Сюжет и герои рассказа А.П.Чехова "Хамелеон", 7 кл.
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме
Первый урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон", построенный по технологии РКМ (развитие критического мышления).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_-__2012_hameleon.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Севидова Елена Владимировна,
учитель русск. яз. и лит-ры,
г. Новокузнецк Кемеровской обл.
А.П.Чехов. Сюжет и герои рассказа «Хамелеон».
Цель: познакомить обучающихся с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон», выявить черты главного героя произведения.
Методические приёмы: работа со статьёй учебника о жизни и творчестве А.П.Чехова, подготовленное чтение по ролям рассказа «Хамелеон», мини-исследование, приёмы РКМ (технологии развития критического мыщления).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания: вопрос однокласснику.
По статье учебника об А.П.Чехове обучающиеся составляли дома вопросы. На уроке они поочерёдно задают вопросы друг другу таким образом: первый желающий называет имя одноклассника и задаёт вопрос. Если названный отвечает на вопрос правильно, он называет имя следующего одноклассника и задаёт ему свой вопрос. В случае, если ученик, которому был адресован вопрос, не знает ответа, задававший вопрос спрашивает желающего ответить, и тогда право задать вопрос переходит к тому, кто дал правильный ответ. Вопросы не должны повторяться. Через пять минут подводятся итоги, самые активные получают оценки.
III. Стадия вызова.
Приём «До – После»: в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащиеся записывают ответ на вопрос: «Кто главный герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? Какой он?»
IV. Стадия осмысления.
- Чтение по ролям рассказа подготовленными учениками.
- Приём «Фишбоун» (рыбий скелет» : в голове помещаем основной вопрос рассказа «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Это мини-исследовательская работа по тексту.
Вывод
Чья собака?
В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос («Чья собака?»), зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее). Вследствие чего они легко приходят к выводу, что главный герой рассказа – человек лицемерный, так как он менял своё мнение много раз, и угодливый, потому что менял его в зависимости от чина хозяина собаки.
V. Смысл названия рассказа «Хамелеон».
- Как вы считаете, почему так назван рассказ? (высказывания учащихся)
VI. Стадия рефлексии.
1. Приём «До – После» (заполняется колонка «После», ученики сравнивают свои ответы «До» и «После», делают вывод).
2. Приём «Хайку». Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.
1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
Пример:
Я был зрителем,
Наблюдавшим за Очумеловым.
Противно!
Я был исследователем,
Выяснявшим, каков главный герой.
Интересно.
Я видел Очумелова,
Менявшего часто своё мнение.
Ужасно!
(Это хайку, которые написали мои ученики).
Домашнее задание: выявить художественные приёмы и средства, использованные А.П.Чеховым в рассказе «Хамелеон». Ответить на вопрос: «Что сближает этот рассказ с прочитанными в 6 классе («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе. История создания, сюжет, композиция, герои
Работа ставит своей целью познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»....
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Вн.чт. №2. Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.
Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, роли эпиграфа; совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умен...
Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 6 "А" класс
Технологическая карта урока по литературе (6"А") класс. "Особенности сюжета, композиции и характеров героев рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" -...