Проект по литературе по теме «Мудрость и мораль в баснях И.А. Крылова»
проект (5 класс) на тему

Мустафина Ольга Петровна

Разработка ученического проекта по литературе для учащихся 5 класса. Опыт коллективной и групповой работы. Первые шаги учащихся в создании учебных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по литературе по теме «Мудрость и мораль в баснях И.А. Крылова»

Выполнили: ученики 5 «В» класса

Руководитель: Мустафина О.П.,

учитель русского языка и литературы

Тема. «Чему нас учат басни И.А. Крылова?»

Цели : 1)проанализировать басни И.А. Крылова;

2) сделать вывод о морали и мудрости в баснях И.А. Крылова

Задачи:

  1. Поиск и сбор информации;
  2. Анализ и обобщение собранной информации;
  3. Представление результатов исследования.

Предмет исследования. Басни И.А. Крылова.

Гипотеза. Предположим, что басни Крылова учат нас быть добрыми, честными, справедливыми.

I.Основная часть.

1. Что же такое басня?

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. В ней действуют люди, предметы, животные, которым приписываются человеческие качества и переживания.

Вывод, мораль помещается в басне или в её начале, или в конце.

Басня делится на 2 части: основное повествование и мораль (нравоучительный вывод),аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек). Также в баснях используются и другие средства выразительности олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых); эзопов язык (язык, маскирующий подлинные мысли автора).

2. Что такое мораль и мудрость в басне.

Мораль – общепринятые традиции, негласные правила, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мудрость – свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учетом конкретной ситуации.

II. Анализ результатов исследования.

Для того чтобы исследовать как проявляется мудрость и мораль в баснях И.А. Крылова, мы решили изучить несколько басен.

Мы часто слышим выражение «А Васька слушает да ест», но не понимали, когда и при каких жизненных обстоятельствах его необходимо употреблять в речи. В сборнике «Русская басня ХVIII-XX веков» нашли басню «Кот и Повар», прочитав её, поняли, что один (Повар) говорит, стыдит, убеждает, а другой (Кот), не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Для себя мы сделали вывод, что это выражение говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

В басне «Лебедь, щука и рак» мы встретили выражение «Да только воз и ныне там». Прочитав басню, выяснили, что оно говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Это выражение можно использовать и для нашего класса при проверке домашнего задания. Все знают, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять не подготовились.

В басне «Кукушка и петух» есть выражение:

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

Прочитав её и исследовав, мы пришли к выводу, что взаимные похвалы не бывают искренними. Обычно так говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

В басне «Зеркало и обезьяна» есть такое выражение:

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Прочитав басню, поразмышляв над ее содержанием, мы поняли, что вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли у тебя самого. Это говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Вывод. Прочитав несколько басен, поразмышляв над их содержанием, над крылатыми выражениями, которые часто встречаются в речи, мы пришли к выводу, что басни И.А. Крылова учат нас быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идёт о людях. Автор помогает нам оценить их поступки, и возможно, не повторять их ошибки.

Список литературы

1. Андреева М. С., Короткова М. П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию со

дня рождения. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Русская школьная

библиотечная ассоциация, 2008. – Прилож. К журналу «Школьная

библиотека».

2. Архипов, В. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: Моск. Рабочий,

19с.

3. Дело было так… Басенки, побасенки. – М.: Белый город, 2008. – 126 с.: ил.

– Содерж. Адаптированные для современного читателя младшего возраста

произведения русских писателей А. Сумарокова, И. Дмитриева, И.

Хемницера, А. Измайлова, М. Хераскова, Д. Давыдова и др.

4. Десницкий, А. В. Иван Андреевич Крылов: Пособие для учащихся. – М.:

Просвещение, 1983. – 143с. – (Биография писателя).

5. Иванов, В. М. Ларец мудреца: Повесть. – Л.: Лениздат, 1973. – 216 с.

6. Крылов, И. А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс,

1996. – 704с. – («Круг чтения: школьная программа»).

7. http://ru. wikipedia. org/wiki/Файл:KrylovBasnopisetsByEggink. jpg

8. http://ru. wikipedia. org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич

9. http://www. *****/lafonten/

10. http://www. *****/ezop/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Проект по литературе на тему:"Традиции А.С. Пушкина в творчестве Булата Окуджавы"

Открыть учащимся мир поэзии Б.Окуджавы, показать его связь с русской классической литературой на примере творчества А.С.Пушкина; воспитывать чувство сопричастности судьбе русской культуры; развивать н...

Ларец мудрости (литературная игра по басням И.А. Крылова)

Ларец мудрости.Литературная игра по басням И.А. Крылова. Цели: воспитание нравственных качеств на примере басен И.А. Крылова; обобщение и систематизация знаний по творчеству И.А. Крылова; развити...

Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"

Презентация урока литературы в 6 классе на тему "Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова"...

Проект по литературе на тему: «Телевидение и литература: что окажется сильней?»

Проектная работа посвящена сложной проблеме взаимодействия или противостояния телевидения и литературы....

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  с...