Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный урок является вторым в системе уроков, посвященных судьбе и творчеству А.П. Чехова. Урок начинается с рассказа учеников биографии писателя и закрепления полученных знаний, далее необходимо еще раз поработать с понятиями юмор и сатира, затем обращаем внимание детей на необычность сюжетного построения. Необходимо обратить внимание детей на речевую характеристику персонажей и на детали в рассказе. Далее, подводим детей к выводу о неприятии хамелеонства в современном мире.
Мной используются следующие методы обучения: беседа, элементы исследовательского метода.
Данный урок ориентирован на УМК под ред. В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение».
Содержание УМК:
Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2010г. под редакцией В.Я. Коровиной.
Учебник7 класс М.: «Просвещение», 2009 г. в двух частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_sozdaniya_komicheskogo_v_rasskaze_a._p._chehova_hameleon.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Калманская средняя общеобразовательная школа»
имени Г.А. Ударцева
Конспект урока по литературе
в 7 классе
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ермоленко Наталья Юрьевна
С.Калманка
2016г.
Предмет: Литература.
Тема: Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
Продолжительность: 1 урок (40 минут).
Класс: 7-ый класс.
Аннотация:
Данный урок является вторым в системе уроков, посвященных судьбе и творчеству А.П. Чехова. Урок начинается с рассказа учеников биографии писателя и закрепления полученных знаний, далее необходимо еще раз поработать с понятиями юмор и сатира, затем обращаем внимание детей на необычность сюжетного построения. Необходимо обратить внимание детей на речевую характеристику персонажей и на детали в рассказе. Далее, подводим детей к выводу о неприятии хамелеонства в современном мире.
Мной используются следующие методы обучения: беседа, элементы исследовательского метода.
Данный урок ориентирован на УМК под ред. В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение».
Содержание УМК:
Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2010г. под редакцией В.Я. Коровиной.
Учебник7 класс М.: «Просвещение», 2009 г. в двух частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
Цель: рассмотреть средства создания комического в рассказе.
Задачи:
- Образовательная: продолжить обучать детей составлять словесные характеристики персонажей. Проанализировать средства создания комического в рассказе, продолжить работу с терминами.
- Развивающая: развивать умения анализа художественного текста;развить понимания значения художественной детали; развитие образного и ассоциативного мышления.
- Воспитательная: формирование нравственных критериев, неприятие «хамелеонства».
Ход урока:
- Целеполагание.
Здравствуйте ребята, сегодняшний урок, как и предыдущий, будет посвящен рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». Мы постараемся найти в тексте и проанализировать средства создания комического. Но сначала нам необходимо вспомнить биографию автора.
2. Проверка домашнего задания (биография писателя.).
-Ребята, на прошлом уроке мы прочитали рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», выяснили, чем юмор отличается от сатиры. Давайте еще раз вспомним, что такое сатира? И что такое юмор? (Юмор-незлобивая насмешка, добродушный смех. Сатира- художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.)
-Так же мы выяснили, что в «Хамелеоне» юмористика у Чехова становится серьезной, появляются сатирические ноты- юмористическая сценка получает социально- общественное значение. Дома вы еще раз перечитали рассказ и можете ответить на вопрос: какое событие лежит в основе сюжета? Что произошло на базарной площади?
- Помните ли вы, что такое сюжет и каковы его элементы? (1.экспозиция
2.завязка
3.развитие событий
4.кульминация - наивысшая точка конфликта
5.развязка
6.эпилог)
-Что вы можете сказать о сюжете данного произведения? ( как таковой развязки нет, кульминации нет, развития нет, весь рассказ строится на повторении одной и той же ситуации, по принципу испорченной пластинки, в этом и заключается комичность).
-Как вы думаете, почему Чехов придерживается именно такой сюжетной линии?
- Кто является участником происходящих событий, произошедшего скандала?
- Можем ли мы сказать, что ситуация, которая произошла с героями, является комичной?
-Как вы думаете, с помощью чего же автору удается сделать свой рассказ смешным или комичным? (С помощью своих персонажей, их речи, фамилий, описываемой обстановки.)
-Давайте найдем описание главных героев. Итак, господин Очумелов: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке…» Нужно обратить внимание на деталь- шинель, которая является символом власти. Шинель новая, о чем это может говорить? (Свое звание полицейский надзиратель Очумелов, скорее всего, получил недавно и не знает, как себя вести, кого защитить, а кого наказать. При выборе обвиняемого он ориентируется не на совесть, а на личную выгоду. Поэтому Очумелов несколько раз то снимает, то надевает шинель, он сомневается в правильности своего решения, и это смешно. Человек, который олицетворяет закон, опирается не на факты, а на личную выгоду. Под маской Очумелова скрыты все чиновники того времени. Когда Очумелов на сто процентов уверен, что собака принадлежит высокопоставленному человеку, тогда и шинель он запахивает, показав тем самым, что он не изменит больше своего мнения на счет данного скандала. Поступает Очумелов так, как выгодно ему, кто богат, того и правда. Давайте прочтем последние строки рассказа: «Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». Очумелов решил спор, виновен Хрюкин, ведь у него нет ни денег, ни власти).
