Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения.
методическая разработка по химии (9 класс)
Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" в технологии проблемного обучения поможет построить урок химии в 9 классе. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Углерод, его физические и химические свойства" | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Химия
Класс : 9
Тема урока: Углерод, его физические и химические свойства
Ф. И. О. педагога: Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии и географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск».
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Цель урока | 1)Образовательные: сформировать понимание связи между строением вещества, его свойствами и применением. 2) Развивающие: развить самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности. 3) Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры, воспитание желания активно, с интересом учиться. |
Основные понятия | Аллотропия углерода; древесный и активированный уголь; адсорбция и ее применение; химические свойства углерода; круговорот углерода в природе |
Технологии |
|
Решаемая учебная проблема | Как связаны свойства аллотропных видоизменений углерода, древесного и активированного угля с их строением? Какие химические свойства характерны для углерода? Каково биологическое значение углерода? Как осуществляется его круговорот в природе? |
Планируемые образовательные результаты | личностные:
предметные:
метапредметные:
|
Группы формируемых компетенций |
|
УУД в составе компетенций | личностные
коммуникативные
познавательные
регулятивные
|
Ожидаемые результаты |
|
Формы работы, приёмы, методы |
|
Демонстрации. Лабораторные опыты | Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза, графита, фуллерена. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Лабораторные опыты. Горение угля в кислороде |
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) | Учебник: Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2013. Габриелян О. С., Сладков С. А. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2016. Необходимое компьютерное обеспечение (компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация урока по теме «Углерод»); Модели кристаллических решеток алмаза, графита, фуллерена. Рабочие листы (по количеству учеников), Таблицы: «Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева», «Относительная электроотрицательность элементов», «Углерод. Аллотропия». Коллекция минералов: мел, мрамор, известняк, кальцит, доломит, сидерит, малахит. Реактивы м лабораторное оборудование: колбы, воронки, фильтры, стеклянные палочки, химические стаканчики с 50 мл окрашенного газированного напитка, измельченные таблетки активированного угля. |
Ход урока
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный | Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку. | Приветствует учащихся, настраивает на работу. Делит учащихся на группы по 4 человека по уровню успеваемости. | Приветствуют учителя | Личностные: Позитивное отношение к получению знаний, познавательной деятельности Коммуникативные сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания Вопросы и задания 1) Охарактеризуйте аллотропные видоизменения фосфора. 2) Дайте характеристику химических свойств фосфора. 3) В каких формах фосфор встречается в природе? Раскройте биологическую роль фосфора, опишите области его применения. 4) Преобразуйте схему в уравнения реакций: Р → Mg3P2 → PH3 → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 5) Предложите способ распознавания хлорида, иодида, фосфата и нитрата калия с помощью одного реагента. Составьте уравнения соответствующих реакций. | Коррекция, координация деятельности обучающихся. Проверяет знание пройденного материала | Отвечают на вопросы учителя. Слушают, дополняют и исправляют ответы одноклассников. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение слушать Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Познавательные: построение логической цепи рассуждений |
3.Целеполагание | На демонстрационном столе стоят фильтр для воды, цветок, флакон с нефтью, чаша с древесным углем. - Что общего, по вашему мнению, у этих предметов? Отгадайте, о чем идет речь: Из меня состоит все живое, Я – графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. Попытайтесь, на основе нашего разговора сформулировать тему сегодняшнего урока и его цель. Определим план изучения темы. | Привлекает учащихся к определению темы и постановке цели урока План, предложенный учащимися на слайде. | Делают предположения. Определяют цель урока, план изучения углерода | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
4. Изучение нового материала. | Вопросы и задания 1) Охарактеризуйте электронное строение атома углерода. 2) Какие химические элементы входят в подгруппу углерода? Что общего в строении их атомов? Как изменяются неметаллические и металлические свойства элементов подгруппы углерода с ростом заряда ядра их атомов? 3) Укажите высшее и низшее значение степени окисления углерода в соединениях. Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза, графита и фуллерена. 4) Охарактеризуйте строение кристаллической решетки алмаза. Опишите известные вам физические свойства алмаза. Что такое ≪карат≫? Как называются искусственно ограненные алмазы? Как связаны свойства алмаза с областями его применения? 5) Послушайте сообщение о собрании исторических бриллиантов и изделий из них, хранящихся в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля и золотой и бриллиантовой кладовых Эрмитажа (индивидуальная презентация обучающегося или слайды презентации учителя). 6) Охарактеризуйте строение кристаллической решетки графита. Опишите известные вам физические свойства графита. Как связаны свойства графита с областями его применения? 7) Что вам известно о фуллерене и графене? Послушайте сообщение об истории откры- тия, строении и свойствах фуллерена и графена (индивидуальная презентация обучающегося). 8) Сравните свойства аллотропных видоизменений углерода — алмаза и графита, составив обобщающую таблицу. Как можно химическим путем доказать, что алмаз и графит являются аллотропными видоизменениями одного и того же химического элемента? 