Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме "Почва. Состав почвы".
план-конспект урока на тему

Болотова Наталья Алексеевна

 

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.

Задачи:

1.Дать  представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать познавательный интерес.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pochva.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по живому миру в 4 классе.

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.

Задачи:

1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: почва, глина, песок, камни, бумажные салфетки, одноразовые тарелки и ложки, карточки-схемы состава почвы, презентация, тетради, индивидуальные картинки с составом почвы для Васи Ш.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня к  нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.

II. Введение в тему и сообщение темы урока.

Учитель: Ребята,  нам пришло письмо. Я просила Васю сходить и получить это письмо. Вася, ты получил письмо?

Вася: Да.

Вася несёт письмо.

Учитель: Интересно, от кого же это письмо? Вася, ты сможешь прочитать,  от кого нам пришло письмо?

Вася: Нет.

Учитель: Подойди к кому-нибудь из ребят и попроси, чтобы прочитали адрес отправителя.

Ученик читает. На экране слайд с надписью «научный институт».

Учитель: Научный институт – это место где работают разные учёные.

Учитель: Кто такие учёные?

Ответы детей.

Учитель: Учёные – это люди, которые много знают. Они проводят разные опыты и исследования.

Открывают письмо.

Учитель: Ребята, посмотрите, что прислали нам учёные.

Достаёт письмо и картинку.

Учитель: Давайте прочитаем письмо.

Учитель читает.

 «Ребята! Хотим проверить ваши знания и умение находить правильный ответ. Мы прислали вам задание. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:

  1. Что нарисовано на картинке?
  2.  Из чего состоит?

 Свой ответ запишите и вышлите нам письмом. Чтобы вам было легче работать, мы вам отправляем специальные рабочие карты для заполнения. С уважением, учёные».

Учитель достаёт из конверта рабочие карты.

Учитель: Ребята, вы готовы выполнить задание учёных.

Учащиеся: Да.

Учитель раздаёт рабочие карты.

Учитель: Давайте посмотрим, что нарисовано на картинке.

Рассматривают.

Учитель: Что это?

Учащиеся: Это земля.

Учитель: Ой, ребята, а картинка оказывается подписана.  Написано так мелко, что я сразу и не заметила. Сейчас я вам прочитаю, что на ней написано.

Учитель читает «почва».

Учитель: Вы говорите, что это земля. А учёные утверждают, что это почва. Кто же прав?

Учитель: Ребята, вы знаете, что такое «почва»?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое почва и из чего она состоит. Таки образом мы сможем выполнить задание учёных.

III. Изучение нового материала.  

1.Введение понятия «почва».

Учитель: Кто из вас копал землю?

Учитель: Что можно увидеть, если копать глубоко?

(слайд с изображением человека, копающего яму)

Учащиеся: Можно увидеть камни, глину.

Учитель: Когда копают глубокие ямы,  становится видно, что земля состоит из нескольких слоёв (слайд с изображением разреза почвы).

Учитель: Скажите, какого цвета самый верхний слой земли?

Учащиеся: Чёрного.

Учитель: Что мы видим сверху над этим чёрным слоем земли?

Учащиеся: Растут растения.

Учитель: Верхний слой земли,  на котором растут растения, называется почвой.

 (на слайде появляется слово ПОЧВА)

Учащиеся читают слово хором.

Работа по карточке (записать объяснение слова ПОЧВА)

Учитель: Почва – верхний слой земли. Она чёрного цвета. На почве растут все растения. Из неё растения берут  питательные вещества, нужные им для роста и развития. Почва состоит из многих компонентов. Чтобы познакомиться с составом почвы, я предлагаю и вам, как юным учёным,  выполнить практическое задание. Для этого нам нужно перейти за другие парты.

(слайд с надписью «учебная лаборатория»)

Учащиеся пересаживаются за другие парты. Надевают фартуки.

2.Практическая работа.

Учитель: Результаты нашей практической работы мы запишем в рабочую карту, которую прислали нам учёные.

Учитель: У вас на тарелочках лежит  почва. Рассмотрите почву.

  Учащиеся рассматривают почву.

Учитель: Какого она цвета?

Учащиеся: Чёрного.

Учитель: Перемешайте почву палочкой.

Учащиеся перемешивают.        

Учитель: Что вы увидели в почве?

Учащиеся: В почве есть камни.

(слайд с надписью «камни» и изображением камней)

Учитель: Давайте это запишем в нашу карточку.

Записывают в карточку слово КАМНИ (Вася Ш. наклеивает в схему картинку с изображением  камней).

Учитель: Вернёмся к тарелочке с почвой. Возьмите щепотку почвы. Разотрите её пальцами.

Учащиеся выполняют.

Учитель: Что вы почувствовали на пальцах?

Учащиеся: Песок.

Учитель: Да. Чувствуются крупинки песка.

