Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цели. Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ действия в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить видению нового знания о художественной структуре романа в русле общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего изучения творческой лаборатории Достоевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс
Нефедова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
ЧОУ «Школа экономики и права» г. Санкт-Петербург
Цели:
Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ действия в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить видению нового знания о художественной структуре романа в русле общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего изучения творческой лаборатории Достоевского.
Ход урока
Оформление доски: портрет писателя и слова Л. Гроссмана "Измученное мыслью лицо, словно все прожженное страстным пламенем".
Беседа с учениками с целью контроля, систематизации и развития полученных знаний:
Учитель:
-Какая мысль, сжигающая писателя, заключена в названии романа?
Ученики:
-Мы видим объединяющее и одновременно разъединяющее. И при несоразмерности частей: преступление - 6 дней (это1/6 романа), а наказание - 7 дней, но 5/6 текста. Всего 10 страниц занимает эпилог, но по времени это 9 месяцев! Т. о., наказание - "восстановление" разрушенного преступлением человека- путь более долгий и мучительный.
Учитель:
-Какие главные особенности структуры романов Достоевского были отмечены исследователями?
Ученики вспоминают и объясняют термины ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (Энгельгардт)
и ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ (Бахтин).
Учитель:
-Основа композиции романа" Преступление и наказание"- опровержение одной страстной идеи БУНТА и возвышении противопоставленной ей авторской идеи СМИРЕНИЯ. На какие составляющие условно разделена преступная идея бунта?
Ученики:
-"Арифметическая" и "аристократическая» (объясняют значение терминов).
Учитель:
-Как композиционно расположены эти идеи?
Ученики:
- Одна - до , а другая после преступления. Первую читатель воспринимает как распространенную среди многих, а вторая словно разработана самим Раскольниковым.
Учитель:
- Какими художественными путями во второй части романа будут опровергаться эти преступные идеи?
Ученики:
-Опровержением первой идеи является обилие смертей именно тех, кому Раскольников хотел подарить "тысячу " жизней, а несостоятельность второй автор передает через невыносимые муки совести и постоянную боязнь возмездия - отнюдь не "наполеоновские" чувства.
Учитель:
- Еще один важный композиционный аспект - введение опошляющих двойников. Лужин опошляет, снижает "арифметическую" теорию: ни Дуня, ни Соня, ни Раскольников не вписались в расчеты, и Лужин с позором покидает "поле боя" идей. Свидригайлов снижает, по сути убивает "аристократическую" теорию Раскольникова: если тебя не воспринимают как "наполеона", то тупик и самоубийство. На следующем уроке два ученика приготовят для нас компьютерные презентации( дается индивидуальное задание по желанию учеников или учителя о роли Лужина и Свидригайлова в романе Достоевского).
Главный противовес преступной идее бунта - всепобеждающая идея СМИРЕНИЯ и СОСТРАДАНИЯ. При этом авторская идея "поселена"в образ хрупкой, внешне уязвимой, но внутренне сильной и даже всесильной Сони: к ней тянутся все композиционные нити романа вплоть до эпилога. Но важную роль играют и другие авторские носители всепобеждающей идеи - молодой Разумихин и опытный Порфирий Петрович.
Ученик (это было его индивидуальное задание на предыдущем уроке) делает сообщение о роли Разумихина и Порфирия в системе романа.
Учитель:
-Суд над Раскольниковым не стал ни кульминацией, ни развязкой повествования. Он дан в романе конспективно, по сути, в кратком изложении, словно это какое - то незначительное, незначимое событие? Почему?
Ученики:
- Потому что главное наказание Раскольникова - муки совести, тесно связанные с крушением преступных теорий. Именно поэтому такую важную роль играет обычно не такая значимая часть как ЭПИЛОГ, ведь именно в эпилоге романа Достоевский покажет окончательное восстановление человека в преступнике, сбросившем оковы преступных теорий. Соня, Евангелие и просторы Сибири - знамение истинного возрождения.
Учитель:
- Почему Сибирь, а не Петербург?
Ученики:
- Петербург у Достоевского - город Убийца, человек не может возродиться там, ведь время действия эпилога - 9 месяцев. За это время в Раскольникове рождается новый человек.
Учитель:
-При этом писатель оставляет финал открытым, возможно, потому, что человек, даже заново родившийся, всегда тайна, поэтому невозможно поставить точку в его судьбе. Борьба идей вечна и не завершится в ближайшем будущем. Открытый финал - приглашение к вечному размышлению над преступлением и наказанием в жизни человеческого общества.
Итак, назовем и запишем главные особенности композиции романа Достоевского "Преступление и наказание":
1.Несоразмерность частей.
2.Введение опошляющих двойников.
3.Введение авторских персонажей.
4.Отсутствие подробного описания суда.
5.Открытый финал.
Как вы думаете, какой важный элемент композиции мы не отразили в этих выводах?
Ученики:
- По-видимому, сны Родиона Раскольникова?
Учитель:
- Да, и это будет домашним заданием: письменная работа" Роль снов Раскольникова в раскрытии замысла автора".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть разные аспекты образа города ....
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнений" в 9 классе
Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнеий" в 9 классе...
Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»
пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных дисциплинах.Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....
Презентация к уроку "Систематизация знаний (1 том романа "Война и мир")".
В презентации представлен материал по 1 тому романа "Война и мир" Л.Н. Толстого....
Контроль знаний по теме "Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание"
Контроль знаний по теме "Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание" (10 класс)...
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". История создания,композиция романа.
Презентация по литературе для 10 класса по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В презентации представлена информация: история создания романа, композиция романа....