Современные технологии, методики и приемы обучения написанию сочинений в основной и старшей школе в 5-11 классах
статья по литературе по теме
Статья содержит технологии, методики и приемы обучения написанию сочинений в основной и старшей школе. Уделено внимание просчетам в работе по обучению написания сочинений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_napisaniyu_sochineniy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии, методики и приемы обучения написанию сочинений в основной и старшей школе в 5-11 классах
О.Б.Кочетова, учитель русского языка и литературы
Нижнеспасского филиала МБОУ Верхнеспасской сош
Задача научить детей читать и понимать прочитанное, устно и письменно выражать и аргументировать своё мнение стоит перед учителем-словесником на протяжении всех лет обучения. Эти умения проверяются и на экзаменах. Стандарты второго поколения представляют собой систему требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным, направлены на развитие личности выпускника.
Сочинение как вид учебной письменной работы сегодня приобретает новое значение и начинает осмысляться как метапредметный результат образования. Сочинение позволяет отследить, проанализировать и оценить уровень развития личностных, метапредметных и предметных компетенций, функциональную грамотность обучающихся. Недаром сочинение снова рассматривается как продуктивная и целесеобразная форма итоговой аттестации выпускников.
В современной школе приоритеты отданы развивающему обучению. Работа над сочинением является важным элементом развивающего обучения. В работе над сочинением развивается мышление, воля, выдержка, настойчивость, повышается работоспособность, усиливаются воображение, внимание и память. Л.Выготский подчеркивал, что литературное творчество становится доступным для ребенка только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира. Эта психологическая предпосылка успешной творческой работы, выдвинутая ученым, и должна определять всю систему последовательного обучения написанию сочинений.
Творческая деятельность находится в прямой зависимости от полноты и разнообразия прежнего опыта. Его накопление происходит разнообразными путями: в процессе обучения, общения, чтения книг, просмотра кинофильмов, телевизионных передач, экскурсий и т.п. Опыт приходит постепенно, поэтапно, у одних быстрее, у других медленнее, но это процесс управляемый. В силах учителя ускорить его, придать ему целенаправленность.
Избавив школьников от обязательного экзамена по литературе, их избавили от стимула учиться внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было. Известный публицист А.Привалов сетовал о том, что люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать. Чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический труд, но важна и роль учителя, который заботится о методике обучения работе над сочинением, о методике анализа произведения, особенно в тех аспектах, которые определяют его глубину, качество и объём.
Некоторые просчеты в работе по обучению написанию сочинениям
- В школьной практике проведению написанию сочинений внимания уделяется все-таки недостаточно.
- Учащимся не даются указания, как следует работать над сочинением, а предоставляется так называемая полная самостоятельность.
- Школьникам даются советы общего характера: опишите интересно, рассмотрите внимательно картину и т.п.
- Практикуются однообразные письменные работы, темы предлагаются без учета интересов и возрастных возможностей школьников.
- Проводится мало работ обучающего характера.
- Практически не проводится редактирование детьми собственных сочинений (совершенствование написанного).
На что следует обратить внимание учителю:
- Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого её осмысления. Ученик должен четко представлять то, о чем он будет писать. (четко сформулированная тема даёт ученику направление в работе. Предлагая темы сочинений, учителю необходимо представлять, какие вопросы интересуют школьников. Это могут быть вопросы социальные, философские, связанные с отношениями между людьми, между взрослыми и детьми, вопросы профориентации и т. д. Размышляя над возможным преломлением этих вопросов в той или иной теме сочинения, учителю необходимо иметь в виду и некоторые специфические возрастные особенности мышления школьников.
- Условием успешного написания сочинений следует считать и планомерную систематическую работу на уроках русского языка и литературы, выполнение разнообразных письменных работ (словарно-стилистические упражнения, цитирование, составление характеристики персонажа, изложения, составление плана, письменные ответы на вопросы и др)
- Работа над конкретным сочинением условно может быть разделена на три этапа: подготовительная работа, написание сочинения, анализ написанного
В чем же суть подготовительной работы? Схематически она может быть представлена так:
1) глубокое осмысление темы и расширение круга впечатлений по ней;
2) составление плана;
3) сбор чернового материала, словарно-фразеологическая работа, подбор цитат;
4) проведение устных сочинений;
5) самостоятельное написание сочинения (или части его)
Совершенствование написанного должно включать в себя:
- редактирование с помощью учителя ( на уроке или на индивидуальной консультации)
- анализ сочинений одноклассников (взаиморецензирование)
Эффективность развития коммуникативно-речевых умений достигается прежде всего включением в учебный процесс высказываний малой формы (сочинений –миниатюр, творческих заданий на основе заданной темы).
