Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»
проект (10 класс) на тему
пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных дисциплинах.
Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Объектом настоящего исследования является понятие «пространство».
Материалом для настоящей работы послужил интерес к проявлению влияния пространства на психологическое состояние человека.
Цель настоящего исследования — раскрытие «пространства» через описание в произведение, через физическое понятие.
Достижение поставленной цели способствует реализации частных задач:
1) определить теоретическую и практическую базу исследования;
2) выявить особенности понятия «пространства» с точки зрения различных школьных дисциплин.
3) установить характеристику данного понятия
4) сконструировать макет каморки, провести расчет пространства (каморки), создав программу для вычисления объема фигуры.
В соответствии с характером поставленных задач данное исследование построено в синхронном плане, что продиктовано выбором фактического материала настоящей работы.
Актуальность изучения понятия «пространство» в совокупности всех знаний, обусловлена отсутствием комплексного исследования данного явления.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предложена модель концептуального анализа понятия «пространства», которая включает литературное, физическое, математическое определение, а также создание стереометрической фигуры концепта.
Практическая ценность исследования заключается в том, что данная работа может быть использованы на уроках русского языка, литературы при изучении темы «Пространство в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», физики, математики, технологии при изучении разделов «Объемы тел» и др.
пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных дисциплинах.
Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Объектом настоящего исследования является понятие «пространство».
Материалом для настоящей работы послужил интерес к проявлению влияния пространства на психологическое состояние человека.
Цель настоящего исследования — раскрытие «пространства» через описание в произведение, через физическое понятие.
Достижение поставленной цели способствует реализации частных задач:
1) определить теоретическую и практическую базу исследования;
2) выявить особенности понятия «пространства» с точки зрения различных школьных дисциплин.
3) установить характеристику данного понятия
4) сконструировать макет каморки, провести расчет пространства (каморки), создав программу для вычисления объема фигуры.
В соответствии с характером поставленных задач данное исследование построено в синхронном плане, что продиктовано выбором фактического материала настоящей работы.
Актуальность изучения понятия «пространство» в совокупности всех знаний, обусловлена отсутствием комплексного исследования данного явления.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предложена модель концептуального анализа понятия «пространства», которая включает литературное, физическое, математическое определение, а также создание стереометрической фигуры концепта.
Практическая ценность исследования заключается в том, что данная работа может быть использованы на уроках русского языка, литературы при изучении темы «Пространство в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», физики, математики, технологии при изучении разделов «Объемы тел» и др.
Аннотация.
Настоящие исследование посвящено комплексному изучению понятия «пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных дисциплинах.
Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Объектом настоящего исследования является понятие «пространство».
Материалом для настоящей работы послужил интерес к проявлению влияния пространства на психологическое состояние человека.
Цель настоящего исследования — раскрытие «пространства» через описание в произведение, через физическое понятие.
Достижение поставленной цели способствует реализации частных задач:
1) определить теоретическую и практическую базу исследования;
2) выявить особенности понятия «пространства» с точки зрения различных школьных дисциплин.
3) установить характеристику данного понятия
4) сконструировать макет каморки, провести расчет пространства (каморки), создав программу для вычисления объема фигуры.
В соответствии с характером поставленных задач данное исследование построено в синхронном плане, что продиктовано выбором фактического материала настоящей работы.
Актуальность изучения понятия «пространство» в совокупности всех знаний, обусловлена отсутствием комплексного исследования данного явления.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предложена модель концептуального анализа понятия «пространства», которая включает литературное, физическое, математическое определение, а также создание стереометрической фигуры концепта.
Практическая ценность исследования заключается в том, что данная работа может быть использованы на уроках русского языка, литературы при изучении темы «Пространство в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», физики, математики, технологии при изучении разделов «Объемы тел» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»
Выполнили:
- Смирнова А. И., учитель физики, МКОУ «Бударинская ООШ»
- Тюрбеева В.Б., учитель рус.яз и лит-ры, МКОУ «Бударинская ООШ»
- Матвеева А.А., учитель информатики, МБОУ г. Астрахани «СОШ №71»
- Мусаева Г.Д., учитель информатики, МБОУ «Новоурусовская СОШ»
- Омарова О.А ., учитель рус.яз и литературы, МКОУ «Лиманская СОШ №1»
- Сангаджиева Г.В ., учитель рус.яз и литературы, МКОУ «Лиманская СОШ №1»
- Глебова О.М., учитель физики, МКОУ «Лиманская СОШ №1»
- Капанова С.Т., учитель рус.яз и литературы, МБОУ «СОШ №10» Наримановского р-на
- Тастемирова А.М., учитель технологии, МБОУ «СОШ №10» Наримановского р-на
- Кувардина В.А., учитель информатики, МБОУ г. Астрахани «СОШ №28»
Аннотация.
Настоящие исследование посвящено комплексному изучению понятия «пространство» в его разнородных естественно- математических и гуманитарных дисциплинах.
