Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми.
статья
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_vysokomotivirovannymi_bodrova.docx | 299.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с высокомотивированными
и одарёнными детьми.
Сообщение учителя английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназия №1
г.Балаково Саратовской области
Бодровой Инны Викторовны
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из
земли и требующий к себе особого внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Определение одарённости.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Обычно обращают внимание и относят к одаренным детей: отлично обучающихся в школе; ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании), любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
Существует несколько определений понятия «одаренность». Толковый словарь Д.Н.Ушакова определяет данное понятие как «…талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями».
В словаре Ожегова данное слово объясняется как «одаренность – то же, что и талантливость»
Современная наука определяет понятие «одаренности» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
Категории одаренных детей
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития (дошкольный и младший школьный возраст)
Дети с признаками специальной умственной одаренности (подростковый возраст)
Учащиеся, не достигающие успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст)
Виды одарённости
Одарённость лидерская (социальная) – исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми
Одарённость математическая – способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, способность мыслить математическими символами
Одаренность интеллектуальная – высокий интеллект, развитый ум, способность критически мыслить.
Одарённость творческая – индивидуальные психологические ресурсы, обеспечивающие возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми
Одаренность психомоторная или спортивная
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Задачи работы с одарёнными детьми
в начальной школе:
1. определение и развитие творческого потенциала школьников;
2. развитие интереса к исследовательской деятельности;
3. формирование основ теоретического мышления и устойчивого интереса к будущей учебной деятельности.
в основной школе:
1. развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
2. формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
3. овладение элементами исследовательской деятельности;
в старшей школе:
1. развитие интеллектуальной и творческой активности воспитанников;
2. формирование устойчивой мотивации к интеллектуальной и творческой деятельности;
3. овладение методами исследовательской деятельности;
4. развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, учёт их успехов в какой-либо деятельности; развитие творческого потенциала ребенка в в области художественного развития; использование в обучении младших школьников творческих мастерских.
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка;
проведение групповых форм работы: конкурсы, ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей - работа в школьных научных обществах, клубах по интересам; участие и победы в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах
Диагностика выявления одарённых детей.
Мониторинг одаренности обучающихся, с которыми я работаю, проводится по авторской методике кандидата психологических наук С.В. Титовой. Он включает диагностику по заданным направлениям, которые оцениваются по пятибалльной шкале. Это оценочные результаты индивидуальных достижений интеллектуально одаренных гимназистов:
- Уровень учебной успешности по всем предметам (выставляется и суммируется средний балл по каждому предмету. Максимальное количество баллов - 15).
- Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам. (выставляется и суммируется средний балл по каждому предмету. Максимальное количество баллов – 15).
- Уровень достижений одаренных учащихся в олимпиадах. (учитывается участие в олимпиадах любого уровня без присуждения призового уровня; призовые места на олимпиадах любого уровня – муниципального, регионального, федерального. Учитывая, что олимпиады по каждому уровню проводятся один раз в год, вводится коэффициент- 3 (по количеству периодов). При подсчете суммы берется наиболее высокий результат в течение учебного года и умножается на коэффициент 3).
- Уровень социализации одаренных учащихся (1.-дезадаптирован; 2-социально адаптирован; 3- социально успешен; 4- социально реализован; 5 –социально ответственен).
Результаты диагностики отражаются в таблице
№ п/п | ФИО | Уровень учебной успешности по всем предметам | Уровень учебной успешности по предпочитаемым предметам | Уровень достижений одаренных учащихся (олимпиады, конкурсы различных уровней) | Уровень социализации одаренных учащихся | Итого |
1. | Дегтярева К. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
2. | Васильева В. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
3. | Заикина Е. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
4. | Алексеева А. | 14,8 | 15 | 15 | 5 | 49,8 |
5. | Моргунова А. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
6. | Скворцова А. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
7. | Машина О. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
8. | Рогова А. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
9. | Егубова Т. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
10. | Халилова Т. | 15 | 15 | 15 | 5 | 50 |
Работа с высокомотивированными обучающимися
Работа с высокомотивированными детьми направлена на достижение главной цели: развитие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся.
Формула одарённости ребёнка, выведенная к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО Селивановой О.Г. выглядит так:
«Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.
Формы работы с одаренными учащимися
В своей работе с одаренными детьми по английскому языку я могу выделить три направления:
1) урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, конференции, интегрированные уроки;
2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, фестивали, научно-исследовательская работа;
3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы.
Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, конференции, интегрированные уроки;
Интегрированный урок в 8 классе «Льюс Кэрролл “Алиса в Стране чудес”»
The Land and the People of Great Britain. Интегрированный урок 5 – 6 классы.
Страны и города. Формат диалогической речи. (2 класс)
Система дистанционного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы.
Дистанционные олимпиады
Дистанционные конкурсы
Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, фестивали, научно-исследовательская работа;
предметные олимпиады
предметные декады
проектная деятельность
фестивали
научно-исследовательская работа
Внеклассная работа занимает важное место в моей системе работы с одарёнными детьми. Участие в некоторых конкурсах, фестивалях, проектах уже стало традиционным. Это и участие в муниципальных творческих фестивалях иностранных языков таких как «Радуга» - 6 призовых мест в 2011 – 2012 учебном году, 10 призовых мест в 2012 – 2013 учебном году; и «LINGUAM SHOW – 2013» - 3 призовых места, в региональных фестивалях британской культуры (“Rediscovering Britain” “Britain Around the World” "The Wonderland Diary"), который ежегодно проводит институт филологии и журналистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского – 7 призовых мест.
Особое внимание мной уделяется научно – исследовательской деятельности обучающихся. Свои работы мы представляли на конференциях различного уровня, например на муниципальной научно – исследовательской конференции обучающихся «На пути к культуре мира» в 2012 г. – 2 призовых места, Муниципальная научно-исследовательская Конференция по иностранным языкам «Мир без границ» для обучающихся 8-11 классов в 2013 г. – 1 призовое место, в муниципальной научно-практической конференции учащихся «Интеллектуалы XXI века» - призёры, региональной конференции «Духовность и современность» в 2013 и 2014 годах – 2 призовых места, на I региональной научно-практической конференции учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений «Языковые тенденции в XXI веке: от школьного предмета к профессии» в 2013 г. – 1 призовое место, на межрегиональной метапредметной конференции «Удивительный мир научных книг» - 7 призовых мест, на межрегиональной метапредметной конференции «Этот удивительный термин» - 5 призовых мест, на межрегиональных Мартыновских чтениях – 3 призовых места и некоторых других.
Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы. Наши команды приняли участие межмуниципальном фестивале ученических проектов «Эврика – 2014» - 1 призовое место, в региональных конкурсах сетевых проектов "Discoverer-2014" и «Discoverer 8+» - 4 призовых места, во Всероссийских сетевых проектах «Волшебный экспресс» - 1 призовое место, стали финалистами Всероссийского сетевого проекта на портале Letopisi.Ru «Овсянка, Сэр?! Тайна жителей Туманного Альбиона».
Дистанционные олимпиады и конкурсы открывают возможности для проявления творческих способностей. Мы с интересом и, можно сказать, с удовольствием приняли участие в межмуниципальном дистанционном конкурсе «Пасхальные традиции Германии и Англии» - 13 призовых мест, во II региональном интернет-конкурсе творческих работ учащихся «Здоровая нация – процветание России» навстречу Олимпиаде (Конкурс презентаций на английском языке) – 3 призовых места, в межмуниципальном интеллектуальный марафон " Знай и изучай иностранные языки" – 2 призовых места, в I региональном конкурсе электронных газет «Human Rights. Past, Present, Future» - 2 призовых места, а также в различных Всероссийских конкурсах, которых сейчас очень много.
Заключение
В заключение хочется сказать, что работа педагога с одаренными и высокомотивированными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями.
Ресурсы:
1. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова
2. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/03/07/rabota-s-odarennymi-detmi
4. http://www.myshared.ru/slide/193571/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...
Работа со слабыми и одарёнными детьми
О работе с сильными и слабыми учащимися...
Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"
Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми....
Никитина Н.Н, учитель химии , МОУ "Лицей № 47" г. Саратов "Организация работы со способными и одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности".-из опыта работы
В опубликованной презентации я делюсь некоторыми наработками из своего опыта работы со способными и одаренными детьми на уроках химии и во в...
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми...
Презентация "Работа с высокомотивированными и одаренными детьми"
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся изземли и требующий к себе особого внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое, чтобы он выр...