Урок литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Аллегория и мораль».
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Асланова Александра Валерьевна

Концепция урока - выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.
Урок направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы; в содержание урока включено рассмотрение таких вопросов литературы, как персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, аллегория; используются приемы работы, направленные на формирование умений давать нравственную и эстетическую оценку произведению. Осуществляется деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury._basni_krylova._5_klass..doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение:  Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа N2»   города Серпухова Московской области.

Должность: учитель русского языка и литературы   Асланова  Александра Валерьевна.

Тема урока литературы:

«Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

Аллегория и мораль».

Цели урока.

1.Образовательные.

1)        Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

2)        Продолжить знакомство со словарями В.И.Даля: знакомство со сборником  «Пословицы и  поговорки», с толковым словарем.

3)        Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

4)        Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет.

 5)        Познакомить с термином аллегория.

 6)        Дополнить знания об особенностях жанра басни.

 7)        Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2.Развивающие.

 1)        Формировать самостоятельного и активного читателя.

 2)        Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

 3)        Развивать чуткость к художественному слову.

 4)        Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3.Воспитательные.

 1)        Обогащать духовный мир ученика.

 2)        Воспитывать сопротивление невежеству.

Концепция урока.

Выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.

Оборудование.

Читательские дневники учащихся, карточки со схемами для анализа персонажей басни, карточки с опорными оценочными высказываниями, словарик урока (на доске).

                                                     Оформление классной доски

                                                                  Число

Словарик урока                                        Тема                                                                  басня                                  

ленивая   мудрая                                Он баснописец и поэт народный-                       мораль

наглая   рассудительная                   вот в чем его великость.                                   тема, идея  

спокойная                                                           В.Г.Белинский                                       персонаж

беспечная                                           История твердит – вот человек                       сюжет

недружелюбное                                 каков, а должен быть каким – вещает             аллегория

невнимательное                                басня.

подлое                                                                   Вольтер                                               невежа

вежливое деликатное                                                                                                      невежда

1.Эмоциональная зарядка.

          - Начнем словами К.Паустовского: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед». Как вы понимаете это высказывание?

         -С.Маршак делает вывод: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». Слово в руках писателя творит чудо! С какими художниками слова вы познакомились, что заинтересовало вас в прочитанном на днях? Поделитесь эмоциями, «Дневник читателя»  вам поможет.

2.Сообщение темы, целей урока.

             -Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».

              -Что такое эпиграф?

              -Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их.

              -Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.

3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.

            -Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?

            -Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое-что.

   

      1)Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).

     

Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни».

Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.

Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.

Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.

            -Что нового вы узнали о басне?

 

     2)Чтение наизусть ( д.з. «Лебедь, Щука и Рак»)

 

   3)Опрос.

       -Что вы знаете о «бродячих сюжетах»?

       -Кто смог найти пару-тройку басен различных авторов, использовавших «бродячие        

        сюжеты»?    

      (  Эзоп «Муравей и Жук», Лафонтен «Кузнечик и муравей», Сумароков «Стрекоза»,  

        Крылов «Стрекоза и Муравей»).

4.Знакомство с басней «Свинья под Дубом».

        -Сюжет – цепочку событий басни Крылов придумал сам. Кому уже знакома басня?

        -Думаю, получится увлекательный разговор.

 

    1)Словарная работа.

        -В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова

              невежа    и невежда   (объясняет ученик, работавший со словарем)

    2)Целевая установка.

        -Я прочту басню, а вы приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело  

         и невежей, и невеждой?

   

    3)Чтение наизусть учителем.

    4)Беседа по восприятию (ответы на поставленный вопрос).

    5)Беседа по содержанию.

        -Прочитайте басню про себя, о чем басня?

                                   Физкультминутка

       -А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.

                             Стоит дуб-стародуб,

                            На том дубе-стародубе

                            Сидит птица-вереница,

                            Никто ее не понимает –

                            Ни царь, ни царица,

                            Ни красная девица.

                                         (Солнце на небе)

      6)Пообразный анализ

          -У нас на уроке – помощник, литературоведческий жучок (знакомство со схемой)

    1.Портрет.__________                                                      __________   4.Отношение

                                                                                                                к другим персонажам.

   2.Речь.____________________    ОБРАЗ-ПЕРСОНАЖ   ____________5.Характеристика      

                                                                                                                  другим персонажем.

  3.Поступки.________________                                          ___________6.Авторская

                                                                                                                   характеристика.

-На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?

-Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?

-С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?

-Прочитайте реплики Свиньи.

-Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?

-Оцените ее действия.

-Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?

-Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?

-В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?

-Каких людей подразумевает автор?

-Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется   аллегорией.  Аллегория – иносказание.

-Как нужно читать слова Свиньи?

                Литературная минутка «Отгадай, кто я?»

-…мудрый, могучий, вековой, рассудительный…(дуб)

-Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?

-Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?

-С каким чувством люди-язычники относились к дубу?

-Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию?

-Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.

-Что означает слово  «вековой»?

-Прочитайте слова Дуба.

-Как понимаете слово «промолвил»?

-Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?

-Как нужно прочитать слова Дуба?

-Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова.

-Скажите о нем несколько слов.

-Как нужно прочитать его слова?

       

в)Работа со словами морали.

-Какова тема басни?

-Где отражена тема?

-Идея басни?

-Где сосредоточен ее смысл?

-Что такое мораль?

-Как понимаете слова морали?

-С каким чувством автор выражает свою позицию?

5. Чтение по ролям.

6.Работа со словарями.

  -Образ свиньи нашел отражение во многих пословицах и поговорках. Послушайте, постарайтесь понять смысл (работавшие дома со словарями).

-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре и в литературе?

7.Домашнее задание.

   Басню выучить наизусть, определение аллегории знать, иллюстрации с комментариями (по желанию).

8.Оценочные высказывания.

   Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.

               Меня захватывают басни Крылова тем, что …

               В баснях Крылова, как живые, …

              Поэт не спешит с моралью …

              В басне иронично …

              Секрет басни в том, что …

              Герои незабываемы, потому что …

9.Работа с эпиграфом.

   Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.

   Оценивание работы на уроке.

Источники:

  1. «Литература.5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 3-е изд. –М.:Просвещение,2002»
  2. Курдюмова Т.Ф. Литература.5 кл.: Методические рекомендации. -М.: Дрофа,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта по литературе по басне Крылова "Свинья под дубом"

Данная технологическая карта предназначена для учителей русского языка и литературы....

Рабочий лист к уроку литературы: басни "Листы и корни", "Свинья под дубом"

Данный рабочий лист предназначен для использования на уроках литературы и направлен на изучение двух басен Ивана Андреевича Крылова: "Листья и корни" и "Свинья под дубом". Осно...