Предметом исследования является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Объектом настоящего исследования является понятие «пространство».
Материалом для настоящей работы послужил интерес к проявлению влияния пространства на психологическое состояние человека.
Цель настоящего исследования — раскрытие «пространства» через описание в произведение, через физическое понятие.
Достижение поставленной цели способствует реализации частных задач:
- определить теоретическую и практическую базу исследования;
- выявить особенности понятия «пространства» с точки зрения различных школьных дисциплин.
- установить характеристику данного понятия
- сконструировать макет каморки, провести расчет пространства (каморки), создав программу для вычисления объема фигуры.
В соответствии с характером поставленных задач данное исследование построено в синхронном плане, что продиктовано выбором фактического материала настоящей работы.
Актуальность изучения понятия «пространство» в совокупности всех знаний, обусловлена отсутствием комплексного исследования данного явления.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предложена модель концептуального анализа понятия «пространства», которая включает литературное, физическое, математическое определение, а также создание стереометрической фигуры концепта.
Практическая ценность исследования заключается в том, что данная работа может быть использованы на уроках русского языка, литературы при изучении темы «Пространство в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», физики, математики, технологии при изучении разделов «Объемы тел» и др.
Оглавление
Введение
1.Теоретическая часть
1.1. Понятие пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1.2. Анализ влияния пространства на психологическое состояние героя в романе.
Вывод по первой части
2. физическое пространство.
2.1.Понятие «пространства» сточки зрения физики.
2.2. Особенности пространства, способы его задания.
2.3.Определение объема тела в пространстве и массы воздуха.
Вывод по второй главе
Глава 3. Информационное пространство.
3.1.Понятие информационного пространства.
3.2.Вычисление объема тела с помощью алгоритма, калькулятора и подсчет количества информации.
Вывод по третьей главе
Библиографический список Приложения
Введение
В настоящей работе была предпринята попытка выявить некоторые существенные принципы организации обширного материала романа «Преступление и наказание» в стройную художественную систему, позволившую автору донести свой замысел до читателя. Настоящая работа не преследовала цель раскрыть все многообразие творческого метода Достоевского. И тем более, всю сложность и противоречивость его идейных позиций. При исследовании структур, факторов и категорий, определяющих форму, в работе последовательно принималось во внимание, что это не просто исследование «приемов», а уяснение эстетических принципов, дающих возможность созданному воображением писателя миру существовать во всей его реальной конкретности. У Достоевского это достигается, прежде всего, суровой правдой обнажения социальных противоречий и глубоким психологизмом. Именно эти факторы определяют характеристику категории пространства.
Интегрированный метапредметный урок «Многогранность пространства в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»» проводится в 10 классе, работа ведется в группах.
1.Теоретическая часть
1.1. Пространство, как и время, является средством, упорядочивающим события. Здесь следует иметь в виду, что пространство, во-первых, является фактором, воздействующим на лицо в его фактическом или предполагаемом реальном бытие. Во-вторых, пространство является средством, формирующим наше представление о художественном бытие образа.
Каморка Раскольникова немало повлияла на психологию героя, способствовала зарождению его мрачных мечтаний. Это здесь, в каморке, похожей на шкаф или сундук, или, как точнее заметила Пульхерия Александровна – «точно гроб», могли зародиться его идеи. Об этом прямо сказал и сам Родион: «Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал…»
Нерасторжима связь у Достоевского в романе-трагедии: «обитатель-интерьер», поэтому драматическое несоответствие вещного мира и духовной сущности человека дает ощущение социальной неприкаянности героя, т.е. пространство, соответствующим образом акцентированное в своих характеристиках, является фактором, определяющим и наше представление о бытии художественного образа. Сколь значимо пространство с его системой координат для мизансценирования нас убеждает планировка интерьера, в котором происходит разговор Раскольникова с Сонечкой.
Совершенно очевидно, что интерьер дан в более чем емкой социальной характеристике, и то, что Достоевский стремится создать определенный психологический настрой.
1.2. Задание 1. Работа по группам.
1. Предложите определение понятия «пространство» (со ссылкой на автора и источник), которые, на ваш взгляд, являются оптимальными и наиболее емко отражают смысл понятия в романе «Преступление и наказание».
2. За годы своей жизни Достоевский сменил много квартир, и большинство из них были угловыми. Там же живут его герои. Почему? (Ответ. Достоевский очень настороженно относился к людям. Травма, перенесённая им в детстве, непростые взаимоотношения в семье, социальные проблемы общества – всё это в какой-то степени отложило отпечаток на психику писателя. Он предпочитал жить подальше от суеты, чужих глаз, создавая свой, закрытый для других мир. Это свойственно и его героям).
3. Найдите описание каморки, в которой жил Раскольников. («Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал все, что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик» . I часть 1гл).
