"Мораль сей басни такова..." Басни И.А.Крылова
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Заключительный урок по произведениям А.И.Крылова, построенные с использованием технологии РКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 5а

Автор УМК: Т.Ф.Курдюмова  

Тема урока: «Мораль сей басни такова…» (по произведениям И.А.Крылова)

Место урока в курсе: заключительный урок по изучению творчества И.А.Крылова

Урок проводится после изучения раздела «Басни И.А.Крылова. Учащиеся знакомы с краткими сведениями из биографии баснописца, познакомились с басней как жанром художественной литературы и её композиционными особенностями. В творческой мастерской (построение знаний)  обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности. Учащиеся предварительно разделены на  группы по усмотрению учителя, на столах конверты с заданиями (для удобства конверты пронумерованы). Время творческой мастерской – 2 урока.

Форма урока:  нетрадиционный урок -  «творческая мастерская»

 

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цель: актуальность басен в наши дни.

Задачи:

  • предметные:
  • формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • способствовать формированию умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, строить ассоциативный ряд;
  • формировать владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • формировать понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • метапредметные:
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся через работу с текстом произведения;
  • формировать умение самостоятельно организовывать деятельность при работе в группе, давать оценку деятельности других и самооценку;
  • развивать умение выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы при анализе текстов;

  • личностные:
  • совершенствовать духовно-нравственные качества личности, уважительное отношение к русской литературе через знакомство с биографией и творчеством создателя басен;
  • способствовать развитию познавательной деятельности учащихся через совместную работу в группе, индивидуальную деятельность во время участия в учебной ситуации.

Планируемые результаты:

  • личностные:
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • стремление открывать новое знание, новые способы действия;

  • предметные:

освоение и применение литературоведческой терминологии;

построение полного и развернутого ответа при анализе произведения;

понимание актуальности художественного произведения в современном мире.

  • метапредметные:
  • понимание учебной задачи;
  • осуществление решения учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно;
  • воспроизведение и применение правил работы в группе;
  • контроль за своими действиями при решении познавательной задачи;
  • оценка своей работы на уроке;
  • умение строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, история

Формы деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Формы обучения: деятельностный способ обучения; практикум; творческие исследования; интеллектуальная игра

Оформление:

  • портрет писателя:
  • выставка книг И.А.Крылова;
  • эпиграф  «Забавой он людей исправил,

    Сметая с них пороков пыль;

    Он баснями себя прославил,

    И слава эта – наша быль.

    И не забудут этой были,

    Пока по-русски говорят:

    Её давно мы затвердили,

    Её и внуки затвердят.»      П.А.Вяземский

  • иллюстрации к басням И.А.Крылова.

Ресурсы:

  • основные: ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; тексты басен; УМК;
  • дополнительные: раздаточный материал; словари; краски, карандаши, фломастеры, бумага.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

  1. Организационный момент: внешняя и внутренняя готовность к уроку.
  2. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. (Слайд 1)
  • Слово учителя (обращение внимания на эпиграф урока и цель). (Слайд 2)
  • Создание проблемной ситуации: «Как соотносятся данные строки с темой нашего урока?»
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Просмотр мультфильма «Лебедь, щука и рак» (http://videoscope.cc/121711-lebed-rak-i-schuka-avi.html).
  • Создание проблемной ситуации: «Почему мы начали урок с просмотра именно этого мультфильма?»)
  1. Актуализация знаний.
  • Слово учителя. Н.В.Гоголь говорил, что «Басни И.А.Крылова – книга мудрости самого народа». А для того, чтобы уметь читать эту книгу, понимать её и делать выводы, нам необходимо поработать вместе.  Давайте еще раз вспомним  слова из басни И.А.Крылова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука»

А нам надо, чтобы царили согласие, успех, лад. (Слайд 3)

  • “Индукция” (создание индивидуальных ассоциаций, построение знаний на основе изученного материала)

 Посмотрите на слово “БАСНЯ”, записанное на доске. Какие слова притягивает оно к себе? (Слайд 4) (аллегория, эзопов язык, иносказание, животные, баснописец, И.А.Крылов, мораль и др.) 

  • Индивидуальная работа (по цепочке).
  • Социализация (учащиеся зачитывают свои ассоциации)
  • Группы создают индивидуальные эмблемы и защищают их. (данная работа может проводится по усмотрению учителя)
  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Группы работают с конвертом № 1 (задания одинаковые)

Ответьте на вопросы:

- Что такое басня? (Слайд 5)

- Что помогает нам опознать жанр басни? (Слайд 6)

Проблемная ситуация. Перед вами два текста. Прочитайте их и определите, какой из них является басней и почему?

В тревоге и смятении

Встречает сына мать:

-Ну, что по поведению?

-Да троечка опять!

-Ах, что за наказание?

-А в чем я виноват?

Домашнее задание

Писал мне старший брат,

Ты делала сложение,

Делил и множил дед.

Но хуже с поведением:

Помощников-то нет!

С.Погореловский «Трудное положение»

Стояла лестница однажды у стены.

Хотя ступени все между собой равны,

Но верхняя ступень пред нижними гордилась.

Шёл мимо человек, на лестницу взглянул,

Схватил, перевернул –

И верхняя ступень внизу уж очутилась.

Так человек иной уж на высоте стоит,

Гордится, и глянешь: как раз  слетит.

Возьмем в пример Наполеона:

Как сатана с небес, так он слетел со трона.

А.Измайлов «Лестница»

Учащиеся читают данные произведения и отвечают на вопросы ( басней можно считать только второе произведение, так как есть аллегория, можно выделить мораль (зачитывают). Качества человека иносказательно показаны в образе лестницы, приведен пример исторического образа)

(на доску выводятся тексты, во втором отмечены композиционные  черты басни) (Слайд 7)

Слово учителя: Действительно, вы правильно сделали вывод. Во втором тексте присутствуют композиционные особенности басни. Писатель берет образ, помещает его в определенную ситуацию, и рождается мораль.

Басни напоминают прогулку, во время которой мы не только знакомимся с прекрасной русской речью, но и выделяем социальные проблемы.  Нам, чтобы понять басню, надо вдумываться, вчитываться, надо быть очень внимательным. Именно понимание смысла помогает  нам приблизиться к замыслу автора, его видению, помогает нам увидеть нарисованную словами картину.

Общие вопросы для групп (слайд 8) (отвечают по-очереди):

- А что, по-вашему должно быть обязательно в басне? (“Может быть,  мораль?” – предполагают пятиклассники.)

– Что такое мораль? (ответы учащихся)

- Какой может быть мораль? (ответы учащихся)

На доску выводится слайд с правильными ответами (Слайд 9).

  1. Обобщение и систематизация знаний.

 “Социоконструкция” (работа в группе – басни могут быть распределены в группе)

Учащиеся работают с конвертом № 2

Задание 1 группе

Выделить мораль в басне. Объяснить ее

  1. («Волк и Ягненок»)

«У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.»                          

  1. («Ворона и Лисица»)

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»              

  1. («Петух и Жемчужное зерно»)

«Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк»          

Задание 2 группе

Выделить мораль в басне. Объяснить ее

  1. («Зеркало и Обезьяна»)

«Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.»                        

  1. («Свинья под Дубом»)

 «Невежды также в ослепленье

Бранят науки и ученье,

И все труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды»                

  1. («Кот и Повар»)

«А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить»                                

  • “Промежуточная рефлексия, самокоррекция, формирование нового информационного запроса” (выстраивание новых проблем)

Учащиеся знакомятся с результатами работы.  На доску выводится слайд с иллюстрациями и названиями басен, из которых взята мораль. Корректируют ответы. (Слайды 10,11)

  • «Социализация» (каждому участнику группы предоставлена независимость в выборе пути поиска решений, дано право на ошибку и на внесение корректив)- данное задание дифференцировано (1 группа – есть басни, которые были даны для ознакомления; 2 группа – более известные басни)

Учащиеся работают с конвертом № 3 (количество текстов может быть уменьшено или увеличено в зависимости от уровня обучаемости класса)

Задание 1 группе

Назовите басню по её строчкам

1.«То к телу их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак»          

                                           «Мартышка и Очки»

2.«Тут Воробей, случась, промолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!»

                                              «Кукушка и Петух»

3.«Ах ты, обжора! Ах, злодей! –

Тут Ваську Повар укоряет, -

Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?»

                                                      «Кот и Повар»

4.«И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу нет и ходу!»

