М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Восточное сказание
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Методы и методические приемы:
1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); практические (анализ текста, выполнение заданий по указанию);
2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный (учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимает, осмысливает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)
Оборудование: презентация к уроку, учебник, Дневник одного произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_palmy.docx | 59.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)
- Добрый день!
-Вы начать урок готовы?
-Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
---(У вас на столе лежит «Дневник одного произведения» с ним сегодня мы будем работать и всё в него записывать. А чтобы вам было удобно все страницы у него определённого цвета)
2. Актуализация опорных знаний.
---Ребята, послушайте отрывок из автобиографического стихотворения. Кто его автор?
Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он каждому сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить миф воздушный
И в нём терялся мыслию послушной.
На экране: - Чей портрет вы видите? (Портрет М.Ю. Лермонтова)
3. Определение тему и цели урока.
- Тема урока М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Восточное сказание.
- Кто может предположить цель урока?
(- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Расширим свои представления о творчестве Лермонтова, обогатим себя знанием и пониманием еще одного его произведения)
--Откройте дневник прочтите тему М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Восточное сказание.
4. Словарь литературоведческих терминов
- Почему поэт написал подзаголовок к нему – «Восточное сказание»?
(Сказание это - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную.
---Жанр своего произведения Лермонтов обозначил так –баллада.
Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. (В.А.Жуковский «Кубок»,«Светлана»)
--Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет.
- Что такое сюжет? Сюжет – это последовательность и связь событий в художественном произведении. СЮЖЕТ – РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ.
5. Изучение нового материала
--Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите на карту, как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока.
- Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.
1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)
2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)
3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)
4. Какие деревья там растут? (пальмы)(150-200лет растёт финиковая пальма)
5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)
6. Слово учителя. Всю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в лирике. Автор словно вовлекает нас в свои размышления.
Проблемный вопрос
- Давайте познакомимся с произведением, попытаемся определить О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?
7. Чтение баллады (Учебник стр. 152)
8. Беседа о первичном восприятии.
- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?(Песок, три пальмы, ручей)
- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение)
- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…)
- Так О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении? Проблемный вопрос
(В дневнике записать предположения, гипотезы)
На доске записали несколько(2-3 шт) Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно сделать? (Проанализировать текст)
9. Работа над содержанием баллады
- На сколько частей можно разделить текст?
(1. Пальмы
2. Караван
3. Пепел)
10. Беседа по вопросам.
-Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов»)
-Как поэт описывает ручей? («Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной»)
--Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).
- Как проходит жизнь пальм и ручья? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники).
--Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
- Что требовали от Бога пальмы? (Пальмы ничего не требовали от Бога, они просто ощущали неудовлетворенность жизнью)
РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
- Как называют свою судьбу пальмы? (“святой приговор”)
--С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).
-- Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).
---С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
- Какой прием лежит в основе их изображения? (прием олицетворения)
- Что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу).
- Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень – уровень человеческих отношений. Он усиливает эмоциональность строк, вызывает у читателя острое чувство жалости).
-- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).
11. Работа в группах В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину и какие зрительную?
КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне).
1 группа - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).
2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).
3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий). Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим
4 группа – какими словами автор передает движение? (шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…)
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.
ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.
ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.
ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, коврами.
Арабы - народ
---Что мы узнаем дальше из стихотворения? Как пальмы и ручей принимают своих гостей? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).
--Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).
--Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно)
--Вслушайтесь еще раз в строки (изобразительно-выразительные средства)
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
- Какие звуки повторяются? (Повторение согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ)
- С какой целью употреблена аллитерация. ( Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев)
- Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?")
--Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. (“И пали без жизни питомцы столетий!”).
“Пали”... - Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах).
- Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...).
- Что означает выражение питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)
- Итак, пальмы названы питомцами столетий. - ( Пальмы веками росли, столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм. Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.
--- Записываем определение в дневнике.
- Ребята, давайте прочитаем первую и последнюю строфы. ( Строфа - определенное кол-во строк, объединенных общей рифмой).
- Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе ситуацию? Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. (Это помогает читателю ярче представить себе ситуацию)
--- Записываем определение в дневнике.
--Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).
Урочный свой путь- обыкновенный, определённый; (Араб наклонился к луке- выступающий изгиб переднего края седла)
(Проро́к (от прорицатель) — В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю)
--Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).
- Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).
--Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, злой, безрассудный, безответственный, жестокий, эгоистичный поступок).
-- Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным)
--А вы оправдываете этих людей? Почему?
12. Подведение итогов урока
-Давайте вернемся к вопросу: О чем же размышляет Лермонтов?
(- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе.
Перечитаем начало стихотворения:
Три гордые пальмы высоко росли…
- Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?
(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)
- Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели.
- Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.
---Современно ли лермонтовское стихотворение? Приведите свои примеры из жизни? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).
- Так как же надо жить?
- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
- «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!
Ценность жизни – это тоже философская тема…
13. Рефлексия
Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?
Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;
стремиться к достойной жизни;
быть добрыми;
ценить жизнь.
14. Притча. Ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и спросил его: - Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.
15. Домашнее задание
Научиться выразительно читать балладу
Задание по выбору: нарисовать иллюстрацию к балладе или написать мини – сочинение на тему «Какое впечатление произвела на меня баллада «Три пальмы».
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».
Методы и методические приемы:
1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); практические (анализ текста, выполнение заданий по указанию);
2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный (учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимает, осмысливает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)
Оборудование: презентация к уроку, учебник, Дневник одного произведения
Учебные универсальные действия:
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план стихотворения);
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока и цели; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя; анализирует собственную работу.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свои мысли в устной речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение работать в команде.
Межпредметные: география, ИЗО, русский язык
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организа-ционный момент 1 мин | - Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! -У вас на столе лежит «Дневник одного произведения» с ним сегодня мы будем работать и всё в него записывать. А чтобы вам было удобно все страницы у него определённого цвета | Садятся на свои места, показывают своё настроение | Личностные: самоопределение |
3.Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. 3 мин | Ребята, послушайте один отрывок из автобиографического стихотворения. Попробуйте угадать кто его автор. Он не имел ни брата, ни сестры. И тайных мук его никто не ведал. До времени отвыкнув от игры, Он каждому сомненью сердце предал. И, презрев детства милые дары, Он начал думать, строить миф воздушный И в нём терялся мыслию послушной. | Вступают в диалог с учителем. | Регулятивные: формулировать тему |
Определение темы урока и целей урока. 3 мин | Кто может предположить тему урока? - Каковы цели нашего урока? - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Расширим свои представления о творчестве Лермонтова, обогатим себя знанием и пониманием еще одного его произведения Откройте ваши Дневники одного произведения и прочитайте тему урока «М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». - Почему поэт написал подзаголовок к нему – «Восточное сказание»? (Сказание это - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. ---Жанр своего произведения Лермонтов обозначил так – баллада. Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. (В.А.Жуковский «Кубок», «Светлана») --Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет. - Что такое сюжет? Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении. | Формулируют тему урока вместе с учителем. Автор определяет жанр произведения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном происхождении. | Регулятивные: формули-ровать тему и цели урока, иметь способность к целеполаганию. |
4. Изучение нового учебного материала. 3 мин | -Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите на карту, как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока. - Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм. 1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) 2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах) 3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис) 4. Какие деревья там растут? (пальмы) 5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник) | Вступают в диалог с учителем. Автор определяет жанр произведения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном происхождении. | Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Постановка проблемного вопроса | Всю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в лирике. Автор словно вовлекает нас в свои размышления. - Давайте познакомимся с произведением, попытаемся определить О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении? Чтение баллады (Учебник стр. 152) Беседа о первичном восприятии. - Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?(Песок, три пальмы, ручей) - Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение) - Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…) - Так О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении? Проблемный вопрос (В дневнике записать предположения, гипотезы) На доске записали несколько(2-3 шт) | На доске записали несколько гипотез | |
Погружение в текст 6 мин | Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно сделать? - На сколько частей можно разделить текст? (1. Пальмы 2. Караван 3. Пепел) Беседа по вопросам. -Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей"). - Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов») -Как поэт описывает ручей? («Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной») --Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной). - Как проходит жизнь пальм и ручья? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники). --Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы). - Что требовали от Бога пальмы? (Пальмы ничего не требовали от Бога, они просто ощущали неудовлетворенность жизнью) РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. - Как называют свою судьбу пальмы? (“святой приговор”) --С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми). -- Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева). ---С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это? - Какой прием лежит в основе их изображения? (прием олицетворения) - Что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу). - Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень – уровень человеческих отношений. Он усиливает эмоциональность строк, вызывает у читателя острое чувство жалости). -- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей). | Формулируют тему, основную мысль стихотворения, записывают. Красота природы и гармонии человека с природой. Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии. Читают значения слов. Подтверждают ответы примерами из текста. | Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию, составлять план Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией. |
Выполнение поискового задания 6 мин | Работа в группах В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину, какие зрительную? КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне). 1 группа - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый). 2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды). 3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий). Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим 4 группа – какими словами автор передает движение? (шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись… | Выполняют работу в группах, представляют результаты исследований. Происходит волшебное событие: сразу появляется караван вслед за укором пальм небу, однако, это событие и реалистично: подробно и очень детально описан караван -вереница верблюдов, пестрые ковры, «черные очи красавиц», их «смуглые ручки». Записывают определение в тетрадь. | Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию ( составлять план); Коммуникативные:оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией. |
Новый материал | ---Что мы узнаем дальше из стихотворения? Как пальмы и ручей принимают своих гостей? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева). --Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья). --Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно) --Вслушайтесь еще раз в строки (изобразительно-выразительные средства) По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! - Какие звуки повторяются? (Повторение согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ) - С какой целью употреблена аллитерация. ( Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев) - Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?") --Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. (“И пали без жизни питомцы столетий!”). “Пали”... - Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах). - Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...). - Что означает выражение питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков) - Итак, пальмы названы питомцами столетий. - ( Пальмы веками росли, столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм. Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. --- Записываем определение в дневнике. - Ребята, давайте прочитаем первую и последнюю строфы. ( Строфа - определенное кол-во строк, объединенных общей рифмой). - Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе ситуацию? Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. (Это помогает читателю ярче представить себе ситуацию) - Записываем определение в дневнике. --Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту). Урочный свой путь- обыкновенный, определённый; (Араб наклонился к луке- выступающий изгиб переднего края седла) (Проро́к - в религии: избранник Бога на земле) --Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место). - Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца). --Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, злой, безрассудный, безответственный, жестокий, эгоистичный поступок). -- Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным) --А вы оправдываете этих людей? Почему? | Записывают определение в тетрадь. Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, работают в парах, высказывают свою точку зрения, обосновывают её. | Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
6. Подведение итога 5 мин | -Давайте вернемся к вопросу: О чем же размышляет Лермонтов? (- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения: Три гордые пальмы высоко росли… - Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»? (Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.) - Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели. - Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии. ---Современно ли лермонтовское стихотворение? Приведите свои примеры из жизни? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти). - Так как же надо жить? - Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно. - «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить! Ценность жизни – это тоже философская тема… | Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, работают в парах, высказывают свою точку зрения, обосновывают её. | Личностные: умение чувствовать красоту выразительность речи, потребность в чтении. Познавательные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию в тексте Познавательные: строить рассуждение. Регулятивные: в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
9. Рефлексия 5 мин | Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке? Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях; стремиться к достойной жизни; быть добрыми; ценить жизнь. Притча. Ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце". Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и спросил его: - Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках. | Вступают в диалог с учителем, делают выводы. | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают отношение к процессу познания. |
10. Домашнее задание 1 мин | Научиться выразительно читать балладу. Задание по выбору: нарисовать иллюстрацию к балладе или написать мини – сочинение на тему «Какое впечатление произвела на меня баллада «Три пальмы». | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы"
Конспект урока составлен с учётом спицифики работы сдетьмис ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)...
Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"
Методическая разработка урока по литературе...
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...
Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Три пальмы"
Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...
Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме: "Восточное сказание М. Ю. Лермонтова "Три пальмы"
Презентация к методической разработке урока литературы в 6 классе по теме "Восточное сказание М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...
- Мне нравится (1)