Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы
статья по теме
Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы.
Денисенко Вероника Алексеевна
учитель истории и обществознания,
заместитель директора
по воспитательной работе
МОУ СОШ № 1 г. Поронайска.
Аннотация к опыту: автор статьи поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско – правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащихся.
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование и воспитание подрастающего поколения выступает необходимым условием построения в стране гражданского общества и правового государства. Сегодня все больше и больше специалистов говорят о необходимости гражданского - правового образования в школе. Объяснение этому лежит в потребности современного российского общества в грамотных политиках и активных гражданах, способных мыслить правовыми категориями.
Современная наука трактует гражданско - правовое образование как специфическую область воспитательно-образовательной работы, которая включает элементы правовых, политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологических знаний, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентаций. Современное гражданско – правовое образование нацелено на формирование гражданской компетентности личности, а это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
В процессе гражданско-правового образования учащиеся основной школы получают представление о следующих гражданских ценностях: самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к институтам гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям, ценность политического многообразия, патриотизм, готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивость и др.
Перед образовательными учреждениями встает задача углубления гражданско-правового образования на основе внедрения в педагогический процесс современных образовательных технологий, а так же активных форм и методов обучения, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.
Для реализации представленных гражданских ценностей необходимо вести курс «Право», как систематический (сквозной) курс с 5 -го по 9-й класс, но, к сожалению, очень редкий пример, когда школа находит вариант преподавания данного обществоведческого курса с пятого по девятый класс. В связи с реальными возможностями нашего образовательного учреждения курс права в основной школе ведётся лишь как часть интегративного курса «Обществознание», что является менее эффективным с точки зрения современных целей образования и использования особых возможностей правового материала как учебного содержания. В связи, с чем нами были введены: факультативный курс «Обществознание» (5 класс), элективный курс «Детский правозащитный университет» (9 класс).
Эффективное использование образовательных технологий в гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся основной школы позволяет по-новому выстраивать взаимоотношения педагога и учащихся в образовательном процессе, применить активные формы и виды учебной и воспитательной работы. Для активизации и интенсификации деятельности учащихся, развития у них познавательных и творческих способностей нами используются информационно – коммуникационные технологии, проблемного и игрового обучения, ориентированные на социализацию личности. Они позволяют полнее раскрыть и развить творческие способности и индивидуальные наклонности учащихся.
Гражданско-правовое образование носит интегративный характер, поэтому мы даём возможность учащимся использовать знания, полученные на уроках истории, литературы, обществоведческих дисциплин, а проведение совместных обсуждений, дискуссий, диалогов, вовлекают учащихся в поиск ответов, на поставленные жизнью вопросы.
Методика курсов гражданско-правового образования предусматривает теоретические основы развивающего, личностно-ориентированного обучения. А это требует от учителя поиска форм и методов подхода к каждому ученику, творческому применению и разработке новых обучающих технологий, методических приемов в развитии критического мышления учащихся, формированию ценностных ориентиров личности.
По большому счету, на таких занятиях никто никого не учит. На них каждый - и учитель в том числе, - учится размышлять. Размышляя о жизни, о своем собственном жизненном опыте, о своих особенностях, возможностях, интересах, успехах, задачах, о своих отношениях с другими людьми идет осмысление ценностных ориентиров соответствующих переходу государства в новую стадию - правовое государство гражданского общества.
На таких уроках нет повторения, объяснение нового материала, проверки домашнего задания в классическом виде. Зато большое место занимает выполнение заданий аналитического (понаблюдай, пойми, подумай, вспомни) и творческого (представь, сочини, нарисуй, расскажи) характера.
Мы считаем, что учителю важно на уроках не только самому выслушивать каждого, но главное научить детей слушать и слышать друг друга, общаться друг с другом, приходить к общему мнению, учитывать его в своем поведении.
Важное место на уроках гражданско-правового направления занимают интерактивные тренинги и игры, что способствует сплочению группы, выявлению лидеров и т.д. Тренинг - особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента.
Поддерживание комфортной и продуктивной атмосферы на уроках применяем разнообразные творческие задания. Это могут быть схемы, рисунки, коллажи, мини-сочинения и достаточно развернутые письменные работы.
На наш взгляд наиболее эффективными приемами являются:
- групповая работа над проблемными заданиями;
- составление коллективных вердиктов;
- работа с первоисточниками, нормативными документами;
- анализ конкретных, текущих событий, фактов жизни страны с точки зрения прав человека;
- проведение дебатов, дискуссий, социологических опросов;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- просмотр видео сюжетов и их правовая оценка;
- деловые (ролевые) игры; круглые столы, акции;
- инсценировка и т.д.
Особенно нам интересен один из интенсивных методов в гражданско – правовом образовании - проектирование. Реализация данного метода способствует организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности. С 2001 года ребята приняли участие в следующих проектах: «История моей семьи в истории развития Сахалинской области», «История нашего города», посвящённого 55-летию образования Сахалинской области». Учебный проект (2002-2003 г.) мы посвятили: 300-летию основания Санкт-Петербурга, и приняли участие во всероссийском конкурсе «История флота - история славы России»; «Сахалин: наследие культур». Результатом наших первых проектов стало участие в школьных и районных конференция, конкурсах рефератов, а впоследствии положило начало работы школьного передвижного музея. И так каждый год мы с ребятами на уроках обществознания выбираем тему годового проекта, данная форма работы интересна для учителя и учеников, ребята увлекаются подготовкой, при этом реализуют свои интеллектуальные и творческие способности.
Участие учащихся основной школы в социальном проектирование способствует формированию активной гражданской позиции, гражданской компетентности личности, социализации учащихся образовательных учреждений. С 2004 года мы начали работы над социальными проектами.
Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Таким образом, актуальность социального проектирования особенно для государств, переживающих период становления институтов гражданского общества, очевидна. Успешность и эффективность социального проектирования в школе зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются: добровольность участия в проекте; оптимальное распределение времени работы над проектом; эффективное распределение обязанностей между участниками проекта; корректная позиция педагога; поддержка проекта администрацией школы; заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.
Результатом такой работы стали следующие социальные проекты:
1.Два проекта посвятили проблеме «Отношение в обществе к людям старшего поколения»: «Дороги судьбы – дороги Победы», проект посвящен 60-летию Великой Победы, результатом стала шефская работа с ветеранами ВОВ и УТФ, проведение благотворительных акций и издание летописи о ветеранах ВОВ г. Поронайска.(2005г.), а в проекте «Цветок жизни» подняли проблему «Одиночества пожилых людей», посадили цветы фиалки и подарили одиноким бабушкам. (2006-2007 гг.)
2.Три проекта мы посвятили проблеме «Повышения престижа профессии учителя в обществе»: «Учитель глубинки России», издали энциклопедию «Учитель номер один», о творческом пути работающих учителей школы (2006 г.), результатом работы над проектом «Последний звонок» стало создание галереи портретов школьных учителей.(2007 г.), а поскольку 2010 г. был объявлен Годом Учителя в России, в рамках проекта «Учитель глазами учеников», мы организовали благотворительный праздник для учителей ветеранов г. Поронайска, не работающих в школе, издали: творческий альбом «Учитель глазами учеников», в альбом включены работы учащихся: сочинений – 68, художественных портретов – 26, фотографий – 59, стихотворений – 5; и исторический очерк «История школы в лицах», посвятили истории нашей школы и учителям ветеранам педагогического труда. Открыли Доску Почёта «Мы Вас помним и благодарим за учительский труд!»
3. Два проекта мы посвятили проблеме «Сохранению здоровья учащихся»: «Дорога к здоровью: нам - по пути» (2008г.) и «Пивной алкоголизм: миф или реальность?», результатом проектов стали уже традиционные молодёжные фестивали, презентации, акции, социологические опросы, рейды, издание рекламной продукции и т.д.
Данные социальные проекты объединили усилия учителей, учеников и родителей и не оставили равнодушными общественность нашего города и области. Участие ребят в проектах показала нам необходимость обучать их этапам работы над социальным проектом.
В 2008 учебном году нами была разработана программа дополнительного образования учащихся «Гражданин» (6-8 класса) для клубного объединения «Гражданин», участники клуба входят в волонтёрскую группу, готовят проекты и выступления к государственным праздникам РФ, организуют и проводят акции, принимают участие в мероприятиях, гражданско-правовой и патриотической направленности. Основные направления деятельности по программе:I. Гражданско-правовое (включает теоретические аспекты вводного правового курса и воспитание толерантности); II. Социальное проектирование «Я - гражданин России» (даёт навыки работы над социальным проектом);III. Духовно-нравственное «Я живу среди людей» (организация социально - значимой деятельности). Заседание в клубе проводится 1 раз в неделю, соответственно 4 раза в месяц: (1 –теоретическое, 2 – практическое, 3 – работа с ИКТ, 4 – работы над социальным проектом)
Практическая направленность данной программы включает:
- Интерактивные тренинги: «Давайте познакомимся», «Умей сказать «нет»!», «Услышим друг друга», « Я – лидер» и др.
- Дискуссии: «Насилие и закон», «Моя жизнь-мои права», «Права детей – забота государства».
- Деловые игры: «Избирательная кампания», «Дебаты».
- Круглый стол: «Что я знаю о милиции?»
- Ролевые игры: «Необитаемый остров», «Проблема наркомании в нашем районе»
- Игры: «Правовой турнир», «В гостях у Шерлока Холмса», викторина Государственные символы РФ».
- Защита проекта: «Официальные и не официальные символы России»
- Анкетирование и социологический опрос: «Что ты знаешь о государстве?», «ЗОЖ», «Патриотизм – это…», « Моё отношение к выборам».
- Встречи: с представителями районного собрания, администрацией ГО «Поронайский», с администрацией школы и УОКиС.
- Экскурсии: Поронайский городской суд, ГОВД, администрация ГО «Поронайский».
- Проекты и акции: «Скажем, нет вредным привычкам», «Скажем, нет терроризму», «Я и закон».
- Создание презентаций и проведение уроков для младших школьников: государственные праздники РФ: «День Защитника Отечества», «День Победы», «День народного единства», «День Конституции РФ».
- Взаимодействие с общественными организациями.
- Выпуск газет, публикации в СМИ
- Создание проектов – презентаций.
- Социально - значимая деятельность: помощь ветеранам ВОВ и УТФ, престарелым людям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Благотворительные акции: «Иди с добром к людям, которые тебя окружают», «Подарок воину», «Ветеран живёт рядом».
- Участие в районных и областных конкурсах, смотрах, слётах: в муниципальном, областном и всероссийском этапах акции «Я – гражданин России»; областном слёте детских организаций и органов ученического самоуправления «Содружество»; областная «Школа гражданина»; областной конкурс презентаций «Мой любимый учитель».
Таким образом, данная форма организации гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы позволяет развивать гражданскую компетентность, приобретать основы правовых знаний, реализовать проектную форму деятельности, участвовать в школьном и классном самоуправлении. А также даёт также положительную динамику в обучении: повышается качество знаний и уровень обученности по предмету; победы в районных и областных олимпиадах и конкурсах; участие в районных краеведческих конференциях; интеллектуальных играх; публикации детских работ в районных газетах; участие во Всероссийской акции «Я - гражданин России» г. Воронеже и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации и современные технологии духовно-нравственного образования и воспитания.
Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственны...
ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»
Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....
Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся основной школы.
Музыкально-теоретический материал...
Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания.
В работе "Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания", обобщен опыт работы с учебником обществознания. Тема актуальна, так как в ней рассматриваются проблем...
Статья «Использование ресурсов музыкального образования в поликультурном воспитании учащихся основной школы»
Статья о поликультурном воспитании учащихся....
Гражданско – правовое образование (из опыта работы) (ГБОУ школа № 691)
Гражданско – правовое образование – это одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданс...