рядом.


Ф

Б

О

Г

М

П

И

А

6

2005

80

62

1790

70

27

24

Данному числовому ряду соответствует буквенный, который поможет нам узнать фамилию ученого. Но использовать мы будем не все буквы, а только те, которые соответствуют следующим числам: (устный счёт)

Одна пятая от 350

70

П

1% от 2700

27

И

Две третьих от 9

6

Ф

Три четвёртых от 32

24

А

Две десятых от 310

62

Г

Одна девятая от 720

80

О










- Да, таинственный незнакомец – древнегреческий философ-математик Пифагор Самосский.

А какое математическое правило помогло нам это узнать? (Чтобы найти часть от числа – нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель).

- Пифагор Самосский жил в 6 веке до нашей эры. Он изучал интервалы, открывал математические соотношения между отдельными звуками, он развил учение о врачевании болезней при помощи музыки.

-Он считал, что определённые мелодии могут избавить человека от ревности, зависти и гордыни.

- Именно в музыке он нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису «Всё есть число».

 - А другой известный учёный – Альберт Эйнштейн сказал, что «Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Задача нашего урока – доказать, что они правы!

Изучаем длительности

СЛАЙДЫ 8,9

- У: Ребята, при  записи  мелодии , звуки  имеют  свою длину (длительность). В  музыке  длительности  составляют  основу  любого  ритма. Длительности  получаются  также  как  и  дроби:  они  возникают  при  делении целой  на  равные доли.

У. Муз.: (говорит о счете в музыке)

У:. Поэтому  длительности  можно  подсчитывать  как  дробные  числа.  (рассмотрим схему и заполним  таблицу на бланках).

музыка

математика

Длительности

Целая  нота

             1

     

Половина целой  ноты - половинная

             

       

Делим целую ноту на 4 части - четвертная

             

       

Делим целую ноту на 8 частей - восьмая

             

   

Делим целую ноту на 16 частей - шестнадцатая

           

       


- Сколько в целой ноте половинных? Четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?

-    Сколько  в половинной ноте четвертных? Восьмых? Шестнадцатых нот?


Выполнение заданий

СЛАЙДЫ 10-13


Выполняем задания на бланке.

  1. Поставьте  знаки
  2. Каждую  из  сумм  переведите  на  язык  длительностей.
  3. Запишите  с  помощью  чисел  равенства  и  объясните их  справедливость.
  4. Представьте  данную  запись  в  виде  суммы  и  найдите  ее  значение.

Стучим ритм (физ. минутка)

СЛАЙДЫ 14,15

- У. М. В любом музыкальном произведении указывается в каком темпе и с какой скоростью его нужно исполнять. Еще в  17 веке существовал прибор, позволяющий  с абсолютной точностью исполнять произведение в заданном темпе. Прибор  МЕТРОНОМ  (греч. «метрос» - мера, «номос» - закон).

- Задание «Прохлопай ритм»

1 ряд – целая нота

2 ряд – половинная нота

3 ряд – четвертная нота

4 ряд – восьмая нота

Слушаем музыку ритма

СЛАЙДЫ 16,17

- У. М. Перед вами ещё один портрет человека, которого я, не задумываясь, могу поставить в один ряд с Пифагором и Эйнштейном. Это тоже великий человек нашей планеты. Георгий Васильевич Свиридов, наш современник, композитор и пианист, Герой Социалистического труда. Ну, а раз появился портрет композитора, то обязательно в нашем классе зазвучит её величество музыка. Произведение, которое прозвучит, называется «Время, вперёд!». Оно написано к одноимённому кинофильму. Послушайте и постарайтесь представить, что рисует эта музыка, о чём она, какое воздействие оказывает на слушателя.

                (Учащиеся слушают музыку Свиридова «Время вперёд!»).

Д: Как-будто ракета взлетает, появляется гордость за нашу Родину, новые свершения, движение вперёд, и т.д.

У: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось этого добиться?

Д: На фоне пульсирующего ритма сопровождения мелодия в исполнении труб призывно взлетает всё выше и выше.