- Теперь найдите описание Хрюкина: «Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина».
- Как вы думаете, является ли Хрюкин пострадавшим в этой ситуации? (Хрюкин не является пострадавшим, в его действиях присутствует театральность (поднятый вверх палец). Даже само выражение лица выдает Хрюкина: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»).
- Что выдает в Хрюкине алчность, помимо выражения лица? (Палец имеет вид знамения победы. Хрюкин был уверен, что сможет поживиться, получить деньги с хозяина собаки).
-Хрюкин не мог представить, что собака генералова брата, и поэтому разыграл весь этот спектакль с целью наживы. Ведь если бы хозяином щенка оказался простой человек, вот тогда бы план Хрюкина удался. И Очумелов, конечно, поддержал бы «беднягу» Хрюкина.
-Могла ли собака серьезно навредить Хрюкину? Давайте найдем ее описание: «В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».( Собака не могла серьезно навредить Хрюкину, так как была еще щенком. В этом и заключается комичность ситуации).
-Как вы думаете, почему Чехов не дает нам ответ на вопрос : виновен ли щенок на самом деле? (Потому что это не важно для героев. Его судьба зависит от того, кем является хозяин. Каждый из героев хочет нажиться, улучшить свое положение за счет бедного пса. Никому не нужна истина, прав тот, кто богаче).
-Еще одно средство создания комического - речь персонажей. Давайте зачитаем и проанализируем реплики Очумелова. Как он разговаривает с толпой? Как он меняется, когда речь идет о генерале? ( С толпою он разговаривает командным тоном.Его речь является своеобразным винегретом из отрывков канцелярско-полицейских штампов:«С которой это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезаясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Но как только речь заходит о генерале, как и выражение лица, и особенно разговор Очумелова в корне меняется: «…разве братик их приехал? Владимир Иванович? – спрашивает Очумелов». Получается, что с простыми людьми можно разговаривать отрывками фраз, зачем себя утруждать, а вот как только речь заходит о генерале, сразу появляется и любезность, и улыбка. Вот он настоящий хамелеон).
-Следующее средство создания комического-«говорящие фамилии». Как вы думаете, что такое «говорящие фамилии». (Это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа).
-О чем же говорят нам фамилии персонажей? Как вы думаете, о чем говорит фамилия Хрюкин? (Хрюкин (хрюкать) -свинья. Поведение данного персонажа комментируют люди из толпы, говорят, что он щенку тыкал в морду сигаретой. Хрюкин ведет себя по-свински).
-О чем нам говорит фамилия Очумелов? (Очумелов (очуметь)-потерять соображение. Очумелов не полагается на собственный ум, он придерживается «правильной» точки зрения: кто сильнее, тот и прав).
-Сегодняшний урок я бы хотела закончить словами Н.В. Гоголя: «Смех — великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный,—как связанный заяц».
-Как вы думаете, в чем смысл данных слов? И как они отражают задумку и смысл всего рассказа?
Вывод: Чехов показывает картину своего времени, иллюстрирует человеческие пороки. Автор хочет показать, что хамелеонство- всеобщее явление, которое несет за собой лицемерие и подхалимство. Чеховский рассказ можно назвать смешным, но этот смех сквозь слезы. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стр. 305-309 рассказ «Злоумышленник» (выразительное чтение).
Список литературы:
- Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2010г. под редакцией В.Я. Коровиной.
- Учебник7 класс М.: «Просвещение», 2009 г. в двух частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
- https://otvet.mail.ru/question/74915059
- http://www.lang-lit.ru/2015/07/sredstva-sozdaniya-komicheskogo-v-rasskazakh-chekhova.html
- http://www.aforism.su/109.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портретные и речевые детали в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
Урок-закрепление...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
тест по рассказам А.П.Чехова "Хамелеон", "Унтер Пришибеев","Студент", "Ионыч", "Человек в футляре"
тестовые вопросы направлены на понимание учащимися идейного содержания рассказов и особенности поэтики А.П.Чехова...
Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Открытый урок - исследование "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы "Mouse Mischief "...
Юмористические средства в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
урок предназначен для 6 класса по УМК Т.Ф. Курдюмовой...
Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.
Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления)....
Урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".
Урок литературы в 7 классе представляет собой анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон". К уроку прилагается презентация и самоанализ урока....