9) Возможен ли переход одного аллотропного видоизменения углерода в другое? Послушайте сообщение о синтезе искусственных алмазов (индивидуальная презентация обучающе- гося). 10) На примере аллотропных видоизменений углерода и некоторых других элементов подгруппы углерода покажите условность деления химических элементов на металлы и неметаллы. 11) Охарактеризуйте известные вам физические свойства сажи и древесного угля. Как вы считаете, каким строением обладают сажа и древесный уголь? Демонстрационный опыт. Поглощение углем растворенных веществ или газов. 12) Почему исчезает окраска жидкости в колбе, если в нее поместить активированный уголь? 13) Где находят применение адсорбционные свойства активированного угля? Соотнесите полученную в тексте информацию со своим жизненным опытом. Что нового вы узнали об этих веществах? Химические свойства углерода. 14) Какими химическими свойствами с точки зрения процессов окисления и восстановления должен обладать углерод? Предложенные уравнения реакций разделите на две группы. - Какой признак положим в основу деления? AI + C = C + O2 = C + Fе2О3 = H2 + C = Запишите эти уравнения Лабораторный опыт. Горение угля в кислороде. Демонстрационный эксперимент. Восстановление меди из ее оксида углем. 15) Как могут быть использованы процессы, основанные на химических свойствах углерода? 16) Где углерод и его соединения встречаются в природе? Назовите известные вам природные соединения углерода. Охарактеризуйте круговорот углерода в природе, используя рис. учебника (или схему на слайде презентации). | Организует работу по заданиям с раздаточного листа. Организует обсуждение прочитанного текста, прослушанных сообщений, проведённого опыта. Проводит опыты по адсорбции. Вводит понятие Адсорбция Рассказывает о применении активированного угля и демонстрирует его. Объясняет круговорот углерода в природе. | Определяют положение углерода в ПСХЭ, строение атома, возможные степени окисления. Сравнивают строение атомов С, N, Р Вспоминают материал л об аллотропии и её причинах. Вспоминают из курса географии расположения месторождений алмазов и графита. Представляют свои сообщения и презентации. Слушают сообщения одноклассников Изучают строение и свойства алмаза и графита, выявляют причины их отличий. Заполняют таблицу . Наблюдают, делают выводы относительно адсорбирующей способности активированного угля. Делают записи в тетради. Прогнозируют свойства сами на основе строения атома Самостоятельно записывают уравнения реакций и определяют какие свойства проявляет углерод. Проверяют работы в группах. Выполняют лабораторный опыт. Наблюдают, делают выводы. Работа со схемой в учебнике. | Познавательные: понимать текст, соотносить текст и свой жизненный опыт, выявлять черты сходства и различия, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование, преобразование информации из одного вида в другой (текст → таблица) Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. Регулятивные: находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
5. Аналитический. Закрепление изученного. Рефлексия | Возвратимся к плану, который составили в начале урока. Всё ли мы с вами выполнили? Выполните тест с раздаточного листа. Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок. Так что же общего между фильтром для воды, цветком, флаконом с нефтью, древесным углем? | Организует работу по повторению. Выставляет и комментирует оценки за урок. | Соотносят материал урока и составленный план. Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока. | Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение строить высказывания умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения; |
6 Д.З. | § 33; выполнить задания после § 33 учебника, № 7 на с. 179 рабочей тетради. | Комментирует д.з. Слово учителя в конце урока с добрыми пожеланиями учащимися. | Записывают д.з Слово учеников | Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
Приложение Рабочий лист
Углерод
Порядковый номер в Периодической системе..... Находится в .... группе ....... подгруппе. Заряд ядра атома углерода равен....., общее число электронов..... На внешнем энергетическом уровне располагается .... электронов.
Электронная конфигурация: +6С 1s2.............
Степени окисления в соединениях: .... , ...., ….. .
Укажите степени окисления углерода в соединениях: CO , CH4 , MgCO3 , CaC2 , CO2 , Ca(HCO3)2 .
Сравнительная характеристика аллотропных модификаций углерода:
Признак сравнения | Алмаз | Графит |
Тип, строение кристаллической решётки | ||
Цвет | ||
Твёрдость | ||
Электропроводность | ||
Применение |
Химические свойства (дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты с помощью метода электронного баланса)
1. Взаимодействие с металлами:
Al + C → ……
2. Взаимодействие с кислородом:
C + О2 → ……
3. Взаимодействие с оксидами металлов:
С + СuO → ……
ТЕСТ
1. Где углерод находится в Периодической системе?
А -2 период 2 группа главная подгруппа,
В -2 период 4 группа главная подгруппа,
С – 3 период 3 группа главная подгруппа,
Д – 2 период 5 группа главная подгруппа.
2. Углерод имеет строение атома:
А – 2е-4е-,
В – 2е-5е-,
С – 2е-6е-,
Д – 2е-3е-.
3. Алмаз и графит являются:
А – одним и тем же веществом,
В – веществами с одинаковыми свойствами,
С – вещества содинаковым строением кристаллической решетки,
Д – аллотропными модификациями углерода.
4. Рразличные физические свойства алмаза и графита обусловлены:
А – различным строением кристаллической решетки,
В – одинаковым строением кристаллической решетки.
5. Углерод в реакциях проявляет себя:
А – как окислитель,
В – как восстановитель,
С – как восстановитель и окислитель,
Д – как не окислитель и не восстановитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"
Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
Технологическая карта урока по теме "Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства".
Технологическая карта урока с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» 9 класс
Технологическая карта к уроку «Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства, применение» для 9 класса была составлена в соответствии с ФГОС нового поколения, являетс...
Технологическая карта и презентация открытого урока "Химические свойства бензола"
В этом материале можно познакомиться с разработкой открытого урока по теме "Химические свойства бензола"...
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...