Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
План - конспект урока по литературе в 5 - ом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».
Цели: - познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его в литературе, показать незаурядность личности Чехова – врача и писателя;
- характеризовать речь героев как источник комического; углубить представления детей о категориях комического;
- учить добродушно смяться над малодушием; воспитывать в детях чувство юмора.
Оборудование: проектор, толковый словарь.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. Родился чехов в 17 января1860 года в Таганроге в семье мелкого торговца. Их было четверо и братьев и сестра. Семья всегда нуждалась. Отец – суровый религиозный человек, часто наказывал Антошу. После окончания Таганрогской гимназии Чехов обучается портняжскому делу. В 16 лет остается один, так как родителя уезжают в Москву. В 1879 году Чехов тоже приезжает в Москву, поступает на медицинский факультет Московского университета. Печатается, чтобы выжить, в юмористических журналах. Подписывается смешно: Антоша Чехонте, то есть у него был псевдоним. Антон Павлович – человек необыкновенный: он был известным писателем, но поселился в деревне под Москвой, чтобы лечить простых людей. В годы голода он организует столовые, сбор средств для голодающих. Лечит людей даже в годы холеры, строит школы, создает библиотеку для крестьянских детей на свои средства. Но однажды он заразился туберкулезом, переехал для лечения в Ялту, потом в Германию, но 15 июля 1904 года он умер.
Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь узнаем немного о его творчестве.
Чтение статьи учебника
- Чем интересны рассказы Чехова? (Они очень коротки и забавны).
- Прочтите слова Бунина о Чехове. Согласны ли вы с ними? (Да, согласны, потому что Чехов действительно был умен, он умел шутить).
- Отчего шел заряд юмора Чехова? (От его жизнелюбия).
3. Подготовка к восприятию произведения.
Мы не раз уже произнесли с вами слово «юмор». Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора? (Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки, не обижается, если шутка направлена на него).
Слово юмор (записываем) означает: беззлобное изображение смешного, выставление событий, людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.
Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия». Я сейчас напишу слово «лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано. (Записываю на доске: уздечка, вожжи, седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А теперь образуйте фамилии от них или назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю: Уздечкин, Коняев, Жеребцов, Седлов, Кобылин, Гривкин и т.п.).
4. Чтение произведения.
(Читает учитель)
Словарная работа:
Уезд – округ, часть губернии.
Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.
Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.
5. Анализ произведения.
Аналитическая беседа
- Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).
- Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).
- Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).
- А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)
- Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает это шарлатанством, боится сам показаться смешным).
- Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).
- Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой!»).
- Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном даре? (Оказывается, из других городов он «пользует» через телеграф).
- Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!»).
- Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).
- А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему хочется еще что-то необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы получилось, что приказчик угодил генералу).
Чтение по ролям
Прочитаем по ролям смешную сцену воспоминания фамилии акцизного.
- Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую...» Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов, Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).
- Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже? (Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик).
- Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем, и сделал это доктор).
- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику? (Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу).
- Как повел себя приказчик после слов доктора? («Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного
слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака»).
- Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова? (Овсов).
- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям? (Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей).
- Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а приказчик вспомнил фамилию? (Совсем чуть-чуть, ведь врач только что возвращался от генерала).
Пересказ
- В этом заключается комизм ситуации, созданной Чеховым. Давайте вспомним, что такое эпизод. Прочтите определение на стр. 301. (Эпизод – отрывок художественного произведения, в котором говорится о законченном событии, происшествии).
- Какой эпизод вам запомнился больше всего? Попробуйте его пересказать близко к тексту.
Работа в тетрадях
Выпишите все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии». [Пауза].
А теперь подсчитайте, сколько всего фамилий. (40, 42, 43). Видите, и в этом проявилась фантазия писателя.
Работа с учебником
- Прочтите статью учебника «О рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», автором которой является М.Громов.
- Согласны ли вы с автором статьи, что «смешные» чеховские рассказы далеко не так просты»? Если да, то в чем же проявилась их сложность? (Около полусотни изобретенных фамилий, описание жизни старого поместья, медицинское нравоучение).
- В чем же заключается это нравоучение? (Лучше сразу надо было обратиться к врачам, чем перебирать целый словарь).
6. Итоги урока.
Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным, уничтожающим, снисходительным или иным? (Смех здесь добродушный и снисходительный, так как автор посмеивается, но не насмехается).
7. Домашнее задание.
Прочтите к уроку внеклассного чтения чеховские рассказы «Хирургия», «Пересолил», «Жалобная книга», «Налим». Обратите внимание на то, как создает автор юмористическую ситуацию.
Тест по рассказам А. П. Чехова
«Лошадиная фамилия» и «Толстый и тонкий».
1. Рассказ «Лошадиная фамилия» относится к произведениям:
а) сатирическим;
б) юмористическим;
в) трагическим.
2. Необычное в названии рассказа:
а) фамилия акцизного не имеет отношения к лошадям;
б) у лошадей не бывает фамилий;
в) фамилии, оказывается, бывают и у лошадей.
3. Бывший акцизный лечил зубы:
а) травами;
б) заговором;
в) вырывал их.
4. «Лошадиная» фамилия бывшего акцизного:
а) Жеребкин;
б) Лошаков;
в) Овсов.
5. Смех в рассказе:
а) добродушный;
б) уничтожающий;
в) снисходительный.
6. Тема рассказа «Толстый и тонкий»:
а) встреча одноклассников;
б) неравноправие людей;
в) приспособленчество.
7. Встречу с одноклассником восторженно воспринимает:
а) толстый;
б) тонкий;
в) тонкий и его семья.
8. Тонкий дополнительно подрабатывает изготовлением:
а) трубок;
б) пепельниц;
в) портсигаров.
9. Слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого:
а) бесчинство;
б) чинопочитание;
в) чинуша.
10. Неискренность тонкого в зрелом возрасте объяснима, так как он еще в детстве:
а) устраивал истерики;
б) обманывал одноклассников и педагогов;
в) ябедничал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)
Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
1Тема: Эпиграф Цели: Мастер Художник Чехов-мастер……(юморист...

Презентация "Тест по рассказам А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Толстый и тонкий"
Тест проверяет знание учащимися текста рассказов и умение анализировать их содержание....

Самоподготовка по чтению. Рассказ А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"
Самоподготовка проводится в 8классе по чтению по одноименному рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"...

Инсценировка рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"
Инсценировка позволит реализовать творческий потенциал обучающихся 7-8 классов....

Открытый урок. «Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» как юмористическая пьеса (для изучения в 8-м классе)». Евдокимов О.В.
Мягкий юмор, беззлобная ирония, грустная улыбка, а иной раз самокритичная горькая усмешка - все это разновидности психологических переживаний чеховских героев, которые не мо...

Рассказ Чехова "Лошадиная фамилия"
Презентация к уроку по литературе по рассказу Чехова "Лошадиная фамилия"...