Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Сочинение-рассуждение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya-rassuzhdeniya.pptx | 119.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура текста сочинения 1 . Тезис , то есть высказывание о русском языке : формулируем позицию автора ( цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования). 2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор ? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора). 3 . Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста : 1 ) пример №1 , его роль 2) пример №2 , его роль Внимание: - если примерами являются слова или словосочетания , их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют; - если в качестве примера используется предложение , его можно или процитировать, или только указать его номер. 4. Вывод.
План и образец сочинения 1 . Тезис , то есть высказывание о русском языке : формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования). 2 . Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора ). 3 . Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста : 1) пример №1 , его роль 2 ) пример №2 , его роль 4 . Вывод. Писатель В. Г. Короленко утверждал, что «русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли ». Я согласна с мнением писателя. Действительно, богатство и уникальность нашего языка состоят не только в том, что он содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том, что его речевые возможности помогают выразить все, о чем мы думаем и что испытываем . Например , в тексте О. Павловой медсестра говорит, что у Гришки «семь пядей во лбу» (предложение 11) . Это фразеологический оборот. Данное средство выразительности помогает нам, читателям, понять, что Гришка умен не по годам. А вот в предложении 3 автор использует слово « детишки» с уменьшительно-ласкательным суффиксом , и мы сразу понимаем, что он относится к ним с сочувствием и добротой . Таким образом, выразительные возможности нашего языка помогают точно передавать свои мысли и чувства .
Пошаговая инструкция по написанию сочинения Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: - о богатстве, выразительности, точности русской речи; - о средствах выражения мыслей; - о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; - о взаимосвязи лексики и грамматики; - о роли синтаксиса в человеческом общении; - о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление (тезис и р ассуждение ученика ). Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания . В этом вам помогут следующие слова и выражения: - автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.., останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ... и т.д. Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: - К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: - Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
Или: - Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. Или: - В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Шаг 4. Пишем основную часть. Основную часть можно начать следующими фразами: - Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста). - Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста). - Докажем эту мысль на примерах из текста... - Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы: - примеров должно быть 2; - примеры должны быть из указанного текста; - приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Пример 1: - Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Пример 2: - Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса - ечк -, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: - Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д. Например: - Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Или: - Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Варианты рассуждений учеников по ряду высказываний на лингвистическую тему (примеры взяты из текста О. Павловой) ( черным цветом выделены лингвистические термины , которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута ) 1 . «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе , каждая выполняет свою работу ». (М. В. Панов.) - Например, в предложении 52 (« С ме х с ветлым ви х рем проне сс я по вс ем углам, под хв ати в и о ш еломленную Ню ш у») аллитерация помогает услышать шум сильного порыва ветра. - Невероятная новость о том, что Гришка смеется, поразила окружающих , и многозначное слово «высыпали» (51) помогает зримо представить, как в коридоре появилась толпа людей.
- Уменьшительно-ласкательный суффикс - еньк - в слове « Гришенька » (11) и словосочетание со связью примыкание «горестно вздохнув» (10) , в котором наречие подчеркивает признак действия, отражают доброе отношение старшей медсестры к мальчику и ее беспокойство о том, что Гришка не умеет радоваться и смеяться. - Восклицательные предложения в монологе Нюши (33 – 36) помогают почувствовать, как потрясена девушка разговором с Гришкой и как хочется ей отвлечь мальчика от страшных мыслей.
2 . «Автор идет от мысли к словам , а читатель – от слов к мысли ». (Н. Шамфор .) - Автор текста всего двумя эпитетами «худенький и бледный» (6) рисует внешность Гришки, и читатель понимает, что мальчик болен . - Автор дала очень емкую характеристику Нюше, сказав, что она «волонтер» (2) . Это иноязычное слово заставляет испытывать к девушке еще большую симпатию: значит, Нюша бескорыстно и добровольно помогает больным детям.
3 . «Языком человек не только выражает что-либо , он им выражает также и самого себя ». (Георг фон Габеленц .) - В предложении 36 используется лексический повтор слова «пока» и многоточия после этого слова, и читателю становится понятно, как волнуется Нюша, как она искренне желает убедить Гришку в том, что «никто не исчезает насовсем», и в то же время не может найти для этого нужные слова. - Радость автора от того, что в больницу не поступают новые тяжело больные дети , можно увидеть в использовании вводного слова в предложении 4 («В ноябре больных, к счастью, не было») - Старшая медсестра, несомненно, добрый человек, она любит Гришку, переживает за него. Поэтому ее радость от того, что мальчик наконец-то захохотал , передана фразеологизмом «залилась смехом» и эпитетом «счастливым (смехом) » (50) .
4 . « Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение . … Грамматика … и знаки препинания охотно ей повинуются». (М. Е. Салтыков-Щедрин.) - Однородные сказуемые (предложение 38) отражают последовательность действий Нюши, когда она старалась скрыть от больного мальчика Гриши свои слезы : «отвернулась … вытерла (слезы) и посмотрела». - Придаточные причины в сложноподчиненном предложении 7 помогают читателю понять, почему Гришка не мог играть в подвижные игры. - Автор, рассказывая о работе Нюши, в предложениях 2 и 3 использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени , которые подчеркивают постоянство, неизменность ее действий («приезжала… развлекала… играла… разучивала стихи ) , и нам становится понятно, что для девушки занятия с больными детьми стали частью ее жизни. - В предложении 39 с помощью междометия « ойёёй !» изумленный Гришка выражает свою радость при виде изменившегося лица Нюши. А многоточие в предложении 42 передает заминку мальчика, не сразу сообразившего, на кого же стала похожа Нюша.
Внимание ! Не ошибитесь! Главная трудность при написании подобного сочинения – разобраться в смысле высказывания на лингвистическую тему и понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в высказывании автор говорит о грамматике (синтаксис и морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и др.). Такие примеры будут считаться ошибочными. Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь идет о лексике.
Варианты сочинений на лингвистическую тему ( черным цветом выделены лингвистические термины , которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута ) I «Художник мыслит образами , он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы », - утверждает лингвист Г. Я. Солганик . Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы , которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк. Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой». Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
II В «Литературной энциклопедии» утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог . Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Действительно, высказывая свои мысли или отношение к событиям, людям, понятиям, человек открывается сам, и мы можем понять, каков он. Например, недетская серьезность Гришки, его пытливый ум раскрываются в коротком диалоге с Нюшей. Мысль об исчезновении «насовсем» волнует мальчика. Это передает лексический повтор : «меня не будет с детьми», «и в палате меня тоже не будет», «и у окна не будет», «и в другой игровой комнате не будет». Гришка словно не раз думал о своем исчезновении «насовсем», и уже представил, как его действительно нет нигде в тех местах больницы, где он мог бы находиться. Но ребенок не знает, какие эмоции должны быть при мысли о смерти, поэтому спрашивает Нюшу: «Тебе не страшно?», «Ты не боишься?» Эти вопросительные предложения с отрицательной частицей «не» передают скрытую надежду мальчика на то, что в исчезновении насовсем нет ничего пугающего. Именно диалог помог понять, почему медсестра сказала о Гришке, что он «семи пядей во лбу».
III По словам современного лингвиста Н. С. Валгиной , «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста ». Действительно, абзац выступает как средство , позволяющее правильно понять информацию в любом тексте , однако, используя абзацный отступ , автор в художественном произведении может по-своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы . Так, О. Павловой хотелось подчеркнуть, насколько серьезно больны дети , и поэтому она вынесла эту мысль – всего одно предложение 3 – во второй абзац. И предпоследний абзац – вновь одно предложение («А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать») – передает важность этого события для всех, в том числе и для мальчика , и писательница абзацным отступом подчеркнула это. Таким образом, каждый абзац развивает и поддерживает часть главной идеи и помогает увидеть автора .
Обобщающая таблица «Языковые единицы в тексте О. Павловой» Языковые единицы Морфология (грамматика ) - Глаголы несовершенного вида прошедшего времени - Глаголы совершенного вида - Повелительное и условное наклонения г лагола - Глаголы в будущем времени - Роль наречий - Местоимения - Служебные слова (предлоги, частицы, союзы ) Роль языковых единиц в тексте - Подчеркивают будничность, повторяемость действий, о которых повествуется в тексте - Помогают увидеть, что действия совершаются лишь один раз и в строгой последовательности - Выражают приказ, необходимость действия или его возможность - Помогают рассказать о том, что произойдет после предыдущих событий - Конкретизация , детализация действий - Указывают на предметы, признаки, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении. - Служат для связи слов и предложений, для выражения авторского отношения к происходящему
Синтаксис (грамматика) - Однородные члены предложения - Обособленные члены предложения - Вводные слова - Обособленное приложение - Обособленное определение - Обособленные обстоятельства - Сложноподчиненные предложения - Безличные предложения - Односоставные неопределенно-личные предложения - Диалог - Абзац - Восклицательные предложения - Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней - Оттенить авторское отношение к изображаемому - Усилить зримость и наглядность изображаемого - Достоверно описать состояние героев - Помогают выразить обстоятельственные значения, усилить наглядность изображаемого - Выражают психофизическое состояние человека, возникающее в результате действия какой-то причины - В них важен сам факт, событие или действие, а субъект действия остается необозначенным, так как указание на него несущественно - Помогает дать характеристику героя - Логические и стилистические функции - Помогают передать настроение, чувства.
Пунктуация - Восклицательный знак - Многоточие Морфемика - Уменьшительно-ласкательные суффиксы - Однокоренные слова Лексика. Фразеология - Контекстные антонимы - Устная речь героя Повтор Средства выразительности - Эпитеты , сравнения, олицетворение, метафора, фразеологизмы - Звукопись - Эмоционально-экспрессивная функция - Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием - Оттенить авторское отношение к изображаемому - Изображают явление с различных сторон и выделяют в нем разнообразные свойства и признаки - Подчеркнуть контраст в изображаемом - Дать характеристику героя - Акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накале чувств героев - Создать художественный образ, усилить зримость, наглядность изображаемого - Создать звуковой образ
Желаю всем успешной сдачи экзамена!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе
Предложенный урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма») позволяет в по...
Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.
Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".
Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса...
Задания для групп "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе"
В 6 классе рассуждение как тип текста уже немного знаком учащимся. Данные задания направлены на формирование умений создавать текст-рассуждение....
Разработка серии уроков по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе"
Разработка уроков "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 11 классе " Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ &q...
Частная методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения
Данный материал поможет выпускникам в подготовке к написанию сочинения-рассуждения....