ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
материал на тему
Статья включает в себя описание особенностей работы с высокомотивированными детьми.Работа с одарёнными детьми- очень важная и значимая часть в работе предметника, поэтому требует огромной подготовки , знаний теоретических вопросов и владение методами и приёмами в работе. В работие с одарнными детьми очень важно разбиратья в возрастной психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.docx | 40.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ И ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
В соответствии с Конвенцией о Правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.) «образование ребенка должно было направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объёме»(ст.29)
Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется ярко очевидными достижениями в том или ином виде деятельности, или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.
Для работы с какими детьми нужны грамотный учитель, теоретические знания и владение педагогическим мастерством, сочетание научных подходов и использование творческих ..
Грамотный учитель должен быть очень внимательным, должен увидеть особенности одаренного ребенка.
1.Признаки одаренности
1)мотивационный аспект поведения одаренного ребенка:
- Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности, переживание чувства удовольствия
- Повышенная познавательная потребность
- Ярко выраженный интерес
- Предпочтение парадоксальной и неопределенной информации
- Высокая требовательность к результатам
2) Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка
- Наличие специфических стратегий
- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности
- Особый тип организации знаний
- Своеобразный тип обучаемости
Критерии выделения видов одаренности:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
- Степень сформированности одаренности
- Широта проявлений в различных видах деятельности
- Особенности возрастного развития
- Уровень развития сфер психики
Диагностировать одаренность можно в беседах с одноклассниками, с родителями. Особенности личности одаренных детей хорошо прослеживаются в групповой работе.
Трудности в обучении одаренных детей:
1.Лень, отсутствие мотивации, неуверенность в собственных силах.
Учитель зачастую дает очень сложные задания, но они не приносят успеха, снижается самооценка. Задания должны быть посильными. В слабом классе одаренные дети теряют мотивацию без поддержки учителя и ему хочется быть как все.
Одаренные дети знают свой потенциал, но они тревожны и мнительны, ранимы и обидчивы, поэтому это нужно корректировать педагогом. Можно использовать « лестницу успеха» - поэтапное усложнение заданий. Очень важно не захваливать ребенка, к этому слишком быстро дети привыкают. Важнее создать ситуацию успеха. Для того, чтобы ребёнок сам заметил свой успех.
2.Высокие и низкие уровни развития различных способностей взаимосвязаны и маскируют друг друга.
Одаренные дети с высокой эрудицией и широким кругозором, но творческие задания у них не получаются, иногда не могут выделить причинно- следственные связи. Поэтому учителю важно понять сильные и слабые стороны ребенка во избежание навешивания ярлыка, что он «не способный»
3.В школе одаренность не признается. Можно с этим поспорить, но в школе мы часто видим ребят хорошо поющих на английском языке ,например, школьный конкурс проводимый в нашей школе « Шоковидение», и одновременное неуспевание по английскому языку. Или, видим знание множества анекдотов, но не проявляющий себя в гуманитарных науках. По окружающему миру ученик может много рассказываать об особенностях животных и растений, но не может дать точное описание строения организма или связать особенности строения с окружающей средой. В том случае учитель может использовать на уроках модели, сказки, творческие задания.
Уровни организации работы с одаренными учащимся:
Международный
Государственный
Областной
Учреждение образования
Олимпиады
Конкурсы
Педагоги могут показать перспективы своей деятельности. Детям нравится участие в различных мероприятих, конкурсах, поездках. Имидж педагога так же повышается, когда его ученики принимают участи в различных конкурсах и олимпиадах. Одновременно, с повышением компетентности учащихся, повышается и компетентность учителя. Мы постоянно учимся вместе с нашими одаренными детьми, поэтому происходит профессиональный рост учителя.
Выявление одаренности учащихся включает в себя:
- Психолого- педагогическое просвещение педагогов по проблеме одаренности
- Диагностика готовности педагогов к работе с одаренными детьми
- Психологическое просвещение родителей по проблеме детской одареннсти
- Педагогическая диагностика одарённости
- Психологическая диагностика одаренных учащихся
Ребенок самостоятельно и быстро делает практические задания, выводы. При грамотном взаимодействии с учителем результатов хороших можно достичь за месяц- два. То есть, когда дети приходят в сентябре, мы учим всех, наблюдаем, и к концу месяца уже можно выделить детей, проявляющих самостоятельность, дающих качественные результаты. Постоянно устанавливаем отношение с детьми.
Работа учителя не должна быть «изолированной».Должно постоянно осуществляться взаимодействие с психологом. Можно выделить следующие направления работы педагогов и психологов с одаренными детьми:
- Индивидуальный и дифференцированный подход при организации обучения на уроках
- Факультативные занятия в старших классах, на котрых больше возможности для свободной и творческой деятельности; внеурочная деятельность в среднем звене.
