Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Движение тела по наклонной плоскости.ppt | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что знают и умеют учащиеся Знают основные законы динамики – законы Ньютона Умеют делать пояснительный рисунок к задачам и расставлять действующие силы Знают формулы для расчета каждой из сил Знают общий алгоритм решения задач динамики Умеют проводить алгебраические действия и решать задачи в общем виде
Итоговое рассуждение ученика Чтобы решить задачу на движение тела по наклонной плоскости нужно: 1.Сделать рисунок и расставить все силы действующие на тело. 2.Записать 2 ой закон Ньютона в векторной форме. 3.Задать систему отсчета и спроектировать все действующие на тело силы на оси координат.
4. Записать 2 ой закон Ньютона для проекций сил на заданные оси. 5. Записать полученные уравнения в систему и решать в общем виде относительно неизвестных величин. 6. Подставить в полученные формулы числовые данные с наименованиями, взятыми в системе СИ. 7. Выполнить математические вычисления, привлекая таблицы Брадиса и микрокалькуляторы.
Основное учебное действие На рисунке расставить все действующие на тело силы Найти равнодействующую всех сил в векторном виде Применить основное уравнение динамики для этого вида движения Перейти от векторной формы записи к скалярной
Содержание других учебных действий Постановка задачи Моделирование способа Перенос найденного способа на другую задачу Оценка способа Самоорганизация домашнего задания
Вид диалога Диалог продуктивного действия
Ключевое задание На наклонной плоскости длиной 13 м и высотой 5 м лежит груз массой 250 кг. Коэффициент трения равен 0,5. Какую силу нужно приложить к грузу, чтобы втащить его по наклонной плоскости с ускорением 1м/с 2 .
Форма - «Учитель-класс» Принцип - индивидуальные вклады + обмен позициями
Включение учителя Предлагаю выписать все получившие решения и пробы на доску
Версии учащихся: Дано: ______________ S= 13 м h= 5 м m=0 ,25 т=250 кг μ =0,5 а=1 м/с 2 ______________ F тяги =? ) ) φ φ Решение: F тр F т mg N Σ F = ma F т + F тр + N + mg = ma F т – F тр = ma N – mg = 0 F тр = μ N 2- ой закон Ньютона
Решаем систему уравнений. Определяем F т. F т = ma + F тр F т = ma + μ mg F т = 250 кг * 1 м/с 2 + 9,8 м/с 2 * 0,5 * 250 кг= 1475 Н = 1,475 кН Ответ: F т = 1,475кН
Вторая версия учащихся: Дано: ______________ S= 13 м h= 5 м m=0 ,25 т=250 кг μ =0,5 а=1 м/с 2 ______________ F тяги =? ) ) φ φ Решение: F тр F т mg N Σ F = ma F т + F тр + N + mg = ma F т – mg cos φ – F тр = ma N – mg sin φ = 0 F тр = μ N = μ mg sin φ 2- ой закон Ньютона
Решаем систему уравнений. Определяем F т. F т = ma + mg cos φ + μ mg sin φ F т = m (a + g cos φ + μ sin φ ) sin φ = 0,38 φ = 39 о cos φ = 0,78 F т = 250 кг (1 м/с 2 + 9,8 м/с 2 ·0,78 + 0,5 · 9,8 м/с 2 · 0,38 ) = 2626,5 Н ≈ 2,63 кН Ответ: F т ≈ 2,63 кН
Учащиеся отбирают версии Первая версия неверна, так как не учтены проекции силы тяжести. Вторая версия неверна, так как неверно определены проекции силы тяжести на выбранные оси
Вопрос урока Как правильно применить 2 ой закон Ньютона к описанию движения тела по наклолнной плоскости?
Предлагаю решить эту задачу у доски Дано: ______________ S= 13 м h= 5 м m=0 ,25 т=250 кг μ =0,5 а=1 м/с 2 ______________ F тяги =? ) ) φ φ Решение: F тр F т mg N Σ F = ma F т + F тр + N + mg = ma F т – mg sin φ – F тр = ma N – mg cos φ = 0 F тр = μ N 2- ой закон Ньютона
Решаем систему уравнений. Определяем F т. F т = ma + mg sin φ + μ mg cos φ F т = m (a + g sin φ + μ cos φ ) sin φ = 0,38 φ = 39 o cos φ = 0,78 F т = 250 кг (1 м/с2 + 9,8 м/с2 · 0,38 + 0,5 · 9,8 м/с2 · 0,78) ≈ 2200 Н ≈ 2,2 кН Ответ: F т = 2,2 кН
Принцип «индивидуальных вкладов» Свое решение ребята сравнивают с решением предложенным на доске и исправляют ошибки, анализируя их.
«Открытие» принципа Чтобы решить задачу на движение тела по наклонной плоскости надо использовать алгоритм решения задач динамики с учетом проекции силы тяжести на выбранные оси. Проверка этого «открытия» на ключевом задании
Включение учителя Вы получили способ, как решить такую задачу, попробуйте применить его для решения следующей задачи: Какую силу надо приложить для подъема вагонетки массой 600 кг по эстакаде с углом наклона 20 о , если коэффициент сопротивления движению равен 0,05.
Решают самостоятельно Учитель проверяет решение каждого ученика Предлагает дополнительные задания, для решения которых необходимо применить алгоритм решения задач динамики.
Личный вывод учащегося В чем лично я разобрался по итогам урока, а в чем – нет. Почему у меня возникли трудности при решении задач урока Над чем мне надо поработать дома из дополнительных заданий предложенных в конце урока учителем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Изучение движения тела под действием постоянной силы (по наклонной плоскости). "
Представлены 3 лабораторные работы, которые выполняются на основе измерений, выполненных в первой работе. Изучение движения тела под действием постоянной силы(по наклонной плоскости).«Определени...
Презентация "Движение тел по наклонной плоскости" Графические задачи по физике. 10 класс
Данная презентация поможет учителю отработать навыки решения задач при движении тела по наклонной плоскости в 10 профильном физико-математическом классе....
Лабораторная работа №10 "Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости"
Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной....
"Исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла ее наклона" 9 класс
Конспект урока-эксперимента по теме КПД простых механизмов...
Урок физики "Движение тела по наклонной плоскости"
Урок физики "Движение тела по наклонной плоскости". Методическая цель урока - определение возможностей коммуникативно-деятельностного подхода к конструированию урока как педагогическог...
Урок-исследование «Зависимость ускорения движения тела по наклонной плоскости от угла наклона плоскости »
Фронтальная работа в 10 классе. Работа проводится с помощью ЦЛ "L-микро" Механика и персональных компьютеров.Урок сопровождается презентацией....
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости...