Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"
статья по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми" | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Т.П.Чебыкина, учитель русского языка и литературы высшей категории.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9.
Каждому человеку природой заложены задатки творческой деятельности. Дело учителя – развить их и реализовать в ходе обучения. Поиск и воспитание особо одарённых детей – один из самых важных для школы вопросов. Была проведена диагностика одарённости учащихся, их анкетирование с целью выявления склонности к той или иной области науки, искусства, культуры. По результатам анкетирования составлен банк данных, заведены регистрационные листы на детей, проявляющих интерес к литературе. В беседе с учащимися 9 -11 классов был выявлен особый интерес к проведению научно – исследовательских работ по литературе. Следующим этапом было создание школьного научного общества, целью которого было повышение познавательной активности учащихся через углублённое изучение интересных для них вопросов литературы.
Был составлен работы с учащимися: 1) выбор темы и поиск методик исследовательской работы, определение целей и задач, составление плана, определение графика научных консультаций и посещений библиотеки, составление графика основных этапов подготовки и оформления работ; 2) подготовка основной части научной работы, выводы; графическое оформление научной работы; 3) составление полного текста всех разделов работы, оформление графиков и таблиц, подготовка таблиц и иллюстраций (приложение); 4) подготовка выступления (психологическая подготовка, ораторские приёмы).
И вот учащиеся оформляют научно – исследовательскую работу, соблюдая соответствующую структуру работы; предварительно демонстрируют эксперимент, читая тезисы; делают правку в результате совместного анализа работы с научным руководителем. Защита научно – исследовательской работы проходит перед другими членами научного общества и всеми желающими, которые выступают в роли оппонентов. После этого учащиеся делают анализ собственного выступления, учитывая критические высказывания.
В результате к концу года учащиеся должны уметь:
- Определять методику исследовательской работы.
- Оформлять научную работу в соответствии с требованиями к структуре и содержанию научной работы.
- Выделять основные тезисы научно – исследовательской работы.
- Уметь составлять таблицы и подбирать иллюстративный материал.
- Уметь работать со словарями, художественной литературой, статьями литературоведческого характера, ресурсами Интернета.
- Уметь корректировать работу, критически её оценивать.
- Уметь публично защищать научно – исследовательскую работу.
Каковы же критерии оценивания конкурсных исследовательских работ?1.Эрудированность автора в рассматриваемой области (степень знакомства с современным состоянием проблемы, использование известных результатов и фактов в работе, полнота цитируемой литературы, ссылка на учёных, занимающихся данной темой). 2 Оценка собственных достижений автора (использование дополнительных знаний, степень новизны полученных результатов, научно – практическая значимость работы). 3. Характеристика работы (грамотность и логичность изложения материала; структура работы: введение, постановка задач, решение, выводы).
4. Искусство устной речи при защите работы. 5. Использование при защите наглядности, ресурсов Интернета.
Первыми членами НОУ «В мире художественного слова» стали учащиеся 9 – 11 классов с повышенной обучаемостью, проявляющие интерес к литературе. Совместно с руководителем или самостоятельно были выбраны темы для научно – исследовательских работ. А как итог их работы над выбранной темой была проведена школьная научно – практическая конференция, и наиболее зрелые работы были представлены на районные научно – практические конференции.
Дочкина Л., Анненкова К., ученицы 11 класса, заняли первое место за работу «Трилогия «вочеловечивания» в лирике А.Блока», а Мухамадеева И., Островская И. – третье место за работу «Поэтический слог Б.Пастернака» в районной конференции 2007 года.
Что же даёт школьникам работа в научном обществе? Прежде всего, это дополнительные знания. Каждый участник НОУ в своей учебно – исследовательской и поисковой деятельности обращается к серьёзным источникам научной информации. Ребята работают с дополнительной литературой, то есть в НОУ учащимся прививается интерес к работе с научной, справочной литературой, формируется умение работать с ресурсами Интернета. Деятельность НОУ, увлечённая исследовательская работа первых учащихся вызвали интерес у одноклассников . Познавательная активность и устойчивый интерес к творческому поиску убеждает, что работа с одарёнными учащимися необходима. Увеличилось количество учащихся, заинтересовавшихся научно – исследовательской работой. Так, Мухаметгарипова С., ученица 10 класса, заняв 3 место, стала призёром 3 региональной студенческой научно – практической конференции «Молодёжь. Творчество. Наука.» в 2011г., выступив с работой на тему «Право на пресмыкательство, или тема «маленького человека» в русской классической литературе». А ученица 11 класса Могилевец Н. создала научно – исследовательскую работу на тему «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», став победителем районной научно – практической конференции молодых исследователей. /Научно – социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее». 2011г./. Её интерес к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» не исчерпался одной научно – исследовательской работой. Настя выбрала более широкую тему по сравнению с предыдущей: «Демонические мотивы в мировой литературе», продолжив работу и с романом М.А.Булгакова, и с другими произведениями мировой дьяволиады. Она составила сравнительную характеристику Воланда / М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»/ и Мефистофеля / И.В.Гёте «Фауст»/, тщательно работая с текстом двух произведений. Оценивая двух героев, она сделала вывод с нравственной позиции, показала знание художественных произведений, определила систему сопоставительного анализа двух героев, а следовательно, и философские взгляды авторов произведений. С этой работой Могилевец Н. выступила на 18 районной научно – практической конференции - 2012 г., где стала призёром, заняв второе место.
Сравнительная характеристика двух демонов.
/по произведениям М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и Гёте «Фауст»/.
Воланд и Мефистофель – два образа одного героя, но, тем не менее, видна разница и сходство между ними. | |
Мефистофель. | Воланд. |
1.Портрет. «…Так кто же ты, наконец?» / И.Гёте «Фауст»/. | |
В «Фаусте» подобного нет, для дьявола внешность не столь важна. Если булгаковский сатана очень похож на человека, то Мефистофель у Гёте не хочет, чтобы его называли сатаною, хотя он фигура явно демоническая. «Ведьма: «Ах, голова пошла от радости кругом! Голубчик сатана, вы снова здесь со мною!» Мефистофель: «Тсс! Не зови меня, старуха, сатаною!» Далее Мефистофель говорит ведьме: « Теперь мой титул-господин барон, других не хуже, рыцарь я свободный». | «…Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки. А с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя (облик пуделя связан с образом Мефистофеля, так как именно в этом облике Мефистофель явился Фаусту). По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом, «иностранец» – так описывает своего демонического героя Булгаков. |
«Часть вечной силы я, всегда желавшей зла, творившей лишь благое». | «Я – часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо» |
2.Основные задачи появившихся на земле Воланда и Мефистофеля. | |
Мефистофель о своей цели говорит ещё в прологе к трагедии «Фауст». Здесь он сам просит у Господа позволения на то, чтобы отправиться для искушения Фауста. То есть его цель - соблазнить человека и приобрести его душу. Мефистофель: «Бьюсь об заклад: он будет мой! Прошу я только позволенья - пойдёт немедля он со мной». Господь: «Пока живёт он на груди земной, тебе на то не будет запрещенья: блуждает человек, пока в нём есть стремленье». В данном случае Господь - высшая сила, а Мефистофель подчиняется ему и служит его целям. Поэтому не случайны такие слова Мефистофеля в трагедии Гёте – они обращены к господу: «…Ты с благосклонностью встречал меня не раз – и вот являюсь я меж челядью твоею» | Причиной появления в Москве, о которой говорит Воланд, появляется желание посмотреть на москвичей и их образ жизни. В этом проявляется сходство с Мефистофелем, который обращается к Господу: «Опять, о господи, явился ты меж нас за справкой о земле, - что делается с нею!» Автору в таком случае предоставляется возможность показать этот образ в жизни. Мы можем заметить, что в ситуации, сложившейся к прибытию Воланда, виноваты иные силы - обычные люди: литераторы Ариман, Лаврович и Латунский – критики, сломившие жизнь Мастера своими комментариями к его роману и в каком-то смысле разлучившие его с Маргаритой. |
Всё-таки, как можно заметить, основной задачей дьявола является искушение людей, их «разоблачение». Люди скрывают свои плохие стороны от себя и других под маской законопослушных. Дьявол же открывает им их слабости, показывая, что никто не совершенен, за это люди и ненавидят Сатану. Подтверждение этой версии можно найти в тексте М.Булгакова, а именно в случае разоблачения в Варьете Аркадия Аполлоновича, желавшего открытия тайн «фокусов». Эта цель – искушение,- видимо, и является основным сходством в образах Мефистофеля и Воланда. В общем-то, искушаемые сатаной Маргарита и Фауст довольно быстро соглашаются на сделку с дьяволом. У каждого из них на это есть причины. Странно, однако, что М.Булгаков выбирает не Мастера, а Маргариту для искушения Воландом, ведь в трагедии Гёте – наоборот, на этом месте оказывается Фауст. Фауст дал согласие на сделку с дьяволом из желания узнать как можно больше и стать выше других людей. Маргарита же является женщиной, страдающей женщиной, которая стремиться вернуть любимого и спасти его. Представляется, что сделка с дьяволом ради спасения другого человека оправдана с точки зрения Булгакова, в то время как у Гёте Фауст стремится к собственному всезнанию. |
Работая над вторым вопросом, Настя систематизировала материал художественного произведения в связи с поставленной задачей / см. ниже/.
Ответ – исследование №2.
Каковы роль, задача и цель Воланда и его свиты на земле в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова?
ВОЛАНД – КНЯЗЬ ТЬМЫ И ЕГО СВИТА.
Воланд и его окружение. | Их роль. | «Деяния» Воланда и его свиты. | |
Азазелло | Роль палача | Азазелло избивает Варенуху, убивает барона Майгеля, запугивает дядю Берлиоза, прекрасно обращается с оружием. | |
Коровьев-Фагот | Роль разоблачителя и наказующего | Коровьев разоблачает толпу в сеансе магии в Варьете, наказывает Бенгальского, Семплеярова, является причиной сна Никанора Ивановича Босого. | |
Бегемот | Шут и помощник Коровьева. | Бегемот способствует поджогу Грибоедова и разгрому гастронома, является ассистентом Коровьева в Варьете, развлекает Воланда перед балом. | |
Гелла | Вампирша и служанка Воланда | Гелла превращает Варенуху в вампира, вбирается в кабинет Римского, исполняет роль служанки в квартире №50, прислуживает Маргарите перед балом | |
Воланд | Воланд обладает властью в мире потустороннем и в мире Москвы, выступает в роли судьи. Обладает качествами тонкого психолога, знает тонкости человеческой натуры. Имеет способность к прорицанию: предсказал смерть Берлиоза и последующие факты, вызванные ею; предсказал болезнь буфетчику Сокову и др.
| 1.Воланд карает за шпионство Майгеля: «…злые языки уже уронили слово наушник и шпион…вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать всё, что можно». 2.За рассудочный подход к жизни, за полную логичность и недопущение мистического как в случае с Берлиозом. 3.Подлость и предательство как с Алоизием Могарычом. 4.Наказывает за враньё и хамство Варенуху. 5.Разгул и безответственность Стёпу Лиходеева. 6.За стяжательство и жадность Босого. В период своего пребывания на Земле Воланд не делит людей на более или менее греховных. Порок есть порок, он требует наказания, если не может быть искуплён. | |
Цель Воланда и его свиты. | Люди, встреченные Воландом, подвержены многим порокам, подчинены им. Задача Князя Тьмы не в том, чтобы сбить людей с пути истины (так трактуется она в Библии), а в том, чтобы вывести их на чистую воду, спасти их от муки. Эта функция Сатаны хорошо дана в эпиграфе романа, взятом из «Фауста» Гёте: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Цель эта – разоблачение, что мы и видим в Варьете (Семплеяров и др.), в городе же разоблачениями можно считать и те пороки, за которые карает Воланд и его свита. Цель разоблачений – попытка переубедить людей и показать, что, несмотря на их неверие, есть высшие силы: Бог и Дьявол. |
Отвечая на третий вопрос, ученица много работала со статьями и с рядом художественных произведений, чтобы проследить трансформацию демонических мотивов в романтической литературе, самостоятельно определив их параметры.
Ответ - исследование № 3.
Трансформация демонических мотивов в романтической литературе.
Произведение. | Имена Сатаны. | В чём состоит бунт против бога? | Что лежит в основе бунта? | Характеристика героя. |
Библия. | Сатана Дьявол Люцифер | Первый бунтовщик и возмутитель божеского порядка. | Свободолюбие и свобода воли | Тщеславие и гордыня. Отвратительное существо из преисподней. |
Мильтон «Потерянный рай» 1667г. | Сатана Дьявол | Сатана призывает вкусить познание и тем пойти наперекор Богу. | Бунтарство. Отражение революционных потрясений эпохи. | Автор наделил героя величием прекрасного и грозного духа. Мильтон убрал жало, копыта, рога. |
Д.Г.Байрон «Каин» 1821г. | Люцифер | Его приговор Богу основан на многочисленных доказательствах и логических построениях: (А кто его/добро/ не жаждет: Кто любит зло? Никто, ничто». | Раскрывает тайны бытия. | Низлагает с себя ответственность за мировое зло. Теория двойственности, объединяющая в себе добро и зло. |
М.Ю.Лермонтов. «Демон». 1829г.-1839г. / 8 редакций/. | Демон. | Неверие Демона в Бога: « дух сомненья, дух отрицанья». Божье наказание в том, что Демон обречён на скитание и вечное одиночество, наделён исключительной зоркостью в отношении несовершенства мира. | Его положение трагично: по своей природе он ничего не может принять на веру, а в результате познания разрушается целостность познаваемых явлений. Демон убеждён в ничтожности человеческой жизни, но автор считает её благом и высшим даром. «Своим злодействам не смеётся», мечтает о любви и, наконец, «погибший ведает любовь». | Демон обретает власть над душою лирического героя не силою разрушения, а силою неуспокоенности, стремлением к «образу совершенства». |
Бекфорд. «Ватек» 1976г. Блейк «Пророческие книги».1974г. | Эблис. Дьявол. | Дьявол наказывает за жажду запретного знания и слепое любопытство. | Таинственная личность, тираноборец. | Герой начинает вселять не страх, а глубокую печаль. |
Целое поколение писателей - романтиков пыталось, создавая свой образ Демона, выразить своё мироощущение. Демоническое, разрушительное начало ограничивается в правах и оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир демоническая позиция не потеряла своей актуальности. Злу всё чаще противопоставляется добро, отрицающему взгляду – утверждающий. Демонический герой претерпевает ряд трансформаций. |
Ученица составила вопросы к урокам, на которых можно использовать данный материал.
1.Дайте сравнительную характеристику двум демонам: Воланду/ «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова/ и Мефистофелю \»Фауст» И.В.Гёте\.
2.Как, по – вашему, раскрывается парадоксальность эпиграфа к роману М.А.Булгакова?
3.Изучающим немецкий язык: сравнить оригинальный текст «Фауста» И.В.Гёте с переводом Б.Л.Пастернака в сцене «Пролог на небе» (приказ Господа Мефистофелю).
4.Какова цель посещения земли Мефистофелем и Воландом? Сравните.
5.Роль свиты в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
6.Определи триады, их роль в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.
Таким образом, для практического применения исследовательских работ предоставляется огромный спектр идей. Материал научно – исследовательских работ всегда использовался на уроках литературы, был интересен и для одноклассников, что положительно влияло на творческую активность учащихся.
Литература.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. -1995. - №4
Гёте И.В. Фауст (пер. Б.Пастернака) // Гёте И.В. Избранные произведения. – М.: Худ. лит., 1959. Газета «Литература». 1996 – 2000гг.
Булгаков М.А. Собачье сердце; Дьяволиада; Мастер и Маргарита: Повести. Роман/ Михаил Булгаков – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд – во, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционные технологии в работе учителя биологии с одаренными детьми. Николайчик Светлана Николаевна ГБОУ СОШ № 918
Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые превосходят по уровню интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды...
Работа педагога-психолога с одаренными детьми
В докладе представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними для развития умственных и творческих ...
Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повсе...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Статья включает в себя описание особенностей работы с высокомотивированными детьми.Работа с одарёнными детьми- очень важная и значимая часть в работе предметника, поэтому требует огромной подгот...
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми...
Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)
Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...