4. Какое влияние оказывала комната на психологическое состояние Раскольникова? (Ответ. Каморка Раскольникова угнетала его психику и наводила на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен. Раскольников решается на преступление, о котором потом сожалеет. Проверив свою философскую теорию на практике, герой понимает, что ошибался).
Вывод. Таким образом, анализ романа-трагедии «Преступление и наказание» со всей определенностью позволяет утверждать, что категория пространства является одним из важнейших средств, определяющих композицию, что находится она в тесных взаимоотношениях и взаимодействии с такими определяющими факторами как психология и социальный план. Пространственные координаты являются не только каркасом произведения, но и одним из действенных средств организации содержания.
2.1 Пространство в литературе одна из основных характеристик художественного бытия героев и существенно отличается от реального пространства Пространство- как физическая категория — форма существования материи, отражающая свойство ее протяженности. Пространство определяется принятой системой отсчета. Пространство, окружающее нас трехмерно, однородно и изотропно. Геометрические свойства пространства определяются системой аксиом и теорем геометрий Евклида, Лобачевского, Римана и др. Представления о пространстве претерпели значительные изменения в течение веков — от Евклида, к Ньютону («вместилищу» тел), к пространствам Лобачевского, Римана, Минковского, Эйнштейна — Фридмана .Одной из важнейших характеристик пространства является его размерность. С точки зрения аналитической геометрии, размерность фигуры равна числу координат, нужных для определения положения лежащей на этой фигуре точки; например, положение точки на кривой определяется одной координатой, на поверхности — двумя координатами, в трёхмерном пространстве — тремя координатами. Главное запомнить:
1)Положение тела в пространстве определяется относительно тела отсчета;
2)Необходимо задать оси (их направления), т.е. систему координат, которая определяет координаты
3)Движение тела определяется относительно системы отсчета;
4)В разных системах отсчета скорость тела может быть разной;
5) Что такое материальная точка.
2.2. 1 задание. Определите какую систему координат в пространстве нужно выбрать (одномерную, двухмерную, трехмерную) для определения положения таких тел:1.трактор в поле; 2.поезд; 3.люстра в комнате; 4.лифт; 5.подводная лодка; 6.шахматная фигура.
2 задание. Какую геометрическую фигуру представляет собой каморка Родиона Раскольникова? Какую систему координат в пространстве нужно выбрать , чтобы определить объем комнаты?
3 задание. Запишите формулы для определения объема куба, прямоугольного параллелепипеда.
4 задание. Как называется вещество, которое заполняет каморку? Перечислите свойства этого вещества.
5 задание. Работа в группах. 1 группа: Зная формулу для вычисления объема тела ,Вычислить массу воздуха, находящегося в данном объеме. Плотность воздуха равна 1,29 кг/м3. 2 группа: Из предложенного материала построить параллелепипед. 3 группа: Изобразить системы координат, используемые в пространстве, записать как называются координатные оси систем.
Вывод: Для определения положения тела в пространстве используют трехмерную систему координат. Точка в пространстве имеет три координаты: абсцисса , ордината, аппликата. Для определения объема, которое занимает тело в пространстве нужно знать определенные формулы.
3.1.Рассмотрим понятие единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих компонентов: 1. информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; 2. организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; 3. средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
3.2 Выполнение заданиий в группах:
1 группа: Составляет алгоритм для вычисления объема каморки.
2 группа: Записать программу вычисления на калькуляторе объема каморки.
3 группа: Вычислить количество информации 1ч.1гл описания каморки Раскольникова.
Вывод: понятие «пространство» многогранно, поскольку можно использовать в самых различных предметных областях.
Библиографический список.
Геометрия. Учебник для 10-11классов. Атанасян Л.С. и др. 22-е изд. - М.: 2013.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Текст произведения. Источник: Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1989.
Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. М.: 2013.
Словарь литературоведческих терминов. Автор: Книгин И. Издательство: Лицей, 2006 г.
Физика. 10 класс. Базовый уровень. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н., М.: 2015.
Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Семакин И.Г.,Хеннер Е.Г. Издательство: Бином, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание в системе уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Выступление и презентация на окружной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие как системообразующий фактор воспитания в Школе будущего"...
Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....
Интегрированный урок литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Интеграция с историей и искусством. Лучше проводить в профильном классе. Можно использовать при подготовке к уроку....
Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе
Роль пейзажа в романе «Преступление и наказание». Цель: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к художественному тексту, на основе чего сформировать способы оце...
Урок-исследование по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока"Лик мира Петербурга Ф.М.Достоевского".Тип урока: исследованиеЦель: проведение исследований по роману Ф.М.Достоевского для того, чтобы понять необычность изображения Петербурга, подвес...
Конспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок с применением кейс-технологии. Это первый урок в системе уроков по роману "Преступление и наказание".Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method). Учебные си...
УРОК-СУД "Тема покаяния в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Урок обобщения и систематизации знаний (урок – суд с элементами ролевой игры, основанный на имитации деятельности органов судебной системы). Урок-суд проходит в виде судебного заседан...