Учитель: Значит, что ещё входит в состав почвы?

Учащиеся: Входит песок.

Вытирают пальцы салфеткой.

Учитель: Давайте запишем второй компонент почвы.

(слайд с надписью «камни» и изображением песка)

Записывают слово ПЕСОК (Вася Ш. наклеивает в схему картинку с изображением  песка).

Учитель: Возьмём ещё раз щепотку почвы. Разотрём её пальцами. Стряхнём крупинки песка в тарелку. Что осталось на пальцах?

Учащиеся: Осталась пыль.

Учитель: Какого цвета эта пыль на пальцах?

Учащиеся: Красного, оранжевого.

Учитель: Что оставило на наших пальцах красноватую пыль?

Учащиеся: Глина.

Учитель: Значит, что ещё есть в почве?

Учащиеся: В почве есть глина.

Вытирают пальцы салфеткой.

Учитель: Давайте запишем третий компонент почвы.

(слайд с надписью «глина» и изображением глины)

Записывают слово ГЛИНА (Вася Ш. наклеивает в схему картинку с изображением  глины).

Учитель: Итак, в ходе  практической работы  мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.

Учащиеся называют. Появляется слайд, на котором написаны три выделенных компонента почвы.

Учитель: Практическую работу мы выполнили. Давайте вернёмся за наши учебные парты.

  Учащиеся возвращаются за парты.

IV.Закрепление изученных знаний.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.

(слайд с надписью «самостоятельная работа»)

Анализ задания на рабочей карте.

Прочитай текст. В каждом предложении выбери и подчеркни правильные слова о почве и её составе.

      Почва – это (верхний, нижний) слой земли на котором растут растения. Она (белого, чёрного) цвета. Почва состоит из (камней, стекла, глины, песка, конфет).

Ещё раз прочитай текст, который у тебя получился.

Учащиеся выполняют задание. Затем идёт проверка задания.

Учитель: Прочитайте первое предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте второе предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте третье предложение.

Учащиеся читают.

Учитель: Прочитайте весь текст.

Читает один ученик.

Учитель: Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.

Учитель: Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.

 Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Поставьте себе оценку 4.

Учитель: Давайте вернёмся к той картинке, которую прислали нам учёные. Итак, что же нарисовано на картинке?

Учащиеся: Это почва.

Учитель: А почему мы скажем, что это именно почва, а не какой-то другой слой земли?

Учащиеся: На картинке нарисован верхний слой земли. Он чёрного цвета. На нём растут растения. Значит – это почва.

Учитель: Мы выполнили задание учёных. Давайте напишем им ответ и отправим письмом. Но письмо мы отправим по интернету, электронной почтой. Так оно быстрее к ним поступит.

  На слайде появляется схема. По вопросам учителя заполняют схему.

Учитель: Что нарисовано на картинке учёных?

Учитель: Из чего состоит почва?

        

                                                           

Ответы на вопросы появляются в схеме.

Учитель: Ответы мы записали, можем отправлять письмо.

  Появляется слайд со словом «отправить».

Учитель: Вася, ты у нас получал письмо от учёных, давай ты и отправишь им ответ.

   Вася подходит, нажимает на слово «отправить». Появляется слайд «ваше письмо успешно отправлено».

V.Домашнее задание,  подведение итогов.

Учитель: С чем мы работали на уроке?

Учащиеся: Мы работали с почвой.

Учитель: Что для вас было самым интересным на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Перечислите состав почвы?

Учащиеся: Песок, камни, глина.

Учитель: Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили. А поможет вам в этом  рассказ, который мы составили на уроке.

Анализ карточки с домашним заданием.

Прочитай рассказ. Ответь на  вопросы.

   Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения. Она  чёрного цвета. Почва состоит из камней,  глины, песка.

Вопросы:

  1. Что такое почва?
  2. Какого цвета почва?
  3. Из чего состоит почва?

    Учитель оценивает работу детей на уроке.

Слайд с надписью «Спасибо за работу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения "Из чего состоит почва" в 5 классе коррекционной школы

На урок "Из чего состоит почва" к ребятам приходит в гости Дождевой червь, он просит ребят узнать из чего состоит почва. Учащиеся выполняют небольшие опыты, исследуют комочек почвы, выясняют его соста...

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами ОДА. Программа написана к учебнику истории Древнего мира под редакцией Годера....

Рабочая программа по живому миру для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная программа составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида  И.М. Бгажноковой (2011 г.) и учебника для специаль...

Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)".

Урок  по природоведению     в 5 классе коррекционной школы  VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)"....

Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ «Домашние птицы: утка. Внешний вид, породы уток, место содержания и кормление уток»

В данной работе представлен "Конспект урока по живому миру для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида для детей с ОВЗ", а также дополнительные задания и развернутый план урока&la...