Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 8класс.
Цели урока: углубить знания детей о мастерстве писателя, о жанрах драматических произведений; об особенностях комедии как жанра; помочь осмыслить произведение.
Задачи уроки: раскрыть нравственные пороки чиновников; повторить понятия композиция, сюжет; развивать речь, умение формулировать тезисы и подбирать к ним точные цитаты, делать выводы.
Ход урока.
I. Сообщение темы и задач урока.
II. Проверка домашнего задания.
-- Какую роль в жизни Н.В. Гоголя играл театр? (Домашний театр Трощинских; сочинения отца; участие в гимназических постановках (комические роли). Театр – «кафедра…»)
-- Расскажите об отношении писателя к истории. (Любил историю с детства; изучал историю искус-
ства, литературы, архитектуры европейских и других народов.)
-- Что лежит в основе гоголевского понимания истории? (История сохраняется в фольклоре, в языке, народных легендах.)
-- Назовите произведения Гоголя, в которых он обращается к истории. (Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», повесть «Тарас Бульба»,..)
-- Какую историческую опасность видел Гоголь в России? (Страна теряла духовные силы…)
-- О чем в связи с этим мечтал писатель? (О комедии «со злостью и солью», чтобы смехом потрясти человеческие сердца…)
-- Кто и каким образом помог Гоголю с замыслом комедии? (Окт. 1835г, Пушкин дал сюжет…)
--Когда и где состоялась премьера комедии? (19 апреля 1836г., Петербург; 25 мая 1836г., Москва.)
-- Кто исполнил роль Городничего? Хлестакова? (И. Сосницкий, Н. Дюр.)
-- Кто еще из известных актеров исполнял эти роли? (М. Щепкин, Д. Ленский, А. Миронов.)
-- Какой отклик вызвала постановка у публики? У автора? Почему? (Резкие разногласия. Провал.)
-- Какую «Развязку» придумал Н.В. Гоголь к «Ревизору»? (Автор придал комедии аллегорическое толкование…)
III. Итоги работы.
IV. Анализ первого действия.
-- Каково ваше впечатления от прочитанного? Какие эпизоды комедии вызвали у вас самый сильный смех?
-- Что называется завязкой комедии?
-- Какие слова городничего привели в действие сюжет комедии?
-- Есть ли в первом действии экспозиция?
-- В чем ее своеобразие?
-- Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим?
-- Каким вы увидели город? (Применяя цитирование.)
(«Не пограничный, хоть три года скачи, ни до какого государ-
ства не доедешь…» (явл. 1);
уездный лекарь—иностранец;
берут взятки, дают взятки;
пьянство среди мелких чиновников, полицейских (явл. 4);
«на улицах кабак, нечистота» (явл. 5);
произвол.
-- Дома вы «собирали материалы» для «разоблачения» чиновников. Дайте характеристику каждому из них.
(Примерный план: должность, внешний вид, речь, поступки, особенности поведения, взаимоотношения, влияние на окружающих; цели жизни, основные интересы;как повели себя после известия о приезде «ревизора».)
Примерные «материалы».
Антон Антонович Сквозник- Дмухановский. Городничий.
«Черты лица его грубы и жестки. Волоса стриженые, с проседью.
Одет в мундир с петлицами и в ботфортах со шпорами.
Говорит ни громко, ни тихо, ни много, нимало; постарел на службе…» (из замечаний);
«…как за всяким, водятся грешки...» (из письма, явл. 1);
«…чтобы все было прилично…» (Землянике);
«Вам тоже посоветовал бы…» (судье);
«Нет человека, который бы за собою не имел каких- нибудь грехов…» (судье);
«…каждое воскресенье бываю в церкви…» (судье);
«…в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было…» (судье);
«…Он ученая голова—это видно, и сведений нахватал тьму…» (смотрителю);
«...Страху- то нет, а так, немножко… Купечество да гражданство (явл. 2)
меня смущает. Говорят, что им солоно пришелся…» (почтмейстеру; просьба
следить за перепиской;
«…сделайте милость…»
«Ничего, ничего. Другое дело, если бы вы из этого публичное что- нибудь
сделали…» (почтмейстеру);
«…не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит
в голове…» (судье);
«…Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена
унтер- офицерская жена!..» (явл. 3);
«…авось, Бог вынесет и теперь…» (судье);
«…О, лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы (явл. 4)
из- под полы и готовят. Пусть каждый возьмет… по метле!.. (квартальному);
не по чину берешь!..»
«…грешен, во многом грешен. Дай только, Боже, чтобы сошло с рук
поскорее,.. поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил:
на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску.» (явл. 5)
Аммос Федорович Ляпкин- Тяпкин. Судья.
О внешности ничего.
Прочитал 5-6 книг. «Потому несколько вольнодумен. Охотник боль-
шой на догадки…» (из замечаний);
«…здесь тонкая и больше политическая причина…» (явл. 1);
«Грешки грешкам—рознь…» (городничему);
«Да ведь сам собою дошел, собственным умом»
«…достанется вам когда- нибудь за это» (явл. 2, почтмейстеру);
«…шел,…чтобы попотчевать вас собачонкаю…»
«…травлю зайцев на землях и того и у другого» (городничему);
«…Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну
в докладную записку…» (явл. 3).
Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений.
«…очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но проныра
и плут. Очень услужлив и суетлив». (Из замечаний);
«…Человек простой: если умрет, то так умрет…» (явл.1);
«…Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем
Коридорам несет такая капуста…» (явл.3).
Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер.
«…простодушный до наивности…» (из замечаний);
«А что думаю? Война с турками будет».
«А если так, то войны с турками не будет». (явл.2);
«…Этому не учите,.. смерть, люблю узнать, что есть нового
на свете…» (городничему).
Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.
«Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься…» (явл.1).
--Какова обобщенная характеристика чиновников уездного
города?
Вывод: городское хозяйство запущено; произвол полицейских чинов, фактическое отсутствие всякой медицинской помощи, самоуправство почтовых чиновников, запущенность и неразбериха
в уездном суде, взяточничество, казнокрадство, чувство безнаказанности чиновников,
бесправие жителей.
--Как и почему чиновники поверили в то, что неизвестный молодой человек и есть «ревизор»?
(Определяющим в личности «ревизора» явились «недурная наружность»,
«партикулярное платье»,«в лице этакое рассуждение…»,а главное, «другую неделю живет…
Забирает все на счет… ни копейки не хочет платить …», «в чужие тарелки заглядывает».
--Так что же движет чиновниками?
Вывод: страх затмил разум, стал править их мыслями и поступками.
V. Итог урока.
Д/З: продолжить сбор «материалов» на чиновников, Хлестакова (по 2,3 действиям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "разоблачение пороков чиновников" в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" 8 класс
Данный урок-спектакль проводится в 8 классе по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Требует подготовительной работы с обучающимися, но результат не заставит себя ждать....
Урок литературы (с использованием ИКТ) "Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Тема урока – «Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»Этот урок 2-й в системе уроков, предыдущая тема «Страницы жизни Гоголя». Следовательно, это урок изучения нового мат...
Нравственность и безнравственность в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Разработка бинарного урока по литературе и обществознанию в 7 классе по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"...
"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....
Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"
Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...
Сценарий урока "Над чем смеёмся, или чьё мы дурачьё?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Данный комбинированный (синтетический) урок позволяет органично объединить получение новых знаний о комедии (например, понять, на чем строится юмор Гоголя , почему его нельзя назвать рефлекторны...
План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...