Конспект урока "С людьми живи в мире, а пороками - сражайся" (Тема коррупции в русской литературе)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Цели урока:

·                    образовательная: формирование умения  анализировать прочитанное художественное произведение; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы;

·                    развивающая: развитие у учащихся способности эстетического и эмоционального восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; развитие умения использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей);

·                    воспитательные: воспитание внимательного, вдумчивого, творческого чтения книги; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся через сравнительный анализ художественных произведений как стимулирование мотивации антикоррупционного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx58.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс на лучшую методическую разработку антикоррупционной направленности

среди педагогических работников

Ставропольского края

Чуркина Наталья Федоровна, учитель русского языка и литературы;

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №2» с.Дивное, 356722 Ставропольский край,

Апанасенковский район, с.Дивное, ул.Советская, д.197

Методическая разработка урока литературы в 10 классе

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=376427860-39-72 737_news.jpg

2016 г.

Цели урока:

  • образовательная: формирование умения  анализировать прочитанное художественное произведение; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы;
  • развивающая: развитие у учащихся способности эстетического и эмоционального восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; развитие умения использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей);
  • воспитательные: воспитание внимательного, вдумчивого, творческого чтения книги; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся через сравнительный анализ художественных произведений как стимулирование мотивации антикоррупционного поведения.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства взаимоуважения, интереса к литературе; формирование активной жизненной позиции и гражданской идентичности в ходе получения общего представления о коррупции и её формах на примере литературных произведений.

Метапредметные: расширение общего кругозора, умение использовать материал художественного произведения в изучении смежных учебных дисциплин (русский язык, история, обществознание).

Предметные: умение отбирать, анализировать и комментировать материал художественного произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей).

Оснащение урока: тексты художественных произведений, Толковый словарь русского языка Ожегова, Советский энциклопедический словарь, портреты писателей, презентация на тему «История коррупции».

Ход урока:

Вчерашние клерки пробились во власть,

Дремучие неучи стали элитой.

Теперь не властители дум знамениты,

А те, кто Россию сумел обокрасть.

А. Дементьев

1.Работа со словарями.

Обучающиеся дают различные определения понятия «коррупция». Чтобы выяснить правильное значение этого термина, обращаемся к словарям.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова:

Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Советский энциклопедический словарь:

Коррупция – преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.

2.Выступление учащегося, подготовившего презентацию на тему «История коррупции в России». (слайд №1)

- мздоимство на Руси (слайд №2);

-XV век (слайд №3);

-XVI век (слайд №4);

-XVII век (слайд №5);

-XVIII век (слайд №6);

-правление Николая I (слайд №7);

-борьба с коррупцией в XX веке (слайды №8,9).

3.Дискуссия на тему: «Коррупция в современном обществе».

- Учитель: коррупция – одна из наиболее острых проблем современного общества. Практически нет в нашей жизни ни одного дня, когда бы мы не слышали в СМИ о коррупции и борьбе с нею. Являясь очень актуальной в наше время, проблема коррупции, как мы уже увидели, стара, как мир. Давайте поразмышляем и назовем причины и факторы коррупции.

4.Проблемы коррупции в фольклоре и древнерусской литературе.

а) Работа с пословицами.

- Учитель: русская культура (как фольклор, так и художественные произведения)  всегда была зеркалом, отражающим явления общественной жизни. В русском языке немало пословиц на тему взяточничества. Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе. («Закон что дышло, куда повернешь, то и вышло», «Полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «Рука руку моет», «Не подмажешь, не поедешь», «Загребать жар чужими руками», «Видит око, да зуб неймет»).

б) Сообщение учащегося о «Повести о шемякином суде».

- Учитель: в русской литературе с незапамятных времен живет убежденность в несправедливом и продажном суде. «Повесть о шемякином суде» - произведение демократической литературы XVII века, представляющее собой сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях. Послушаем содержание повести.

5.Проблемы коррупции в произведениях  русских писателей.

- Учитель: в своих произведениях, используя разные художественные средства, каждый по-своему, русские писатели пытались воздействовать на нас, читателей, пытались привлечь наше внимание к проблеме коррупции, разбудить наше гражданское сознание. Наша задача – прислушаться к их тревожному голосу. Сможем ли мы общими силами разорвать порочный круг взяточничества, воровства, злоупотребления своим служебным положением? Вопрос этот – пока чисто риторический и есть, над чем подумать.

а) Чтение стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям».

- Какова основная мысль стихотворения?

- К кому обращается автор?

- О чем просит Державин «властителей» и «судей»?

б) Чтение отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (действие 1, явление 1-3).

- Какой предстает помещица Простакова перед читателями?

- Какие идеалы Простаковой вызывают осуждение?

в) Чтение отрывка из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (действие 2, явление 2; диалог Фамусова и Чацкого).

- Как вы понимаете фразу Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

- Каковы идеалы Фамусова?

г) Чтение отрывка из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 9; городничий дает взятку «ревизору»).

- Какие пороки общества высмеивает писатель?

-Почему чиновники дают взятки «ревизору»?

д) Чтение отрывков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

- Почему Чичиков решается на подкуп и помещиков, и чиновников?

- Какую роль сыграло воспитание героя, наказы отца в том, что Чичиков стал взяточником и обманщиком?

- Почему чиновники и губернские помещики откликаются на просьбы Чичикова и идут на должностные преступления?

е) Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».

- Почему полицейский надзиратель Очумелов конфисковал крыжовник?

- Почему Очумелов то и дело меняет свое мнение, когда окружающие гадают – чья собака?

6.Подведение итогов.

- Почему русские писатели и поэты обращались к теме коррупции?

- Почему в современном обществе так трудно искоренить это явление?

- Какими способами необходимо бороться с коррупцией?

7.Домашнее задание. (по выбору)

- составить кроссворд на тему «Тема коррупции в литературе»;

- составить библиографический список произведений антикоррупционной направленности;

- написать сочинение на тему «Проблемы коррупции в русской литературе».

Список использованной литературы

  1. Гоголь Н.В. Мертвые души. Азбука. 2012
  2. Гоголь Н.В. Ревизор. Азбука. 2012
  3. Грибоедов А.С. Горе от ума. ИД Мещерякова. 2013
  4. Карамзин Н.М. История государства российского. АЛЬФА-КНИГА 2008
  5. Кузовков Ю.В. История коррупции в России. Интернет-версия 2010
  6. Мединский В.Р. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. ОЛМА Медиа Групп, 2008
  7. Чехов А.П. Рассказы. Астрель 2010
  8. http://etkovd.ucoz.ru/forum/44-278-1
  9. http://feb-web.ru
  10. http://www.litra.ru/
  11. http://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/Krylov/Lisitsa-i-Surok.html
  12. http://etkovd.ucoz.ru/forum/44-278-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Живи в мире с людьми, веди борьбу с пороками"

Внеклассное мероприятие в старших классах. Много примеров из литературы  Задачи:- Закрепить полученные сведения о вреде курения ...

Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....

План -конспект урока по живому миру Насекомые: Муха (3 класс)

Конспект урока по живому миру в третьем классе коррекционной школы 8 вида по теме: Насекомые: Муха. Знакомство с насекомым, выделение его существенных признаков, формирование умения отличать насекомых...

С людьми живи в мире, а с пороками сражайся.

Разработка внеклассного материала....

Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".

Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать  представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи...

Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Домашние птицы: утка. Внешний вид, породы уток, место содержания и кормление уток»

В данной работе представлен "Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ", а также дополнительные задания и развернутый план урока&la...