Речь наших детей часто бедна потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно, учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться, уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, общепринятая методика не ориентирована на подготовку детей к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи.
В зависимости от образовательных задач задания при подготовке к сочинению можно разделить на 2 большие группы: творческие задания и задания лингвистического характера.
Задания творческого характера отличаются жанровым своеобразием: рассказы, сказки, эссе, стихотворения, письма, заметки, сценки, составление диалогов, придумывание загадок.
Творческие задания можно разделить на несколько видов:
- творческие задания на основе заданной темы (употребите слова в переносном значении, используйте как можно больше слов тематической группы и т.п)
- подберите как можно больше эпитетов к слову –лицо, снег…
- составьте текст на основе заданной схемы, например:
Каким я хочу стать? Больше всего я хочу стать ..
Во- первых,
В-третьих,
Когда я стану взрослым…
- напишите текст по опорным словам, используя глаголы
- продолжи текст
- вырази свое мнение
- объясни смысл текста
- опиши картину, которая возникла при чтении данного текста
- создай собственный оригинальный текст по образцу
- упражнения, в основе которых лежит иллюстративный материал (репродукции картин, рисунки, фотографии, фотоколлажи: опиши картину, объясни, почему картина так называется, напиши, что вы видите на картине, какое настроение она передает, составьте текст, включающий описания всех составных частей коллажа
- упражнения, включающие различные речевые ситуации (представьте себе, что вам вручили большую коробку с подарками, напишите, что хотелось бы вам обнаружить в этой коробке, пофантазируйте, о чем могли бы поспорить чайник и кофейник, вообразите, что вы сказочный герой, придумайте его биографию, напишите её, начиная словами: разрешите представиться…
Задания, основанные на лингвистическом материале:
- докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой
- объясните, для чего нужно знать алфавит
- упражнения исследовательского характера, представляющие собой лингвистический эксперимент ( в течение нескольких дней понаблюдайте за теле и радио передачами и составьте краткий список иноязычных слов, которые сравнительно недавно вошли в русский язык. Напишите небольшой текст, отвечая на вопрос: почему в русском языке появляются заимствованные слова?)
Такие задания воспринимаются учащимися естественно, в них отражены и личный опыт, и впечатления, и собственное мнение)
Виды учебных работ
1)Работа со зрительной опорой(устный диалог, устный рассказ по комиксу, письменный рассказ по комиксу)
Понять тему и сюжет и заметить как можно больше деталей
2). Творческие работы на основе личных впечатлений (музыкальные, читательские, жизненные, фантазийные)
Дети прослушивают небольшой муз фрагмент и устно высказываются на тему какое состояние природы я представил себе, слушая музыку (средние классы) в старших- что я чувствовал, слушая музыку
Жизненные – моя дорога в школу
Фантазийные – их мечты могут стать темой устных или письменных рассказов
3.Устные дискуссии
( слушать и слышать)
Суд над Обломовым ( как осудила Обломова жизнь)
4. Устная или письменная газета
Что происходит в школе, селе районе
5. Языковые игры
На одну букву, одним словом
6.Лингвистическая работа с опорой (сигналом или конспектом)
(точность, ясность речи, умение правильно употреблять термины, объяснять их, извлекать знания из доступных источников)
7. Доклады и сообщения
8.Пересказ от имени героя
Девочки пересказывают сказку Руслан и Людмила от имени Людмилы, мальчики- от имени Черномора
9.Письма
Переписка со сверстниками из другого города, страны, со своими одноклассниками
10. Издание альманаха
11. Театрализованные сценки
Без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом
Методика развития речи Соболевой
- Развитие ассоциативного мышления (ассоциативный алгоритм)
Береза-белый
- Ассоциативная методика запоминания и усвоения
Берёза так была бела,
Что буква "Е" из слова "белый"
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.
(В. Агафонов)
- Обращение к эмоционально-образной памяти
Рисунок березы…
На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь интересный всем и каждому. Е. Ильин
Логика урока, выстроенная учителем, и качество материала, определяющего содержание урока, являются решающим фактором, влияющим на сочинения учеников: на их умение отобрать материал, выстроить его в логической и эмоциональной последовательности, определить степень и качество аргументации, найти яркое начало, сделать соответствующее содержанию материала заключение. И здесь важен качественный анализ произведения.
Профессор Минералова И.Г –доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы 20 века
о преподавании литературы в школе
- На уроках должно быть меньше спецэффектов -
больше работы с текстом художественных произведений.
- Современные компьютерные технологии должны
помочь ярче подать текст художественного произведения.
Как заинтересовать учеников ?
Приёмы:
- 1. Недописанная тема сочинения.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
Продолжить самим …..
Тема не дописана
От слова – к самому себе лучшему
или… ( мечтающему стать таким …)
2.Читать стихи А.С.Пушкина – это…
3. Какое произведение литературы века я бы…
4. Как и почему из сострадательного ребёнка вырос…? ( По роману
Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание».)
Прием Минераловой Пишем сочинение вместе
Учимся писать сочинение по коротким рассказам… (Ю.Коваль «Медведица Кая»)
Думаем и пишем вместе.
Последовательность действий.
- Вступительное слово учителя о самом произведении и его авторе.
- Чтение текста произведения.
- Вопросы по тексту, подсказки.
- Время на то, чтобы списать предложения, данные учителем.
- Время на выбор продолжения, на
запись собственных мыслей.
- Время на редактирование и переписывание на чистовик.
- Обязательно читать несколько работ на уроке, но не делать замечаний, а хвалить
за оригинальные мысли, за искренность…
Такая работа приносит радость общения, открытия, радость от совместной творческой работы учителя и ученика.
2. На уроке снимается психологический барьер в сознании ребёнка (« Я не умею писать сочинения!»).
3. Ученик настраивается на волну успешности в обучении, забывает о своём неумении «говорить на заданную тему».
4. Следуя за мыслями учителя, ученик учится размышлять самостоятельно и делать выводы.
Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока.
(Что помогло главному герою рассказа В.Распутина «Уроки французского» выстоять в суровые и голодные послевоенные годы?
Счастлива ли Вера Алмазова? (А Куприн «Куст сирени»)
В чем смысл жизни Юшки?
Вся система преподавания литературы в настоящее время должна быть ориентирована на пробуждение творческого начала в учениках. Для успешного достижения поставленной цели необходимы разные способы и приемы работы.
Одной из простых и достаточно эффективных форм подготовительной работы является вычленение из произведения слов, фраз, отдельных предложений, которые использует герой.
Особенность творческой направленности преподавания в старших классах заключается в том, что зачастую учитель ставит творческую задачу перед учениками, дает толчок к поиску. Так, при изучении романа И.Гончарова «Обломов» 10-классникам можно предложить написать о главном герое от лица Ольги Ильинской, Штольца и даже Захара (персонаж ученики выбирают сами).
Необходимо сдвинуть внимание учеников в сторону неожиданного, непривычного ракурса исследования. Задание «Найти и прочитать описание внешности Базарова» менее интересно с точки зрения пробуждения читательской зоркости учеников, чем вопросы: чьими глазами мы впервые видим Базарова? На что сразу обращает внимание дворянин Николай Петрович? Что во внешности Базарова с первого взгляда оттолкнет Павла Петровича?
В начале работы над пьесой Островского «Гроза» можно использовать прием создания воображаемой декорации. Задание звучит так: представим, что мы находимся в зрительном зале. Сейчас откроется занавес. Что мы увидим на сцене? (ремарка автора к 1 действию достаточно лаконична: общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене 2 скамейки и несколько кустов. Кулигин сидит на скамье и смотрит на реку).
Ученики свободно рисуют воображаемую картину (широкие дали Заволжья, рощи, деревни, луга над рекой…) Зрителю кажется, что и жизнь должна быть прекрасна в этом благословенном месте. Но скоро появится Дикой , и сразу станет грустно. Так ученики начинают осознавать важную для концепции пьесы мысль: Волга противопоставлена всему укладу жизни города Калинова. Природа становится элементом действия.
