Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспект урока  литературы в 8 классе по

теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор".

Приемы создания комического»

 

                                             Автор: учитель русского языка и литературы

                                    МАОУ «Гимназия   (английская)» г. Магадана

           Лепешкина Лариса Елизаровна

 

 

Эпиграфы к уроку:

- *&►

1) ... С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык, он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре.

                                                                              В. Стасов

2) Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду

еще никому не известный юмор.

                                                                             В. Стасов

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, мультимедийная презентация, выставка книг о творчестве писателя, произведения Н.В. Гоголя, словари фразеологизмов, крылатых слов

 

Цели:1) вспомнить приемы создания комического эффекта, найти их в пьесе Н.В.Гоголя, определить роль в комедии;

         2) показать учащимся, в чем заключаются особенности драматургического мастерства Н.В.Гоголя, его неповторимая манера письма;

         3)прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать внимательного, любознательного читателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_gogolyu.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  литературы в 8 классе по

теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор".

Приемы создания комического»

                                             Автор: учитель русского языка и литературы

                                    МАОУ «Гимназия   (английская)» г. Магадана

           Лепешкина Лариса Елизаровна

Эпиграфы к уроку:

- *&►

1) ... С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык, он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре.

                                                                              В. Стасов

2) Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду

еще никому не известный юмор.

                                                                             В. Стасов

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, мультимедийная презентация, выставка книг о творчестве писателя, произведения Н.В. Гоголя, словари фразеологизмов, крылатых слов

Цели:1) вспомнить приемы создания комического эффекта, найти их в пьесе Н.В.Гоголя, определить роль в комедии;

         2) показать учащимся, в чем заключаются особенности драматургического мастерства Н.В.Гоголя, его неповторимая манера письма;

         3)прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать внимательного, любознательного читателя.

 1. Вступительное слово учителя:

    Русский писатель  Н.В. Гоголь неповторим. Войти в его мир, понять его - значит удивиться его мастерству. Он, как и всякий классик, необыкновенный мастер слова, кого ни с кем не спутаешь. Особенно гениален писатель в языке. Хочу напомнить известные слова Гоголя о русском языке. Он восклицал: "Перед нами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовет нас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его". И сам он дал нам возможность увидеть эту громаду, возможность наслаждаться неизмеримостью языка в своих произведениях, в частности, при чтении его пьесы "Ревизор". Вот как охарактеризовал язык  Гоголя один из крупнейших критиков 19 века В. Стасов: " С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре ".

  • О каком новом языке говорит В. Стасов? (мультимедийная презентация, слайд, портрет критика)
  • В чем особенности языка произведений Н.В. Гоголя?  На эти вопросы  попытаемся хотя бы частично ответить сегодня, так как увидеть и осмыслить мастерство писателя на одном уроке невозможно. Эта работа нам предстоит и в дальнейшем.

2. Проверка домашнего задания.

Прочитайте выписанные из текста комедии фразеологизмы. С какой целью они употреблены Гоголем? (Они делают язык афористичным, богатым, красочным, эмоциональным, позволяют  писателю кратко и точно выразить мысль и чувства). Но в тексте комедии они выполняют и роль приема создания комического эффекта.

— Вспомните и другие приемы создания комического, знакомые вам по предыдущим урокам. (Учащиеся называют эти средства, говорят о том, в каких произведениях они встречаются: создание комической ситуации в рассказах А.П. Чехова, гипербола и гротеск в романе Ф.Рабле " Гаргантюа и Пантагрюэль", в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова - Щедрина, "говорящие фамилии" в пьесе Д.И.Фонвизина "Недоросль") и др. (слайды)

а) "Говорящие фамилии", роль этого приема в пьесе Гоголя "Ревизор" (проверка домашнего индивидуального задания)

3. Освоение нового материала

- А теперь  попытаемся найти примеры использования этих средств в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор", определим их роль. Эту работу вы будете выполнять в группах в течение 10 минут. Перед тем, как вы начнете искать нужные примеры - приемы создания комического, повторите определения этих понятий по литературоведческому словарю (учащиеся работают со словарями).

      Итак, вы можете приступать:

1 группа ищет в тексте приемы использования гротеска и гиперболы

2 группа - примеры использования приема несоответствия

группа - примеры использования иронии.

     Когда вы называете пример из текста, то остальные учащиеся каждой группы определяют роль вами  названного средства.

      Выступают представители от групп. В момент обсуждения примеров из текста учитель оказывает необходимую помощь учащимся. (мультимедийная презентация, слайды)

     Называя примеры, которые были найдены в тексте, учащиеся определяют роль этих средств, их назначение в раскрытии идейного содержания пьесы Н.В.Гоголя "Ревизор", в характеристике персонажей.

4.Подведение итогов.

Заключительное слово учителя: «Гоголь использовал многообразные формы создания комического, в этом вы убедились сами. Вы помните слова писателя о том, что смех - единственный положительный герой в пьесе Гоголя " Ревизор". Гоголь верил во врачующую силу смеха, с этой верой он и создавал свое произведение»

— Прочитайте второе высказывание В. Стасова, взятое в качестве эпиграфа. Как вы его понимаете? Как оно непосредственно с содержанием комедии. (Юмор не просто заставляет смеяться, он заставляет задуматься над тем отрицательным, что есть в каждом из нас, порождает стремление стать лучше).

5. Домашнее задание для  учащихся (по выбору):

1.Напишите сочинение – миниатюру о том, как  помогли в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" названные вами средства создания комического раскрыть характер какого - либо героя (по вашему выбору);

2. Согласны ли вы со словами  критика В. Стасова: "С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре ". Напишите сочинение – рассуждение.

3. Попробуйте создать мультимедийную презентацию по теме «Средства создания комического в произведениях А.П. Чехова, Н.В.Гоголя» (для сильных учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы создания комического в художественном произведении.

«Мир уцелел, потому что смеялся».Приемы создания комического в художественном произведении. Цель урока:овладение знаниями о приемах создания комического в литературном произведении.Задачи:1)...

«Способы создания комического в драматургии Евгения Львовича Шварца»

Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Львович  Шварц. Его сказки -  добрые и открытые людям, как и сам писатель — знает каждый; фильмы, поставленные по его...

Научная работа по теме "Приемы создания комического в произведениях Гоголя"

       Вопрос о сущности комического является одним из самых сложных в литературоведении. Над разрешением проблемы комического работали многие известные ученые и филос...

Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.

  Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...

Средства создания комического. Практикум.

Практическая работа  на основе текстов  М.Е.Салтыкова-Щедрина...

Приемы создания комического - урок внеклассного чтения 6 класс.

Представлена технологическая карта урока внеклассного чтения в 6 классе на тему "Приемы создания комического".Данная разработка будет уместна при проведении уроков литературы в 6 классе при изучении т...