"Живи в мире с людьми, веди борьбу с пороками"
методическая разработка (10 класс) по теме
Внеклассное мероприятие в старших классах. Много примеров из литературы
Задачи:
- Закрепить полученные сведения о вреде курения и алкоголизма, показать разрушительное действие на все сферы жизни человека;
-Развить творческие способности учащихся;
- Способствовать формированию знаний о вреде курения и алкоголизма, росту самосознания и самооценки подростков, умение анализировать проблемные ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivi_v_mire_s_lyudmi.docx | 39.47 КБ |
kopiya_vrednye_privychki.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
« Живи в мире с людьми, веди борьбу с пороками»
Разработала учитель физики Кривоногова И.А.
МОУ Ломовская СОШ Арзамасский район, Нижегородская область
ЦЕЛИ:
-Формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственных качеств, развитие эстетического вкуса
-Формирование здорового образа жизни
-Профилактика антисоциального поведения
Задачи:
- Закрепить полученные сведения о вреде курения и алкоголизма, показать разрушительное действие на все сферы жизни человека;
-Развить творческие способности учащихся;
- Способствовать формированию знаний о вреде курения и алкоголизма, росту самосознания и самооценки подростков, умение анализировать проблемные ситуации.
Учитель: « Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о душевных качествах человека. « Живи в мире с людьми, веди борьбу с пороками» - утверждает древняя латинская пословица. Пьянство, курение, брань- все эти пороки ведут к бездуховности человека. Это страшные язвы на теле нашего общества, от которых к сожалению, не удалось избавиться до сих пор… Но бороться с ними надо. А помогут нам в этом книги, ведь « верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей» - утверждал К. Гельвеций.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в книге « Раздумья…» пишет:« Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально по всей многозначимости этого факта.
Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.»
Это человек, которым может гордиться вся страна, человек высокой нравственной культуры. Личность академика Лихачева является примером служения Родине. Он посвятил свою жизнь изучению русской культуры, где добился выдающихся результатов.
Его тихий, но настойчивый голос призывал Отечество к гуманизму и демократии. Много работ Дмитрия Сергеевича посвящено проблеме нравственности. Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он выражается? В озлоблении людей; в эгоизме; в исчезновении культуры поведения, в бездуховности. А отсюда рост преступности, наркомании….
Все мы постоянно общаемся - на работе, дома, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Большое количество контактов, в которые вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя свое личное достоинство и достоинство другого человека. Вадим Шефнер писал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Очень важен тон разговора. По нему мы можем судить о настроении и даже о характере человека. Ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают права быть невежливыми с окружающими. Главное следует запомнить: самый содержательный разговор много теряет, если язык засорен жаргонными и иностранными словами. Давайте на примере Эллочки Щукиной из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», посмотрим, как убого и смешно выглядит такой разговор…
Ученик №1: «Словарь Вильяма Шекспира составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени « Мумбо-юмбо» составляет триста слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка: 1. Хамите. 2 ХО-Хо! (в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение)
3. Знаменито. 4. Мрак. 5 Жуть 6.Парниша 7. Не учите меня жить.»
Учитель:
Очень содержательный диалог, не правда ли?
За красивой внешностью Эллочки – людоедочки скрывается пустая, мелкая душонка, все интересы которой сводятся к одному - перещеголять красотку из модного журнала. Этой борьбе Эллочка посвятила все свои помыслы и чувства.
Мы начинаем привыкать к американизмам типа « имидж», «спонсор», «шоумен», «рейтинг»… Также наблюдается широкое внедрение в русскую речь уголовного жаргона и нецензурных выражений. Например, слова «наезд» «мочить» «разборка»
Красивая девушка, из уст которой слышится нецензурная брань, грубость, сразу теряет все свое очарование… « Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина» -писал Л. Н. Толстой
У некоторых молодых людей складывается ошибочное мнение о мужественности: им присущи высокомерные отношения со сверстниками, цинизм, бахвальство, нарочитая грубость. Они употребляют алкогольные напитки, нецензурно бранятся, их речь засорена жаргоном. Вульгарность речи есть признак заурядности. Послушайте стихотворение Гете
Ученик: Внимательно заповедь слушай мою:
Пять свойств не ладят с другими пятью.
С надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим иль нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Все это усвой - и храни от вора.
О том же говорят и народные пословицы: Спорить спорь, а браниться –грех; Недоброе слово , что огонь жжет; От вежливых слов язык не отсохнет.
« Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего своего,
как самого себя» Точнее не скажешь. Около 2-х тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь.
А любим ли мы себя и окружающих, если наносим вред здоровью.
Ученица: Табак известен человечеству с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов. Европейцев курить табак научили индейцы. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкуривать « трубки мира», некоторые из них пристрастились к табаку. В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1496 году испанский монах Роман Панно. В 1559 году Жан Нико, от его фамилии произошло слово никотин, подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, которому приписывались целебные свойства. В Россию табак попал в начале ХVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось. В 1698 году Петр 1 снял запрет на курение. С тех пор оно стало быстро распространяться среди широких слоев населения.»
Человек- существо любознательное, его тянет к новым ощущениям...
Ученик: « Известно, что в мире систематически курит 60% мужчин и 20% женщин. Около 17 % начали курить в 8-9 лет. Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей -27% , из любопытства-40% ,в подражание взрослым – 17%. Среди девушек причины курения такие- желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе. Следование моде, примеру товарищей перерастает в привычку, от которой трудно избавиться.»
Что ощущает человек, впервые попробовавший курить, хорошо описано у Марка Твена в произведении « Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».
На примере этих мальчиков мы видим, как воздействует никотин на человеческий организм.
Бледность- сужение сосудов, т.е. влияет на сердечно-сосудистую систему
Тошнота, головокружение – затронута нервная система, мозг
Рвота – органы пищеварения, гортань
Ученица: Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождают дым от вредных частиц, но это не так. Исследования показали, что фильтр задерживает не более 20% ядов, а 80% поступают в легкие. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, окись углерода, синильная кислота, аммиак и др. Анализ анкет показал, что все очень хорошо представляют угрозу, которую несет табак, но тем не менее число курящих не уменьшается. Так почему подростки курят? Большинство считают, что это престижно, доставляет удовольствие. Многие пишут, что так принято в их компании и они не хотят выделяться.»
Учитель:
То есть получается, что лучше быть серой толпой, чем яркой индивидуальностью. А давайте задумаемся, не слишком ли большая цена за минутное удовольствие- ведь те кто курит, выбрасывают из своей жизни – 6-8 лет. Есть и еще одно зло, которое человечеству пока не удалось истребить – это алкоголь. Первая бутылка водки была изготовлена арабом Рагезом, врачом из Багдада. Аль коголь – слово арабского происхождения, в переводе означает одурманивающий. Спирт изобрел итальянский алхимик Валентиус. Спиритус в переводе с латыни означает «дух»
Многие писатели посвящали свои произведения проблемам страшного человеческого порока-алкоголизма. Это и Л. Н. Толстой и М. Зощенко, А.П.Чехов, Б. Васильев. Послушайте одно из стихотворений Есенина
Годы молодые с забубенной славой,
Отравил я сам вас горькою отравой.
Я не знаю: мой конец близок ли, далек ли,
Были синие глаза, да теперь поблекли.
Где ты, радость? Темь и жуть, грустно и обидно.
В поле, что ли? В кабаке? Ничего не видно.
Руки вытяну - и вот слушаю на ощупь:
Едем …. Кони…. Сани…. Снег… проезжаем рощу
Встал и вижу: что за черт - вместо бойкой тройки…
Забинтованный лежу на больничной койке.
И заместо лошадей по дороге тряской
Бью я жесткую кровать мокрою повязкой.
На лице часов в усы закрутились стрелки,
Наклонились надо мной сонные сиделки.
Наклонились и хрипят: «Эх ты, златоглавый,
Отравил ты сам себя горькою отравой
Мы не знаем, твой конец близок ли, далек ли,-
Синие твои глаза в кабаках промокли.»
Отчего люди пьют? У М. Горького в его произведении « Мать» указывалась одна из причин (отрывок из романа). Это безысходность. От непосильной работы, от тяжелой жизни люди топили свою тоску в вине. Такая же участь ожидала бы и Павла, если бы в его жизни не появилась цель. В наше время люди пьют в основном от скуки, не зная чем занять себя, послушайте отрывок из стихотворения Е.Евтушенко
Ученик: Законсервированная культура-
Это жестянки консервные лиц,
Это за пазухой политура
И наркомана трясущийся шприц.
Боремся с водкой, но нету науки,
Как же нам быть с бормотухой скуки…
Цель в жизни, разносторонние интересы, любовь могут удержать человека от пьянства.
Учитель:
Люди давно мечтают о том, чтобы все в вопросе пития изменилось.
Владимир Маяковский написал свою пьесу « Клоп» именно об
этом. Он рассказал о судьбе пьяницы, который попал в
будущее. Рабочие, проводящие земляные работы откопали
грязное существо, похожее на человека. После того как его
разморозили, это существо ужасно ругалось и требовало
«опохмелиться» . Люди забыли значение этого слова,
пришлось искать в словарях. Человека поместили в клетку,
потому что оно вело себя неподобающе, и от него исходил
неприятный запах. Вокруг клетки поместили плевательницы, так как существо плевалось и озонаторы. На клетке висело « Осторожно - плюется!» И
« Береги уши, оно выражается!». Навестим и мы вместе с иностранцами этот экспонат. Слово служителям зоопарка.
Распорядитель: Товарищи корреспонденты, сюда! Посторонитесь и дайте место бразильцам! Товарищи негры, стойте вперемежку с англичанами красивыми цветными группами, англосаксонская белизна оттенит вашу оливковость. Учащиеся вузов- налево, к вам направляются три старухи из союза столетних. Они будут дополнять объяснения профессора рассказами очевидцев. О-о- смотрите!
Прохожий: ( авоська с пивом) В девятнадцатом веке
Чудно жили человеки -
Пили водку, пили пиво,
Сизый нос висел, как слива !
Распорядитель: Смотрите, конченый больной человек! Это один из ста семидесяти рабочих медицинской лаборатории. В целях облегчения переходного существования врачами было предписано поить воскресшее млекопитающее смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых, т.е. пивом. У рабочих от испарений закружилась голова и они глотнули по ошибке этот напиток. И с тех пор меняют третью партию рабочих. Пятьсот рабочих лежат в больницах, а эпидемия пенится и подкашивает ноги. Ну, ничего служители зоопарка им займутся, а мы посмотрим на это млекопитающее.
Служители:
1 : В кулак бактерии рассматривать глупо
Товарищи, берите микроскопы и лупы!
Иметь советует доктор Тоболкин
На случай оплевания раствор карболки.
2: Кормление экспоната – незабываемая картина!
Берите дозы алкоголя и никотина!
Поите алкоголем и животные обеспечены
Подагрой, идиотизмом и расширением печени
3: Гвоздика огня и дымная роза
Гарантируют 100 процентов склероза
Держите уши в полном вооружении.
Наушники задерживают грубые выражения.
Предоставим слово директору зоопарка.
Директор: Как дела больного?
Врач: Больного –не знаю, а мои отвратительно! Если не устроите смену каждые полчаса - он перезаразит всех. Как дыхнет, так у меня ноги подкашиваются! Я уж семь вентиляторов поставил : дыхание разгонять.
Присыпкин: Профессор! Опохмелиться… Воскресили… и издеваются! Что это мне- как слону лимонад!
Врач: Общество надеется развить тебя до человеческой степени.
Присыпкин: Черт с вами и вашим обществом Я вас не просил меня оживлять. Заморозьте обратно. Или дайте опохмелиться.
Директор: Товарищи, объявляю торжество открытым. Здесь вы видите экземпляр млекопитающего, который мы ошибочно отнесли к « гомо сапиенс». Однако мы убедились, что имеем дело со страшным человекообразным симулянтом и что это самый поразительный паразит « обывателиус вульгарис» Товарищи, подходите не
бойтесь. Фильтры задерживают все нецензурные выражения. Фильтры прочищаются служителями в противогазах. Смотрите, сейчас оно будет курить.
Голос: Какой ужас!
А сейчас оно будет вдохновляться
Голос: Ах, не надо, не надо, не мучайте бедное животное.
Присыпкин: (в зал) Братцы! Свои! Откуда? Сколько вас! Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? за что ж я страдаю? Родимые, пожалте ко мне!
Учитель:
Все это было бы смешно, если не было бы так грустно. В ХХ веке мало что изменилось, люди продолжают туманить свои мозги алкоголем. Обидно за человека, которого рассматривают как диковинное животное, заметьте животное, а не человека. Человек достиг многого, он создал подводные лодки, опускаясь на самое дно морское, он преодолел земное притяжение и поднялся высоко в небо, а вот преодолеть себя, не пойти на поводу у своих желаний, преодолеть вредные привычки человеку не удается. Послушайте отрывок из произведения Сент- Экзюпери « Маленький принц» Приложение 1
Ученица:
На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело. Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.
-Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.
- Пью, - мрачно ответил пьяница.
-Зачем?
-Чтобы забыть. Хочу забыть, что мне совестно,
- признался пьяница и повесил голову.
-Отчего же тебе совестно? – спросил
Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
_ Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше
от него нельзя было добиться ни слова.
Право же взрослые очень странный народ - думал Маленький принц, продолжая путь.
В этом небольшом отрывке заключена очень важная мысль. Как вы думаете какая?
Человек, который зависим от алкоголя, табакокурения или наркотика попадает в замкнутый круг. Попасть в этот круг очень легко, а выбраться неимоверно трудно...
Особенно страшна наркозависимость. Ее сравнивают с войной. В настоящее время в мире более 200 миллионов людей, страдающих наркоманией,- это целая армия инвалидов в физическом и моральном смысле слова, количество которых превышает число инвалидов Второй мировой войны. Наркомании сопутствуют болезни : СПИД;
венерически заболевания, туберкулез, инфекционный гепатит. Происходит неуклонное омоложение наркомании. Многие пробуют наркотики или психотропные вещества уже в 8-10 лет. Жизнь их коротка. Редко кто из них доживает до 30 лет. Наркоманами становятся те, у кого недостает физических и душевных сил для того, чтобы найти свое место в жизни. Те, кто не чувствует любви в семье… Причин - тысячи. Следствие одно- духовная и физическая деградация, смерть. Ученица:
Ты хотел быть похожим на очень крутого,
Ты не думал, что это для жизни угроза.
А теперь в словаре твоем только три слова:
Шприц, наркотик и доза.
В этом не было, в общем-то, умысла злого,
Травка пахла как дивная роза
А теперь в словаре твоем только три слова
Шприц, наркотик и доза.
Тошнота не дает подняться с колен.
Как страшны твое тело, нелепая поза!
И тебя получили в пожизненный плен
Шприц, наркотик и доза.
Где поэзия? Где же обещанный рай?
Лишь страдания, боль наступают упрямо.
Мой сыночек, прошу тебя, не умирай!
Шприц, наркотики. Мама…
Смертельная ловушка. Тяга к наслаждениям вытесняет любые нравственные принципы. За дозу наркоман может украсть, ударить, убить… Мнимому ощущению свободы и счастья в наркобреду принадлежат мгновения, а боли, страху, животной зависимости - вся оставшаяся жизнь.
Одно из жесточайших последствий употребления наркотиков - отрицательное воздействие на процесс зачатия и беременности. Дети наркоманов рождаются или мертвыми, или с физическими уродствами, или с отставанием в умственном развитии. Но, самое страшное- с выраженной зависимостью от наркотиков, т. е. появившись на свет, они уже являются наркоманами.