Более глубокому и творческому усвоению характеров способствуют задания, взятые из театральной педагогики: опишите день Катерины в родительском доме. Описывая день Катерины в доме Кабановой, что измените? К репликам Тихона и Катерины в сцене отъезда Тихона (д2, явл 3) напишите режиссерские ремарки, помогающие понять эмоциональное состояние персонажей.
Активизируют учеников и учат их творчески читать произведения задания, направленные на внимание к деталям: какова фамилия Бориса? Почему она не названа? Как звали его отца? Расскажите историю его семьи. Зачем она излагается в драме?
Способствует творческому освоению пьесы задание представить и описать город Калинов по монологам Кулигина. Важно обратить внимание на выделение в монологах деталей (особенно д3 сц1 явл 3 Вот какой сударь у нас городишко) При обращении к сцене первого свидания Катерины и Бориса предлагается определить, будет ли у них счастье. Все эти приемы работы являются хорошей подготовкой к сочинению в жанре воображаемого путешествия в город Калинов.
Как ещё можно работать с учениками на уроке, чтобы получить творческий результат? Во время изучения произведения учитель делает паузы, предлагая ученикам после коллективного анализа проблемы, эпизода записать выводы, к которым они пришли. Этот момент самостоятельной обработки услышанного и понятого очень многое дает впоследствии ученикам при создании собственного сочинения.
Иногда по ходу анализа произведения учитель сам формулирует тезис, который уместен для данного разговора, и просит привести аргументы для его доказательства. Во время проверки сочинения учитель отмечает места, в которых наблюдается схематизм подачи материала, отсутствие аргументации. Такая индивидуальная работа очень важна, потому что призыв не излагать материал схематично не даст нужного результата, пока конкретный ученик не увидит в собственной работе этих недостатков.
Для того чтобы ученик мог аргументировать свою точку зрения, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, решать проблемы на помощь приходит технология развития критического мышления через чтение и письмо (приемы данной технологии: корзина идей, составление кластеров, верные и неверные утверждения, знаю-хочу узнать-узнал, написание синквейна, толстые и тонкие вопросы, ключевые слова, лови ошибку, письмо по кругу, пометки на полях, написание эссе).
Учитель-словесник, как никто другой, призван воздействовать не только и не столько на ум школьника, сколько на его чувства. И на помощь учителю приходят арт-технологии, основанные на деятельностном подходе и соответствующие стандартам нового поколения. Арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Инсценировка эпизодов(создание образа, новый взгляд на произведение свобода общения, жеста, слова), потребность в дополнительной информации (Сведений из культуры религии, искусства, этнографии) – все это элементы данной технологии. Уроки с применением арт-технологии дают пищу для размышления, не заканчиваются со звонком.
Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником педагогической мастерской. Это такая форма обучения, технология, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию, к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской скульптора, оружейника или балетмейстера всегда был мастер и …подмастерья, ученики, которые ориентировались на него, иногда как на Бога. Данная технология опирается на новую философию в отношениях учителя и учеников. В основе любой мастерской –диалоги: в парах, группах, с целым классом, с писателем или автором только что созданного текста, с самим собой. Данная технология
-обучает ставить вопросы и понимать, что спросить важнее, чем ответить;
- обучает пониманию, что ответы могут быть разные с разных т.зрения (времен, идей, литературных направлений, эпох, психологических особенностей читателей и критиков);
- организует современное прочтение классики;
- актуализирует прочитанный текст, делает его нужным, важным для читателя…
По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, по самопознанию, проектные и др.
Мастерская сама, законами построения и создающейся атмосферой, приводит к развитию активной познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.
Совершенствуя универсальные умения логико-аналитического и речевого характера на уроках русского языка и литературы, школьники готовятся к дальнейшей жизни. Д Лихачев писал: « …по тому, как человек говорит (или пишет), мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь- важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы
Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья на тему Методика интенсивного обучения иностранного языка...
Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.
Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...
Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе
Сочинение-рассуждение...
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....
«Преемственность методики изучения и преподавания графиков функций в основной и старшей школе»
В данной статье представлены обоснование выбора темы самообразования и план работы по выбранной теме на 5 лет. Планируемые результаты работы над темой самообразования. ...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...