                                          «Лебедь, щука и рак»

5.«А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще бы боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился»

                                               «Осел и Соловей»

6.«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? –

Ей Мишка отвечал»

                                            «Зеркало и обезьяна»

7.«Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы право был гораздо боле рад

Зерну ячменному…»

                               «Петух и Жемчужное зерно»

Задание 2 группе

Назовите басню по её строчкам

  1. 1.«Тогда пойдет уж музыка не та;

У нас запляшут лес и горы!»

                                                                      «Квартет»

2.«Помертвело чисто поле:

Нет уж дней тех светлых боле…»

                                                  «Стрекоза и Муравей»

3.«Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки»

                                                            «Слон и Моська»

4.«Лишь то беда, висят они высоко;

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет»

                                                     «Лисица и Виноград»

5.«Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,…»

                                                     «Волк и Ягненок»

6.«Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов —
И локти заплатил.»

                                                         «Тришкин кафтан»

7.«А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю!»»

                                                           «Демьянова уха»

На доске даются правильные ответы (Слайд 12)

Выстраивание новой проблемы. Вы уже знаете многие басни И.А.Крылова, герои которых олицетворяют какие-либо черты характера или поступки людей. Возможно ли, что, читая басни, человек научится видеть свои недостатки и исправлять их?

Учащиеся работают с конвертом № 4 (практический метод, прием познавательной активности через творческое задание; мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его осуществление).

Задание 1 группе

Напишите, аллегорией каких человеческих качеств являются в баснях животные:

Лев

Заяц

Свинья

Муравей

Стрекоза

Волк

Ягненок

Лиса

Осел

Мартышка

Ворона

Задание 2 группе

Подберите синонимы  к следующим человеческим качествам:

Глупость

Хитрость

Жестокость

Скромность

Вежливость

Беззащитность

Высокомерие

Легкомыслие

Ротозейство

Невежество

Трудолюбие

  • “Афиширование” ( зачитывают результаты работы  группы)

Группы зачитывают  ответы на задания конверта № 4

На доску выводится слайд 13 с ответами. Учащиеся сравнивают, корректируют, делают выводы.

  1. Создание творческого продукта (данное задание может быть дифференцированным)

Конверт № 5

Задание 1 группе

Сочините басню к пословице «Что посеешь, то и пожнешь»

Задание 2 группе

Сочините басню к пословице «Куй железо, пока горячо»

или

Задание 1 группе

Инсценируйте басню «Свинья под Дубом»

Задание 2 группе

Инсценируйте басню  «Ворона и Лисица»

  • «Афиширование». Промежуточная рефлексия.

Показ инсценировки басни или чтение сочиненной басни.

Создание творческого продукта (индивидуально).

Иллюстрируйте любую понравившуюся басню И.А.Крылова и подпишите, чему учит эта басня.

  • “Афиширование”.

Выставка рисунков к басням

  1. Рефлексия, самооценка”

Давайте вспомним цель нашего урока. (ответы учащихся). (Слайд 2)

Актуальные ли басни в наше время?(ответы учащихся).

Сумели ли мы подтвердить эпиграф к нашему уроку? (Слайд 2)

Сегодня вы были актерами, художниками, исследователями, знатоками басен И.А.Крылова, которые останутся для нас умными  и нужными произведениями. Прошло уже более 200 лет со дня рождения великого писателя, но его басни не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость. Попрошу вас вспомнить все, что мы делали на нашей «творческой мастерской»,, оценить свою деятельность в группе и ответить на следующие вопросы:

  • Мне было трудно…
  • Мне понравилось/  не понравилось…
  • Можно ли строки из стихотворения М.Исаковского считать выводом к нашему уроку и почему:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

                    Мы с каждым годом любим  все сильней! (Слайд 14)

  • Оцените свою деятельность на уроке и поставьте себе оценку.
  1. Оценка деятельности учащихся.

Все вы сегодня активно поработали. Сумели выстроить свои монологические высказывания. Правильно строили свои отношения при работе в группе.

Молодцы!  Всем спасибо! (Слайд 15)

  1. Инструктаж домашнего задания

Выучить наизусть басню (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...

Урок литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Аллегория и мораль».

Концепция урока - выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения. Урок направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы; в содержание урока включено рассм...

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»

Урок литературного чтения для учащихся 3 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок может использовать учитель, работающий и по другим системам обучения....

Проект по литературе по теме «Мудрость и мораль в баснях И.А. Крылова»

Разработка ученического проекта по литературе для учащихся 5 класса. Опыт коллективной и групповой работы. Первые шаги учащихся в создании учебных проектов....

Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами   М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...