Конспект урока "С людьми живи в мире, а пороками - сражайся" (Тема коррупции в русской литературе)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цели урока:
· образовательная: формирование умения анализировать прочитанное художественное произведение; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы;
· развивающая: развитие у учащихся способности эстетического и эмоционального восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; развитие умения использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей);
· воспитательные: воспитание внимательного, вдумчивого, творческого чтения книги; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся через сравнительный анализ художественных произведений как стимулирование мотивации антикоррупционного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 58.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс на лучшую методическую разработку антикоррупционной направленности
среди педагогических работников
Ставропольского края
Чуркина Наталья Федоровна, учитель русского языка и литературы;
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №2» с.Дивное, 356722 Ставропольский край,
Апанасенковский район, с.Дивное, ул.Советская, д.197
Методическая разработка урока литературы в 10 классе
2016 г.
Цели урока:
- образовательная: формирование умения анализировать прочитанное художественное произведение; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы;
- развивающая: развитие у учащихся способности эстетического и эмоционального восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; развитие умения использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей);
- воспитательные: воспитание внимательного, вдумчивого, творческого чтения книги; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся через сравнительный анализ художественных произведений как стимулирование мотивации антикоррупционного поведения.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства взаимоуважения, интереса к литературе; формирование активной жизненной позиции и гражданской идентичности в ходе получения общего представления о коррупции и её формах на примере литературных произведений.
Метапредметные: расширение общего кругозора, умение использовать материал художественного произведения в изучении смежных учебных дисциплин (русский язык, история, обществознание).
Предметные: умение отбирать, анализировать и комментировать материал художественного произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей).
Оснащение урока: тексты художественных произведений, Толковый словарь русского языка Ожегова, Советский энциклопедический словарь, портреты писателей, презентация на тему «История коррупции».
Ход урока:
Вчерашние клерки пробились во власть,
Дремучие неучи стали элитой.
Теперь не властители дум знамениты,
А те, кто Россию сумел обокрасть.
А. Дементьев
1.Работа со словарями.
Обучающиеся дают различные определения понятия «коррупция». Чтобы выяснить правильное значение этого термина, обращаемся к словарям.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова:
Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
Советский энциклопедический словарь:
Коррупция – преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
2.Выступление учащегося, подготовившего презентацию на тему «История коррупции в России». (слайд №1)
- мздоимство на Руси (слайд №2);
-XV век (слайд №3);
-XVI век (слайд №4);
-XVII век (слайд №5);
-XVIII век (слайд №6);
-правление Николая I (слайд №7);
-борьба с коррупцией в XX веке (слайды №8,9).
3.Дискуссия на тему: «Коррупция в современном обществе».
- Учитель: коррупция – одна из наиболее острых проблем современного общества. Практически нет в нашей жизни ни одного дня, когда бы мы не слышали в СМИ о коррупции и борьбе с нею. Являясь очень актуальной в наше время, проблема коррупции, как мы уже увидели, стара, как мир. Давайте поразмышляем и назовем причины и факторы коррупции.
4.Проблемы коррупции в фольклоре и древнерусской литературе.
а) Работа с пословицами.
- Учитель: русская культура (как фольклор, так и художественные произведения) всегда была зеркалом, отражающим явления общественной жизни. В русском языке немало пословиц на тему взяточничества. Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе. («Закон что дышло, куда повернешь, то и вышло», «Полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «Рука руку моет», «Не подмажешь, не поедешь», «Загребать жар чужими руками», «Видит око, да зуб неймет»).
б) Сообщение учащегося о «Повести о шемякином суде».
- Учитель: в русской литературе с незапамятных времен живет убежденность в несправедливом и продажном суде. «Повесть о шемякином суде» - произведение демократической литературы XVII века, представляющее собой сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях. Послушаем содержание повести.
5.Проблемы коррупции в произведениях русских писателей.
- Учитель: в своих произведениях, используя разные художественные средства, каждый по-своему, русские писатели пытались воздействовать на нас, читателей, пытались привлечь наше внимание к проблеме коррупции, разбудить наше гражданское сознание. Наша задача – прислушаться к их тревожному голосу. Сможем ли мы общими силами разорвать порочный круг взяточничества, воровства, злоупотребления своим служебным положением? Вопрос этот – пока чисто риторический и есть, над чем подумать.
а) Чтение стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям».
- Какова основная мысль стихотворения?
- К кому обращается автор?
- О чем просит Державин «властителей» и «судей»?
б) Чтение отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (действие 1, явление 1-3).
- Какой предстает помещица Простакова перед читателями?
- Какие идеалы Простаковой вызывают осуждение?
в) Чтение отрывка из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (действие 2, явление 2; диалог Фамусова и Чацкого).
- Как вы понимаете фразу Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
- Каковы идеалы Фамусова?
г) Чтение отрывка из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 9; городничий дает взятку «ревизору»).
- Какие пороки общества высмеивает писатель?
-Почему чиновники дают взятки «ревизору»?
д) Чтение отрывков из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
- Почему Чичиков решается на подкуп и помещиков, и чиновников?
- Какую роль сыграло воспитание героя, наказы отца в том, что Чичиков стал взяточником и обманщиком?
- Почему чиновники и губернские помещики откликаются на просьбы Чичикова и идут на должностные преступления?
е) Чтение отрывка из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».
- Почему полицейский надзиратель Очумелов конфисковал крыжовник?
- Почему Очумелов то и дело меняет свое мнение, когда окружающие гадают – чья собака?
6.Подведение итогов.
- Почему русские писатели и поэты обращались к теме коррупции?
- Почему в современном обществе так трудно искоренить это явление?
- Какими способами необходимо бороться с коррупцией?
7.Домашнее задание. (по выбору)
- составить кроссворд на тему «Тема коррупции в литературе»;
- составить библиографический список произведений антикоррупционной направленности;
- написать сочинение на тему «Проблемы коррупции в русской литературе».
Список использованной литературы
- Гоголь Н.В. Мертвые души. Азбука. 2012
- Гоголь Н.В. Ревизор. Азбука. 2012
- Грибоедов А.С. Горе от ума. ИД Мещерякова. 2013
- Карамзин Н.М. История государства российского. АЛЬФА-КНИГА 2008
- Кузовков Ю.В. История коррупции в России. Интернет-версия 2010
- Мединский В.Р. О русском воровстве, особом пути и долготерпении. ОЛМА Медиа Групп, 2008
- Чехов А.П. Рассказы. Астрель 2010
- http://etkovd.ucoz.ru/forum/44-278-1
- http://feb-web.ru
- http://www.litra.ru/
- http://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/Krylov/Lisitsa-i-Surok.html
- http://etkovd.ucoz.ru/forum/44-278-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Живи в мире с людьми, веди борьбу с пороками"
Внеклассное мероприятие в старших классах. Много примеров из литературы Задачи:- Закрепить полученные сведения о вреде курения ...
Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....
План -конспект урока по живому миру Насекомые: Муха (3 класс)
Конспект урока по живому миру в третьем классе коррекционной школы 8 вида по теме: Насекомые: Муха. Знакомство с насекомым, выделение его существенных признаков, формирование умения отличать насекомых...
С людьми живи в мире, а с пороками сражайся.
Разработка внеклассного материала....
Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".
Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи...
Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Домашние птицы: утка. Внешний вид, породы уток, место содержания и кормление уток»
В данной работе представлен "Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ", а также дополнительные задания и развернутый план урока&la...