Портретные и речевые детали в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Портретные и речевые детали в рассказе
А.П.Чехова «Хамелеон»
Цели:
- показать роль художественной детали в раскрытии характеров героев произведения, определить особенности стиля Чехова;
- развивать навыки выразительного чтения, мышление, связную речь учащихся;
- воспитывать непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.
Оборудование: учебник, картинки с изображением хамелеонов, карточки с понятиями, сигнальные карточки для выражения настроения, решето, узелок, карточки с названиями художественных деталей, карточки со словами, «дерево совести».
Эпиграф: «Победа из побед – победа над собой»
- Орг. момент.
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.
С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки:
красная – страх, нежелание идти на урок.
желтая – апатия, безразличие, вялость,
зеленая – стремление узнать что-то новое, интересное, нужное;
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
- Вводно-мотивационная часть.
Слово учителя.
Сегодня мы будем с вами говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, все познается в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Нам сегодня будет помогать мудрый учитель, мастер юмористического рассказа, тонкий психолог Антон Павлович Чехов и его рассказ «Хамелеон». Мы обобщим все наши наблюдения за два урока работы над этим произведением, обратим внимание на особенности творческой манеры писателя, в частности, на роль художественной детали.
- Подготовка к анализу произведения.
Понравился ли вам рассказ?
Что в рассказе Чехова самое смешное?
- Литературный диктант.
- Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)
- Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)
- Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)
- Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)
- Как звали городового? (Елдырин.)
- Во что был одет Очумелов? (В шубу.)
- Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)
- Анализ произведения.
Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как деталь может характеризовать человека.( Каждую деталь записывают в тетради, вывешивается название на доске.)
- Где происходят события? (выборочное чтение). Обратите внимание на узелок, решето с конфискованным крыжовником.
Словарная работа.
Дежурный по словарю зачитывает.
Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.
- Для чего автор употребил эти детали?
- Представьте себя в роли Очумелова. Вы с узелком в руках идете через базарную площадь. Кругом тишина. Вдруг… Какая картина разворачивается среди тишины? (творческий пересказ от имени Очумелова).
- Как выглядит Хрюкин? О чем говорит его внешний вид?(выборочное чтение)
Чтение по ролям диалога.
- Сколько раз Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину и решение о судьбе собаки? От чего это зависит?
- Почему у нас не вызывает сострадания потерпевший Хрюкин? Каким человеком он нам представляется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?
Словарная работа.
Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.
- Дело происходит летом, в жару. Тогда же зачем Очумелов в новой шинели? Почему он ее то снимает, то снова надевает?
- Как ведет себя толпа? Почему она смеется не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает ее положение Хрюкина?
- Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.
Очумелов – очумел, стал наглым, нагло врет;
Хрюкин – хрюкает, говорит лишь бы что;
Елдырин –Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.
- Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?
7.Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
8.Творческая работа.
Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.
Словарная работа.
Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.
А как вы считаете, почему Очумелов себя так ведет? Потому что он глуп?
9.Разрыв.
Как вы думаете, кого имел ввиду Чехов, когда называл свой рассказ? (учащиеся рассматривают картины с изображением хамелеонов). Почему он так назван?
Словарная работа.
Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, в зависимости от ситуации.
Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (глаза собаки)
Если откровенно, не бываем ли мы с вами иногда Очумеловыми? (Да, мы стараемся приспособиться, извлечь для себя выгоду. )
Актуален ли рассказ? (Да, мы каждый день должны бороться с этими недостатками.)
В чем смысл эпиграфа?
Перед вами деревья совести. Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.
Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.
10.Рефлексия.
Карточки настроения в конце урока.
Что взяли для себя с урока?
11.Домашнее задание.
Иллюстрации к рассказу.
12.Подведение итогов.
Выставление отметок.
А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Леонида Филатова.
- Вот вы говорите, что слезы людские – вода?
- Да.
_ Все катаклизмы проходят для вас без следа?
- Да.
- Христос, Робеспьер для вас - лабуда?
- Да.
- И вам все равно, что кого-то постигла беда?
- Да.
И вам наплевать, если где-то горят города?
- Да.
- И боли Вьетнама не трогали вас никогда?
- Да.
- А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
- Да…
- Но вам удается ее усмирить без труда?
- Да.
- А если разрушили созданный вами семейный очаг?
- Так…
- Жестоко расправились с членами вашей семьи?
- И?
- И вам самому продырявили пулею грудь?
-Жуть!
- Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?
- Нет!
- А вы говорите, что слезы людские – вода?
- Нет…
- Все катаклизмы проходят для вас без следа?
- Нет!
- Так, значит, вас что-то тревожит еще иногда?
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.
Доброта,
искренность,
грубость,
подхалимство,
жестокость,
милосердие,
уважение к другим,
честность,
высокомерие,
порядочность,
неравнодушие,
взаимопомощь.
Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.
Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.
Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.
Хамелеон – ящерица, меняющая свою окраску, в зависимости от ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"
Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....
Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"
1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...
Тема «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Открытый урок по литературе...
Развитие речи у не речевых детей с умственной отсталостью
Общими чертами для всех детей-имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта также грубые нарушения всех сторон психики: моторика, сенсорики, внимания, памяти, мышления, выс...
Открытый урок: Развитие речи у не речевых детей
Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....
Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»
Цель: Изучение эффективности использования метода наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями....