План- конспект урока (сценарий урока). Тема: К нам едет ревизор! (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
План- конспект урока (сценарий урока).
Тема: К нам едет ревизор! (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Предмет: литература
Класс: 8 класс
Тема и номер урока в теме: Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор», урок № 9.
Базовый учебник: «Дом без стен» Учебник по литературе для 8 класса. Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др.- М.: Баласс, 2010. В 2-х частях
Цель урока:
Деятельностная цель: сформировать у учащихся умения находить общие черты в родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.
Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», о её жанровом разнообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_poslat_kakoy-nibud.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока (сценарий урока).
Тема: К нам едет ревизор! (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Предмет: литература
Класс: 8 класс
Тема и номер урока в теме: Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор», урок № 9.
Базовый учебник: «Дом без стен» Учебник по литературе для 8 класса. Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др.- М.: Баласс, 2010. В 2-х частях
Цель урока:
Деятельностная цель: сформировать у учащихся умения находить общие черты в родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.
Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», о её жанровом разнообразии.
Задачи:
Личностные:
- развивать духовно- эстетические потребности учащихся;
- обогащать эмоционально- волевую сферу ребенка;
-развивать интерес к литературе, умение найти свою позицию в литературе;
- воспитывать литературную культуру учащихся;
Метапредметные:
- связь искусств, их близость в культурно – творческом плане;
- знакомство с метапредметными понятиями как аргумент - факты, общее- частное.
Предметные:
- учить размышлять над содержанием литературного произведения;
-рассуждать о литературоведческих понятиях;
- видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие;
-учить понимать литературный язык, литературные термины;
-учить слушать и анализировать драматические произведения;
- познакомить с творчеством Н.В. Гоголя.
Тип урока: урок рефлексии с элементами открытия новых знаний.
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-обобщение
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (анализирование, рассуждение, работа с источниками информации, с учебником).
Необходимые технические оборудования: компьютер, медиа- проектор, ЭОР.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | УДД |
1 | Активизация внимания. Создание эмоционального настроя на работу, вызов мотивации, интереса. | Стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает интерес. Знакомит с метапредметными понятиями аргумент- факт, ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы. -Господа, к нам едет ревизор! Из какого произведения взяты данные слова? -Нами прочитано данное произведение, мы посетили Русский драматический театр, проанализировали пьесу, читали её по ролям. Как вы думаете, чему мы можем посвятить заключительный урок? Ваши версии. | Эмоционально-образный настрой к уроку. Выдвигают аргумент к теме.
-Из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». -Рассмотрим пьесу в целом; обобщим полученную информацию; выскажем своё мнение по поводу пьесы. | Личностные действия: смыслообразование; Регулятивные действия: целеполагание, планирование; Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы); Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) |
2 | Постановка проблемы. Актуализация знаний. | Выдвигает проблему урока, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы. Оглашает цель урока, к которой подвели ответы учащихся. -Цель урока – обобщить изученное по пьесе и выразить собственную точку зрения на это произведение. | Размышляют, анализируют, высказывают свои умозаключения. Находят факты, разделяют общие и частные понятия, определяют дальнейший ход урока. | Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
|
3 | Введение в тему урока | - К нам едет ревизор! Пьеса «Ревизор» - классика русской литературы, мировой литературы. Она заставляет нас задуматься над многим, над разными вопросами: социальными, нравственными, философскими. | Учащиеся заранее разделились на группы «Историки», «Литературоведы», «Театраловеды», «Критики». Они слушали, читали, анализировали, находили нужную информацию в учебниках, Интернете, дополнительной литературе. Сопоставляли факты исторические, художественные. |
|
4 | Совместное открытие нового знания через прослушивание сообщений, сделанных группами. | Привлекает учеников к прослушиванию сообщений, организует работу в группах, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи, коллективное обсуждение. Знакомит с метапредметным понятием – аргумент на примере истории создания пьесы. Вовлекает учеников в обсуждение услышанного. | Работают в группах (творческих мастерских), демонстрируют презентации, раскрывают темы «История создания пьесы» -«Историки», «Сюжет пьесы, система персонажей, миражная интрига»-«Литературоведы», «История постановок пьесы в театре»- «Театраловеды», «Пьеса в критической литературе»-«Критики». После каждого сообщения участники других групп высказывают собственное мнение по полученной информации и заполняют лист мнений (приложение 2). Обсуждают, выдвигают гипотезы ответа на вопросы, анализируют полученную информацию. Учащиеся приходят к выводам, что 1) история создания пьесы имеет реальную историческую основу; 2) сюжет, построенный на миражной интриге – интересный литературный приём.
| Личностные действия: смыслообразование; Регулятивные действия: целеполагание, планирование; Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы); Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) |
5 | Физминутка | Соблюдение здоровьесберегающих технологий. | Участие в физминутке, коллективные движения. |
|
6 | Совместное открытие нового знания через прослушивание сообщений, сделанных группами. | Создает проблемную ситуацию, проводит слушание выступающих. Организует работу в группах.
| Из дополнительных, источников (учебник, сообщения) получают знания об 3)истории постановок пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»; 4) критических статьях по пьесе. Слушают, анализируют, находят ответы на вопросы учителя. Оценочную деятельность проводят в листах мнений. | Личностные действия: стремление к созидательной деятельности. Познавательные действия: (общеучебные, логические); Коммуникативные действия (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) |
7 | Мини-диспут по «немой сцене». | Организует мини- диспут по теме «Значение немой сцены в комедии». Связывает диспут с проблемой урока. Выстраивает логическое построение в драматургии урока. Правила проведения диспута: А) Если Вы пришли на диспут, обязательно выступите и докажите свою точку зрения. Б) Говорите просто и ясно, логично и последовательно. В) Говорите только то, что Вас волнует, в чем убеждены, не утверждайте того, в чем не разобрались сами. Г) Спорьте по-честному: не искажайте мыслей того, с чьим мнением Вы не согласны. Д) Не повторяйте того, что до Вас уже было сказано. Е) Лучшее доказательство - точные факты, твердая логика. | Участвуют в коллективной деятельности – диспуте. 1) Точка зрения Н.В. Гоголя (то есть финал комедии - это мысль о наступающем возмездии); 2) Точка зрения В.Г. Белинского (ограниченность немой сцены); 4)В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». 5) Особая точка зрения у М. Храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку - в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..» Каждый участник мини-диспута доказывает собственную точку зрения и все вместе приходят к выводу, что «немая сцена» – интересное явление русского театра и трактовка его субъективна. | Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) |
8 | Домашняя работа | Настраивает на выполнение творческих заданий. Сочинение «Моё мнение по поводу значения «немой сцены» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Слушают инструктаж учителя, выявляют предварительные затруднения. | Регулятивные действия: планирование. |
9 | Рефлексия. Итог совместной работы. | Организация работы закрепления знаний в игре «Вопрос- ответ». Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся. Обобщили ли мы материал по комедии «Ревизор»? | Осуществляют самопроверку по эталону в игровой деятельности, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Формулируют основные знания. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку. | Регулятивные действия: оценка результата урока. Личностные: умение оценивать свою работу и работу других |
10 | Выставление оценок | Организует и направляет самооценку учащихся | Осуществляют самооценку собственной деятельности | Регулятивные действия: оценка результата урока. Личностные: умение оценивать свою работу и работу других |
Приложение 2. Лист мнений.
Группы выступающих учащихся (эксперты) | Что нового вы узнали из сообщения экспертов? Заинтересовало ли вас эта информация? |
Историки | |
Литературоведы | |
Театраловеды | |
Критики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")
Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....
План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....
План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»
Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....