У: В каком размере написал Георгий Свиридов своё произведение? (напеваем, дирижируем, обращаем внимание на сильные доли, определяем размер).

У: Ребята, как вы думаете, об этом произведении лучше сказать, что оно мелодичное или ритмичное?

Д: Ритмичное.

У: А ритм состоит из чего?

Д: Из длительностей.

Делим на такты

СЛАЙД 18

- У. М. Разделим ритмический рисунок на такты (сумма дробей в такте должна быть одинаковая!) 

ЗАДАНИЕ № 5  на слайде и бланках.

Диезы и бемоли

СЛАЙД 19

-У. Нотные записи звуков могут повышаться или понижаться. Для этого используются ЗНАКИ  АЛЬТЕРАЦИИ  (лат.  слово «изменять» ).

        #          Диез повышает на половину

        b          Бемоль  понижает на половину

Соединим числа и знаки альтерации, вот что получим:

4 # -3b +7 #  = 4 + ½  - 3 + ½  + 7 + ½  = 9 ½  

4 # = 4 + ½         

7#  = 7 + ½

3b = 3 - ½

Ответ: 9 ½ .

ЗАДАНИЕ №6

 1  вариант               2  вариант

5b   + 8 # - 6#                10b – 2# + 5b        

Ответы: 6 целых ½, 11 целых ½.

Д/з

СЛАЙД

творческое задание: придумать математические выражения  используя знаки альтерации, схему длительности.

Итог. Рефлексия

СЛАЙД 20

- Чему мы научились на уроке? 

Д: Изучили длительности, научились разделять мелодию на такты, опираясь на закон сложения обыкновенных дробей, изучили знаки альтерации.

-  Где мы сможем применить полученные знания?

Д: Если захотим сочинить музыку, то сможем грамотно разделить её на такты; в музыкальной школе, когда будут затруднения в диктанте с расстановкой длительностей в такте – поможет математика и т.д.

У: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (дети пытаются сформулировать)

Д: Музыка и математика очень разные, но они нужны друг другу.

Доволен


Не понравилось


Безразлично


У: В бланке ответов поставьте плюс удовлетворены ли вы уроком?



Заключение

СЛАЙД 22

У. М. Недавно нам посчастливилось побывать на сцене нашего РДК и поучаствовать в ежегодном концерте «Аленький цветочек».В заключении нашего урока давайте исполним фрагмент песни «Далеко ли, близко ли».

У: Я думаю, наш разговор не закончен, предлагаю вам самим поискать ещё точки соприкосновения математики и музыки. Ваши находки станут темами наших следующих необычных музыкально-математических уроков. До свидания! Спасибо за урок!

Дополнительное задание

СЛАЙД 24

ЗАДАНИЕ №7  - Сколько  прямых углов   в  слове «НОТЫ»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики в 5 классе по теме: «Числовые и буквенные выражения».

Цели и задачи: Учебные:1) учить читать и записывать числовые и буквенные выражения;2) формировать умение составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;3) формировать умение на...

Открытый урок математики в 6 классе по теме "Обыкновенные дроби"

Урок-игра по математике "Математический бой". Закрепление знаний, умений и навыков по теме "Обыкновенные дроби"....

Открытый урок математики в 5 классе "Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Урок коррекции и закрепления нового материала. На уроке учащиеся закрепляют и отрабатывают умения выполнять вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд, когда в уменьшаемом отсутствуют ед...

Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"

Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Данный материал содержит подробный план открытого урока по теме "Действия с десятичными дробями", а также презентацию к этому уроку..Презентация поможет учителю заинтересовать учащихся , привить любов...

Конспект открытого урока математики во 2 классе для детей со сложной структурой дефекта "Число 0 как компонент сложения"

Данный урок представлен в системе уроков по формированию у учащихся навыков сложения и вычитания однозначных чисел, когда компонентом сложения является число 0...

Открытый урок математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения" по учебнику Математика 5 класс А.Г. Мерзляк и др.

Конспект урока по теме "Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения." Урок открытия новых знаний и их первоначальное закрепление....