Портретные и речевые детали в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок-закрепление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portretnye_i_rechevye_detali_v_rasskaze.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Портретные и речевые детали в рассказе

А.П.Чехова «Хамелеон»

Цели:

  • показать роль художественной детали в раскрытии характеров героев произведения,  определить особенности стиля Чехова;
  • развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся;
  • воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.

Оборудование: учебник, картинки с изображением хамелеонов, карточки с понятиями, сигнальные карточки для выражения настроения,  решето, узелок, карточки с названиями художественных деталей, карточки со словами, «дерево совести».

Эпиграф: «Победа из побед – победа над собой»

  1. Орг. момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки:

красная – страх, нежелание идти на урок.

желтая – апатия, безразличие, вялость,

зеленая – стремление узнать что-то новое, интересное, нужное;

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

  1. Вводно-мотивационная часть.

Слово учителя.

Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон». Мы обобщим все наши наблюдения за два урока работы над этим произведением, обратим внимание на особенности творческой манеры писателя, в частности, на роль художественной детали.

  1. Подготовка к анализу произведения.

Понравился ли вам рассказ?

Что в рассказе Чехова самое смешное?

  1. Литературный диктант.
  • Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)
  • Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)
  • Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)
  • Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)
  • Как звали городового? (Елдырин.)
  • Во что был одет Очумелов? (В шубу.)
  • Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)

  1. Анализ произведения.

Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как деталь может характеризовать человека.( Каждую деталь записывают в тетради, вывешивается название на доске.)

  1. Где происходят события? (выборочное чтение). Обратите внимание на узелок, решето с конфискованным крыжовником.

Словарная работа.

Дежурный по словарю зачитывает.

Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.

  1. Для чего автор употребил эти детали?
  2. Представьте себя в роли Очумелова. Вы с узелком в руках идете через базарную площадь. Кругом тишина. Вдруг… Какая картина разворачивается среди тишины? (творческий  пересказ от имени Очумелова).
  3. Как выглядит Хрюкин? О чем говорит его внешний вид?(выборочное чтение)

Чтение по ролям диалога.

  1. Сколько раз Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину и решение о судьбе собаки? От чего это зависит?

  1. Почему у нас не вызывает сострадания потерпевший Хрюкин? Каким человеком он нам представляется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?

Словарная работа.

Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.

  1. Дело происходит летом, в жару. Тогда же зачем Очумелов в новой шинели? Почему он ее то снимает, то снова надевает?
  2. Как ведет себя толпа? Почему она смеется не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает ее положение Хрюкина?
  3. Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.

Очумелов – очумел, стал наглым, нагло врет;

Хрюкин – хрюкает, говорит лишь бы что;

Елдырин –Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.

  1. Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?

7.Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз,  вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

8.Творческая работа.

Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.

Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.

Словарная работа.

Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.

А как вы считаете, почему Очумелов себя так ведет? Потому что он глуп?

9.Разрыв.

Как вы думаете, кого имел ввиду Чехов, когда называл свой рассказ? (учащиеся рассматривают картины с изображением хамелеонов). Почему он так назван?

Словарная работа.

Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, в зависимости от ситуации.

Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (глаза собаки)

Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду. )

Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)

В чем смысл эпиграфа?

Перед вами деревья совести. Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.

Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.

Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте  почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

10.Рефлексия.

Карточки настроения в конце урока.

 Что взяли для себя с урока?

11.Домашнее задание.

Иллюстрации к рассказу.

12.Подведение итогов.

Выставление отметок.

А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Леонида Филатова.

- Вот вы говорите, что слезы людские – вода?

- Да.

_ Все катаклизмы проходят для вас без следа?

- Да.

- Христос, Робеспьер для вас  - лабуда?

- Да.

- И вам все равно, что кого-то постигла беда?

- Да.

И вам наплевать, если где-то горят города?

- Да.

- И боли Вьетнама не трогали вас никогда?

- Да.

- А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?

- Да…

- Но вам удается ее усмирить без труда?

- Да.

- А если разрушили созданный вами семейный очаг?

- Так…

- Жестоко расправились с членами вашей семьи?

- И?

- И вам самому продырявили пулею грудь?

-Жуть!

- Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?

- Нет!

- А вы говорите, что слезы людские – вода?

- Нет…

- Все катаклизмы проходят для вас без следа?

- Нет!

- Так, значит, вас что-то тревожит еще иногда?


Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.

Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.


Доброта,

искренность,

 грубость,

подхалимство,

жестокость,

 милосердие,

уважение к другим,

честность,

 высокомерие,

порядочность,

неравнодушие,

взаимопомощь.


Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.

Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.

Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.

Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, в зависимости от ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...

Развитие речи у не речевых детей с умственной отсталостью

Общими чертами для всех детей-имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта также грубые нарушения всех сторон психики: моторика, сенсорики, внимания, памяти, мышления, выс...

Открытый урок: Развитие речи у не речевых детей

Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....

Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»

Цель:  Изучение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями....