С людьми живи в мире, а с пороками сражайся.
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
С людьми живи в мире, а с пороками сражайся.
Цель:
- формирование ценностного отношения к здоровью подростков.
Задачи:
- предоставить учащимся объективную информацию о вреде табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголя;
- способствовать стремлению учащихся понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
- воспитывать негативное отношение к спиртным напиткам, табакокурению, наркомании, токсикомании.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- медиапроектор;
- экран;
- раздаточный материал;
- доска;
- музыкальное оформление.
Ход
1 ведущий. Послушайте народную притчу:
“Старик на рынке торгует табаком и приговаривает: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь».
Молодой человек подошел к продавцу и говорит:
- А почему собака не укусит?
- Потому что с палкой ходить будешь.
- А почему вор в дом не залезет?
- Так всю ночь кашлять будешь.
- А почему стариком не стану?
-Потому что до старости не доживешь! “
2 ведущий. Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”.
У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”?
(Совокупность мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств).
1 ведущий. Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести. И за свой выбор он несет ответственность не только перед самим собой, но и перед людьми. Не даром пословица говорит: «С людьми живи в мире, а с пороками сражайся».
Перед вами таблица частичных потребностей человека. Давайте попытаемся ее заполнить: (на доске вычерчена заранее таблица с заголовками, заполняют таблицу сами школьники, например):
Без чего человек не может прожить | Без кого человек не может прожить | Может прожить, но трудно |
воздух | родители | телевизор |
вода | животные | книги |
еда | птицы | бытовые приборы |
2 ведущий. Ребята, как вы думаете, почему эти понятия не вошли в число жизненно необходимых потребностей человека (курение, алкоголь, токсикомания, наркотики – пагубные привычки)? Верно, они пагубно влияют на здоровье и качество жизни человека, вызывают зависимость и представляют угрозу для жизни. Это пороки, и с ними необходимо бороться.
Выходят участники и рассказывают об этих вредных привычках, мешающих здоровью человека, прикрепляют лозунги к доске.
1 участник. Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название “табак”. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.
- Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.
- Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.
- Сейчас в мире считается курить “немодным”.
- За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.
- 31 мая во всем мире отмечают как День без табака.
2 участник. Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным . Это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга.
- 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга.
- 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения.
3 участник. Наркотики – это химические вещества растительного и химического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьянение. Назначение наркотиков – в медицинских целях применяются для снижения болевых ощущений при операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Чрезмерное употребление наркотиков - это часто смертельное заболевание. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД.
- Подросток, попробовавший наркотик, к 25 годам становится законченным наркоманом, его вылечить очень трудно.
4 участник: Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.
- В результате токсического опьянения разрушаются внутренние органы человека - легкие, желудок, сердце, мозг. Многие изменения необратимы и приводят к смерти.
1 ведущий. Если человек, сталкиваясь с этими пороками в жизни, сможет сказать твердое «НЕТ!», то его жизнь буде полна красок. Вот именно с этого шага и начинается путь к здоровому образу жизни. Сегодня я предлагаю каждой из групп выразить свое отношение к этим лозунгам:
«Нет курению!»
«Нет алкоголю!»
«Нет токсикомании!»
«Не т наркомании!»
«Мы - за здоровый образ жизни!»
В течении 5 минут ваша группа должна сформулировать 5 аргументов в поддержку или в опровержение этих лозунгов. Сделайте свой выбор.
В течение 5 минут участники работают в группах, затем защищают свои проекты. В качестве «помощника» им предложены тезисы. По окончании работы участники защищают свои проекты.
2 ведущий. Как видите, ребята, влияние вредных привычек наносит только вред человеку – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие пагубные привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: «А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?»
Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером как ляжем спать
Ты должен так себе сказать:
“Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!”
Рефлексия. Музыкальное оформление.
Приложение 1.
Нет курению!
- Курение – личное дело каждого.
- Курение наносит вред только курильщику.
- Если нет знака «Курение запрещено», можно курить в общественном транспорте.
- Вера в себя – это вера в то, что в вас есть нечто большее, чем вы о себе знаете.