Наркоман - беззащитный больной человек, полный страхов, лишенный сопротивляемости к стрессам, презираемый близкими и обществом, потерянный и безвольный. А ведь грязь, которая нас так коробит, берется с помойки нашего зла, на которую мы выбрасываем все мерзости в виде хамства, вранья, скандалов, непорядочности… Так давайте в свою жизнь брать только хорошее. Проходят века, но человеческие ценности не меняются.
Ими по прежнему остаются:
Добро.. Вера… Такт… Усердие…
Как мотылек, летящий на губительный свет, человек летит за призрачным счастьем, за сомнительным удовольствием, сжигая свое здоровье, а то и жизнь.
Так стоит ли начинать? Вредные привычки – это цепи, удерживающие человека. Так стань свободным…
СТАНЬ СВОБОДНЫМ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.» ( К. Гельвеций)
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999)
«Нравы портятся легче, чем исправляются» Л. Вовенарг
«Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.» Гете
«Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина» ( Л.Н. Толстой)
Гете ( 1749-1832) « Пять свойств»
«Если ты даже наедине с собой , не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других» Демокрит
Их небрежный прищур и струйка голубоватого дыма завораживают... «Крутые» герои кино не лучший пример для подражания
Курение женщины приносит больше вреда, чем курение мужчины, так как сказывается на потомстве. Их дети ослаблены, чаще болеют, смертность новорожденных выше на 28%.
Причины курения среди девушек: выглядеть модно, эффектно,желание привлечь к себе внимание. А мужчины ценят в женщине –нежность, доброту, скромность, умение быть хорошей хозяйкой…
« Вечно женственное всегда являлось возвышающей силой для мужчин» ( Р. Роллан)
Паузы удлинились, курильщики стали сплевывать слиш- ком часто. Оба мальчика побледнели, Вид у них был самый жалкий. Подкатывала тошнота.
и выиграй!»
Аль коголь- по арабски одурманивающий Спирт изобрел итальянский алхимик Валентиус. Спиритус значит «дух».
Сергей Есенин (1895-1925)
М. Горький " Мать" ( 1868-1936)
В. Маяковский ( 1893-1930) " Клоп"
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…» Сент-Экзюпери "Маленький принц"
« Я пью потому, что мне совестно…» « Мне совестно потому, что я пью…»
«Каждый кузнец собственного здоровья» Аппий Клавдий
Я – человек разумный?
«Нет ничего страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь идея, цель, надежда - он еще человек и его существование имеет смысл.» А. Вампилов
Вирус, который потряс мир
Твоя жизнь под прицелом… Только 10% подростков- наркоманов доживает до 30 лет.
Наркоманию сравнивают с войной, так как она уносит миллионы человеческих жертв
Дети наркоманов рождаются или мертвыми , или с отставанием в умственном развитии. Но самое страшное- с выраженной зависимостью от наркотиков…
Жизнь и смерть. Что выберешь теперь? Под петлею в кухне табуретку? Умирающий от боли зверь Заперт в героиновую клетку .
Стань свободным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы живем в мире, где живет СПИД
Разработка занятия со старшеклассниками, посвященная Дню борьбы со СПИДом....
"Мы живем в мире, где есть наркотики"
Классный час "Мы живем в мире, где есть наркотики" проведен совместно с врачом-наркологом. Цель: предотвратить употребление, ознакомить с информацией о вреде наркотиков. Подводятся итоги профилактичес...
Классный час "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"
Методическая разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим с собой"...
С людьми живи в мире, а с пороками сражайся.
Разработка внеклассного материала....
Просветительско-профилактическая программа "Живи с +", приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом
Сценарий проведения районной просветительско-профилактической программы "Живи с +", приуроченной ко Всемирному дню борьбы со СПИДом....
Конспект урока "С людьми живи в мире, а пороками - сражайся" (Тема коррупции в русской литературе)
Цели урока:· образовательная: формирование умения анализировать прочитанное худо...
Методическая разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим собой"
Классный час "Как жить в мире с людьми и с самим собой"...