- Тьюторское сопровождение одаренных учащихся
- Организация исследовательской деятельности
- Коррекционно- развивающие занятия психолога
- Консультирование педагогов
- Консультация родителей
Ребенок с низким уровнем одаренности больше склонен к репродуктивным видам деятельности: рассказ, выучить материал, ответить на вопросы.Одаренных детей интересуют проблемы. Они самостоятельно могут привести аргументы, доказательства. Поэтому исследовательский проект- одна из наиболее удачных возможностей реализовать свои интеллектуальные возможности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРООВОЖДЕНИЕ одаренных учащихся очень важно, особенно на этапе подготовки и участия в олимпиадах различного уровня. Опытный педагог и психолог поможет формированию уверенности в себе, состоянию готовности, поможет правильно сориентироваться на успех. Позитивное мышление, режим питания, овладение техникой расслабления и отдыха- вопросы, на которые дети ищут ответы у взрослых, поэтому помощь психолога будет неоценима.
Уровни квалификации учителей для обучения одаренных учащихся включают в себя: знания, умения, установки, необходимые для развития одаренности определённого или для развития любой одаренности. Личностные характеристики, знания, умения и установки, необходимы для всех учителей,кто стимулирует раскрытие и развитие каждого ребенка.
Главным педагогическим правилом для таких педагогов можно назвать: «Внушай уверенность и помогай».Педагог, работающий с одаренными детьми обладать специфическими качествами:
- Иметь высокий уровень интеллектуального развития
- Иметь широкий круг интересов и умений
- Готов к выполнению различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей
- Имеет оптимистичный настрой и активный характер
- Обладает чувством юмора( но без склонностей к сарказму)
- Разбирается в особенностях психологии одаренных детей, чувствует их потребности и интересы
- Имеет творческое, личное мировоззрение
Педагог должен обладать такими личностными качествами ,как доброжелательность, чуткость, широкий круг интересов, креативность, гибкость, позитивное видение мира, личностная и социальная зрелость, эмоциональная стабильность, активная жизненная позиция, теплота в отношениях, искренность, позитивное отношение к людям, уверенность в себе, интуиция.
Профессиональные умения педагогов для работы с одаренными детьми- важная составляющая для развития способностей учащихся:
- Умение диагностировать одаренных детей
- Умение стимулировать способности учащихся
- Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностических обследований
- Умение модифицировать программы
- Умение разрабатывать индивидуальные учебные программы
- Умение консультировать родителей, устанавливать с ними доверительные отношения
- Умение работать по экспериментальному плану
- Умение выработать оптимальные формы в технологии обучения
- Умение создать благоприятный психологический климат в классе.
Для того, чтобы ребенок не ушел в классе в ущерб себе, поддавшись « стадному рефлексу», нельзя противопоставлять его другим. Потому учитель должен уметь слушать, владеть техникой постановки вопросов, расположить к себе, строить позитивные взаимоотношения. В обучении одаренных детей учитель должен использовать принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип учета возрастных особенностей, не перегружать детей.
Дифференциация- способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально- типологические особенности личности, создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы ( цели,содержание,методы,формы,результаты) различаются.
Цели дифференциации процесса обучения- обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудностей и объема, разработку системы мероприятий по организации системы обучения в конкретных учебных группах, с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Использование дифференциации в обучении дает возможность для развития творческой целенаправленной личности, сознающей конечную цель и задачи обучения, для повышения активности и усиления мотивации учения.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой уникальную личность.
Дифференциацию можно выделить внешнюю и внутреннюю. ВНЕШНЯЯ дифференциация предполагает дифференциацию параллелей, перегруппировку паралллелей( мультипрофильное обучение), выделение групп одаренных детей из параллелей, попеременное обучение, занятия по свободному выбору.
ВНУТРЕННЯЯ дифференциация- это выделение групп учащихся в зависимости от вида одаренности, организация индивидуального учебного плана, обучение по индивидуальным программам по отдельным предметам; использование современных технологий(в том числе дистанционное обучение); разноуровневость содержания обучения; организация самостоятельной познавательной деятельности; использование рефлексивно- деятельностных технологий обучения; тьюторское сопроовождение.
При отборе содержания учебного материала нужно учитывать как количественные характеристики( объёме учебного материала , темп обучения), так и качественные ( соотношение различных направлений, моделирование содержания, характер его подачи)
В стратегии разработки содержания учебных программ модно выделить четыре компонента:
- Ускорение 2.Углубление 3.Обогащнние 4.Проблематизация
Работа по индивидуальной программе подразумевает использование индивидуальных заданий, привлечение к объяснению, консультирование учащихся при закреплении, при разрешении проблемных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"
Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми....
Организация педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся для результативного участия в олимпиадах по учебному предмету «Химия».
Актуальной задачей современного образования является выявление высокомотивированных детей, раскрытие и реализация их потенциальных способностей....
программы тьюторского сопровождения одаренных детей по учебному предмету история
Тьюторское сопровождение одаренных детей для подготовки к одимпиадам и проектной деятельности....
Высокомотивированные и одаренные дети, особенности работы с ними (из опыта работы).
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми
Работа с высокомотивированными и одаренными детьми...
Презентация "Работа с высокомотивированными и одаренными детьми"
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся изземли и требующий к себе особого внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое, чтобы он выр...