- Курение помогает расслабиться.
- Курящие девушки очень современны и модны.
- Меня будут больше уважать, если я начну курить.
- Курение приносит человеку удовольствие.
- Если «чуть-чуть» покурить, ничего не будет.
- Курение в общественных местах запрещено.
- Курильщик – сам себе могильщик.
- Курение может испортить не только здоровье, но и карьеру.
- Спорт и курение – несовместимы.
- Успеваемость у курящего ученика падает, внимание ослабевает, память ухудшается.
- Курение портит аппетит и ведет к гастриту и язве желудка.
- Табак уму не товарищ.
Нет алкоголю!
- Алкоголь – это дурман. Он туманит сознание, отупляет ум.
- Алкоголь – давний враг человека.
- Алкоголь наносит вред государству.
- Алкоголик – горе для семьи.
- Алкоголизм наносит материальный вред семье.
- Алкоголь влияет на психику человека – он плохо контролирует свои эмоции.
- В состоянии алкогольного опьянения резко возрастает риск совершения правонарушений.
- Ежедневно на дорогах страны гибнут дети под колесами нетрезвых водителей.
- Алкоголь в малых дозах полезен для организма.
Нет токсикомании!
- Гору красит камень, а человека – голова.
- Смелость и лихачество – разные стороны разных медалей.
- Через 6-8 месяцев после первого «вдоха» токсикоман деградирует как личность.
- Токсикоман «со стажем» - нетрудоспособный инвалид из-за приобретенного слабоумия.
- Растворители и химикаты разрушают организм с первой же
пробы.
- Галлюцинации и сказочный мир – это последствия мозгового отравления.
- Токсикомания – скоротечная форма наркомании.
- Малые дозы химических веществ безвредны для организма.
- Химические вещества при вдыхании не попадают в кровь, поэтому с токсикоманией легко справиться.
Нет наркомании!
- Наркодиллеры – торговцы смертью.
- Бывают «легкие» и «тяжелые» наркотики.
- Первая проба наркотиков – прыжок в пропасть.
- Лишь 2-3% наркоманов, прошедших полный курс лечения, окончательно побеждают болезнь.
- 1 декабря – День борьбы со СПИДом.
- Наркотики не вредны сами по себе, просто нужно правильно их использовать.
- Не бывает «легких» и «тяжелых» наркотиков.
- Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя оказаться от чего-то, когда это нужно.
- Наркомания – ближайший путь к СПИДу.
Мы – за здоровый образ жизни!
- Личностью не рождаются. Ею становятся.
- Спорт – это прекрасно! Он делает человека здоровым.
- Спорт дарит мышечную радость, чувство команды, приносит хорошее настроение.
- Здоровье – твой капитал. Не разбазаривай его!
- Плохо человеку, когда он один,
Горе одному, один не воин.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!
- Человеку без семьи трудно быть счастливым.
- Все победы начинаются с победы над самим собой.
- Сначала поверь в себя, а потом в тебя поверят другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы живем в мире, где живет СПИД
Разработка занятия со старшеклассниками, посвященная Дню борьбы со СПИДом....
"Мы живем в мире, где есть наркотики"
Классный час "Мы живем в мире, где есть наркотики" проведен совместно с врачом-наркологом. Цель: предотвратить употребление, ознакомить с информацией о вреде наркотиков. Подводятся итоги профилактичес...
"Мы живем в мире, где есть наркотики"
Классный час "Мы живем в мире, где есть наркотики" проведен совместно с врачом-наркологом. Цель: предотвратить употребление, ознакомить с информацией о вреде наркотиков. Подводятся итоги профилактичес...
"Живи в мире с людьми, веди борьбу с пороками"
Внеклассное мероприятие в старших классах. Много примеров из литературы Задачи:- Закрепить полученные сведения о вреде курения ...
Классный час "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"
Методическая разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"...
Конспект урока "С людьми живи в мире, а пороками - сражайся" (Тема коррупции в русской литературе)
Цели урока:· образовательная: формирование умения анализировать прочитанное худо...
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе "Хамелеон".
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове"....