"Край ты мой, родимый край..." по творчеству поэтов 19 века.
учебно-методический материал по литературе на тему
Методическая разработка урока литературы в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока литературы в 7 классе. | 37 КБ |
prezentatsiya_kray.pptx | 2.97 МБ |
pevets_strany_.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-презентация в 7 классе
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
(с использованием интерактивной доски)
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.
Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…».
Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).
Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет компьютер и магнитофонная запись.
II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.
- Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).
- В этом вам помогли репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)
- Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
- Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
- Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.
III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».(СЛАЙД №29).
Появление текста. Чтение стихотворения учителем.
- Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?
(На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».)
- Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».
- Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?
- Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)
- А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)
- Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)
2. СЛАЙДЫ № 30, 31.
– А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока.
Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…»
- Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)
- Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)
-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?
- В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)
- Какие ещё синонимы можно подобрать к нему?
- Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием?
3. СЛАЙД № 32.
Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает учитель.
Словарная работа по стихотворению «Благовест» (СЛАЙД № 33).
Возвращение к тексту стихотворения (СЛАЙД № 32).
- Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать?(Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)
- Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)
- Я предлагаю вам вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». (СЛАЙД № 34) Что общего в стихах Лермонтова и Толстого? (Похожее действие молитвы, наступает освобождение героя от бремени, что мы чувствуем, в последних строках стихотворений.)
4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (СЛАЙД № 35)
Чтение стихотворения учителем.
- О чём это стихотворение?
- Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)
Работа со средствами художественной выразительности (СЛАЙДЫ № 39, 40).
- Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)
- Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)
5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37).
Чтение стихотворения учителем.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)
- Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)
- Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42).
Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.
6. Стихотворение И.А.Бунина «Ещё и холоден и сыр…» (СЛАЙД № 38).
- В стихотворении говорится о зиме (февральский пейзаж), но мы ощущаем приближение весны. В чём?
- Чем любуется лирический герой? (Голубым отблеском «ясного взгляда» на всём, деревьями «в лоне небосклоне», неуловимыми приметами весны, «Божьим миром». Вот в этом ожидании тепла, обновления, «молодости» Божьего мира – «любовь и радость бытия».)
IV. Подведение итогов урока.
- Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?
- Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.
ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
В.А.Жуковский ПРИХОД ВЕСНЫ Зелень нивы , рощи лепет , В небе жаворонка трепет , Теплый дождь , сверканье вод ,- Вас назвавши , что прибавить ? Чем иным тебя прославить , Жизнь души , весны приход ?
А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край!» «Благовест» «Замолкнул шум, гроза устала…»
Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи! А.К. Толстой
Благовест Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами . Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло ! К себе он тянет Неодолимо , Зовет и манит Он в край родимый , В край благодатный , Забытый мною ,- И, непонятной Томим тоскою , Молюсь и каюсь я, И плачу снова , И отрекаюсь я От дела злого ; Далеко странствуя Мечтой чудесною , Через пространства я Лечу небесные, И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… А.К. Толстой
Словарная работа по стихотворению А. К. Толстого «Благовест » Благовест – «благая весть», т.е. «добрая», «хорошая» весть – колокольный звон перед началом церковной службы. Благостный – приносящий благо, приятный, успокаивающий. Каяться – 1. Исповедоваться в грехах (откровенно рассказывать о них с целью очиститься). 2. Сожалея, признавать свою вину, ошибку. Отрекаюсь – отказываюсь. «Звон призывный чрез могилы» - рядом с храмом традиционно располагается кладбище.
Что общего в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Молитва» и А.К.Толстого «Благовест»? И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает… А.К. Толстой С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… М.Ю.Лермонтов
А.К. Толстой Замолкнул гром , шуметь гроза устала , Светлеют небеса; Меж черных туч приветно засияла Лазури полоса. Еще дрожат цветы , полны водою И пылью золотой, О, не топчи их с новою враждою Презрительной пятой .
И.А.Бунин « РОДИНА »
РОДИНА Под небом мертвенно-свинцовым Угрюмо меркнет зимний день , И нет конца лесам сосновым , И далеко до деревень . Один туман молочно-синий , Как чья-то кроткая печаль , Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль . И. А.Бунин
Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом, И молодеет Божий мир. Прозрачно-белый, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи ложится отблеск голубой. Не налюбуюсь, Как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И.А.Бунин
Эпитет ( гр. epitheton – буквально «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. новою враждою презрительной пятой
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. замолкнул гром шуметь гроза устала дрожат цветы
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. угрюмо меркнет туман смягчает
небом мертвенно-свинцовым туман молочно-синий кроткая печаль снежною пустыней сумрачную даль Эпитет ( гр. epitheton – буквально «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Открытый урок
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА
«Певец страны берёзового ситца…»
учитель русского языка и
литературы
Ивченко Е.В.
Тема урока. Художественный мир лирики С. А. Есенина.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока:
- Обучающая.
Прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией С. А. Есенина; нацелить учащихся на понимание основных тем лирики поэта. Учить различать автора и лирического героя стихотворения. Формировать навыки учебно-исследовательской деятельности студентов.
2. Воспитательная
.Воспитывать у ребят чувства бережного отношения к лирике, воспитывать интерес к стихотворениям поэт; умение видеть в обычном необычное; воспитывать чувство прекрасного.
- Развивающая.
Развивать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у обучающихся не только знания, а появился духовный опыт; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление; устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.
Оборудование.
1. Компьютер, проектор для презентации.
2. Мультимедийная презентация.
3. Грамзаписи с романсами и художественным чтением стихотворений.
4. Портрет поэта.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя:
Мы продолжаем изучение творчества С. Есенина, и данный урок посвящен основным темам художественной лирики поэта. Постараемся открыть для себя Есенина заново, интереснейшего человека и поэта. Повторим сведения из его биографии, которую вы уже знаете, а нашу беседу будут сопровождать песни и романсы на стихи этого удивительного поэта.
Среди замечательных русских поэтов XX века С.А. Есенин занимает свое особое место. Настоящий сын русского народа, он стал подлинным народным художником слова, «всем существом поэта» искренне и страстно любившим и воспевавшим свою великую Родину, ее людей, природу, радости и заботы, «все, что душу облекает в плоть».
Всю лирику Сергея Александровича Есенина можно выразить в трех основных темах, а именно – это 1) любовь к Родине; 2) философская лирика; 3) любовная лирика.
Но прежде, чем мы коснемся творчества поэта, вспомним основные художественные средства и приемы стихосложения.
1 учащийся:
Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для созданияхудожественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относятгиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; поэт создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч.Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением.
СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!).
.МЕТАФОРА (греч.Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение.
МЕТОНИМИЯ (греч.Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Слово учителя:
Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины.Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, - признавался поэт, – чувство Родины – основное в моём творчестве”.
2 учащийся:
Поэтизация родной природы средней полосы России, такая постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле. Когда читаешь такие ранние стихотворения, как “Cыплет черёмуха снегом …”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, когда будто наяву видишь поля с их “малиновой ширью”, синь озёр и рек, баюкающий “мохнатый лес” с его “стозвоном сосняка”, “тропу деревень” с “придорожными травами”, нежные русские берёзы с их радостным приветом, поневоле сердце, как и у автора, “васильками светится”, и “горит в нем бирюза”. Начинаешь по–особому трепетно любить этот “край родимый”, “страну березового ситца”.
В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”, грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту (“О Русь, взмахни крыльями”), обретающей “иную крепь”, счищающей с себя старый чёрный дёготь. Появляющийся у поэта образ Христа символизирует и образ прозрения, и одновременно новые муки и страдания. Есенин с отчаянием записывает: “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”. И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее, в “Исповеди хулигана” он вновь повторяет:
Я люблю Родину.
Я очень люблю Родину!
В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Пусть робко и с опаской, но “они о новой жизни говорят”. Автор всматривается в кипение изменившейся жизни, в “новый свет”, который горит ”другого поколения у хижин”. Поэт не только удивляется , но и хочет вобрать в сердце эту новь. Правда, и теперь в стихотворения он вносит оговорку:
Приемлю всё.
Как есть всё принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И всё же Есенин протягивает руку новому поколению, молодому, незнакомому племени. Идея неотделимости своей судьбы от судьбы России выражена поэтом в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Несказанное, синее, нежное…”
В книге Ходасевича упоминается высказывание поэта Д. Семеновского, хорошо знавшего Есенина, свидетельствующего: “… он говорил, что всё его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов”. И это было именно так. Все произведения Есенина – венок из песен, сплетённый Родине.
Звучит стихотворение «Черемуха».
Слово учителя:
На примере анализа стихотворения «Черемуха», 1915 г. разберем используемые поэтом художественные средства.
Сюжет, композиция, рифма.
В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.
Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены. Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, –олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.
Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопнымямбом. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.
Художественные средства в стихотворении «Черёмуха».
В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.
В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре),сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.
Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное.
В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись», золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво), олицетворение (ручей поёт песенки).
Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.
3 учащийся:
Следующая тема, считающаяся одной из главных в творчестве Есенина – это философская лирика.
Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескураживающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.
Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художественный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема революции, мотив трагического размышления поэта о жизни. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Своё представление о революции поэт передает образом красного коня («Сойди, явись нам, красный конь!..») – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Всё это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.
Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезненно. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне - всё это в представлении Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного мира, ясности, чего-то радушного и покойного.
Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни – механической цивилизации города.
Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его лирику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.
Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических размышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкинским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.).
Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни («…Я не буду больше молодым») воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламени», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «половодье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни – это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.
Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строятся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу…») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.
И если для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, то для лирического героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.
Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позволившее осмыслить её движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.
Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречивые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хватить через край».
Звучит стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…».
Слово учителя:
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. Толстой, поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»). Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.
В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность. Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты. Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.
Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.
Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности).
В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).
Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).
Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника. Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»). Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.
4 учащийся:
В жизни поэта присутствовало множество женщин, многим из них он посвящал стихи. Красота и богатство таится в любовной лирике С.Есенина. В ней поэт проявляет с особой силой свое необыкновенное искусство. Любовь – одна из наивысших ценностей для Есенина.
Презентация «Женщины С. Есенина»
Звучит стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» .
Слово учителя:
Покажем художественный мир любовной лирики на примере стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» , 1924 года.
Стихотворение открывает перед читателями мир лирических произведений Сергея Есенина. Оно написано легко и воздушно, сразу привлекает простым языком и особым эмоциональным слогом, очаровывает открытостью. Здесь поэт делится своими мыслями и чувствами с читателями, рассказывает о своей родной земле и любви, передаёт тонкие ощущения, связанные с его прикосновением к другой культуре.
Произведение входит в цикл «Персидские мотивы», который был написан автором после его путешествия по Грузии и Азербайджану. Цикл навеян именно поездками в эти страны, хотя и назван «Персидскими мотивами». В Персии Есенин никогда не был. Но в этом цикле отлично слышны именно эти восточные мотивы тёплой далёкой страны.
Современники отмечают, что романтический образ персиянки из лирического стихотворения тоже был навеян знакомством с реальной женщиной. Сергей Есенин встретился с Шаганэ НерсесовнойТальян, которая тогда преподавала литературу. Именно общение с этой женщиной и стало своеобразным толчком для создания стихотворения.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» представляет собой лирическое стихотворение, где автор и лирический герой едины, что характерно для творчества Сергея Есенина. Поэт делится с нами своими мыслями и чувствами, а адресует монолог загадочной персиянке Шаганэ. Именно ей, женщине из далёкой и прекрасной страны, он может рассказать о своей родине, подарить ей образы рязанской земли, целого поля ржи, даже поделиться с ней мыслями о девушке, которая осталась на севере.
Композиция, сюжет и тема стихотворения
Сюжет стихотворения разворачивается в области образов и психологического восприятия. Для произведения основными приёмами становятся рефрены, повторы. Кольцевая композиция придаёт стихотворению законченность, делает его особенно гармоничным.
В первой строфе герой говорит о волнистой ржи при луне. Он готов «рассказать поле» своей Шаганэ. В следующей строфе поэт уже сравнивает луну своей родной земли с луной Персии. Оказывается, «его» луна огромней в несколько раз. И даже самый прекрасный город Ирана Шираз не лучше рязанских раздолий, что сейчас особенно остро ощущает лирический герой.
В третье строфе поэт ещё резче обозначает своё единство с родной рязанской землёй: «Эти волосы взял я у ржи». В следующей строфе герой предлагает «догадаться» о рязанском поле по его волосам. Он просит отвлечь его от мыслей о Родине. В последней строфе Есенин уже говорит о девушке, которая осталась на севере. Возможно, она думает о нём. Первая и последняя строфы создают кольцевуюкомпозицию не только построением, рефренами, но и по смыслу. Сначала герой видит своей любимой прекрасную персидскую девушку, а в конце вновь прямо обращается к теме любви, но романтический ореол уже обретает девушка, оставшаяся на его Родине.
Рифма в стихотворении кольцевая: рифмуются первая, четвёртая и пятая строки, вторая и третья. Написано стихотворение трёхстопным размером, анапестом.
Художественные средства
Основным художественным средством в стихотворении становится рефрен. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» очень своеобразное произведение. Здесь всё закольцовано, создана удивительно гармоничная художественная ткань, в которую мастерски вплетено каждое слово. Композиция кольцевая, рифма тоже кольцевая. А рефрены создают кольцо в каждой строфе, при этом рефрен в первой и пятой строфе один и тот же. В каждой строфе повторяется первая и пятая строка, из-за чего произведение обретает тонкое лирическое звучание, напоминает романтическую песню.
Рефрены расположены не в случайном порядке. Всё стихотворение – совершенно уникальное «плетение» Сергея Есенина. В первой строфе можно прочесть рефрены для всех пяти строф, при этом они расположены в правильном порядке. Вторая строчка первой строфы стала рефреном для второй строфы, третья строчка является рефреном в третьей строфе.
Используются в произведении и другие средства выразительности. Лирический герой говорит о гигантской луне, которая освещает его родную землю. Он рисует образ волнистой ржи и огромного поля, залитого сиянием луны. Ярким символом в стихотворении становятся волосы лирического героя, «взятые» им у ржи. Это удивительно обозначает единство человека и его Родины.
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» написано лёгким слогом, наполнено запоминающимися образами.
Слово учителя:
Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своейобнаженной искренностью, обостренной тоской чувств. Все творчество поэта пронизано самой главной лирической темой – любовью к России. Кто из нас не находил в его стихах близкое сердцу чувство или верноеслово для выражения собственных переживаний! Поэзия, как и душа поэта, нежна, светла, полна неисчерпаемой любви ковсему живому в мире, чтобы каждой строчкой серебряных нитей стихов звенеть « в человечьем саду».
Звучит романс на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава…»
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"
Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...
"Край ты мой, родимый край..." Стихотворения о родной природе.
Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край..." Стихотворения русских поэтов о родной природе....
"Край ты мой, родимый край!" Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Урок литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" предполагает работу с интерактивной доской....
Методическая разработка урока литературы по теме " Край ты мой, родимый край"
Урок литературы в 6 классе по творчеству русских поэтов 19-20 веков: Фета, Тютчева, Есенина и др....
Конспект урока литературы «Край ты мой, родимый край!». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений. Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А....
"Край ты мой, родимый край..." Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.
Урок знакомит обучающихся 7 класса со стихотворением В.А.Жуковского "Приход весны" и А.К.Толстого "Край ты мой, родимый край...", развивает навыки анализа поэтического текста. умен...