Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть разные аспекты образа города .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_17_aprelya20ap_5_2007.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским. Доказать, что город в романе не только фон, но и герой. Активизировать знания учащихся об образе Петербурга в русской классической литературе. Развивать навыки анализа художественного произведения. Совершенствовать навыки устного монологического высказывания учащихся.
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Берег овой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный. А.С. Пушкин Каюсь, грешен, не люблю Ф.М. Достоевский Петербург - город - двойник
Достоевский представляет нам свой взгляд на Петербург и делает это через свои произведения. Сюжетные линии 20-ти его произведений развиваются здесь. Но это отнюдь не живописный уголок мира, а холодная тюрьма для души. Перед нами предстают
Черные лестницы
Дворы - колодцы
Подворотни
Грязные узкие улицы
Петербург Достоевского Пейзажи Интерьеры Уличные сцены «Город, в котором невозможно быть»
Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами. Ч. 1 гл. «отвратительный и грустный колорит» городского дня Ч.2 гл.6 вечерний Петербург Ч.5 гл.5 вид из окна комнаты Раскольникова Ч.6 гл.6 грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова
Ч.1 гл.3 каморка Раскольникова Ч.1 гл.2 кабак , где Раскольников встретился с Мармеладовым Ч.1 гл.2 «проходной угол» Мармеладовых Ч.4 гл.4 комната- «сарай» Сони Выделите ключевые слова в описании петербургских интерьеров
Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли? Какой мир предстает перед нами? Ч.гл.1 Ч.2 гл2 Ч.2 гл.6 пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми сцена на Николаевском мосту шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту
Символика цвета «Небольшая комната [... ] с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева [... ] по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… » «На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.» «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими , пыльными…обоями…» «Желтоватые обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.» «…он осмотрел нумер подробнее. Постель очень грязная, простой крашеный стол и стул занимали почти все пространство. Стены … с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было.» Комната старухи-процентщицы Портрет Алены Ивановны Каморка Раскольникова Комната Сони Номер в гостинице, который снял Свидригайлов
Символика цвета Жёлтый цвет постоянно упоминается в романе. Жёлтый цвет создает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности. Этот цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Слово « жёлтый » соседствует с однокоренным « желчный »:« Проснулся он желчный ... тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам…ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке .» Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, героя и мира.
Топография Петербурга Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев. Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией разыгрываемого действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.
Мы знаем, что «дом Раскольникова» — дом, вобравший в себя реалии нескольких домов. Современные литературоведы сходятся во мнении, что домом является именно это здание, которое находится по адресу Столярный переулок,5 На четвертом этаже располагалась квартира, в которой снимал комнату Раскольников. Как и в романе, на чердак дома ведут 13 ступенек. Дом Раскольникова
Дом старухи-процентщицы Набережная канала Грибоедова,104 . Четырехэтажный угловой дом (дом-утюг) на пересечении пр. Римского-Корсакова, наб. канала Грибоедова и Средней Подьяческой ул.
Дом Сони Мармеладовой «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве ,где жила Соня. Дом был трехэтажный ,старый и зеленого цвета…Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый…; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Канал Грибоедова,7- дом с тупым углом
. Канал Грибоедова ведёт свою историю от существовавшей здесь Глухой речки, или Кривуши. Достоевский выбирает самый «кривой» район Петербурга- Сенная площадь . Траектория движения Раскольникова по улицам Петербурга представляет кривую линию. Какой вывод можно сделать ? Символом чего становится кривизна ? Раскольников мечется на одном пятачке – в районе Сенной площади. Он ходит по одним и тем же местам как бы кругами. Как преступник, согласно известному наблюдению, возвращается на место преступления, так и Раскольников возвращается не только на квартиру старухи-процентщицы после убийства, где дергает за звонок и вызывает подозрение у мастеровых, но и на те же самые места города, которые в силу каких-то случайных причин или ассоциаций были связаны с замыслом преступления либо с его осуществлением.
Петербург-это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник безумных идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.
Напишите сочинение на тему: «Образ «жёлтого» Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского»
Использованная литература и интернет –ресурсы: Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. М., «Просвещение»,1988 Белов С. В.Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., «Просвещение»,1979 . Кожинов В. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. // Три шедевра русской классики. М., 1971. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. http://dostoevsk.narod.ru/crime1.html http://www.lit.1september.ru/ http://www.dostoevskiy.net.ru/ Карта «Петербург Достоевского» Е. Саруханян. Достоевский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1970
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"
Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...
Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Содержание урока расширит представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от ...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...
Изображение Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка урока по теме "Петербург Достоевского...
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются две презентации , созданные самостоятельно.Учащиеся составляют план работы по данной те...
«Петербург в романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского
Цель урока: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление инаказание», показать роль этого образа Петербурга и жизненных тупиков героев ...
Комментарии
Использование гиперссылок,а
Использование гиперссылок,а также элементов анимации позволяет провести проверочные работы на знание текста.